г. Вологда |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А13-14415/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,
при участии от Департамента лесного комплекса Вологодской области Солодягина А.В. по доверенности от 09.01.2019, от специализированного автономного учреждения лесного хозяйства Вологодской области "Вологодское лесохозяйственное объединение" Савиной О.Н. по доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 октября 2019 года по делу N А13-14415/2019,
установил:
Департамент лесного комплекса Вологодской области (ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968; адрес: 160000, город Вологда, улица Герцена, дом 27; далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к специализированному автономному учреждению лесного хозяйства Вологодской области "Вологодское лесохозяйственное объединение" (ОГРН 1023500869237, ИНН 3525090553; адрес: 160019, город Вологда, переулок Кривой, дом 2; далее - учреждение) о взыскании 379 191 руб. 12 коп. по договору аренды лесного участка от 15.12.2009 N 02-02-16/1012-2009.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 14 октября 2019 года по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Истец с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального права. Представитель департамента в судебном заседании апелляционной инстанции доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, в ней изложенными, не согласились, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 15.12.2009 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 11.08.2009 N 730 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", приказов Департамента от 24.06.2009 N 357 "Об утверждении заявки ГУ ВО "Вологдасельлес" на реализацию приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Производство лесозаготовок, лесопиления и деревообработки в государственном учреждении Вологодской области "Вологодское управление сельскими лесами" ГУ ВО "Вологдасельлес" и от 01.12.2009 N 992 "О предоставлении в аренду ГУ ВО "Вологодское управление сельскими лесами" лесного участка" заключен договор аренды лесного участка N 02-02-16/1012-2009 (далее - договор), зарегистрированный в установленном порядке, сроком действия по 15.12.2058.
Согласно пункту 5 договора размер арендной платы по договору составляет 1 177 913 руб. 18 коп. в год и рассчитывается в соответствии с приложением 7.
Лесной участок передан арендатору для видов использования и в объемах согласно приложению 3 (пункт 4 договора).
В связи с выявлением в ходе лесопатологического обследования погибших и поврежденных лесных насаждений, требующих сплошной санитарной рубки, между департаментом и учреждением 18.08.2016 заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор (далее - дополнительное соглашение к договору), зарегистрированное в установленном порядке.
Пункт 5 договора изложен в новой редакции, согласно которой размер арендной платы по договору составляет 1 375 508 руб. 52 коп. в год и рассчитывается в соответствии с приложением 7. В период с 01.01.2017 по 31.12.2017 арендная плата составляет 2 145 179 руб. 40 коп. и рассчитывается по формуле согласно приложению 7/1.
Приложением 4/1 к договору (приложением 3 к дополнительному соглашению от 18.08.2016) установлено, что размер арендной платы в федеральный бюджет на 2017 год составляет 2 145 179 руб. 40 коп.
По результатам проведенной Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом) в 2018 году проверки правильности исчисления арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенных в рамках реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов (акт проверки от 28.09.2018 N 28/2018), ввиду необоснованного применения понижающего коэффициента 0,5 при расчете арендной платы на основании дополнительных соглашений, заключенных в связи с выявлением в ходе лесопатологического обследования погибших и поврежденных лесных насаждений, требующих санитарной рубки, выявлен недополученный доход федерального бюджета.
Объемы рубок погибших и поврежденных лесных насаждений при расчете арендной платы по договору не включены в показатели реализации приоритетного инвестиционного проекта. Изменение ежегодных объемов заготовки древесины не предусмотрено концепцией указанного проекта, а изменения в данный проект в порядке, определенным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, внесены не были. Общий ежегодный объем, установленный дополнительным соглашением к договору, превышает концепцию инвестиционного проекта. При расчете арендной платы за объем древесины, заготовленной сверх установленного ежегодного объема, должен быть применен коэффициент 1, то есть размер арендной платы, предусмотренный дополнительным соглашением к договору, должен был исчисляться на общих основаниях.
Претензией от 11.06.2019 N 01-01-18/301 истец потребовал уплатить в бюджет доплату за 2017 год в размере 379 191 руб. 12 коп.
В добровольном порядке ответчик обязательство по внесению арендной платы не исполнил, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 указанного Кодекса арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается в соответствии со статьей 310 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из названных положений закона следует, что размер арендной платы за пользование лесным участком должен быть установлен договором в соответствии с установленными нормативными актами ставками.
Ставки арендной платы и поправочные коэффициенты к ним установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
Арендная плата за лесной участок, используемый для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта определяется исходя из ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности с применением коэффициента 0,5, установленных Постановлением N 310.
Подпунктом "ж" пункта 12 договора закреплена обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, лесовосстановления и ухода за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении 6 к договору.
Необходимость проведения санитарных рубок в спорный период подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 1 статьи 60.2 ЛК РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
Согласно части 2 статьи 60.3 ЛК РФ меры санитарной безопасности в лесах, указанные в пунктах 3 - 5 части 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
В силу части 1 статьи 60.7 ЛК РФ предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение: 1) профилактических мероприятий по защите лесов; 2) санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений; 3) других определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 60.7 ЛК РФ мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках (санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе рубки погибших и поврежденных насаждений), предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Согласно подпункту "ж" пункта 12 договора обязанность осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия возложена на арендатора.
Таким образом, осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке является обязанностью лесопользователя, установленной законом и договором.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что объемы рубок, которые необходимы для осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий, являются составной частью договора, заключенного для реализации приоритетного инвестиционного проекта, и оснований для применения к указанным объемам коэффициента 1 не имеется.
Таким образом, содержащиеся в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 октября 2019 года по делу N А13-14415/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Н.В. Чередина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-14415/2019
Истец: Департамент лесного комплекса Вологодской области
Ответчик: САУ лесного хозяйства ВО "Вологдалесхоз"