город Омск |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А46-21748/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тетериной Н.В.,
судей Брежневой О.Ю., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Петровой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13435/2019) акционерного общества "Омскэлектро" на решение Арбитражного суда Омской области от 30 августа 2019 года по делу N А46-21748/2018 (судья Т.А. Беседина), принятое по иску индивидуального предпринимателя Кацмана Вадима Валерьевича (ИНН 550500237109, ОГРНИП 310554322200169) к акционерному обществу "Омскэлектро" (ИНН 5506225921, ОГРН 1135543015145) о взыскании 1190948 руб. 27 коп.,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Региональной энергетической комиссии Омской области, общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области и департамента имущественных отношений Администрации города Омска,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Кацмана Вадима Валерьевича - лично Кацман В.В. личность удостоверена паспортом, представителя Власовой Е.Г. по доверенности N 2 от 22.07.2019;
от акционерного общества "Омскэлектро" - представитель Черкасова Ю.В. по доверенность N 06-10/100-юр от 15.08.2019;
установил:
индивидуальный предприниматель Кацман Вадим Валерьевич (далее - ИП Кацман В.В., истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Омскэлектро" (далее - АО "Омскэлектро", ответчик) о взыскании 1 190 948 руб. 27 коп. задолженности за фактически оказанные услуги по передаче электрической энергии в период с января по октябрь 2018 года.
До вынесения судебного акта по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 3723885 руб. 47 коп. задолженности за период с января по декабрь 2017 года и 1289216 руб. 35 коп. неустойки за период с 08.02.2017 по 30.04.2019, а также неустойку по день фактического погашения долга; 1382053 руб. 56 коп. задолженности за период с января по октябрь 2018 года и 231199 руб. 51 коп. неустойки за период с 16.02.2018 по 30.04.2019, а также пени по день фактического погашения долга (заявление, поступившее в суд 30.04.2019); в заявлении, поступившем в суд 12.08.2019, просит взыскать с ответчика 3420836 руб. 26 коп. задолженности за период с января по декабрь 2017 года и 1328024 руб. 82 коп. неустойки за период с 08.02.2017 по 12.08.2019, а также неустойку по день фактического погашения долга; 1220611 руб. 20 коп. задолженности за период с января по октябрь 2018 года и 251418 руб. 76 коп. неустойки за период с 16.02.2018 по 12.08.2019, а также пени по день фактического погашения долга; в заявлении, представленном в заседание суда 20-22-23.08.2019, просит взыскать с ответчика 3119145 руб. 08 коп. задолженности за период с января по декабрь 2017 года и 1265371 руб. 59 коп. неустойки за период с 21.02.2017 по 12.08.2019, а также неустойку по день фактического погашения долга; 1078484 руб. 21 коп. задолженности за период с января по октябрь 2018 года и 256110 руб. 73 коп. неустойки за период с 21.02.2018 по 12.08.2019, а также пени по день фактического погашения долга.
Определением суда первой инстанции от 05.03.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Региональная энергетическая комиссия Омской области, общество с ограниченной ответственностью "Микрорайон", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области и департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.08.2019 с АО "Омскэлектро" в пользу ИП Кацмана В.В. взыскано 5 713 493 руб. 47 коп., в том числе: 4 197 629 руб. 29 коп. задолженности и 1 515 864 руб. 18 коп. пени за период с 21.02.2017 по 12.08.2019; а также пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки, начиная с 13.08.2019 по день фактического исполнения денежного обязательства; 24858 руб. расходов по уплате государственной пошлины, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано, также с АО "Омскэлектро" в доход федерального бюджета взыскано 26 687 руб. государственной пошлины.
Возражая против принятого судом первой инстанции судебного акта, АО "Омскэлектро" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обосновании своей позиции ответчик ссылается на то, что истцом нарушены положения части 5 стать 4 АПК РФ, представленные в материалы дела письма датированы до момента возникновения права требования оплаты, связаны с согласованием объема услуги. По мнению ответчика, при уточнении исковых требований истцом изменен не только предмет иска (ранее не заявленные периоды), но и его основание (оплата услуг, оказанных в соответствии с иными актами, в связи с неоплатой иных платежей). Полагает, что суд первой инстанции безосновательно не дал оценку судебным актам по делам N А46-4166/2013 и N А46-6964/2015, документу, подтверждающему право собственности АО "Омскэлекстро" на линию электропередач - низковольтную кабельную линию 0,4 кВ от ТП 6102, включенную ООО "Микрорайон" и ИП Кацман В.В. в договор аренды от 30.10.2017 N 1-17. Указывает на ненадлежащий способ защиты.
До начала судебного заседания от АО "Омскэлектро" поступили дополнения к апелляционной жалобе, от ИП Кацмана В.В. поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель АО "Омскэлектро" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ИП Кацмана В.В. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.01.2016 между АО "Омскэлектро" (заказчик) и ИП Кацманом В.В. (исполнитель) подписан договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии N 10- 0034 (в редакции протокола разногласий) (далее - договор), по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии в точках поставки, указанные в Приложении N 1 к настоящему договору, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии и мощности через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, а заказчик обязался оплачивать эти услуги в порядке, установленном настоящим договором и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины максимальной мощности в точках поставки, соответствующих точкам присоединения объектов электросетевого хозяйства заказчика к объектам электросетевого хозяйства исполнителя (пункт 1.1 договора).
Порядок расчетов за оказываемые услуги определен в разделе 5 настоящего договора, согласно пункту 5.1 которого расчеты по настоящему договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определен в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон договора и носит индивидуальный характер.
Согласно пункту 5.2 договора расчетным периодом для оплаты оказываемых услуг является один календарный месяц.
В силу пунктов 5.3-5.4 договора исполнитель и заказчик в последний рабочий день месяца осуществляют совместное снятие показаний приборов учета электрической энергии, согласованных в Приложении N 1. Исполнитель до 10 числа месяца, следующего за расчетным, предоставляет заказчику сопроводительным письмом с отметкой о вручении пакет платежных документов, акт учета перетоков электроэнергии (Приложение N 3), подписанные со своей стороны. В срок до 20 числа месяца, следующего за расчетным, заказчик обязуется согласовать объемы оказанной услуги по передаче электрической энергии и предоставить исполнителю подписанный со своей стороны акт учета перетоков электрической энергии. Уклонение заказчика от подписания данного акта должно быть письменно мотивировано с приложением подтверждающих документов.
В пункте 5.5 договора стороны предусмотрели, что расчет за услуги по передаче электрической энергии производится до 30 числа месяца, следующего за расчетным.
Для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии вариант применяемого тарифа выбирается в соответствии с условиями действующего законодательства РФ (пункт 5.6 договора в редакции протокола разногласий).
Как указывает истец, для актуализации Приложения N 1 в связи с принятием с 01.01.2016 на обслуживание электросетевого оборудования РП-616, ТП-6101, 6102, 6103, 6981 и кабельных линий - 10, 0,4 кВ, расположенных по адресу: г. Омск. ул. Фугенфирова-Рокосовского (4-й Микрорайон), ответчику направлено обращение от 05.02.2016 N 19 (вх. N 1232 от 11.02.2016), на которое ответа от ИП Кацмана В.В. не поступило.
При переоформлении актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон АО "Омскэлектро" пояснило, что не признает законных прав ИП Кацмана В.В. на арендованное электросетевое оборудование, в связи с чем отказывается от внесения изменений в договор от 25.01.2016 N 10-0034.
В части указанных выше объектов электросетевого хозяйства у истца действует договор N 55-10-000-1-012656 на покупку электрической энергии, используемой для технологических нужд с гарантирующим поставщиком (АО "Петербургская сбытовая компания"), согласно которому ИП Кацман В.В. выполняет обязанности по покупке потерь и оказанию услуг по передаче электрической энергии с 01.01.2016.
На основании договора аренды электрических сетей от 30.10.2017 N 1-17, заключенного между ООО "Микрорайон" (арендодатель) и ИП Кацманом В.В. (арендатор), арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду электрические сети:
- на высоковольтные электрические сети 10 кВ, общей протяженностью 8090,0 м этажность 1, местоположением по улицам Фугенфирова, Рокоссовского, Дианова, Лукашевича, Ватутина, Перелета от подстанции "Новая" РП 616, от РП 616 до ТП 6103, ТП 6981, ТП 6102, ТП 6101 (инвентарный N 70001701, кадастровый номер 55 36 00 70001701);
- на ТП 6981, расположенную на улице Фугенфирова, д. 1-А (инвентарный номер 6669513, кадастровый номер 55 36 0 0 6669513);
- на ТП 6103, расположенную на улице Фугенфирова 11Б (инвентарный N 6669512, кадастровый номер 55 36 0 0 6669512);
- на низковольтные электрические сети 0,4 кВ, общей протяженностью 4815,0 м этажность 1, местоположением по улицам Фугенфирова, Рокоссовского, Дианова, Лукашевича от РП 616, ТП 6101, ТП 6102, ТП 6103, ТП 6981 до жилых домов по улицам Фугенфирова 1, 1а, 16, 3, 5, 5а, II, 13, 116; Рокоссовского 6, 2, 4 корп. 1; Лукашевича 12,10, 10а, 86, 8а, 6а, 6, 6 корп. 1; Дианова 4 (инвентарный N 70001700, кадастровый номер 55 36 0 0 70001700);
- оборудование подстанции с суммарной мощностью силовых трансформаторов 4920 КвА.
Договор аренды заключен с 30.10.2017 по 31.10.2020, зарегистрирован в установленном порядке в Росреестре по Омской области.
Ранее между ООО "Микрорайон" (арендодатель) и ИП Кацманом В.В. (арендатор) действовал договор аренды электрических сетей от 31.12.2015 N 1-16.
Истец утверждает, что во исполнение условий договора от 25.01.2016 N 10-0034 оказал ответчику услуги по передаче электрической энергии, что подтверждается актами об оказании услуги по передаче электрической энергии, интегральным актом отпуска электроэнергии, сведениями об объемах переданной электроэнергии.
Кроме того, исполнитель фактически оказал заказчику в период с января 2017 года по октябрь 2018 года услуги по передаче электрической энергии по точкам поставки, не включенным в договор, на общую сумму 4 197 629 руб. 29 коп.
АО "Омскэлектро" направило исполнителю протоколы разногласий к актам учета перетоков электроэнергии по точкам поставки в сечении ИП Кацман В.В. - АО "Омскэлектро" за исковой период, произвело оплату за оказанные услуги по передаче электрической энергии по точкам поставки, включенным в договор.
Поскольку заказчик оплату фактически оказанных услуг не произвел, образовалась задолженность в размере 4 197 629 руб. 29 коп.
Направленные в адрес заказчика письма от 06.02.2017 N Б4, от 09.03.2017 N Б9, от 07.04.2017 N Б16, от 12.05.2017 N Б23, от 15.06.2017 N Б27, от 12.07.2017 N Б31, от 10.08.2017 N Б34, от 14.09.2017 N Б43, от 12.10.2017 N Б49, от 14.11.2017 N Б54, от 15.11.2017 N Б55, от 11.12.2017 N Б60 от 10.01.2018 N Б68, от 09.02.2018 N Б1, от 12.03.2018 N Б7, от 10.04.2018 N Б11, от 14.05.2018 N Б22, от 09.06.2018 N Б28, от 09.07.2018 N Б32, от 11.09.2018 N Б47, от 11.10.2018 N Б56, от 20.09.2018 N 85 с просьбой произвести оплату оказанных услуг оставлены без удовлетворения.
Отсутствие действий со стороны ответчика по оплате фактически оказанных услуг явилось основанием для обращения истца в суд за защитой нарушенных прав.
Арбитражный суд Омской области по итогам рассмотрения настоящего дела удовлетворил исковые требования частично, что явилось основанием для подачи ответчиком апелляционной жалобы.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, и, отклоняя доводы подателя жалобы, Восьмой арбитражный апелляционный суд исходит из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) из статьи 3, пунктов 2 и 3 статьи 26 которого следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями).
Из пункта 1 статьи 539, пункта 1 статьи 541, статьи 544, пункта 1 статьи 781 ГК РФ следует, что потребитель по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии обязан оплачивать фактически оказанные ему услуги исходя из объема переданной энергии, определяемого в соответствии с данными ее учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Порядок исполнения договора оказания услуг по передаче электроэнергии устанавливается в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2016 года N 1419 в Правила N 861 внесены изменения в порядок расчетов за услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 15 (3) указанных Правил потребители услуг по передаче электрической энергии (за исключением гарантирующих поставщиков, энергосбытовых, энергоснабжающих организаций - потребителей услуг по передаче электрической энергии, оказываемых в интересах населения и приравненных к нему категорий потребителей, включая исполнителей коммунальной услуги, а также прочих потребителей) оплачивают 50 процентов стоимости оказываемых им услуг по передаче электрической энергии на условиях предоплаты.
Стоимость объема услуг по передаче электрической энергии, оказываемых в интересах потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, включая исполнителей коммунальной услуги), за расчетный период, уменьшенная на величину средств, внесенных потребителем услуг по передаче электрической энергии в качестве оплаты оказанных услуг по передаче электрической энергии в месяце, за который осуществляется оплата, либо на условиях предоплаты, оплачивается до 20-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Положения Правил N 861 подпадают под действие части 6 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", которая устанавливает, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Следовательно, имеется прямое указание федерального закона, которое в силу статьи 4 ГК РФ является необходимым условием для распространения акта гражданского законодательства на отношения, возникшие до введения его в действие.
Таким образом, Правила N 861 в редакции Постановления N 1419, устанавливающие новый порядок оплаты услуг, обязательны для сторон договора со дня их вступления в силу (03.01.2017) и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Факт оказания истцом ответчику услуги по передаче электрической энергии на общую сумму 4 197 629 руб. 29 коп. по точкам поставки (арендованным объектам электросетевого хозяйства), не включенным в договор между сторонами подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
По общему правилу, заказчик должен оплатить услуги по передаче электроэнергии, оказанные ему исполнителем, по тарифам (ценовым ставкам), устанавливаемым уполномоченным на то государственным органом, что следует из пункта 1 статьи 424, пункта 1 статьи 779, пункта 1 статьи 781 ГК РФ, пункта 4 статьи 23.1, пункта 2 статьи 26 Закон об электроэнергетике.
Законодательство о тарифном регулировании, реализуя общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, а также принципы государственного регулирования тарифов (статьи 6, 23 Закона об электроэнергетики), исходит из того, что во взаиморасчетах за услуги по передаче электроэнергии между заказчиком и исполнителем услуг должна быть определенность и стабильность.
Услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию. Тарифы устанавливаются на период регулирования (как правило, не менее чем на календарный год) исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения, и плановых объемов перетока электроэнергии через эти объекты. Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов (статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил N 861, пункт 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Цены (тарифы) применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики (пункт 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, далее - Правила N 1178).
В частности, к регулируемым государством ценам относятся цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно Информационному письму Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии" в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), которые устанавливают порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Изменения и дополнения утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 31.07.2007 N 138-э/6.
При этом все сетевые организации обязаны провести расчеты строго в соответствии с Методическими указаниями.
В условиях котловой экономической модели все потребители услуг по передаче электроэнергии, относящиеся к одной группе, оплачивают эти услуги по единому (котловому) тарифу, за счет которого осуществляется сбор необходимой валовой выручки сетевых организаций, входящих в "котел".
Впоследствии котловая выручка распределяется между "котлодержателем" и смежными сетевыми организациями через индивидуальные тарифы, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из сетевых организаций (пункт 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний).
Тариф устанавливается по инициативе регулируемой организации и при ее непосредственном участии, что позволяет ей своевременно отстаивать свои права и знать о принятом решении (пункты 12, 25 Правил регулирования тарифов).
В качестве базы для расчета тарифов используются объем отпуска электроэнергии потребителям, величина мощности и величина технологического расхода. Регулируемые организации извещаются о заседании регулирующего органа и вправе знакомиться с материалами тарифного дела, включая проект решения (пункты 11, 12, 17, 18 Правил N 1178, пункт 81 Основ ценообразования).
Экономическая обоснованность предложенных регулируемыми организациями величин определяется экспертным путем. Тариф устанавливается на принципах стабильности и необратимости (пункт 2 статьи 23, статья 23.2 Закона N 35-ФЗ, пункт 64 Основ ценообразования, пункты 7, 22, 23, 31 Правил N 1178, разделы IV, V Методических указаний).
Таким образом, в тарифном решении, представляющем собой по существу план экономической деятельности электросетевого хозяйства региона и включающем как котловой, так и индивидуальные тарифы, устанавливается баланс интересов всех электросетевых организаций, входящих в "котел", а также учитываются все объекты электросетевого хозяйства, которые планируются к использованию сетевыми организациями региона в течение периода регулирования.
Разумные ожидания сетевых организаций в условиях добросовестного исполнения ими своей деятельности сводятся к получению той необходимой валовой выручки и тем способом, которые запланированы при утверждении тарифа.
Объективные просчеты тарифного регулирования корректируются впоследствии мерами тарифного регулирования (пункт 7 Основ ценообразования); субъективные просчеты сетевых организаций, к которым, помимо прочего, может быть отнесен выход за рамки экономической модели, являются рисками их предпринимательской деятельности и возмещению не подлежат.
Как следует из Правил N 1178, принципов и методов расчета цен (тарифов), установленных в разделе III Основ ценообразования, а также пунктов 43, 44, 47-49, 52 Методических указаний, тариф устанавливается так, чтобы обеспечить сетевой организации экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, то есть объем необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
При этом базовые величины для расчета ставок тарифов рассчитываются исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения.
Из указанных правовых норм следует, что в основе тарифа лежит экономическое обоснование необходимой валовой выручки регулируемой организации.
Как следует из пояснений РЭК Омской области, представленных суду первой инстанции во исполнение определения от 05.03.2019, в необходимой валовой выручке ИП Кацмана В.В. при формировании тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год РЭК Омской области учтены затраты на содержание и получение выручки от потребителей, присоединенных к объектам электросетевого хозяйства по договору аренды от 30.10.2017 N 1-17, заключенному с ООО "Микрорайон", а именно:
- линии электропередач (КЛ-10 кВ) общей протяженностью 8090.0000 м. по адресу (местоположение): г. Омск, Кировский АО, ул. Фугенфирова, ул. Рокоссовского, ул. Дианова, ул. Лукашевича, ул. Ватутина, ул. Перелета, от подстанции "Новая" до РП-616 (2х630 кВА), от РП-616 (2х630 кВА) до ТП-6103 (2х400 кВА), ТП-6981 (2х400 кВА), ТП- 6102 (2х400 кВА), ТП-6101 (2х630 кВА). Кадастровый (или условный) номер: 55:36:000000:140581;
- линии электропередач (КЛ-0,4 кВ) общей протяженностью 4815.0000 м. по адресу (местоположение): Омская область, г. Омск, Кировский АО, ул. Фугенфирова, ул. Рокоссовского, ул. Дианова, ул. Лукашевича; от РП-616, ТП-6101, ТП-6102, ТП-6103, ТП- 6981 до жилых домов по ул. Фугенфирова 1, 1а, 16, 3, 5, 5а, 11, 13, 11б; ул. Рокоссовского 6, 2, 4 корп. 1; ул. Лукашевича 12, 10, 10а, 8б, 8а, 6а, 6, 6 корп. 1; ул. Дианова 4.
В силу определений, содержащихся в статье 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно критериям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184, признаком территориальной сетевой организации являются:
- владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 MB А;
- владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями.
Таким образом, как верно указано в обжалуемом решении, определяющим признаком сетевой организации является владение на законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии (пункт 2 Правил N 861).
При этом законодательством об электроэнергетике не запрещено сетевым организациям получать плату за услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в их законное владение в течение периода тарифного регулирования в соответствии с заключенными договорами (пункт 29 Правил N 861).
Коллегия судей отмечает, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием задолженности за поставку (услуги по передаче) ресурса по сети, владелец такой сети не обязан доказывать наличие у него законного основания владения этой сетью, если поставка осуществлялась им по договору с абонентом (ответчиком).
В таком случае возражения ответчика, использовавшего соответствующий ресурс (услуги по передаче) и не оплатившего его, о том, что право собственности или иное право на соответствующую сеть не принадлежит истцу, не принимаются судом во внимание (аналогично подходу, изложенному в пункте 12 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" применительно к договору аренды).
В связи с изложенным не принимаются во внимание доводы ответчика со ссылками на дела N А46-4166/2013 об оспаривании права собственности ООО "Микрорайон" в отношении объектов электросетевого хозяйства и N А46-6101/2019 об оспаривании действительности договора аренды электрических сетей от 30.10.2017 N 1-17.
Также необходимо учитывать, что согласно пункту 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Для обоснования незаконности требований истца ответчику, помимо прочего, необходимо обосновать, какое иное лицо оказало услуги по передаче электроэнергии.
Таких доказательств в материалы настоящего дела не представлены, как и отсутствуют документы, свидетельствующие о том, что спорные сети учитывались при установлении тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии для иных организаций, в частности ответчика.
Таким образом, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что АО "Омскэлектро" являлось фактическим потребителем услуги по получению энергии посредством использования спорных точек поставки в период с января 2017 года по октябрь 2018 года, исполнителем услуги являлся ИП Кацман В.В., суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обязанности ответчика опалить фактический объем оказанной услуги.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно ненадлежащего способа защиты права не могут быть приняты во внимание на основании следующего.
В силу статьи 1102 и пункта 2 статьи 1105 ГК РФ потерпевший - лицо, владеющее на законных основаниях сетями, которые неосновательно использовались другими лицами (приобретателями) для передачи энергии, вправе потребовать от этих лиц возмещения того, что они сберегли вследствие такого пользования сетями, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
При этом по смыслу указанных норм и с учетом положений статьи 548 ГК РФ потерпевший вправе потребовать возмещения либо стоимости использования приобретателями соответствующих сетей в целях исполнения своих обязательств по снабжению электрической энергией, водой или тепловой энергией, либо стоимости услуг по передаче перечисленных товаров по этим сетям.
В силу пунктов 4 и 6 Правил N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя услуг по передаче электрической энергии, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, ИП Кацман В.В., для которого регулирующим органом установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии, вправе оказывать такие услуги и, следовательно, обоснованно обратилось с требованием о возмещении стоимости фактически оказанных услуг.
Поэтому, при установлении факта оказания истцом услуг по передаче электрической энергии не имеется оснований для отказа в удовлетворении соответствующего требования по их оплате.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что указанные ответчиком процессуальные нарушения о несоблюдении претензионного порядка и изменения при уточнении иска его предмета и основания, не является процессуальными нарушениями, влекущими безусловную отмену судебного акта, как и не повлекли принятие неверного судебного акта (часть 3 статьи 270 АПК РФ).
Более того, коллегия судей, исходит из позиции, отраженной в пункте 4 раздела II Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, учитывая, что в настоящем случае стороны уже вошли в рассматриваемый спор в рамках сложившихся по договору отношений с передачей его на разрешение суда и намерения разрешить таковой в досудебном порядке не нашло своего отражения в поведении сторон.
Кроме того, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате оказанных услуг на сумму 4 197 629 руб. 29 коп. не произведена, истцом начислены пени в сумме 1265371 руб. 59 коп. за период с 21.02.2017 по 12.08.2019 и в сумме 256110 руб. 73 коп. за период с 21.02.2018 по 12.08.2019, с продолжением начисления пени за каждый день просрочки по дату фактической оплаты включительно.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 193, 330, 332 ГК РФ, абзаца 5 пункта 2 статьи 26 Закона об электроэнергетике (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ), пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", проверив расчет неустойки истца, установив в нем арифметическую ошибку в количестве дней просрочки (с 21.02.2018 по 12.08.2019 - 538 дней, с 23.10.2018 по 12.08.2019 - 294 дня) и учитывая, что 20.10.2018 являлось не рабочим днем, последней датой оплаты за сентябрь 2018 года является 22.10.2018, скорректировал расчет и взыскал с ответчика пени за период с 21.02.2018 по 12.08.2019 в размере 250 492 руб. 59 коп. с последующим начислением до момента фактического исполнения обязательства.
Самостоятельных доводов относительно взыскания судом первой инстанции неустойки апелляционная жалоба, как и отзыв на нее не содержат, в связи с чем, выводы суда в указанной части не подлежат переоценке Восьмым арбитражным апелляционным судом в силу части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 30 августа 2019 года по делу N А46-21748/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
О.Ю. Брежнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-21748/2018
Истец: ИП КАЦМАН ВАДИМ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Ответчик: АО "ОМСКЭЛЕКТРО"
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, ООО "Микрорайон", Региональная Энергетическая комиссия Омской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-679/20
29.06.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5288/2021
26.03.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-21748/18
15.06.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-679/20
17.12.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13435/19
30.08.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-21748/18
02.04.2019 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-21748/18