г. Чита |
|
13 декабря 2019 г. |
дело N А19-17845/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей: Каминского В.Л., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Добежиной Лилии Васильевны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 октября 2019 года по делу N А19-17845/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя Добежиной Лилии Васильевны (ОГРН 304381033600097; ИНН 381000193441; г. Иркутск) к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (ОГРН 1163850051584; ИНН 3849057115; адрес: 664007, Иркутская область, город Иркутск, улица Поленова, дом 1) о признании недействительным уведомления от 08.07.2019 N505-70-13569/19 о демонтаже в добровольном порядке нестационарного торгового объекта,
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
индивидуальный предприниматель Добежина Лилия Васильевна (далее - заявитель, предприниматель или ИП Добежина Л.В.) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - Комитет) с заявлением о признании недействительным уведомления от 08.07.2019 N 505-70-13569/19 о демонтаже в добровольном порядке нестационарного торгового объекта (далее - НТО), расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Сибирских Партизан, у дома N 20.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 октября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Добежина Л.В. обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного, принятого при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм материального и процессуального права, по мотивам, изложенным в жалобе.
Комитет в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако предприниматель и Комитет явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 18.10.2007 администрация города Иркутска (арендодатель) и ИП Добежина Л.В. (арендатор) заключили договор аренды земельного участка N 795-ВС, согласно пункту 1.1. которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Сибирских партизан, в районе дома N 20, площадью 6 кв.м., из земель населенных пунктов. Цель использования земельного участка: установка и размещение временного сооружения без права возведения капитальных строений (п. 1.3. договора от 18.10.2007 N 795-ВС).
Срок действия договора определен с 01.10.2007 по 31.08.2008 (п. 1.5. договора от 18.10.2007 N 795-ВС).
Согласно дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка N 795-ВС от 18.10.2007 срок договора аренды продлен до 31.12.2017.
Пунктом 2.2.2 договора от 18.10.2007 N 795-ВС предусмотрено право арендодателя досрочно отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору извещение (заказным письмом с уведомлением о вручении) о принятом решении и требовании освободить объект. По истечении 30 дней с момента направления арендодателем арендатору уведомления заказным письмом с уведомлением о вручении договор считается расторгнутым.
Администрация города Иркутска, руководствуясь пунктом 2.2.2 договора от 18.10.2007 N 795-ВС) почтовым отправлением направила в адрес заявителя уведомление от 13.07.2017 N180-71-2957/17 об отказе от исполнения договора в одностороннем порядке с предложением в срок до 21.08.2017 освободить занимаемый земельный участок и передать его по акту приема-передачи представителю администрации города Иркутска.
К названному договору были заключены дополнительные соглашения "Д" от 31.03.2014 и "Е" от 12.09.2018, которыми срок действия договора продлен до 31.12.2017 и до 31.12.2018 соответственно.
01.07.2019 главным специалистом отдела контроля департамента потребительского рынка Комитета проведен мониторинг территории Ленинского округа города Иркутска, в ходе которого по адресу: г. Иркутск, ул. Сибирских партизан, в районе дома N 20 выявлен самовольно размещенный нестационарный торговый объект - киоск по реализации мороженого.
Результаты мониторинга зафиксированы в акте осмотра земельного участка от 01.07.2019.
Комитетом 08.07.2019 в адрес ИП Добежиной направлено уведомление N 505-70-13569/19 о выявлении факта самовольного размещения нестационарного торгового объекта по адресу: г. Иркутск, ул. Сибирских партизан, в районе дома N 20 и о необходимости в срок до 14.07.2019 осуществить демонтаж вышеуказанного НТО в добровольном порядке с указанием, что в противном случае администрацией города Иркутска будет осуществлен демонтаж самовольно размещенного НТО в принудительном порядке в соответствии с постановлением администрации города Иркутска от 30.06.2017 N 031-06-639/7 "Об утверждении Порядка выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска", с отнесением расходов по демонтажу на счёт предпринимателя.
Не согласившись с вынесенным уведомлением от 08.07.2019 N 505-70-13569/19, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого уведомления правильными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования предпринимателя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим уведомлением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования предпринимателя удовлетворению не подлежат.
В целях предотвращения фактов самовольного размещения НТО на территории города Иркутска, руководствуясь статьёй 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 37, 38, 42 Устава города Иркутска, администрацией города Иркутска постановлением от 30.06.2017 N 031-06-639/7-1 утвержден Порядок выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска (далее - Порядок).
К самовольно размещенным относятся НТО, расположенные на земельных участках и местах, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке (пункт 3 Порядка).
НТО в понимании пунктов 4, 5 Порядка это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанную прочно с земельным участком, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Выявление самовольно размещенных НТО, принятие решений о дальнейшем демонтаже, их демонтаж осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.
В силу пункта 7 Порядка о демонтаже выявление самовольно размещенных НТО осуществляется Комитетом посредством осуществления мониторинга территории города Иркутска, а также на основании информации, поступившей от физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, других структурных подразделений администрации города Иркутска.
Каждый случай выявления Комитетом самовольно размещенного НТО оформляется не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня выявления актом, в котором указываются дата, время составления акта, наименование органа, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего(их) акт, место нахождения выявленного объекта, сведения о выявленных нарушениях, о лицах (если такие установлены), на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, и другие сведения. К акту прилагается фотосъемка объекта с возможной привязкой к объекту окружающей природной среды, с помощью которого впоследствии возможно будет определить местоположение самовольно размещенного НТО (пункт 8 Порядка о демонтаже).
Согласно части 10 Порядка о демонтаже в случае наличия сведений о лицах, самовольно разместивших НТО, Комитет не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня составления акта, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка, письменно уведомляет таких лиц о его демонтаже.
Уведомление о демонтаже выдается лицу, осуществившему самовольное размещение НТО (пункт 9 Порядка о демонтаже).
В соответствии с пунктами 11, 12 указанного Порядка о демонтаже, демонтаж самовольно размещенного НТО и освобождение земельного участка производятся его владельцем в добровольном порядке за собственный счет в срок, указанный в уведомлении, предусмотренном пунктом 10 настоящего Порядка.
В случае неисполнения владельцем самовольно размещенного НТО требования о демонтаже такого объекта в добровольном порядке демонтаж осуществляется в принудительном порядке организацией, уполномоченной либо привлекаемой в соответствии с действующим законодательством Комитетом для производства работ по демонтажу (хранению).
Материалами дела подтверждается, что уведомлением от 08.07.2019 N 505-70-13569/19 Комитетом владельцу НТО ИП Добежиной Л.В. указано на самовольное размещение НТО - павильона, расположенного по адресу г. Иркутск, Ленинский район, ул. Сибирских партизан, в районе дома N 20 с требованием в срок до 14.07.2019 осуществить демонтаж вышеуказанного НТО в добровольном порядке.
Заявитель, не оспаривая факт, что действие договора аренды земельного участка от 18.10.2007 N 795-ВС, по которому ИП Добежиной Л.В. был предоставлен за плату во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Сибирских партизан, в районе дома N 20, площадью 6 кв.м., не было продлено по инициативе Администрации города Иркутска, указывает, что НТО, принадлежащий заявителю, находится в схеме размещения НТО Ленинского района города Иркутска, утвержденной Постановлением администрации города Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11, что, по его мнению, свидетельствует о возможности размещения НТО без предоставления земельного участка, а также при отсутствии разрешения уполномоченных органов.
Суд первой инстанции правомерно считает указанные выводы заявителя ошибочными ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением администрации города Иркутска от 30.12.2011 N 031-06-3192/11 "Об утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов" утверждены схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Иркутск.
Данное постановление принято в целях упорядочения размещения НТО на территории города Иркутска, и принято в отношении неопределенного круга лиц. Утвержденная им схема не содержит сведений о конкретных собственниках НТО и правах пользования земельными участками, занимаемыми их объектами. Содержание схемы размещения НТО не привязано к конкретным собственникам этих объектов.
Как следует из анализа приведённых выше законоположений в их системном единстве, федеральный законодатель, определяя основания использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 настоящего Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Однако такое положение не означает, что реализация права на размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы размещения НТО, исключая при этом возможность заключения иного, кроме договора аренды земельного участка, договора. При этом размещение НТО, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено действующим законодательством.
Из анализа пунктов 1 и 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка предоставления земельных участков для размещения НТО на основании схемы размещения НТО, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления посредством заключения иного договора, например договора на установку и эксплуатацию НТО, в том числе на конкурентной основе в соответствии с порядком, разработанным и утвержденным на территории соответствующего муниципального образования.
Вместе с тем, федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения НТО на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы порядка и условий размещения НТО на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
С учётом вышеизложенного ссылка заявителя на то, что оспариваемое уведомление является недопустимым доказательством, судом первой инстанции отклонена правильно.
Принимая во внимание, что Комитетом оспариваемый ненормативный акт принят в пределах его компетенции в соответствии с Порядком выявления и демонтажа самовольно размещенных НТО на территории города Иркутска, при этом предпринимателем не представлены доказательства наличия права на использование земельного участка, с учётом прекращения арендных отношений сторон, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу об отсутствии оснований для использования заявителем земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Сибирских Партизан, у дома N 20.
Указанная позиция суда полностью согласуется с позицией Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу N А19-14143/2018; Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 13.02.2018 по делу N 304-ЭС17-15428, определении от 18.10.2017 по делу N 80-АПГ17-12.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены в полном объёме, но подлежат отклонению, поскольку свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 октября 2019 года по делу N А19-17845/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17845/2019
Истец: Добежина Лилия Васильевна
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска