г. Самара |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А72-12879/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 09 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 16 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от Правительства Ульяновской области - представитель Тихонова И.В.(доверенность от 11.01.2019),
от Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704761773) в лице Пензенского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России - представитель не явился, извещено,
от Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от Министерства обороны Российской Федерации лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации - представитель Кижаева Е.В.(доверенность от 02.08.2019),
от Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов - представитель Тихонова Е.Н.(доверенность от 09.01.2019),
от Военно-охотничье общества Ульяновского гарнизона Приволжского округа-Региональная спортивная общественная организация - представитель не явился, извещено,
от ООО "Охотник" - представитель не явился, извещено,
от АО "Ульяновский механический завод" - представитель не явился, извещено,
от ООО "Октан-Ресурс" - представитель не явился, извещено,
от ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" - представитель не явился, извещено,
от АНПОО "Ульяновск Охота" - представитель не явился, извещено,
от АНО СОК "Вепрь" - представитель не явился, извещено,
от ООО "Русский лес" - представитель не явился, извещено,
от ИП Семёнова Н.П. - представитель не явился, извещено,
от ООО "Россич" - представитель не явился, извещено,
от ООО "СИП "Наша Родина" - представитель не явился, извещено,
от ООО "Победа" - представитель не явился, извещено,
от ИП Володина А.В. - представитель не явился, извещено,
от ООО "Калинка-Сервис" - представитель не явился, извещено,
от ООО "Прасковьинское" - представитель не явился, извещено,
от ООО СОК "Магнум" - представитель не явился, извещено,
от ООО "Ивушка" - представитель не явился, извещено,
от ООО "Маяк" - представитель не явился, извещено,
от ООО "Феникс" - представитель не явился, извещено,
от ООО "Междуречье" - представитель не явился, извещено,
от КФХ Илюхин В.М. - представитель не явился, извещено,
от ПО Ундоровский завод минеральной воды "Волжанка" - представитель не явился, извещено,
от ЗАО "Заволжский универсальный" - представитель не явился, извещено,
от ООО "Эколайф" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционным жалобам Правительства Ульяновской области,
Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 сентября 2019 года по делу N А72-12879/2018 (судья Семенова М.А.),
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704761773) в лице Пензенского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России, г.Пенза Пензенской области,
к Правительству Ульяновской области (ИНН 7325001144, ОГРН 1027301175110), г.Ульяновск,
заинтересованные лица:
Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (ИНН 7325067064), г. Ульяновск,
Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области (ИНН 7325161645), г.Ульяновск,
Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261) лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов,
Военно-охотничье общества Ульяновского гарнизона Приволжского округа-Региональная спортивная общественная организация, ООО "Охотник", АО "Ульяновский механический завод", ООО "Октан-Ресурс", ООО ПФ "Инзенский ДОЗ", АНПОО "Ульяновск Охота", АНО СОК "Вепрь", ООО "Русский лес", ИП Семёнова Н.П., ООО "Россич", ООО "СИП "Наша Родина", ООО "Победа", ИП Володина А.В., ООО "Калинка-Сервис", ООО "Прасковьинское", ООО СОК "Магнум", ООО "Ивушка", ООО "Маяк", ООО "Феникс", ООО "Междуречье", КФХ Илюхин В.М., ПО Ундоровский завод минеральной воды "Волжанка", ЗАО "Заволжский универсальный", ООО "Эколайф",
о признании недействительным и отмене постановления главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44 "О предоставлении заявленных территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными" в части предоставления юридическим лицам для осуществления пользования охотничьими животными, земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
исключить территорию зоны с особыми условиями использования территорий "Запретная зона военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации" из территорий и акваторий, предоставленных постановлением Главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице Пензенского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Правительству Ульяновской области (далее - ответчик), с требованием о признании недействительным и отмене постановления главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44 "О предоставлении заявленных территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными" в части предоставления юридическим лицам для осуществления пользования охотничьими животными, земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
исключить территорию зоны с особыми условиями использования территорий "Запретная зона военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации" из территорий и акваторий, предоставленных постановлением Главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, Министерство обороны Российской Федерации лице Департамента имущественных отношений Министерство обороны Российской Федерации (далее - заинтересованные лица), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ульяновская областная общественная организация охотников и рыболовов, Военно-охотничье общество Ульяновского гарнизона Приволжского округа-Региональная спортивная общественная организация, ООО "Охотник", АО "Ульяновский механический завод", ООО "Октан-Ресурс", ООО ПФ "Инзенский ДОЗ", АНПОО "Ульяновск Охота", АНО СОК "Вепрь", ООО "Русский лес", ИП Семёнова Н.П., ООО "Россич", ООО "СИП "Наша Родина", ООО "Победа", ИП Володина А.В., ООО "Калинка-Сервис", ООО "Прасковьинское", ООО СОК "Магнум", ООО "Ивушка", ООО "Маяк", ООО "Феникс", ООО "Междуречье", КФХ Илюхин В.М., ПО Ундоровский завод минеральной воды "Волжанка", ЗАО "Заволжский универсальный", ООО "Эколайф" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23 сентября 2019 года ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением в арбитражный суд удовлетворено. Пропущенный срок восстановлен. Признано недействительным постановление главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44 "О предоставлении заявленных территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными" в части предоставления юридическим лицам для осуществления пользования охотничьими животными земельных участков, находящихся в федеральной собственности -территорий зон с особыми условиями использования "Запретная зона военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации".
Не согласившись с выводами суда, Правительство Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и прекратить производство по делу.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что Постановление от 29.04.2002 N 44 является нормативно-правовым актом и обладает всеми признаками, определенными пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", которые характеризуют нормативно-правовой акт, а именно: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований в качестве суда первой инстанции рассматривает областной суд.
В дополнениях к апелляционной жалобе вновь указало на то, что оспариваемое Постановление Главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44 "О предоставлении заявленных территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными" обладает признаками нормативного правового акта.
Ульяновская областная общественная организация охотников и рыболовов в своей апелляционной жалобе просит Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.09.2019 г. по делу N А72-12879/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ в лице Пензенского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на неправомерное восстановление судом пропущенного заявителем процессуального срока на обращение в суд с заявлением.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 01.02.2017 г. N 49-П "О признании утратившими силу постановлений Главы администрации Ульяновской области" постановление Главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 г. N 44 "О предоставлении заявленных территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными" признано утратившим силу, в связи с чем, как полагает податель жалобы, отсутствовал предмет спора по настоящему делу.
Как указал податель жалобы, действовавшее в момент издания Постановления законодательство не предусматривало согласования предоставления права пользования объектами животного мира на определенной территории с Министерством обороны РФ. Полагает, что Постановление не могло нарушать ранее и не нарушает в настоящее время прав заявителя.
По мнению подателя жалобы восстановление нарушенного права на земельный участок, если таковое имеет место быть, возможно в ином судебном порядке посредством подачи негаторного или виндикационного иска.
Министерство обороны Российской Федерации лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.09.2019 г. по делу N А72-12879/2018 без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области - без удовлетворения. Минобороны России с доводами апелляционной жалобы не согласно, считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции не противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации, изложенные в решении выводы сделаны на основании всестороннего и обоснованного анализа сложившихся правоотношений на основании следующего.
Как указало Министерство, часть переданных в охотопользование земельных участков являются федеральной собственностью, в силу Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", принадлежат на праве собственности Министерству обороны Российской Федерации, а также используются в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации с 1992 года.
В соответствии со свидетельствами о регистрации права собственности от 11.09.2014 г. N N 73 АА 834403, 73 АА 834404, 73 АА 834405, земельные участки с кадастровыми номерами 73:04:021801:5, 73:04:021801:6, 73:04:021801:41 переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России, которое в соответствии с уставной деятельностью осуществляет ведение лесного хозяйства, защиту, воспроизводство и охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров) лесов, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Постановлением N 44 Правительство Ульяновской области с нарушением установленной законом компетенции фактически распорядилось федеральной собственностью, что повлекло нарушение экономических (право собственности на земельные участки) и иных прав и интересов Минобороны России.
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице Пензенского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России в отзыве на апелляционные жалобы просит оставить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 11 сентября 2019 г. по гражданскому делу N А72-12879/2018 без изменения, апелляционные жалобы Правительства Ульяновской области и Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов без удовлетворения.
Во исполнение определения Арбитражного суда Ульяновской области от 11.09.2018 г. истцом в материалы дела представлена копия определения Пензенского областного суда о возвращении административного искового заявления от 06.09.2018 г.
Согласно указанному определению акты органов государственной власти, вынесенные в целях реализации полномочий по использованию объектов животного мира, носят ненормативный характер.
Признание того или иного акта нормативным правовым, во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
В соответствии с п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса РФ", - отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Представитель Правительства Ульяновской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации судебном заседании с доводами жалоб не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционные жалобы. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В судебное заседание представители Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации в лице Пензенского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала ФГКУ "УЛХИП" Минобороны России, Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, Министерства обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Ульяновской областной общественной организации охотников и рыболовов, Военно-охотничье общества Ульяновского гарнизона Приволжского округа-Региональная спортивная общественная организация, ООО "Охотник", АО "Ульяновский механический завод", ООО "Октан-Ресурс", ООО ПФ "Инзенский ДОЗ", АНПОО "Ульяновск Охота", АНО СОК "Вепрь", ООО "Русский лес", ИП "Семёнова Н.П., ООО "Россич", ООО "СИП "Наша Родина", ООО "Победа", ИП Володин А.В., ООО "Калинка-Сервис", ООО "Прасковьинское", ООО СОК "Магнум", ООО "Ивушка", ООО "Маяк", ООО "Феникс", ООО "Междуречье", КФХ Илюхин В.М., ПО Ундоровский завод минеральной воды "Волжанка", ЗАО "Заволжский универсальный", ООО "Эколайф" лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционные жалобы в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрены в их отсутствие.
Апелляционные жалобы на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрены в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционных жалоб, дополнений к жалобе, отзывов, выступлений представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, при этом исходил из следующего.
29.04.2002 Главой администрации Ульяновской области принято постановление N 44 "О предоставлении заявленных территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными".
Данным постановлением в 2002 году:
-Ульяновской областной общественной организации Российской ассоциации общественных объединений охотников и рыболовов,
-военно-охотничьему обществу Ульяновского гарнизона Приволжского округа, -муниципальному предприятию "Охотник"
-открытому акционерному обществу "Ульяновский автомобильный завод" сроком на 10 лет,предоставлены территории и акватории, необходимые для осуществления пользования охотничьими животными, в границах согласно приложению.
Рекомендовано Управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Ульяновской области подготовить договоры о предоставлении в пользование указанным в пункте 1 настоящего постановления организациям территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством; пользователям охотничьими животными заключить договоры на пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства с лесхозами комитета природных ресурсов по Ульяновской области в соответствии с постановлением Главы администрации области от 05.06.2001 N 78 "Об утверждении Порядка пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства на территории Ульяновской области.
Постановлением Главы администрации Ульяновской области от 14.03.2003 N 21 в постановление N44 внесены изменения: "слова "открытому акционерному обществу "Ульяновский автомобильный завод" исключить; после слов "сроком на 10 лет" дополнить слова "открытому акционерному обществу "Ульяновский механический завод" сроком на 1 год".
Постановлением Правительства Ульяновской области от 01.02.2017 N 49-П "О признании утратившими силу постановлений Главы администрации Ульяновской области", в том числе, постановление Главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44 признано утратившим силу.
УЛХиП настаивало на рассмотрении заявления по существу, поскольку, как следует из пункта 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99, отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Ответчик полагает, что спор неподведомственен арбитражному суду, так как оспариваемое постановление является нормативным актом; по его мнению, оно обладает признаками, установленными п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (утратило силу на основании п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N50). Текст оспариваемого постановления N44 был опубликован в изданиях "Деловой Вестник" N63 07.05.2002; "Ульяновская правда" N75 (21.574) 14.05.2002.
Согласно п.2 Постановления Пленума ВС РФ N 50 признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются:
-издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Оспариваемым постановлением 4-м юридическим лицам (п.1) на разные сроки предоставлены территории и акватории, необходимые для осуществления пользования охотничьими животными, в границах согласно приложению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое постановление нельзя не является нормативным правовым актом, поскольку оно не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Выводы суда не противоречат судебной практике - аналогичный иск заявителя был возвращен определением Пензенского областного суда от 06.09.2018 по мотиву того, что оспариваемое распоряжение носит ненормативный характер (т.1 стр.55).
Следовательно спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, восстановив срок на подачу заявления в суд, сделав вывод о том, что постановление N 44 в оспариваемой части нарушает законные права и интересы заявителя, правомерно рассмотрел спор по существу.
Как следует из заявления, УЛХиП обратилось в арбитражный суд, ссылаясь на то, что постановление N 44 в оспариваемой части издано с нарушением полномочий, находится в противоречии со ст.10 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.157.1 ГК РФ, ст.115 и ч.1 ст.8 Конституции Российской Федерации, препятствует исполнению Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (далее - Постановление N 405), утвердившего Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, что является основанием для признания его недействительным в части управления и распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Кроме того, во вступительной части (преамбуле) постановления N 44, предоставление территорий обосновано согласованием, проведенным с собственниками земель и владельцами лесного фонда, что не соответствует действительности; включение федеральных земель в границы охотничьих угодий произведено без согласования и без какого-либо уведомления правообладателя или собственника земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно Уставу заявителя, утвержденному в 2015 году приказом N 297 директора Департамента имущественных отношений Минобороны России, в том числе, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.02.2015 N 72 ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" МО РФ переименовано в ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" МО РФ. Учредителем УЛХиП является Российская Федерация; полномочия учредителя в отношении УЛХиП и собственника имущества осуществляет Минобороны России.
УЛХиП непосредственно подчиняется Департаменту имущественных отношений Минобороны России, от своего имени выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение имеет филиалы, в том числе: Пензенское лесничество МО РФ.
Суд апелляционной инстанции, исходя из анализа представленных в материалы дела доказательств, установил следующее.
В 1992 г. войсковой части N 55448 (р.п.Глотовка Инзенский район Ульяновской области) распоряжением главы администрации Ульяновской области N 524-р от 03.07.1992 выдано свидетельство N 31 на право бессрочного пользования землей площадью 1 912 га для нужд Вооруженных Сил РФ.
В 1998 г. в соответствии с Порядком закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" (далее - Постановление N 135), по согласованию с Государственным земельным комитетом РФ, по сводному акту от 20.10.1998 Комитетом по лесу были переданы Ульяновскому военному лесничеству Ульяновской области леса, расположенные на землях обороны с целью постоянного использования для нужд обороны, в т.ч.: Инзенский район, в/ч 55448, общей площадью 1 892 га.
При этом, согласно Постановлению N 135:
-акт о передаче лесов утверждается совместным приказом федерального органа управления лесным хозяйством и федерального органа исполнительной власти по вопросам обороны, который является документом, удостоверяющим закрепление лесов за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны.
-на орган исполнительной власти по вопросам обороны возлагается организация ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по их лесоустройству и государственному учету.
Совместным приказом N 86/136 от 13.04.1999 Федеральной службы лесного хозяйства России и Минобороны России были утверждены акты о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях Минобороны России, в том числе, в Ульяновской области - 10 561 гектаров.
Согласно приложению к постановлению N 44, в границах представленных ответчиком территорий, расположены земельные участки, которым присвоены кадастровые номера 73:04:040301:41, 73:04:021801:5, 73:04:021801:6.
В соответствии со свидетельствами о регистрации права собственности от 11.09.2014 года N N 73 АА 834403, 73 АА 834404, 73 АА 834405 Минобороны России является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 73:04:021801:5, 73:04:021801:6, 73:04:021801:41.
Свидетельства подтверждают, что данные земельные участки переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России, они расположены в восточной части кадастрового квартала, северной части кадастрового квартала и на территории войсковой части 55448 соответственно, отнесены к категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального обеспечения, и используются для нужд Минобороны России.
Как следует из отзыва Минобороны России, выдача вышеуказанных свидетельств в 2014 году обусловлена перерегистрацией права за реорганизованной, подведомственной Минобороны России организацией; передача земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование УЛХиП обусловлена тем, что в соответствии с положениями пункта 21 Устава УЛХиП его основными целями деятельности являются ведение лесного хозяйства, защита, воспроизводство и охрана (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров) лесов, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России.
Таким образом, заявитель организует систему государственного контроля и надзора за соответствием действующему законодательству порядка использования лесов, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России.
Указанные земельные участки, общей площадью 1804га, поставлены на кадастровый учет на основании вышеназванного правоустанавливающего документа от 03.07.1992 "Свидетельства о праве собственности на землю", подтверждающего выделение земли для нужд Вооруженных Сил РФ общей площадью 1 912 га в бессрочное пользование войсковой части 55448.
Статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что государственные акты, выданные юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют юридическую силу наряду с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании п.10 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
В настоящее время на территории земельных участков с кадастровыми номерами 73:04:040301:41, 73:04:021801:5, 73:04:021801:6, расположены 62-67, 69-75 кварталы участкового лесничества УЛХиП.
Закрепление лесов в подведомственную ответственность УЛХиП подтверждается, в том числе, совместным приказом Федеральной службы лесного хозяйства России и Министерства обороны Российской Федерации N 86/136 от 13.04.1999; сводным актом от 20.10.1998 о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны в Ульяновской области.
Таким образом, территория, в отношении которой в 2002 г. субъектом Российской Федерации принято оспариваемое постановление, находилась и находится в федеральной собственности, и закреплена в подведомственную ответственность УЛХиП.
Кроме того, с 2015 г. в отношении указанной территории в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зоне с особыми условиями использования территории, а именно: "Запретной зоне военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны РФ", с учетным номером 73.00.2.33.
Землеустроительные работы по определению границ зоны с особыми условиями использования территорий выполнены на основе картографических материалов и документов лесоустройства лесничества МО РФ.
Согласно п.2 Положения об установлении запретных и иных зон, запретная зона -территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта
В силу п.12 Положения об установлении запретных и иных зон, на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
В пределах запретной зоны не допускается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывных устройств и пиротехнических средств.
В силу ч.2 ст. 9 ЗК РФ, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация.
Согласно ст.10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Леса, расположенные на землях обороны и безопасности, закреплены за Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с Постановлением N 135. Согласно указанному постановлению, леса, расположенные на землях обороны, исключены из состава лесного фонда и предоставлены Министерству обороны Российской Федерации с целью обеспечения нужд Вооруженных Сил Российской Федерации. Управляет и контролирует ведение лесного хозяйства на землях обороны и безопасности специальное уполномоченное учреждение - ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России.
Согласно положениям части 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях.
Пунктом 10 статьи 1 Закона N 61 -ФЗ установлено, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Согласно пункту 12 статьи 1 Закона N 61 -ФЗ имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В рассматриваемой период полномочия Минобороны России определены Указом Президента РФ от 11.11.1998 N 1357 "Вопросы Минобороны РФ и Генерального штаба Вооруженных Сил РФ", утвердившим Положение о Минобороны РФ.
Согласно пункту 1 Положения, Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных ему организаций.
Как установил суд, на момент издания постановления N 44 спорные земельные участки уже находились в федеральной собственности с 1992 года, согласно вышеназванному свидетельству N31.
Нормы статей 9, 10 ЗК РФ не наделяют органы власти субъектов РФ полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Согласно пункту 5 статьи 93 ЗК РФ (утратил силу с 01.03.2015 на основании Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
Такой порядок был установлен Постановлением Правительства РФ N 176 только 31.03.2006, которым утверждены Правила передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в безвозмездное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 93 ЗК РФ (введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ) земли обороны и безопасности, временно не используемые по целевому назначению, с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, могут включаться в границы охотничьих угодий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1369 были утверждены Правила утверждения перечня земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в целях предоставления таких земельных участков гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий и сооружений.
Принимая во внимание изложенное, судом сделан правильный вывод о том, что на момент издания оспариваемого постановления N 44 в 2002 году, у ответчика не имелось законных оснований распоряжаться спорными земельными участками.
Только с принятием в 2006 и 2015 годах названных Постановлений Правительства РФ, введением в 2009 году п.5.1 в ст.93 ЗК, стало возможно предоставлять юридическим лицам и гражданам земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны Минобороны РФ.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе, в случае самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пункт 4 статьи 60 ЗК РФ).
В соответствии со статьями 198, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, обязательно необходимо наличие совокупности 2-х условий:
-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что постановление N 44 в оспариваемой части в момент его издания не соответствовало вышеприведенным нормам и нарушало права и законные интересы заявителя, поэтому имеется совокупность 2-х условий для признания его недействительным в оспариваемой части.
При данных обстоятельствах заявленные требования правомерно удовлетворены судом.
Способ устранения нарушенных прав в рассматриваемом случае не подлежит указанию, поскольку постановлением Правительства Ульяновской области от 01.02.2017 N 49-П "О признании утратившими силу постановлений Главы администрации Ульяновской области" постановление Главы администрации Ульяновской области от 29.04.2002 N 44 признано утратившим силу.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционных жалоб, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 сентября 2019 года по делу N А72-12879/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Н.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12879/2018
Истец: ПЕНЗЕНСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ ФГКУ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ в лице Пензенского филиала
Ответчик: Правительство Ульяновской области
Третье лицо: Министерство сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-60012/20
16.12.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18993/19
23.09.2019 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-12879/18
05.03.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44023/19
10.12.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18842/18
24.10.2018 Определение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-12879/18