г. Челябинск |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А47-11044/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Арцебашева Максима Валерьевича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.11.2019 по делу N А47-11044/2019.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Газпром газораспределение Оренбург" - Савчишкина О.И. (доверенность N 20 от 04.12.2018).
Арцебашев Максим Валерьевич (далее - заявитель, Арцебашев М.В.) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - УФАС по Оренбургской области, управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 25.07.2019 о прекращении дела об административном правонарушении N 056/04/9.21-322/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Газпром газораспределение Оренбург" (далее - третье лицо, АО "Газпром газораспределение Оренбург").
Решением арбитражного суда Оренбургской области от 08.11.2019 (резолютивная часть решения объявлена 31.10.2019) в удовлетворении требований заявителей отказано.
Арцебашев М.В., не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает оспоренное постановление антимонопольного органа незаконным. Указывает на наличие в действиях третьего лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Обращает внимание на следующие обстоятельства: со стороны АО "Газпром газораспределение Оренбург" имело место нарушение Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314); третье лицо без обоснования определяет точку подключения объектов заявителя к надземному газопроводу на границе земельного участка заявителя; проектной организацией установлено, что на этом участке отсутствует надземный газопровод с заглушкой и отключающим устройством, а имеется только подземный газопровод, к которому заявитель и просил подключить его объект; таким образом, третье лицо навязывает заявителю невыгодные условия подключения; в силу пункта 74(1) Правил N 1314 основанием для отказа в заключении договора на технологическое присоединение является только отсутствие технической возможности подключения объекта, и эта норма судом первой инстанции необоснованно не применена; пункт 104 Правил N 1314 запрещает третьему лицу навязывать заявителю услуги и обязательства, которые этими Правилами не предусмотрены; навязывая заявителю условие о точке подключения в несуществующий надземный газопровод на границе земельного участка заявителя, третье лицо вынуждает заявителя нести дополнительные затраты на газификацию объектов капитального строительства, которые расположены в непосредственной близости от существующего подземного газопровода; в силу пунктов 2, 3, 32, 74(1), 75, 83 Правил N 1314, если газопровод проходит по участку заявителя, подключение его объектов должно производится к этому газопроводу; заявитель предлагал осуществить подключение в существующий газопровод, так как иное влечет за собой возникновение для него убытков на иных условиях он не намерен газифицировать свой объект; третье лицо нарушило требования пунктов 79 и 104 Правил N 1314, а также требования статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), не урегулировав разногласия с заявителем.
В судебном заседании представитель третьего лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представители УФАС по Оренбургской области и Арцебашева М.В., извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке ст.ст.258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы жалобы и изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Арцебашев М.В. является владельцем земельного участка с кадастровым номером 56:29:1903018:30, расположенного по адресу: Оренбургская область, район Соль-Илецкий.
16.01.2019 Арцебашев М.В. обратился в АО "Газпром газораспределение Оренбург" (филиал в городе Соль-Илецке) с заявкой о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства: вспомогательное здание, теплица, 29 теплиц, расположенных на указанном земельном участке. Заявителем указаны: планируемая величина максимального часового расхода газа - 123,9куб.м в час (в том числе: 2,8куб.м в час - вспомогательное здание; 3,9куб.м в час - теплица; 117,2куб.м в час - 29 теплиц).
АО "Газпром газораспределение Оренбург" в адрес Арцебашева М.В. письмом N (11)03-06/70 от 23.01.2019 направлен договор N(11)05-208i/000001-19 о подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения с предусмотренными законодательством приложениями.
В соответствии с пунктом 9 Технических условий (Приложение N 1 к договору N (11)05-208i/000001-19), точкой подключения является заглушка на надземном газопроводе после отключающего устройства на территории земельного участка заявителя с кадастровым (условным) номером 56:29:1903018:30.
15.02.2019 Арцебашев М.В. обратился к АО "Газпром газораспределение Оренбург" с письмом о внесении изменений в технические условия, в котором просил указать существующую сеть газораспределения, к которой будет осуществлено подключение (технологическое присоединение).
Расценив это письмо заявителя в качестве протокола разногласий к договору, АО "Газпром газораспределение Оренбург" письмом N (11)03-06/160 от 28.02.2019 направило заявителю протокол согласования разногласий от 28.02.2019, которым Приложение N 1 к договору N (11)05-208i/000001-19) отменено и принято Приложение N 1 в новой редакции, в соответствии с которой точка подключения объектов заявителя определена заглушка на надземном газопроводе после отключающего устройства с координатами Х-354311, 487; У- 2293112,662 (система координат МСК-56 зона - 2) на границе земельного участка заявителя с кадастровым (условным) номером 56:29:1903018:30.
Полагая, что третьим лицом нарушен установленный порядок подключения к сети газораспределения, Арцебашев М.В. обратился с заявлением в антимонопольный орган, указав на то, что предложенные третьим лицом некорректные технические условия не позволяют разработать проект газоснабжения и препятствуют технологическому присоединению, третьим лицом пропущен установленный десятидневный срок для урегулирования разногласий, возникших при заключении договора о подключении (технологическом присоединении), а также третьим лицом не дан ответ на требования об изменении технических условий. В заявлении Арцебашев М.В. просил привлечь АО "Газпром газораспределение Оренбург" к административной ответственности.
На основании заявления Арцебашева М.В. УФАС по Оренбургской области в отношении АО "Газпром газораспределение Оренбург" возбудило дело об административном правонарушении N 056/04/9.21-322/2019 по признакам нарушения части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением антимонопольного органа от 25.07.2019 производство по делу об административном правонарушении N 056/04/9.21-322/2019 прекращено в связи с отсутствием в действиях АО "Газпром газораспределение Оренбург" признаков состава административного правонарушения (л.д.86-90).
Считая это постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспоренного постановления закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции обоснованным.
В силу части 1 статьи 23.48 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ отнесено к полномочиям федерального антимонопольного органа и его территориальных органов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу частей 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки данности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения.
Статьей 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 этого Кодекса.
Частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно статье 4 Закона N 135-ФЗ, под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (часть 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ).
Частями 1, 4 статьи 5 Закона N 135-ФЗ установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Деятельность субъектов по транспортировке газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 07.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
Осуществляя деятельность по транспортировке газа по трубопроводам, АО "Газпром газораспределение Оренбург" является субъектом естественной монополии, его положение на соответствующем товарном рынке является доминирующим, в связи с чем он обязан соблюдать ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона N 135-ФЗ.
В настоящем случае на предмет соответствия нормативным требованиям оцениваются действия АО "Газпром газораспределение Оренбург" по рассмотрению заявки Арцебашева М.В. на выдачу технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта к сети газораспределения.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства урегулирован положениями Правил N 1314.
Пунктом 2 этих Правил даны следующие понятия: "подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; "заявитель" - юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта сети газораспределения или реконструкцию объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности; "исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 Правил, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов; "точка подключения" - место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления или газораспределения заявителя.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1314, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее соответственно - технические условия, запрос о предоставлении технических условий) или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - заявка о подключении (технологическом присоединении) по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения"; б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий; в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713; г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий; д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению); е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (далее - акт о подключении (технологическом присоединении), по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713.
В силу пункта 6 Правил N 1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий.
Требования к запросу о предоставлении технических условий и к прилагаемым документам приведены в пунктах 7 и 8 Правил N 1314.
При представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий (пункт 13 Правил N 1314).
Технические условия должны содержать следующие данные: а) максимальная нагрузка (часовой расход газа); б) сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям; в) срок действия технических условий; г) наименование присоединяемого объекта сети газораспределения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения; д) характеристика существующей сети газораспределения в точке присоединения в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения (пункт 28 Правил N 1314).
Пунктом 32 Правил N 1314 установлено, что исполнитель определяет технические условия: а) на основе анализа пропускной способности сети газораспределения; б) с учетом оценки альтернативных вариантов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к существующим сетям газораспределения; в) с учетом принятых исполнителем в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
В силу пункта 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в том числе в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства (подпункт "а" пункта 61 Правил N 1314).
В силу пункта 61 Правил N 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных этими Правилами.
Для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом (пункт 64 Правил N 1314).
В случае если заявитель ранее не получал технические условия к заявке о подключении (технологическом присоединении) прилагаются документы, указанные в пункте 69 Правил (пункт 66 Правил N 1314).
Согласно пункту 73(1) Правил N 1314, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65-69 и 71 Правил.
При представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65-69 и 71 Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (пункт 74 Правил N 1314).
В соответствии с пунктом 74(1) Правил N 1314, основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган в соответствии с пунктом 80 Правил. Исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения. Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанный момент не утратившие силу, и которые на момент рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение. Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
Технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию: а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение); б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько); в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе; г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя) (пункт 75 Правил N 1314).
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении (пункт 76 Правил N 1314).
В случае несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении дополненных технических условий (пункт 77 Правил N 1314).
В случае ненаправления заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от подписания договора о подключении (но не ранее чем через 30 рабочих дней со дня получения заявителем подписанного исполнителем проекта договора о подключении) заявка о подключении (технологическом присоединении) аннулируется (пункт 78 Правил N 1314).
При направлении заявителем мотивированного отказа от подписания проекта договора о подключении или протокола разногласий к проекту договора о подключении исполнитель обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных мотивированного отказа и протокола разногласий рассмотреть их, принять меры к урегулированию разногласий и направить заявителю для подписания новый проект договора о подключении (пункт 79 Правил N 1314).
Договор о подключении содержит в том числе следующее существенное условие - перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий. В случае если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя, в перечень мероприятий включаются только мероприятия по подключению, выполняемые заявителем, мероприятия по мониторингу исполнителем выполнения заявителем технических условий и фактическому присоединению (подпункта "а" пункта 83 Правил N 1314).
Исследованием материалов дела установлено, что 16.01.2019 Арцебашев М.В. обратился в АО "Газпром газораспределение Оренбург" с заявкой о подключении объектов капитального строительства. Точка технологического присоединения в заявке не указана.
В ответ на это обращение АО "Газпром газораспределение Оренбург" в установленный срок направило в адрес Арцебашева М.В. проект договора N (11)05-208i/000001-19, приложив к нему Технические условия, пунктом 9 которых определена точка подключения - заглушка на надземном газопроводе после отключающего устройства на территории земельного участка заявителя.
Получив указанные проект договора, Арцебашев М.В. письмом от 15.02.2019 обратился в АО "Газпром газораспределение Оренбург" с просьбой внести изменения в технические условия, указав существующую сеть газораспределения, к которой будет осуществлено подключение.
АО "Газпром газораспределение Оренбург" письмом N (11)03-06/160 от 28.02.2019 направило заявителю протокол согласования разногласий от 28.02.2019, которым Приложение N 1 (технические условия)к договору N (11)05-208i/000001-19) отменено и принято новое Приложение N 1, пунктом 9 которого определена точка подключения - заглушка на надземном газопроводе после отключающего устройства с координатами Х-354311, 487; У-2293112,662 (система координат МСК-56 зона-2) на границе земельного участка заявителя. Указанные документы направлены почтой по адресу, указанному в заявке Арцебашева М.В.
С учетом этих обстоятельств антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о соблюдении третьим лицом нормативно установленного порядка урегулирования разногласий (пункты 77 и 79 Правил N 1314) и отклонил довод заявителя о нарушении указанного порядка.
Ссылаясь на пункт 83 Правил N 1314, Арцебашем М.В. указал на то, что АО "Газпром газораспределение Оренбург" в проекте договора N (11)05-208i/000001-19 указало не все мероприятия по подключению к сети газораспределения объекта капитального строительства. По мнению заявителя, в технических условиях должна быть указана точка подключения - существующий на территории земельного участка заявителя подземный газопровод. Технические условия, выданные АО "Газпром газораспределение Оренбург" (содержащие точку подключения - надземный газопровод на границе земельного участка заявителя), по мнению заявителя, не позволяют ему приступить к проектированию и препятствуют газификации его объектов. Действия занимающего доминирующее положение на рынке третьего лица в указанной части заявитель расценивает как навязывание ему невыгодных условий.
Этому доводу заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
В частности, судом отмечено, что информация о точке подключения заявителю необходима для последующего проектирования сети и соответственно осуществления строительства на основании принятого проектного решения.
Представленные третьим лицом заявителю технические условия содержат всю необходимую информацию, предусмотренную пунктом 75 Правил N 1314. При этом, в силу пункта 32 Правил N 1314 именно АО "Газпром газораспределение Оренбург" (являющееся исполнителем) определяет технические условия. Указанные в технических условиях сведения в полной мере позволяют заявителю разработать проектную документацию и осуществлять мероприятия по строительству. АО "Газпром газораспределение Оренбург", самостоятельно определяя технические данные точки подключения с учетом обстоятельств, установленных пунктами 32 и 74(1) Правил N 1314, принял на себя обязательства по ее фактическому представлению заявителю на стадии исполнения договора при осуществлении мероприятий по фактическому присоединению.
В этой связи суд пришел к обоснованному выводу о соблюдении третьим лицом предусмотренного Правилами N 1314 порядка технологического присоединения.
Суд апелляционной инстанции дополнительно отмечает, что в заявке на технологическое присоединение заявителем конкретная точка присоединение указана не была, и первоначально в технических условиях третьим лицом была указана точка присоединения (надземный газопровод), расположенная на территории земельного участка заявителя. В связи с рассмотрением возражений заявителя, третьим лицом определена точка присоединения - на границе земельного участка заявителя.
Как следует из позиции третьего лица по делу, указанная точка распределения определена исходя из имеющихся у третьего лица данных о загрузке принадлежащих ему сетей газораспределения и их пропускной способности, что соответствует пункту 32 и абзацу 2 пункта 74(1) Правил N 1314.
Наличие альтернативной точки присоединения (подземный газопровод, расположенный на территории земельного участка заявителя) не исключает правомерности определения третьим лицом точки присоединения с учетом приведенных обстоятельств.
Физическое отсутствие на момент заключения договора надземного газопровода на гарнце земельного участка заявителя (на что ссылается податель апелляционной жалобы) не свидетельствует о незаконности поведения третьего лица, так как оно несет обязанность по обеспечению предоставления этой предложенной им точки присоединения на стадии исполнения договора.
Также отклоняется ссылка подателя апелляционной жалобы на положения абзаца 1 пункта 74(1) Правил N 1314, исключающие возможность отказа от заключения договора о подключении при наличии технической возможности подключения. В настоящем случае третье лицо не отказывало заявителю в заключении такого договора, а наоборот, установило наличие технической возможности подключения с сохранением условий газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи заявки о подключении подключены к сети газораспределения, путем предоставления точки подключения - надземный газопровод на границе земельного участка заявителя.
Отсутствие в действиях третьего лица нарушения Правил N 1314 свидетельствует об отсутствии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, что в свою очередь является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В этой связи оспоренное постановление следует признать законным и обоснованным.
Довод подателя апелляционной жалобы о нарушении действиями третьего лица статьи 10 Закона N 135-ФЗ в связи с навязыванием потребителю невыгодного условия подлежит отклонению, поскольку в рамках возбужденного дела об административном правонарушении указанные действия АО "Газпром газораспределение Оренбург" на предмет законности не проверялись.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.11.2019 по делу N А47-11044/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Арцебашева Максима Валерьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11044/2019
Истец: Арцебашев Максим Валерьевич
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области, УФАС по Оренбургской области
Третье лицо: АО "Газпром газораспределение Оренбург"