город Ростов-на-Дону |
|
13 декабря 2019 г. |
дело N А53-26979/2019 |
Судья Ефимова О.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу административной комиссии при администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2019 по делу N А53-26979/2019
по заявлению акционерного общества "Тандер"
к административной комиссии при администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии при администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону от 03.07.2019 N 22-762 о привлечении АО "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Принятым в порядке упрощенного производства решением в виде резолютивной части от 19.09.2019 суд удовлетворил заявленные требования. Мотивированное решение изготовлено 02.10.2019. Решение мотивировано тем, что административным органом допущено нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, административная комиссия при администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе административная комиссия просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что 24.06.2019 явку в комитет по окружающей среде обеспечила представитель АО "Тандер" по доверенности от 21.08.2018 Шебештейн Е.М.; в связи с отсутствием 24.06.2019 у законного представителя документов, необходимых для составления протокола об административном правонарушении (свидетельство о государственной регистрации права на объект; фрагмент публичной кадастровой карты; договор аренды земельного участка), составление протокола было перенесено на 16.30 и 17.00 25.06.2019, о чем свидетельствуют уведомления от 24.06.2019 N 59-2.1/1708 и N 59-2.1/1709, врученные нарочно представителю АО "Тандер" по доверенности Шебештейн Е.М., что подтверждает наличие на экземплярах уведомлений (стр. 50-51) даты, подписи, фамилии и инициалов представителя АО "Тандер" по доверенности Шебештейн Е.М.. что свидетельствует о надлежащем извещении законного представителя общества о времени, дате и месте составления протокола об административном правонарушении.
В суд от АО "Тандер" поступил отзыв, в котором указано на недоказанность совершения обществом правонарушения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности жалобы.
Как следует из материалов дела, 19.06.2019 должностным лицом отдела административного контроля комитет по охране окружающей среды администрации города Ростова-на-Дону выявлено, что по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 4, юридическим лицом АО "Тандер" допущено правонарушение, которые выразилось в следующем: на момент проверки при инспектировании территории Первомайского района города Ростова-на-Дону по вышеуказанному адресу общество не обеспечило уборку, в том числе покос сорной растительности и поддержание чистоты на объекте благоустройства (гипермаркет "Магнит"), допустило складирование строительных материалов на территории общего пользования (зона парковки гипермаркета "Магнит"), что является нарушением пункта 4 главы 3, пункта 15 главы 4 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, принятых решением Ростовской-на-Дону городской думы от 24.10.2017 N 398.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте обследования территории от 19.06.2019, а также в фототаблице.
В связи с выявленными нарушениями главным специалистом комитет по охране окружающей среды администрации города Ростова-на-Дону в отношении АО "Тандер" был составлен протокол об административном правонарушении от 25.06.2019 N 773 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административной комиссией при администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону вынесено постановление от 03.07.2019 N 22-762 о привлечении АО "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 70 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона.
Согласно части 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействия), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц - от 70000 до 100000 рублей.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398 утверждены Правила благоустройства территории г. Ростова-на-Дону (далее - Правила благоустройства), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, а также внутренних производственных территорий для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками и владельцами земельных участков, объектов строительства, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
В силу пункта 15 главы 4 Правил благоустройства на территории города запрещается: вывозить и выгружать все виды отходов в не отведенные для этой цели места, закапывать отходы в землю; сжигать все виды отходов на улицах, площадях, в скверах, парках, на бульварах, во дворах индивидуальных домовладений и многоквартирных жилых домов, на территориях организаций, на свалках; загрязнять улицы при перевозке отходов производства и потребления, мусора и иных сыпучих и жидких материалов на подвижном составе; осуществлять перевозку (в том числе специализированным транспортом) отходов производства и потребления, мусора, сыпучих и жидких материалов без принятия мер и использования средств (приспособлений), предотвращающих загрязнение улиц в процессе транспортирования; выбрасывать мусор из автомобилей; сорить на улицах, площадях и других местах общего пользования, выставлять тару с мусором и пищевыми отходами на улицы; загрязнять территории общего пользования бытовыми и промышленными отходами, в том числе отходами жизнедеятельности домашних животных; выбрасывать и сметать мусор на проезжую часть улиц, в ливнеприемники ливневой канализации, загрязнять полотно проезжей части при осуществлении выезда подвижного состава с грунтовых дорог, строительных площадок и т.д.; выбрасывать мусор с крыш, из окон, балконов (лоджий) зданий; установка в качестве уличного коммунально-бытового оборудования приспособленной тары (коробки, ящики, ведра и т.п.); складирование скола асфальта (фала) и грунта на озелененных территориях, в том числе на газонной части тротуаров, дворовых и внутриквартальных территорий; временное складирование органических остатков после сноса и обрезки деревьев на проезжей части улиц и тротуарах, препятствующее движению транспорта и пешеходов; складировать строительные материалы на территориях общего пользования, а также вне специально отведенных мест; мыть автомашины и другие транспортные средства у водоразборных колонок, в открытых водоемах и на их берегах, на площадях, в скверах, парках и в иных неустановленных местах; стирать белье у водоразборных колонок и в открытых водоемах; производить сброс хозяйственно-бытовых сточных вод и выпускать канализационные стоки на рельеф местности, в водные объекты, на тротуары, проезжую часть дорог, в ливневую канализацию, дренажные канавы, приемные лотки дождевых вод; производить торговлю фруктами, овощами и другими продуктами на улицах, площадях, стадионах и других местах, не отведенных для этих целей; размещать объекты торговли, временные и сезонные сооружения на проезжей части дорог; размещать объекты торговли, временные и сезонные сооружения (кроме предназначенных для обеспечения пассажирских перевозок) на тротуарах, газонной части улиц, скверов, парковой и лесной зоны без согласования в установленном порядке; складировать около торговых точек тару, запасы товаров, производить торговлю без специального оборудования; оставлять на улицах тару и остатки некондиционного или нереализованного товара от нестационарных торговых точек; купать животных в местах массового купания людей; выгуливать животных в парках, скверах, бульварах, на детских площадках и стадионах в нарушение порядка, установленного муниципальным правовым актом; выжигать сухую растительность; устанавливать малые архитектурные формы и элементы внешнего благоустройства без согласования, а также в нарушение установленного порядка; обустраивать выгребные ямы на объектах общего пользования; наносить на фасады зданий и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений (в том числе кровли, ограждения, защитные решетки, окна, балконы, лоджии, двери, карнизы, водосточные трубы, информационные таблички и др.) надписи и графические изображения (граффити) в нарушение установленного порядка; на центральных улицах развешивать на балконах и лоджиях предметы домашнего обихода, размещать на балконах и лоджиях крупногабаритные предметы обихода, видимые с улицы и ухудшающие вид фасада; движение, остановка и стоянка транспортных средств на тротуарах, газонах, детских площадках и спортивных площадках; оставление транспортных средств без кузовных деталей и элементов ходовой части, имеющих признаки брошенного транспортного средства, вне специально отведенных мест, предназначенных для стоянки автотранспорта, в том числе на придомовых территориях индивидуальных и многоквартирных домов; стоянка автотранспорта вне специально отведенных мест, препятствующая осуществлению работ по уборке и содержанию проезжей части автомобильных дорог общего пользования местного значения и улиц; оставление транспортных средств на подъездных путях к контейнерной площадке или бункеру мусоропровода, создающее помехи движению специализированного мусоровозного транспорта; ограждение, в том числе выносными приспособлениями, участков проезжей части в створе фасадов жилых и нежилых зданий (помещений в них), препятствующее свободному движению, остановке и стоянке транспорта; транспортировка сыпучих грузов без укрытия пологом; транспортировка груза волоком; сбрасывание тяжелых предметов при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ на проезжей части и тротуарах с твердым покрытием; накапливать, складировать отходы производства и потребления вне контейнеров, бункеров или в контейнеры, бункеры не предназначенные для таких видов отходов, вне специально отведенных мест, в том числе на придомовой территории; организовывать стихийные (необорудованные) места (площадки) накопления, складирования отходов.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, актом обследования территории и фототаблицей, подтверждается, что обществом по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 4, допущено нарушение приведенных правил благоустройства, поскольку не обеспечена уборка, в том числе покос сорной растительности и поддержание чистоты на объекте благоустройства (гипермаркет "Магнит"), допущено складирование строительных материалов на территории общего пользования (зона парковки гипермаркета "Магнит"), что является нарушением пункта 4 главы 3, пункта 15 главы 4 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, принятых решением Ростовской-на-Дону городской думы от 24.10.2017 N 398.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 5.1 Областного закона N 273-ЗС является доказанным.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
Обществом не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению нарушения правил благоустройства при осуществлении деятельности аптечного пункта, размещении информационной вывески.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что материалами дела об административном правонарушении доказано виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС.
Правонарушение квалифицировано по части 2 статьи 5.1 стать Областного закона N 273-ЗС, поскольку вступившим в законную силу 23.05.2019 постановлением от 28.02.2019 N Р-00406-19 общество привлечено к административной ответственности по статье 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" от 25.10.2002 N 273-ЗС.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы общества о недоказанности наличия в его действиях состава правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Допущение нарушения обществом требований Правил благоустройства при эксплуатации территории, прилегающей к гипермаркету "Магнит", принадлежащему АО "Тандер", подтверждено актом обследования территории, фототаблицей, протоколом об административном правонарушении, которые составлены уполномоченным должностным лицом в установленном законом порядке и являются надлежащими доказательствами по делу.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела с учетом требований ст. 68 АПК РФ обществом не представлено доказательств, опровергающих выявленные в ходе проверки нарушения, а именно - не обеспечение уборки, в том числе покос сорной растительности и поддержание чистоты на объекте благоустройства (гипермаркет "Магнит"), складирование строительных материалов на территории общего пользования (зона парковки гипермаркета "Магнит").
Материалами дела подтверждается, что земельный участок по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Лелюшенко, 4, находится в пользовании общества на основании договора аренды от 31.12.2013.
Таким образом, материалами дела подтверждается виновное совершение обществом правонарушения.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что протокол об административном правонарушении составлен 25.06.2019 без извещения законного представителя общества о времени и месте составления протокола.
Из материалов дела следует, что первоначально составление протокола об административном правонарушении было назначено на 24.06.2019.
24.06.2019 явку в комитет по окружающей среде обеспечил представитель АО "Тандер" по доверенности от 21.08.2018 Шебештейн Е.М.
В связи с отсутствием 24.06.2019 у законного представителя документов, необходимых для составления протокола об административном правонарушении (свидетельство о государственной регистрации права на объект; фрагмент публичной кадастровой карты; договор аренды земельного участка), составление протокола было перенесено на 16.30 и 17.00 25.06.2019.
Уведомления от 24.06.2019 N 59-2.1/1708 и N 59-2.1/1709 были вручены 24.06.2019 нарочно представителю АО "Тандер" по доверенности Шебештейн Е.М. (л.д. 61, 62 том 1).
Таким образом, АО "Тандер" было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
25.06.2019 протокол об административном правонарушении и повестка о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении были направлены в адрес АО "Тандер" (л.д. 20-21).
Таким образом, судом не выявлено нарушений прав и законных интересов заявителя при производстве по делу об административном правонарушении, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество также не обеспечило явку на заседание административной комиссии при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
Таким образом, постановление от 03.07.2019 N 22-762 о привлечении АО "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 70 000 рублей, является законным.
Судом апелляционной инстанции не установлены предусмотренные ст. 211 АПК РФ основания для удовлетворения заявления общества.
В данном случае правонарушение выявлено не в результате внеплановой проверки юридического лица, а при непосредственном обнаружении признаков правонарушения лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ.
Основания для признания допущенного правонарушения малозначительным также отсутствуют с учетом важности охраняемых отношений - благоприятные условия жизни, надлежащее состояние территории, здоровье людей, а также пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности (общество не признало вину в совершении правонарушения).
При изложенных обстоятельствах, решение суда от 02.10.2019 подлежит отмене.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-26979/2019 от 02 октября 2019 года отменить.
Отказать в удовлетворении заявления АО "Тандер".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 2166 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26979/2019
Истец: АО "ТАНДЕР"
Ответчик: Административная комиссия Первомайского района РО, Административная комиссия Первомайского района Ростовской области