г. Пермь |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А60-31293/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Гладких Е.О., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 сентября 2019 года по делу N А60-31293/2019
по заявлению Первоуральского муниципального унитарного предприятия "Единый расчетный центр" (ИНН 6625030240, ОГРН 1036601485678)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным предписания в части,
установил:
Первоуральское муниципальное унитарное предприятие "Единый расчетный центр" (далее ПМУП "ЕРЦ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 01.03.2019 N 29-22-10-80 в части п. 4 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.09.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ссылается на то, что обязанность по проведению соответствующего вида работ на ПМУП "ЕРЦ" возложена законно, так как формулировка оспариваемого предписания направлена на фактическое проведение технического диагностирования.
ПМУП "ЕРЦ" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ПМУП "ЕРЦ" является управляющей организацией в отношении 184 многоквартирных домов, 157 из которых являются газифицированными.
Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на основании приказа от 28.01.2019 N 29-22-08-80, в целях исполнения приказа от 24.01.2019 N8-А "О проведении проверки во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко N ВМ-П9-148 от 16.01.2019" в период с 04.02.2019 по 01.03.2019 в отношении ПМУП "ЕРЦ" была проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения лицензионных требований в части использования и содержания внутридомового газового оборудования в газифицированных многоквартирных домах, а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах, находящихся в управлении ПМУП "ЕРЦ".
В ходе проверки установлено, в том числе, что ПМУП "ЕРЦ" не проведено техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в отношении газифицированных многоквартирных домов, находящихся в управлении предприятия. Результаты проведенной проверки отражены в акте от 01.03.2019 N 29-22-09-80.
По результатам проверки Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в адрес ПМУП "ЕРЦ" выдано предписание от 01.03.2019 N 29-22-10-80 об устранении выявленных нарушений, в п. 4 данного предписания указано на необходимость в срок до 14.10.2019 провести техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в отношении газифицированных многоквартирных домов, находящихся в управлении ПМУП "ЕРЦ".
ПМУП "ЕРЦ" полагая, что указанное предписание в части п. 4 является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о наличии оснований для признания ненормативного акта в оспариваемой части недействительным.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 7 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, осуществляется лицензионный контроль, порядок организации и проведения которого установлен ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в п. 2 которого установлено, что лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 указанного Положения при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе, выдавать предписания об устранении нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП утверждено Положение о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, согласно которому Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля на территории Свердловской области и наделен полномочиями выдавать предписания об устранении нарушений требований законодательства.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Департаментом в пределах предоставленных полномочий.
В силу ч. 1, ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания имущества в многоквартирном доме. Согласно п. 5 данных Правил в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В п. 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме:
организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов;
организация технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений;
при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях, - организация проведения работ по их устранению.
В силу ст. 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации" и утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
В целях исполнения указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению.
В п. 4 данных Правил установлено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
В п. 8 данных Правил предусмотрено, что работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов. Проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения.
В соответствии с п. 9 указанных Правил техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должно проводиться по окончании нормативных сроков эксплуатации оборудования, установленных изготовителем, либо сроков эксплуатации оборудования установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов, с периодичностью один раз в пять лет, если иное не установлено изготовителем газового оборудования либо проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
При отсутствии сведений о нормативных сроках эксплуатации, установленных изготовителем, либо сроков эксплуатации, установленных проектной документацией, утвержденных в отношении газопроводов применяется норма проектирования, установленная ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", которая устанавливает в Приложении 3 срок эксплуатации внутридомового газопровода в 20 лет.
Согласно п. 3.1 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000 N 101, диагностика внутренних газопроводов включает в себя комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, предназначенных для определения: реальных условий эксплуатации газопровода; технического состояния газопровода; остаточного ресурса (продление, сверх нормативного, срока безопасной эксплуатации газопровода) или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что в ходе проведенной проверки многоквартирных домов, находящихся в управлении ПМУП "ЕРЦ", было установлено, что в спорных домах истекли сроки службы внутридомового газового оборудования, при этом диагностирование не проводилось.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы права, суд первой инстанции правильно указал, что обязанность по организации проверки (диагностике) технического состояния внутридомового газового оборудования в спорных жилых домах с привлечением специализированных организаций лежит на ПМУП "ЕРЦ".
Данные обстоятельства установлены также вступившим в законную силу решением Первоуральского городского суда Свердловской области от 15.03.2019 по делу N 2-718/2019. Указанным решением суд обязал ПМУП "ЕРЦ" в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования с истекшим нормативным сроком службы в спорных многоквартирных домах.
Суд первой инстанции, оценив формулировку спорного п.4 предписания - "провести техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в отношении газифицированных многоквартирных домов, находящихся в управлении ПМУП "ЕРЦ", указал, что поскольку ПМУП "ЕРЦ", как управляющая организация, обязано только организовать проведение данного вида работ, а не проводить непосредственно техническое диагностирование внутридомового газового оборудования, отметив при этом, что обязанность по проведению технического диагностирования лежит на специализированной организации, в связи с чем суд пришел к выводу, что у контролирующего органа отсутствовали достаточные правовые основания для выдачи в адрес предприятия предписания в части обязания провести техническое диагностирование внутридомового газового оборудования.
Между тем суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции. При этом суд апелляционной инстанции полагает, что, несмотря на то, что в спорном п. 4 предписания указано на необходимость "провести техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в отношении газифицированных многоквартирных домов, находящихся в управлении ПМУП "ЕРЦ", сама по себе данная формулировка предписания не противоречит требованиям действующего законодательства и вступившему в законную силу решению Первоуральского городского суда Свердловской области от 15.03.2019 по делу N 2-718/2019, поскольку из данного пункта предписания следует, что данное требование направлено на необходимость проведения соответствующих работ (в том числе, организацию проведения данного вида работ управляющей организацией по договору со специализированной организацией и его реальное исполнение) с достижением конкретного результата - фактическое проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования в отношении газифицированных многоквартирных домов, находящихся в управлении ПМУП "ЕРЦ".
Кроме того, суд первой инстанции согласился с доводами заявителя о неисполнимости оспариваемого пункта предписания в установленные сроки, указав, что срок исполнения мероприятий не учитывает реальной возможности для исполнения, при этом сокращает сроки, установленные судебным актом суда общей юрисдикции.
Между тем, как следует из материалов дела, спорное предписание выдано 01.03.2019 (то есть до вынесения судом общей юрисдикции судебного акта), срок выполнения спорного пункта предписания установлен до 14.10.2019, то есть составляет 7,5 месяцев, что не свидетельствует о явной недостаточности установленного срока и не влечет незаконность оспариваемого пункта предписания по указанному основанию, поскольку ПМУП "ЕРЦ" не лишено возможности обратиться в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с заявлением о продлении срока исполнения предписания с учетом срока исполнения соответствующей обязанности, установленного впоследствии судебным актом суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт предписания по своему смыслу соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции полагает, что в удовлетворении заявленных ООО ПМУП "ЕРЦ" требований о признании недействительным п. 4 предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 01.03.2019 N 29-22-10-80 следует отказать, в связи с чем решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 сентября 2019 года по делу N А60-31293/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-31293/2019
Истец: МУП ПЕРВОУРАЛЬСКОЕ "ЕДИНЫЙ РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР"
Ответчик: Отдел контроля по Западному управленческому округу Департамента государственного и жилищного надзора Свердловской области
Третье лицо: ДГЖСНСО
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-507/20
19.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16945/19
01.11.2019 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16945/19
23.09.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-31293/19