город Омск |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А70-15067/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15795/2019) Государственной жилищной инспекции Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.10.2019 по делу N А70-15067/2019 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Системы городского обслуживания" (ОГРН 1057200851806, ИНН 7202140780) к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (ОГРН 1057200714988, ИНН 7204091062) о признании недействительным приказа от 06.06.2019 N 03-16-0965/2019, об обязании ответчика включить в реестр лицензии ООО "СГО" многоквартирный дом N 19 по ул. Тургенева г. Тюмени,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Системы городского обслуживания" (далее - заявитель, общество, ООО "СГО") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, административный орган) о признании недействительным приказа N 03-16-0965/2019-1 от 06.06.2019, об обязании Инспекции включить в реестр лицензии ООО "СГО" многоквартирный дом (далее - МКД) N 19 по ул. Тургенева г. Тюмени.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 09.10.2019 по делу N А70-15067/2019 требования ООО "СГО" удовлетворены, признан недействительным приказ Государственной жилищной инспекции Тюменской области N 03-16-0965/2019-1 от 07.06.2019 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Тюменской области и возврате заявления". Суд обязал Инспекцию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в реестр лицензий Тюменской области, включив в него сведения о многоквартирном жилом доме N 19 по ул. Тургенева г. Тюмени, деятельность по управлению которым осуществляет ООО "СГО".
Этим же судебным актом с Инспекции в пользу ООО "СГО" взысканы судебные расходы в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы податель указывает, что земельный участок относится к общему имуществу собственников помещений МКД, но земельный участок не является помещением общего пользования, соответственно, земельный участок как место общего пользования не является квалифицирующим признаком отнесения дома к многоквартирному; часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в качестве квалифицирующего признака содержит указание только на возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в доме. По мнению Инспекции, жилое здание, состоящее из двух квартир, имеющих самостоятельные выходы на земельный участок, прилегающий к нему, но из которых отсутствует возможность прямого доступа к помещениям общего пользования, не является многоквартирным.
Податель жалобы полагает неправомерным отклонение судом первой инстанции ссылки заявителя на технический паспорт дома, так как в нем указано на отсутствие помещений общего пользования. Инспекция утверждает, что спорный дом обладает признаками жилого дома блокированной застройки, указанными в статье 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), не относится к МКД.
От ООО "СГО" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Департаментом городского хозяйства Администрации города было объявлено о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домом. Извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в отношении многоквартирного дома N 19 по ул. Тургенева г. Тюмени размещено на сайте www.torgi.gov.ru регистрационный номер N МД-13/19 от 26.03.2019.
В состав конкурса лотом N 30 включен многоквартирный дом N 19 по ул. Тургенева г. Тюмени.
В соответствии с протоколом N 3 рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами от 06.05.2019 единственным допущенным участником торгов по лоту N 30 признано ООО "СГО" (ИНН 7202140780 Лицензия на осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 072000303 от 26.04.2018).
24.05.2019 ООО "СГО" подано заявление в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области о включении сведений о многоквартирном доме N 19 по ул. Тургенева г. Тюмени в реестр лицензий Тюменской области, в соответствии с пунктами 2, 3 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
К данному заявлению приложены следующие документы:
1. Копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса от 06.05.2019 N 3 на 4 листах;
2. Копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации от 20.05.2019 N 67/19 на 10 листах.
Приказом Инспекции от 06.06.2019 N 03-16-0965/2019 заявителю отказано во внесении изменений в реестр лицензий Тюменской области сведений о доме N 19 по ул. Тургенева г. Тюмени в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "СГО" в связи с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 Порядка внесения изменений в реестр изменений в реестр лицензий субъекта РФ, а именно:
- в заявлении не указан адрес многоквартирного дома, поскольку указанный дом согласно техническому паспорту является жилым;
- к заявлению не приложена копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса), поскольку указанный дом является жилым, что подтверждается техническим паспортом;
- к заявлению не приложена копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации, поскольку указанный дом является жилым, что подтверждается техническим паспортом.
Полагая приказ Государственной жилищной инспекцией Тюменской области от 06.06.2019 N 03-16-0965/2019 незаконным ООО "СГО" обратилось с настоящими требованиями в суд.
09.10.2019 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Выбор способа управления многоквартирным домом регламентируется статьей 161 ЖК РФ.
На основании части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Как было выше сказано, Департаментом городского хозяйства Администрации г. Тюмени было объявлено о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домом. Извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в отношении многоквартирного дома N 19 по ул. Тургенева г. Тюмени размещено на сайте www.torgi.gov.ru регистрационный номер N МД-13/19 от 26.03.2019. В состав конкурса лотом N 30 включен многоквартирный дом N 19 по ул. Тургенева г. Тюмени.
Таким образом, Департаментом городского хозяйства Администрации г. Тюмени дом N 19 по ул. Тургенева г. Тюмени расценен как многоквартирным, заявлен в рамках открытого конкурса, по результатам которого ООО "СГО" признано победителем.
24.05.2019 ООО "СГО" подано заявление в орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме N 19 по ул. Тургенева г. Тюмени в реестр лицензий Тюменской области, в соответствии с пунктами 2, 3 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий).
Сведения, содержащиеся в названных реестрах, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в системе, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, содержащихся в указанных реестрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определены Порядком внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее по тексту - Порядок N 938/пр).
Пунктом 2 Порядка N 938/пр определено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 3 Порядка установлен перечень документов, прилагающихся к заявлению о внесении изменений в реестр.
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6 Порядка).
При этом пунктом 7 Порядка предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов, в соответствии с пунктом 9 Порядка, являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Исследовав, представленные ООО "СГО" документы, Инспекция пришла к выводу о том, что дом N 19 по ул. Тургенева г. Тюмени не является многоквартирным, в связи с чем приняла решение об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления.
В апелляционной жалобе Инспекция настаивает правомерности приказа от 06.06.2019 N 03-16-0965/2019 по изложенным в нем мотивам.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия руководствуется следующим.
В силу части 2 статьи 195 ЖК РФ в реестр лицензий субъекта Российской Федерации подлежат включению сведения о многоквартирных домах.
В соответствии с частью 3 статьи 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком обособленном помещении.
В силу статьи 289 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктом 5 указанного Постановления установлено, что жилым помещением (изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания) признается квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, а также жилой дом или комната.
Из приведенных нормативных актов следует, что под многоквартирным домом понимается дом, который имеет не менее двух квартир, отвечающих требованиям части 3 статьи 16 ЖК РФ, а также принадлежащее собственникам этих квартир на праве общей долевой собственности общее имущество, в состав которого согласно части 1 статьи 36 названного Кодекса входят:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, для отнесения жилого здания к многоквартирному жилому дому необходимо не только наличие в нем более двух квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме, но и наличие в доме общего имущества, которое предполагает множественность субъектов права собственности на один и тот же объект.
Из представленной в материалы документов выписки из ЕГРН следует, что спорный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0216004:6072, относится к землям населенных пунктов, в его отношении предусмотрен вид использования для многоквартирного дома (л. д. 35-38).
Согласно акту о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющего объектом конкурса многоквартирный дом N 19 по ул. Тургенева г. Тюмени 1971 года постройки имеет 2 квартиры общей площадью 63 кв.м (л. д. 31-33), что административным органом не оспаривается.
Признавая спорный дом многоквартирным, апелляционная коллегия исходит из наличия в доме общего имущества, а именно единой крыши и единого цельного фасада, общего фундамента, здание располагается на одном земельном участке с кадастровым номером 72:23:0216004:6072, что, в свою очередь, влечет вывод о возможности управлении общим имуществом собственниками посредством управляющей организации.
Доводы подателя жалобы о том, что спорный дом обладает признаками жилого дома блокированной застройки, указанными в статье 49 ГрК РФ и не относится к МКД, отклоняются апелляционным судом, исходя из того, что в соответствии с актом о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющего объектом конкурса многоквартирный дом N 19 по ул. Тургенева г. Тюмени спорный дом обладает внутридомовыми инженерными коммуникациями по энергоснабжению, следовательно, имеет в своем составе элементы общего имущества.
Многоквартирным домом признаются также дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования (пункт 3 части 2 статьи 49 ГрК РФ).
Ссылки подателя жалобы на технический паспорт не принимаются во внимание, поскольку из последнего не следует, что дом N 19 по ул. Тургенева г. Тюмени не является многоквартирным.
Более того, из данного технического паспорта усматривается, что дом обладает чердачными перекрытиями (деревянные стены), что отражено в разделе "IV. Описание конструктивных элементов и определение износа жилого дома", соответственно, в доме имеется чердак, который является помещением, предназначенным для обслуживания более одной квартиры в данном доме, следовательно, являющийся общим имуществом собственников помещений.
При таких обстоятельствах, приказ Инспекции от 06.06.2019 N 03-16-0965/2019-1 обоснованно признан судом первой инстанции недействительным.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ не распределяются, в силу освобождения подателя жалобы от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Тюменской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 09.10.2019 по делу N А70-15067/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-15067/2019
Истец: ООО "Системы Городского Обслуживания"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ