г. Тула |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А09-4111/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.12.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Стахановой В.Н., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью СП "БЛЭК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ" (Республика Абхазия, г. Сухум) - Зайцева А.А. (выписка от 25.10.2019 N 2570), от заинтересованного лица - Брянской таможни (г. Брянск, ОГРН 1023202738558, ИНН 3232000180) - Григорьева Э.А. (по доверенности от 09.01.2019 N 06-62/04), Трегубовой Е.А. (по доверенности от 17.10.2019 N 06-62/165), в отсутствие заинтересованного лица - Таможенного поста МАПП Троебортное (Брянская область, 518-й километр автодороги "Украина" Троеборное), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, апелляционную жалобу Брянской таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 09.09.2019 по делу N А09-4111/2019 (судья Мишакин В.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью СП "БЛЭК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ" (далее - заявитель, ООО СП "БЛЭК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным решения таможенного поста МАПП Троебортное Брянской таможни от 15.02.2019 об отказе в выпуске товара - транспортного средства марки "Тoyota Sequoia", 2005 года выпуска, регистрационный номер А033РС АВН, на таможенную территорию Союза.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 09.09.2019 по делу N А09-4111/2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Брянская таможня обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в котором просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что автомобиль "Toyota Sequoia" 2005 года выпуска является транспортным средством личного пользования. При этом данный легковой автомобиль, не подпадает в исключение (товарную позицию 8702). Кроме того, судом первой инстанции не учтено, что данное транспортное средство согласно представленным стороной документам является "легковым", представляет из себя внедорожник.
Брянская таможня полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что спорное транспортное средство является транспортным средством международной перевозки, так как не учитывает то обстоятельство, что транспортное средство подпадает в пункт 1 перечня, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК N 74.
Податель жалобы также ссылается на имеющиеся разногласия и неточности в отношении сведений о регистрации ООО СП "БЛЕК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ".
ООО СП "БЛЭК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ" в отзыве на апелляционную жалобу возражало против ее доводов, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таможенный орган в письменных пояснениях по делу поддержал свою позицию по делу.
Общество в дополнительных письменных пояснениях к отзыву поддержало свою позицию по делу, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения
В судебном заседании представители таможенного заявили ходатайство об истребовании выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО СП "БЛЕК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ", а также ООО СП "БЛЭК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ" с ИНН 5070277, а также с ИНН 1070795 ОГРН 107РА001649 в министерстве юстиции Республики Абхазия, расположенном по адресу: Республика Абхазия, г. Сухум, ул. Званба, 9.
Представитель общества возражал против удовлетворения заявленного ходатайства таможенного органа об истребовании доказательств, представил копию выписки ЕГРЮЛ, в отношении ООО СП "БЛЕК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ", оригинал представил на обозрение суда.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел указанное ходатайство и отклонил его по следующим основаниям.
На основании части 3 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых было отказано судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении указанных ходатайств на том основании, что они не были удовлетворены судом первой инстанции.
В силу пункта 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе истребовать доказательство от лица, у которого оно находится, по ходатайству лица, участвующего в деле и не имеющего возможности самостоятельно получить это доказательство.
При этом суд учитывает, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, и вправе отказать в удовлетворении такого ходатайства.
Судом определено, что имеющиеся в материалах настоящего дела документы являются достаточными для рассмотрения спора по существу. Кроме того, суд апелляционной инстанции не установил в деле наличия доказательств, свидетельствующих об обращении таможенного органа самостоятельно с заявлением и об отказе в предоставлении этой информации.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции по делу.
Представители таможенного поста в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО СП "БЛЭК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ" является собственником транспортного средства - автомобиля марки "Тoyota Sequoia", 2005 года выпуска, регистрационный номер А033РС АВН.
29.01.2019 директор ООО СП "БЛЭК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ" Зайцев Андрей Анатольевич на указанном автомобиле направлен в командировку в г. Москва.
Прибыв 14.02.2019 на таможенный пост МАПП Троебортное, Зайцевым Андреем Анатольевичем заполнена таможенная декларация на ввоз транспортного средства марки "Тoyota Sequoia", 2005 года выпуска, регистрационный номер А033РС АВН на таможенную территорию Союза.
Согласно декларации в качестве цели ввоза транспортного средства на таможенную территорию указаны: "Для начала международной перевозки грузов пассажиров и/или багажа на таможенной территории". В качестве лица, осуществляющего перевозку товаров, указано юридическое лицо ООО СП "БЛЕК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ", созданное в соответствии с законодательством Республики Абхазия и зарегистрированное в Министерстве юстиции Республики Абхазия. В качестве лица, ответственного за использование транспортного средства - физическое лицо, гражданин Российской Федерации (паспорт) Зайцев А.А.
Рассмотрев указанную декларацию, таможенный орган 15.02.2019 принял решение об отказе в выпуске автомобиля, указав, что данное транспортное средство не является транспортным средством международной перевозки, согласно статье 125, пункта 51 статьи 2 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза (ТКЕАЭС), Решения коллегии ЕАЭС от 30.06.2017 N 74.
Посчитав решение таможенного органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции исходил из того, что автомобиль марки "Toyota Sequoia" 2005 года выпуска, регистрационный номер А033РС АВН является служебным автомобилем и используется для международной перевозки грузов, пассажиров и багажа. Данный автомобиль оснащен посадочными местами для пассажиров и вместительным багажником для перевозки грузов и багажа. На крыше автомобиля имеется специальный крепеж для фиксации и перевозки дополнительных грузов. Также в автомобиле имеется запасное колесо, насос и домкрат, т.е. средства для ремонта автомобиля в пути. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что автомобиль марки "Toyota Sequoia" 2005 года выпуска, регистрационный номер А033РС АВН, является транспортным средством международной перевозки.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом в силу следующего.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под выпуском товаров понимается действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС таможенный орган отказывает в выпуске товаров в случае невыполнения условий, при которых таможенный орган производит выпуск товаров, в том числе условий, предусмотренных статьями 120 - 123 настоящего Кодекса, а также в отношении товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки и припасов.
Согласно пункту 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом.
По правилам пункта 1 статьи 128 ТК ЕАЭС лица, указанные в статье 83 настоящего Кодекса, вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную настоящим Кодексом, путем ее заявления при таможенном декларировании товаров, либо при заявлении товаров к выпуску до подачи декларации на товары, либо путем ввоза товаров на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Как установлено пунктом 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе документы, подтверждающие совершение сделки с товарами, а в случае отсутствия такой сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта (подпункт 1); документы, подтверждающие условия помещения товаров под заявленные таможенные процедуры (подпункт 12).
Согласно пункту 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
Согласно пп. 51 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС "транспортные средства международной перевозки" - транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования. Таким образом, грузовой автомобиль является транспортным средством международной перевозки, так как он используется для перевозки груза из России в Китай.
Транспортные средства международной перевозки для временного нахождения и использования на таможенной территории Союза, временного вывоза с таможенной территории Союза, нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат таможенному декларированию и выпуску без помещения под таможенные процедуры (п. 4 ст. 272 ТК ЕАЭС).
Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство (п. 3 ст. 278 ТК ЕАЭС).
Как установлено судом, ООО СП "БЛЭК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ" (Республика Абхазия) является собственником транспортного средства - автомобиля марки "Тoyota Sequoia", 2005 года выпуска, регистрационный номер А033РС АВН.
29.01.2019 директор ООО СП "БЛЭК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ" Зайцев Андрей Анатольевич на указанном автомобиле направлен в командировку в г. Москва.
С целью ввоза транспортного средства на таможенную территорию Российской Федерации лицо, ответственное за использование транспортного средства, Зайцев Андрей Анатольевич (гражданин России) подал 15.02.2019 таможенную декларацию на транспортное средство N 10102090/150219/300857928 с заявлением следующих сведений: транспортное средство марки "Тoyota Sequoia", тип легковой, регистрационный номер А033РС АВН, страна регистрации АВ, идентификационный номер STDBT44А85S252156; лицо, осуществляющее перевозку товара - ООО СП "БЛЭК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ" (г. Сухум), цель ввоза - для начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории.
15.02.2019 таможенным органом принято решение об отказе в выпуске транспортного средства, о чем сделана отметка в таможенной декларации со ссылкой на то, что данное транспортное средство не является транспортным средством международной перевозки согласно статье 125 ТК ЕАЭС, пункта 51 статьи 2 ТК ЕАЭС, решения коллегии ЕАЭС от 30.06.2017 N 74.
Признавая незаконным отказ таможенного органа в выпуске транспортного средства, суд первой инстанции пришел к выводу, что автомобиль марки "Toyota Sequoia" 2005 года выпуска, регистрационный номер А033РС АВН, является служебным автомобилем и используется для международной перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Для подтверждения цели ввоза транспортного средства, а именно - для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории общество представило в суд копии следующих документов: свидетельства о регистрации спорного транспортного средства от 24.01.2017 серии РА 055202, доверенности на управление транспортным средством от 06.12.2017, страхового полиса от 01.11.20418 серии ККК N 3002404663, командировочного удостоверения от 09.01.2019, путевого листа легкового автомобиля от 09.01.2019 N 1/01/19, приказа от 08.02.20149 N 3/02/19 о продлении срока действия командировочного удостоверения от 09.01.2019 N 1/01/19, выданного Зайцеву Андрею Анатольевичу до 01.06.2019.
Оценив данные документы, суд верно установил, что автомобиль марки "Тoyota Sequoia" принадлежит на праве собственности ООО СП "БЛЕК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ".
Вместе с тем, исходя из вышеназванных документов и положений пп. 50, 51 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, суд первой инстанции сделал вывод о том, что спорный автомобиль не является транспортным средством для личного использования, является служебным автомобилем и используется для международной перевозки грузов, пассажиров и багажа. Данный автомобиль оснащен посадочными местами для пассажиров и вместительным багажником для перевозки грузов и багажа. На крыше автомобиля имеется специальный крепеж для фиксации и перевозки дополнительных грузов. Также в автомобиле имеется запасное колесо, насос и домкрат, т. е. средства для ремонта автомобиля в пути. В связи с изложенным целью ввоза транспортного средства на территорию таможенного Союза являлась доставка из Москвы груза, нескольких пассажиров и их багажа.
При этом судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно подпункту 50 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС транспортные средства для личного пользования - категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, водное судно или воздушное судно вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Делая вывод о том, что для определения транспортного средства, как "транспортное средство для личного пользования" необходимо, чтобы автомобиль принадлежал на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему это транспортное средство через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно.
Вместе с тем подпункт 50 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС устанавливает, что транспортные средства для личного пользования - это, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, из подпункта 50 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС следует, что категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто - и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяются Евразийской экономической комиссией
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 N 74 "Об отдельных вопросах, связанных с транспортными средствами для личного пользования", утвержден перечень отдельных видов транспортных средств, являющихся транспортными средствами для личного пользования (далее - Перечень), согласно которому к транспортным средствам для личного пользования относятся:
1. Автомобили легковые (за исключением автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей) и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС.
2. Квадроциклы, снегоходы, снегоболотоходы, мотовездеходы и иные моторные транспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (за исключением гоночных автомобилей, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования), классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС.
3. Мотоциклы, мопеды, мотороллеры, классифицируемые в товарной позиции 8711 ТН ВЭД ЕАЭС.
4. Моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ЕАЭС, моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн включительно, классифицируемые в субпозициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
5. Прицепы (за исключением прицепов для перевозки автомобилей) с полной массой до 3,5 тонны включительно, классифицируемые в товарной позиции 8716 ТН ВЭД ЕАЭС, прицепы типа "дом-автоприцеп" для проживания или для автотуристов, классифицируемые в субпозиции 8716 10 ТН ВЭД ЕАЭС.
Исходя из положений товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.
К товарной позиции 8702 ТН ВЭД ЕАЭС относятся "моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя".
Как усматривается из материалов дела, транспортное средство, заявленное в таможенной декларации - это легковой автомобиль, имеет 8 мест, включая водителя.
Следовательно, в рассматриваемом случае легковой автомобиль марки "Тoyota Sequoia", 2005 года выпуска, зарегистрированный на юридическое лицо ООО СП "БЛЕК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ", относится к пункту 1 Перечня, а именно автомобили легковые (за исключением автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей) и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС, что не исключает отнесение рассматриваемого транспортного средства к транспортным средствам для личного использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 261 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации в отношении временно ввозимого транспортного средства для личного пользования, относятся:
1) документы, удостоверяющие личность, в том числе несовершеннолетнего
лица;
2) пассажирская таможенная декларация, оформленная при ввозе транспортного средства для личного пользования на таможенную территорию Союза и подтверждающая выпуск такого транспортного средства для временного нахождения на таможенной территории Союза;
3) документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования;
4) документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством для личного пользования.
Согласно пункту 1 статьи 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза иностранными физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 259 настоящего Кодекса, транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных в государствах-членах и в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
Допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза физическими лицами государств-членов транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза, на срок не более 1 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 264 ТК ЕАЭС временный ввоз на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования, указанных в абзацах втором и третьем пункта 1 статьи 264 ТК ЕАЭС, за исключением транспортных средств для личного пользования, временно ввозимых физическими лицами государств-членов, являющимися сотрудниками дипломатических представительств государств-членов, работниками консульских учреждений государств-членов, сотрудниками представительств государств-членов при международных организациях, расположенных за пределами таможенной территории Союза, допускается при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 271 ТК ЕАЭС.
Следовательно, допускается временный ввоз на таможенную территорию Союза физическими лицами государств-членов транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом Союза при условии предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске таких товаров в свободное обращение (пункт 6 статьи 271 ТК ЕАЭС).
Как следует из материалов дела, директор общества в графе 11 таможенной декларации на транспортное средство от 15.02.2019 заявил цель ввоза - для начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции установил, что целью ввоза спорного транспортного средства на территорию таможенного Союза являлась доставка из Москвы груза, нескольких пассажиров и их багажа. Следовательно, легковой автомобиль марки "Toyota Sequoia" 2005 года выпуска, регистрационный номер А033РС АВН, является транспортным средством международной перевозки.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представитель общества также подтвердил, что транспортное средство является временно ввезенным транспортным средством международной перевозки, поскольку данный автомобиль оснащен посадочными местами для пассажиров и вместительным багажником для перевозки грузов и багажа. На крыше автомобиля имеется специальный крепеж для фиксации и перевозки дополнительных грузов. Также в автомобиле имеется запасное колесо, насос и домкрат, т. е. средства для ремонта автомобиля в пути.
В обоснование своей позиции общество ссылается на то, что таможенным органом не доказано, что транспортное средство является транспортным средством для личного пользования.
Указанный вывод суда не может быть признан обоснованным, поскольку противоречат нормам права и материалам дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 272 положения главы 38 ТК ЕАЭС применяются в отношении временно ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС для завершения и (или) начала международной перевозки на такой территории и (или) за ее пределами транспортных средств международной перевозки (включая порожние), зарегистрированных в государствах, не являющихся членами ЕАЭС, за иностранными лицами.
Таким образом, транспортные средства международной перевозки предназначены для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа.
При этом в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" международная автомобильная перевозка - перевозка транспортным средством грузов или пассажиров по территориям двух и более государств, а также проезд негруженого транспортного средства по территориям двух и более государств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 278 ТК ЕАЭС декларантом транспортных средств международной перевозки выступает перевозчик. Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу ЕАЭС и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории ЕАЭС (статья 2 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 4 статьи 278 ТК ЕАЭС при временном ввозе транспортного средства международной перевозки в качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта.
Если в представленных в качестве декларации на транспортное средство стандартных документах перевозчика, предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной в области транспорта, не содержатся сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления декларации на транспортное средство установленной формы.
Форма таможенной декларации на транспортное средство утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 422 "О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения". При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть декларации на транспортное средство.
В разделе II пункта 9 "Инструкции о порядке заполнения таможенной декларации на транспортное средство", утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 422 указано о том, что в графе 11 ТДТС указывается цель временного ввоза или временного вывоза ТСМП:
1) для начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории;
2) для начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа за пределы таможенной территории;
3) для завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории;
4) для завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа за пределами таможенной территории.
Согласно пункту 7 Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 N 511, подача таможенной декларации транспортного средства сопровождается представлением следующих документов: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность лица, совершающего таможенные операции, установленный законодательством государств-членов; транспортные (перевозочные) документы (за исключением порожних транспортных средств); документ о государственной регистрации и национальной принадлежности ТСМП (за исключением железнодорожного транспорта и контейнеров).
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 278 ТК ЕАЭС подача декларации на транспортное средство на бумажном носителе сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на транспортное средство.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в материалах дела отсутствуют документы, характеризующие обстоятельства ввоза на таможенную территорию Союза спорного автомобиля. Так, информация о том, какой груз или пассажиры будет доставляться/ перемещаться и на основании каких документов, в материалы дела обществом не представлена.
Кроме того, в графах 7.9.10 таможенной декларации на транспортное средство от 15.02.2019 стоит отметка об отсутствии пассажиров, товаров и запасных частей и оборудования.
Таким образом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в декларации на транспортное средство, не представлены.
При таком положении доводы заявителя о наличии международной перевозки товаров, пассажиров и багажа подлежат отклонению, поскольку не подтверждены материалами дела.
При изложенных обстоятельствах у таможенного органа имелись правовые основания для отказа в выпуске товаров, в соответствии с пунктом 1 статьи 125 ТК ЕАЭС.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие оснований для признания оспариваемого отказа незаконным, суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела были сделаны выводы, не соответствующим обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ считает необходимым отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Соответственно апелляционная жалоба таможни подлежит удовлетворению.
Нарушения норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 3000 рублей на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 09.09.2019 по делу N А09-4111/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-4111/2019
Истец: ООО СП "БЛЕК СИ РИДЖЕН ДЕВЕЛОПМЕНТ"
Ответчик: Брянская таможня, Таможенный пост МАТПП Троебортное
Третье лицо: Министерство юстиции Республики Абхазия, представитель Зайцев Андрей Анатольевич