г.Самара |
|
03 октября 2019 г. |
Дело N А55-29916/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Александрова А.И.,
судей Садило Г.М., Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Клименковой Ю.А., с участием:
от Середина Петра Михайловича - представитель Гаврилин С.А. по доверенности от 20.03.2019 г.,
от временного управляющего Горбачевой Н.В. - представитель Бурмистров Р.В. по доверенности от 02.11.2017 г.,
иные лица не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 2, апелляционную жалобу Середина Петра Михайловича, на определение Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2019 г. об истребовании документов в рамках дела N А55-29916/2018 (судья Садовникова Т.И.) о несостоятельности (банкротстве) акционерного общества "Здоровая семья", г. Самара
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.11.2018 г. в отношении АО "Здоровая семья" введена процедура наблюдении. Временным управляющим утверждена Горбачева Наталия Викторовна.
Временный управляющий должника обратился в арбитражный суд с ходатайством об обязании директора АО "Здоровая семья" передать временному управляющему копии документов.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2019 г. по делу N А55-29916/2018 на директора АО "Здоровая семья" Середина Петра Михайловича возложена обязанность по предоставлению временному управляющему Горбачевой Наталии Викторовне копии следующих документов с 23.11. 2015 г.:
договора, соглашения(в том числе о проведении взаимозачета), контракты, заключенные должником со всеми юридическими и физическими лицами за последние три года, в т.ч., связанные с приобретением и реализацией объектов движимого и недвижимого имущества, выдачей (получением) займов, полученных кредитов, выдачей поручительства, договора инвестирования, кредитные договора, договора поставки, договора на выполнение подрядных работ, сведения о договорах, связанных с осуществлением государственного оборонного заказа, иные договора, сведения о наличии мобилизационного задания и мобилизационных мощностей, в том числе: договор займа от 01.05.2016г.с Шинковой Г.А.; договор временной финансовой помощи б/н от 28.04.2016 г. с Поповой А.Е., соглашение о взаимозачете от 18.01.2018г.с СРОУ "Здоровая семья", договор аренды от 01.01.2014 г. с ООО ССМП " Здоровая семья", договор займа N 1 от 09.10.2014 г. с ООО ССМП" Здоровая семья"; иные договора за период с 23.11.2015 г.;
документы первичного бухгалтерского учета, в том числе:
- по договору аренды от 01.01.2014 г. с ООО ССМП " Здоровая семья"-акты, счета-фактуры;
- по договору об оказании юридических услуг от 15.03.2018 г. -акты оказания услуг, подтверждающие исполнение по данному договору,счета-фактуры;
- по договору об оказании юридических услуг N 283 от 11.05.2018 г. - акты об оказании услуг, подтверждающие исполнение по данному договору,счета-фактуры;
- по договору об оказании юридических услуг N 06 от 30.06.2018 г. - акты об оказании услуг, подтверждающие исполнение по договору, счета-фактуры;
- по договору об оказании юридических услуг N 07 от 29.10.2018 г., акты об оказании услуг, подтверждающие исполнение по договору, счета-фактуры; платежные ведомости на выплату заработной платы; кассовая книга и отчеты кассира с приложением приходных и расходных кассовых ордеров за 2015-2016 гг.; накладные на приобретение медикаментов; иные первичные документы за период с 23.11.2015 г.
В остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Середин Петр Михайлович обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить и отказать в удовлетворении заявления об истребовании документов.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2019 г. апелляционная жалоба без движения со сроком устранения обстоятельств послуживших для оставления без движения не позднее 28 августа 2019 г.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2019 г. апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 26 сентября 2019 года.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании 26 сентября 2019 г. представитель Середина Петра Михайловича просил определение суда первой инстанции отменить только в части удовлетворения заявленных временным управляющим требований. Данные уточнения требований приняты судом апелляционной инстанции.
Представитель конкурсного управляющего Горбачевой Н.В. просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Принимая во внимание, что в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в силу ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность определения суда первой инстанции только в обжалуемой части при отсутствии возражений.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд усматривает основания для частичной отмены судебного акта в обжалуемой части.
В силу ст. 32 Федерального закона от 26.10.02г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии со ст. 64 Закона о банкротстве руководитель должника не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего обязан передать копии документов временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения.
В своём заявлении временный управляющий указал на то, что ему не были переданы следующие документы:
- договора возмездного оказания услуг N 6, N 42, N 84 от 09.01.2017 г., от 22.03.2017 г.; от 12.05.2017 г., договора об оказании юридических услуг от 15.03.2018 г., N 283 от 11.05.2018 г.; N 06 от 30.06.2018 г; N 07 от 29.10.2018 г.; договора аренды N 37 от 11.01.2016 г., N А-2-26 от 01.01.2016 г.; N А-3-16 от 01.01.2016 г; N А-5-16 от 23.03.2016 г., платежные ведомости на выплату заработной платы, кассовые книги, накладные на приобретение медикаментов и иные первичные документы.
Требование о передаче этих документов объясняется тем, что почтой в адрес арбитражного управляющего направлялись договора возмездного оказания услуг, договора аренды, но при этом не передавались акты об оказании услуг и документы, подтверждающие исполнение по данным договорам.
Временным управляющим был проведен анализ выписок по расчетным счетам должника, и было установлено, что по расчетным счетам должника проводились операции, что подтверждает ведение деятельности за три года, заключались договора аренды, приобретались медикаменты, оказывались услуги по медицинскому сопровождению различных мероприятий, начислялась и выплачивалась заработная плата.
Также, согласно доводам временного управляющего, ему не в полном объеме переданы документы об основных поставщиках и потребителях, заказчиках продукции, работ, услуг, не переданы сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами. Кроме того, временным управляющий был проведён анализ дел в картотеке арбитражного суда и было установлено, что в производстве суда дело А55-5124/2019, данное обстоятельство и послужило основанием для истребования документов у руководителя должника.
Суд первой инстанции, делая вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований, исходил из того, что с учетом проводимых мероприятий, необходимости составления анализа финансового состояния должника, выявления сделок, подлежащих оспариванию в следующей процедуре банкротства, необходимо возложить на директора должника обязанность по передаче недостающих документов.
С учётом установленных по делу обстоятельств, а также принимая во внимание те требования которые были заявлены временным управляющим должника об истребовании документов, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований об истребовании документов у директора должника в части предоставления копий следующих документов с 23.11. 2015 г.:
- договора, соглашения (в том числе о проведении взаимозачета), контракты, заключенные должником со всеми юридическими и физическими лицами за последние три года, в т.ч., связанные с приобретением и реализацией объектов движимого и недвижимого имущества, выдачей (получением) займов, полученных кредитов, выдачей поручительства, договора инвестирования, кредитные договора, договора поставки, договора на выполнение подрядных работ, сведения о договорах, связанных с осуществлением государственного оборонного заказа, иные договора, сведения о наличии мобилизационного задания и мобилизационных мощностей,
- иные договора за период с 23.11.2015 г.;
- документы первичного бухгалтерского учета, в силу следующего.
Согласно п. 3.2. ст. 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.
Из разъяснений данных в абз. 1 и 2 п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве" следует, что в силу пункта 3.2 статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему.
Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 ГК РФ. По результатам рассмотрения соответствующего обособленного спора выносится судебный акт, который может быть обжалован в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 223 АПК РФ.
На заявление арбитражного управляющего об обязании передать документацию распространяются общие требования процессуального законодательства, предъявляемые к форме и содержанию иска. Так, при обращении в суд с соответствующим заявлением конкурсный управляющий должен сформулировать предмет своего требования, конкретизировав перечень и виды запрашиваемых документов (пункт четвертый части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс)). При этом степень должной конкретизации требования арбитражного управляющего об обязании передать документы оценивается судом с учетом обстоятельств рассматриваемого дела и необходимости обеспечения реальной возможности осуществления управляющим возложенных на него полномочий. Например, обращенное к бывшему руководителю требование о предоставлении договоров за определенный период не обязательно предполагает указание точных дат составления договоров и их номеров, которые управляющий может не знать (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 22.07.2019 N 306-ЭС19-2986 по делу N А65-27205/2017).
С учётом вышеуказанных правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, а также принимая во внимание тот факт, что руководителем была передана документация касающаяся хозяйственной деятельности за три года предшествующих дате введения наблюдения (т. 1 л.д. 22-49, 76-78, 92-120, 126-137, 179, 181-186), с учётом того, требования временного управляющего должника, при доказанности факта передачи ему документов, не конкретизированы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения требований временного управляющего в части обязания передачи руководителем должника копий документов с 23.11. 2015 г.:
- договора, соглашения (в том числе о проведении взаимозачета), контракты, заключенные должником со всеми юридическими и физическими лицами за последние три года, в т.ч., связанные с приобретением и реализацией объектов движимого и недвижимого имущества, выдачей (получением) займов, полученных кредитов, выдачей поручительства, договора инвестирования, кредитные договора, договора поставки, договора на выполнение подрядных работ, сведения о договорах, связанных с осуществлением государственного оборонного заказа, иные договора, сведения о наличии мобилизационного задания и мобилизационных мощностей,
- иные договора за период с 23.11.2015 г.;
- документы первичного бухгалтерского учета.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что временным управляющим должника ни при рассмотрении данного обособленного спора в суде первой инстанции, ни при рассмотрении в суде апелляционной инстанции не представлены пояснения о том, что какие-то документы находятся именно у руководителя должника и он их не передал, а также не представлены пояснения о наличии каких-либо затруднений при осуществлении управляющим возложенных на него полномочий при доказанности факта передачи ему документов руководителем должника.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости частичной отмены определения Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2019 г. по делу N А55-29916/2018 в обжалуемой части и принятии в указанной части нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований временного управляющего должника. В остальной обжалуемой части обжалуемое определение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2019 г. по делу N А55-29916/2018 отменить в обжалуемой части в части удовлетворения требований об обязании директора АО "Здоровая семья" Середина Петра Михайловича предоставить временному управляющему Горбачевой Наталии Викторовне копии следующих документов с 23.11. 2015 г.:
- договора, соглашения (в том числе о проведении взаимозачета), контракты, заключенные должником со всеми юридическими и физическими лицами за последние три года, в т. ч, связанные с приобретением и реализацией объектов движимого и недвижимого имущества, выдачей(получением) займов, полученных кредитов, выдачей поручительства, договора инвестирования, кредитные договора, договора поставки, договора на выполнение подрядных работ, сведения о договорах, связанных с осуществлением государственного оборонного заказа, иные договора, сведения о наличии мобилизационного задания и мобилизационных мощностей,
- иные договора за период с 23.11.2015 г.;
- документы первичного бухгалтерского учета
В указанной части принять новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении требований ходатайства временного управляющего Горбачевой Наталии Викторовне об обязании директора АО "Здоровая семья" Середина Петра Михайловича предоставить временному управляющему Горбачевой Наталии Викторовне копии следующих документов с 23.11. 2015 г.:
- договора, соглашения (в том числе о проведении взаимозачета), контракты, заключенные должником со всеми юридическими и физическими лицами за последние три года, в т.ч., связанные с приобретением и реализацией объектов движимого и недвижимого имущества, выдачей (получением) займов, полученных кредитов, выдачей поручительства, договора инвестирования, кредитные договора, договора поставки, договора на выполнение подрядных работ, сведения о договорах, связанных с осуществлением государственного оборонного заказа, иные договора, сведения о наличии мобилизационного задания и мобилизационных мощностей,
- иные договора за период с 23.11.2015 г.;
- документы первичного бухгалтерского учета.
В остальной обжалуемой части определение Арбитражного суда Самарской области от 10 июля 2019 г. по делу N А55-29916/2018 полностью оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в месячный срок, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.И. Александров |
Судьи |
Г.М. Садило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29916/2018
Должник: Давыдов Константин Анатольевич
Кредитор: Давыдов Константин Анатольевич
Третье лицо: АО Здоровая семья, АО к/у "Здоровая семья" Горбачева Н.В., Ассоциация МСРО Содействие, Горбачева Н.В., ГУ Отдел адр.справ. работы Управление по вопросам миграции МВД России по С/о, Зафран Наталья Ивановна, к/у Горбачева Наталия Викторовна, Медведев М. Н, представитель Давыдова К.А. - Фомичева Ольга Владимировна, Середин П.М., Управление РОСРЕСТР по С/о, Управление Федеральной Налоговой Службы по Самарской Области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Управление ФССП России по С/о, ФНС России Инспекция по Советскому району г. Самары, ИФНС по Советскому району, Середин Петр Михайлович
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19613/2022
12.04.2022 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2911/2022
16.06.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-58353/20
25.05.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4802/20
10.03.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-750/20
14.02.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1759/20
06.02.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-56796/19
30.12.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-29916/18
22.11.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18075/19
03.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13499/19
02.09.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-29916/18