город Ростов-на-Дону |
|
15 декабря 2019 г. |
дело N А01-714/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.
судей А.Н. Стрекачёва, Г.А. Сурмаляна,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.08.2019 по делу N А01-714/2019 об отказе в удовлетворении иска Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея
к обществу с ограниченной ответственностью ВТБ "Медицинское страхование"
о взыскании задолженности и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Адыгея (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью ВТБ "Медицинское страхование" (далее - ответчик) о взыскании денежных средств в размере 1 966 648,25 руб. и штрафа в размере 10 % необоснованно выплаченной суммы - 196 664,83 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 25.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Центр Здоровья".
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.08.2019 по делу N А01-714/2019 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда от 28.08.2019 по делу N А01-714/2019, истец обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Апеллянт указал, что право на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по офтальмологии возникло у ООО "Центр Здоровья" только с момента получения лицензии N ЛО-01-01-000399 от 26.05.2015. Исковые требования относятся к периоду с 01.01.2015 по 25.05.2015 и связаны с периодом действия предыдущей лицензии N ЛО-01-01-000274 от 01.10.2013.
Правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.06.2007 N 1936/07, не применима к настоящему спору. В указанном постановлении признано правомерным функционирование больницы в ожидании выдачи лицензии на новый срок, поскольку она своевременно начала процедуру оформления лицензии на новый срок, однако не получила ее по независящим от нее обстоятельствам. В рассматриваемом случае лицензия N ЛО-01-01-000274 от 01.10.2013 выдана бессрочно и не давала права на оказание медицинских услуг дневного стационара. Получение новой лицензии NЛ-01-01-000399 от 26.05.2015 было связано с получением права на выполнение новых работ (услуг): при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по офтальмологии, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии N ЛО-01-01-000274 от 01.10.2013. Вывод суда о том, что ООО "Центр Здоровья" в оспариваемый период функционировало в условиях ожидания выдачи лицензии NЛО-01-01000399, не обоснован.
До момента получения лицензии ООО "Центр Здоровье" не вправе было осуществлять новый вид деятельности, а ответчик - производить финансирование этой деятельности за счет средств фонда обязательного медицинского страхования. Вывод суда о том, что дневной стационар, как условие оказания медицинской помощи, не является новой услугой, является ошибочным, противоречит Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.08.2019 по делу N А01-714/2019 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит обжалованный судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считает выводы суда соответствующими установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Адыгея и ЗАО Медицинская страховая компания "Солидарность для жизни" (смена наименования организации на ООО ВТБ "Медицинское страхование" - протокол N 56 от 03.04.2014, протокол N 58 от 20.10.2014, Единый государственный реестр юридических лиц - реорганизация в форме присоединения 21.11.2017) заключили договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 30.12.2011, по условиям которого Территориальный фонд принял на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязалась оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования за счет целевых средств.
Между ООО ВТБ "Медицинское страхование" и ООО "Центр Здоровья" был заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 16 от 03.02.2014 в соответствии с типовой формой договора, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 24.14.2012 N135н. Условия договора N16 от 03.02.2014 соответствуют требованиям статьи 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 договора N 16 от 03.02.2014 медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов, до 31 числа каждого месяца включительно (пункт 4.1.договора N 16).
Согласно пункту 5.2 договора N 16 от 03.02.2014 медицинская организация обязалась бесплатно оказывать застрахованным лицам при наступлении страхового случая медицинскую помощь в рамках территориальной программы ОМС.
В период с 19.11.2018 по 23.11.2018 ТФОМС РА проведена внеплановая тематическая проверка в Адыгейском филиале ООО ВТБ "Медицинское страхование" на тему: "Проведение контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по офтальмологии в условиях дневного стационара с 01.01.2015 по 25.05.2015, предъявленных на оплату счетов и реестров счетов ООО "Центр здоровья" в Адыгейском филиале ООО ВТБ "Медицинское страхование".
По результатам проверки был составлен Акт от 23.11.2018 N 28 внеплановой тематической проверки в Адыгейском филиале ООО ВТБ "Медицинское страхование", согласно которому ТФОМС РА в связи с невыполнением филиалом ВТБ "Медицинское страхование" условий пункта 6.3 Договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 30.12.2011 в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, а именно: невыявление дефектов, соответствующих перечню оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, установленному в порядке организации контроля, в соответствии с пунктом 9 договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 30.12.2011, применяет финансовые санкции к филиалу ВТБ "Медицинское страхование", а именно: уменьшает финансирование Филиала ВТБ "Медицинское страхование" на 1 966 648,25 руб.; накладывает штраф в сумме 196 664,83 руб. (в размере 10% от необоснованно оплаченной суммы). В соответствии с пунктом 7 Договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 30.12.2011 филиал ВТБ "Медицинское страхование" обязан вышеуказанные суммы восстановить в течение десяти рабочих дней - до 08.12.2018.
Филиал ВТБ "Медицинское страхование" письмом от 29.11.2018 N 956 направил в ТФОМС РА возражение на акт от 23.11.2018.
ТФОМС РА направил письменное сообщение от 06.12.2018 N 2080 о результатах рассмотрения возражений филиала ВТБ "Медицинское страхование" от 29.11.2018 N 956, признал возражения необоснованными.
Письмом от 26.12.2018 N 2240 ТФОМС РА повторно напомнил филиалу ВТБ "Медицинское страхование" о необходимости уплаты задолженности в бюджет ТФОМС РА, на что филиал ВТБ "Медицинское страхование" ответил письмом от 10.01.2019 N 12, в котором указал, что заявленные требования считает незаконными, в связи с чем отказался исполнять указанные требования.
ТФОМС РА письмом от 18.01.2019 N 0099 "О результатах проверки" сообщил о необходимости исполнения Акта от 23.11.2018.
Письмом от 29.01.2019 N 0168 ТФОМС РА повторил филиалу ВТБ "Медицинское страхование" требование Акта от 23.11.2018 об уплате задолженности в размере 2 163 313,08 руб., в том числе: 1 966 648,25 руб. - денежные средства, израсходованные не по целевому назначению, 196 664,83 руб. - штраф в размере 10% от необоснованно оплаченной суммы.
Сумма задолженности в размере 2 163 313,08 руб. ответчиком не оплачена, что послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Адыгея с требованием о взыскании задолженности и штрафа.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, не допускается. Ответчиком производилась оплата оказанной медицинской помощи в пределах объемов, установленных для ООО "Центр Здоровья", которое в течении всего периода действия договора, в том числе, с 01.01.2015 по 25.05.2015 своевременно и в полном объеме оказывало застрахованным гражданам необходимую медицинскую помощь в соответствии с лицензией N ЛО-01-01-000274 от 01.10.2013. Суд пришел к выводу о том, что в оспариваемый период ООО "Центр Здоровья" функционировало в условиях ожидания выдачи лицензии N ЛО-01-01000399 и продолжало оказывать медицинские услуги в соответствии с лицензией NЛО-01-01-000274 от 01.10.2013, которая предусматривает, в том числе и оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по офтальмологии. Суд указал в решении, что в соответствии с пунктом 46 статьи 12 Закона N99-ФЗ лицензированию подлежит только деятельность, а не виды и условия оказания медицинской помощи. Поскольку федеральное законодательство гарантирует оказание гражданам, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, бесплатную медицинскую помощь, суд пришел к выводу, что оказанные ООО "Центр Здоровья" с 01.01.2015 по 25.05.2015 медицинские услуги в условиях дневного стационара являлись страховым случаем по смыслу Закона N 326-ФЗ и подлежали оплате в заявленном размере. Отсутствие у медицинской организации лицензии не освобождает страховую компанию от исполнения договорных обязательств.
Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав правовую оценку доводам апеллянта и имеющимся в деле документам, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалованный судебный акт подлежит отмене, принимая во внимание нижеследующее.
Правоотношения, возникающие в сфере осуществления обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ участниками обязательного медицинского страхования являются: территориальные фонды; страховые медицинские организации; медицинские организации.
Исходя из пункта 7 статьи 14, статьи 37 Закона N 326-ФЗ права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, равно как и деятельность страховых медицинских организаций в названной сфере реализуются на основании договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, а также договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (пункт 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования (пункт 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 30.12.2011 между истцом и ответчиком заключен договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в соответствии с которым территориальный фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (пункт 1 договора).
Согласно пункту 6.3 договора от 30.12.2011 страховая медицинская организация несет ответственность перед территориальным фондом за невыполнение условий настоящего договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Страховая медицинская организация выплачивает штрафы, пеню и осуществляет восстановление средств ОМС, использованных не по целевому назначению, по условиям настоящего договора за счет собственных средств, а так же в случае невыполнения условий настоящего договора в части осуществления контроля объемов, сроков, качества, и условий предоставления медицинской помощи за счет средств, перечисленных территориальным фондом на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, путем перечисления на расчетный счет территориального фонда в течение 10 рабочих дней с даты предъявления требований территориальным фондом (пункт 7).
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (пункт 2).
Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") относится к лицензируемым видам деятельности (пункт 46 части 1 статьи 12 Закона от 04.05.2011 N99-ФЗ).
Обязанность лицензирования вводится государством в наиболее значимых сферах деятельности хозяйствующих субъектов, там, где такой контроль необходим с целью недопущения и предупреждения нарушения прав широкого круга лиц, в том числе и в области медицинской деятельности.
Осуществление медицинской деятельности без лицензии, то есть без должного контроля со стороны государства за соблюдением всех нормативных требований, необходимых для ее осуществления, принципиально недопустима, потому как может причинить вред гражданам, обратившимся за медицинской помощью. Именно поэтому нормативными актами запрещено оказание медицинских услуг без лицензии и как следствие не предусмотрена обязанность по их оплате.
Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно приложению к Положению о лицензировании в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены в том числе работы (услуги) по офтальмологии.
Приказом Минздрава России от 11.03.2013 N 121н утверждены Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2013 N 28321).
Согласно пункту 2 данных Требований, офтальмология как вид работы (услуги) может быть организована и выполнена как при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях (подпункт 4), так и при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара (подпункт 5).
Из содержания приведенных норм следует, что лицензированию подлежит медицинская деятельность, включая осуществление конкретных видов деятельности, в том числе работы (услуги) по офтальмологии, которые указываются в соответствующей лицензии.
При этом оказание медицинской помощи амбулаторно и в дневном стационаре относятся к разным условиям оказания медицинских услуг.
Согласно пункту 5.5.1 Приложения N 8 к Приказу ФФОМС от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию", основанием для отказа в оплате медицинской помощи является включение в реестр счетов страховых случаев по видам медицинской деятельности, отсутствующим в действующей лицензии медицинской организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Как следует из материалов дела, ООО "Центр Здоровья" была выдана лицензия N ЛО-01-01-000274 от 01.10.2013 на осуществление деятельности по оказанию, в том числе, специализированной медико-санитарной помощи по офтальмологии в амбулаторных условиях.
Право на осуществление медицинской деятельности при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по офтальмологии указанная лицензия не предоставляет. Право на оказание соответствующих услуг возникло у ООО "Центр Здоровья" только с момента получения лицензии N ЛО-01-01-000399 от 26.05.2015.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ответчик необоснованно оплатил предъявленные ООО "Центр Здоровья" к оплате счета за оказанную медицинскую помощь в условиях дневного стационара за период с 01.01.2015 по 25.05.2015, когда общество не вправе было оказывать медицинские услуги в условиях дневного стационара в связи отсутствием лицензии по данному виду деятельности.
Согласно пункту 12 статьи 38 Закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, страховая медицинская организация возмещает за счет собственных средств в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования территориальным фондом.
Правовая позиция суда, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.06.2007 N 1936/07, не применима к настоящему спору. В указанном постановлении признано правомерным функционирование муниципальной больницы, являющейся единственным медицинским учреждением на соответствующей территории, в ожидании выдачи лицензии на новый срок, поскольку она своевременно начала процедуру оформления лицензии на новый срок, однако не получила ее по независящим от нее обстоятельствам.
В рассматриваемом случае, лицензия N ЛО-01-01-000274 от 01.10.2013 выдана бессрочно и не предусматривала право на оказание медицинских услуг дневного стационара, а получение новой лицензии NЛ-01-01-000399 от 26.05.2015 было связано с получением права на выполнение новых работ (услуг) при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара по офтальмологии, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии N ЛО-01-01-000274 от 01.10.2013.
Согласно пункту 11 статьи 38 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств страховая медицинская организация обязана уплатить территориальному фонду за счет собственных средств штраф в размере 10 процентов от суммы средств, использованных не по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 16 Приложения N 1 к дополнительному соглашению от 08.06.2017 N 21/2017 и Приложением N 3 к договору от 30.12.2011 за нецелевое расходование страховой медицинской организацией средств ОМС предусмотрен штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, с общества с ограниченной ответственностью ВТБ "Медицинское страхование" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея надлежит взыскать денежные средства в размере 1 966 648,25 руб., необоснованно выплаченные за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, и штраф в размере 196 664,83 руб.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются: нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права; несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела.
Поскольку суд первой инстанции пришел к выводам, не соответствующим имеющимся в деле доказательствам, и неправильно применил нормы материального права, решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.08.2019 по делу N А01-714/2019 подлежит отмене.
В связи с отменой обжалованного судебного акта, суд апелляционной инстанции в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 28.08.2019 по делу N А01-714/2019 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью ВТБ "Медицинское страхование" в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея денежные средства в размере 1 966 648,25 руб., штраф в размере 196 664,83 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 33 817 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-714/2019
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Адыгея
Ответчик: АО ВТБ Медицинское страхование, ООО Адыгейский филиал ВТБ Медицинское страхование
Третье лицо: ООО "Центр здоровья", ООО ВТБ Медицинское страхование