город Омск |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А75-12372/2019 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лотова А.Н.,
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13315/2019) общества с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское страхование" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.09.2019 по делу N А75-12372/2019 (судья Зубакина О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к обществу с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское страхование" (ОГРН 1027806865481, ИНН 7813171100) о взыскании штрафа в размере 119 865 руб. 70 коп.,
установил:
территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заявитель, Фонд, ТФОМС Югры) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское страхование" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Капитал Медицинское страхование") о взыскании штрафа в размере 119 865 руб. 70 коп. за предоставление территориальному фонду недостоверной отчетности.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.09.2019 по делу N А75-12372/2019 заявление удовлетворено. С общества в пользу Фонда взыскано 119 865 руб. 70 коп. штрафа. Этим же судебным актом с заинтересованного лица в доход федерального бюджета взыскано 4 596 руб. государственной пошлины.
Возражая против принятого по делу решения, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что законодательством в сфере обязательного медицинского страхования не предусмотрена ответственность за предоставление территориальному фонду недостоверной отчетности по форме, утвержденной приказом Росстата от 25.01.2017 N 36 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере обязательного медицинского страхования", и не следует она из пунктов 2.20, 2.23 заключенного сторонами договора и пункта 7 Перечня санкций за нарушение договорных обязательств по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 29.12.2016.
В письменном отзыве на жалобу ТФОМС Югры просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова сторон с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что между ТФОМС Югры и ООО "Росгосстрах-Медицина" в лице филиала в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре заключен договор "О финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования" от 29.12.2016 N 019. ФИН, согласно условиям которого Фонд принял на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая компания - оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств. Из преамбулы договора следует, что правоотношения сторон основаны на нормах Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2.23 договора общество, являющееся страховой организацией, обязано осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, с которыми страховой медицинской организацией заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи в соответствии с порядком, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию".
В соответствии с пунктом 4.11 договора Фонд принял на себя обязательство осуществлять контроль деятельности страховой медицинской организации (общества), в том числе, по заключению договоров на оказание и оплату медицинской помощи, выполнению условий данных договоров.
На основании приказа ТФОМС Югры от 20.11.2018 N 862 рабочей группой Фонда проведена внеплановая тематическая проверка определения достоверности и своевременности представления в ТФОМС Югры отчетов о деятельности филиала общества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в сфере обязательного медицинского страхования и отчетов о поступлении и расходовании средств обязательного медицинского страхования
В результате проверки Фондом установлены нарушения требований правового регулирования обязательного медицинского страхования.
Так, за 2017 год на основании переданных ТФОМС Югры сведений о принятых Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации решениях об оплате расходов на лечение застрахованных лиц непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве из оплаты за счет средств обязательного медицинского страхования Филиалом ООО "РГС-Медицина" в ХМАО - Югре удержано денежных средств по 5 застрахованным лицам (9 случаев лечения) на сумму 493 324 руб. 94 коп., что подтверждено актами медико-экономического контроля.
За 1 полугодие 2018 года на основании переданных ТФОМС Югры сведений о принятых региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации решениях об оплате расходов на лечение застрахованных лиц непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве филиалом ООО "РГС-Медицина" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре из оплаты за счет средств обязательного медицинского страхования удержано денежных средств по 2 застрахованным лицам (3 случаев лечения) на сумму 52 139 руб. 04 коп., что подтверждается актами медико-экономического контроля.
В нарушение пункта 25 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 10 (ОМС) "Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС страховыми медицинскими организациями", утвержденной приказом Росстата от 25.01.2017 N 36, в отчетных формах, представляемых филиалом ООО "РГС-Медицина" в ХМАО - Югре в территориальный фонд ежеквартально, нарастающим итогом, средства обязательного медицинского страхования, восстановленные Фондом социального страхования по оплате лечения застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, не отражались в строке 20 указанной отчетной формы:
-за период с января по март 2017 года по данным аналитического учета территориального фонда указанной страховой медицинской организацией восстановлено средств обязательного медицинского страхования по оплате лечения застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве на сумму 2 895 руб. 85 коп. (2 случая лечения по 2 застрахованным лицам). При этом согласно отчетной форме за январь - март 2017 года строка 20 не содержит информации о восстановлении средств;
-за период с апреля по июнь 2017 года по данным аналитического учета территориального фонда указанной страховой медицинской организацией восстановлено средств обязательного медицинского страхования по оплате лечения застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве на сумму 8 439 руб. 01 коп. (1 случай лечения по 1 застрахованному лицу). При этом согласно отчетной форме за январь - июнь 2017 года строка 20 не содержит информации о восстановлении средств;
-за период с июля по сентябрь 2017 года по данным аналитического учета территориального фонда указанной страховой медицинской организацией восстановлено средств обязательного медицинского страхования по оплате лечения застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве на сумму 235 530 руб. 14 коп. (3 случая лечения по 2 застрахованным лицам). При этом согласно отчетной форме за январь - сентябрь 2017 года строка 20 не содержит информации о восстановлении средств;
-за период с октября по декабрь 2017 года по данным аналитического учета территориального фонда указанной страховой медицинской организацией восстановлено средств обязательного медицинского страхования по оплате лечения застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве на сумму 228 877 руб. 04 коп. (2 случая лечения по 2 застрахованным лицам). При этом согласно отчетной форме за январь - декабрь 2017 года строка 20 не содержит информации о восстановлении средств;
- за период с апреля по июнь 2018 года по данным аналитического учета Территориального фонда указанной страховой медицинской организацией восстановлено средств обязательного медицинского страхования по оплате лечения застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве на сумму 52 139 руб. 04 коп. (3 случая лечения по 2 застрахованным лицам). Согласно отчетной форме за январь - июнь 2018 года строка 20 не содержит информации о восстановлении средств (Приложение 1).
В соответствии с пунктами 2.20, 2.23 и пунктом 7 Перечня санкций за нарушение договорных обязательств по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 29.12.2016, за представление территориальному фонду недостоверной отчетности предусмотрена финансовая санкция в виде штрафа в размере 100% подушевого норматива финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования за каждый случай нарушения. При этом выплата предусматривается за счет собственных средств в размере 100% подушевого норматива финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования за каждый случай нарушения.
Размер штрафа, предусмотренного пунктом 7 приложения 3 к договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 29.12.2016 и подлежащего уплате страховой медицинской организацией в бюджет ТФОМС Югры, составил 119 865 руб. 70 коп. (отчетная форма за январь - март 2017 года - 23 611 руб. 50 коп., отчетная форма за январь - июнь 2017 года - 23 611 руб. 50 коп., отчетная форма за январь - сентябрь 2017 года - 23 611 руб. 50 коп., отчетная форма за январь - декабрь 2017 года - 24 515 руб. 60 коп., отчетная форма за январь - июнь 2018 года - 24 515 руб. 60 коп.).
Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо в год за счет средств ОМС составил 23 611 руб. 50 коп. согласно Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2017 год, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2016 N 536-п (в редакции от 22.12.2016, 07.04.2017). Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо в год за счет средств ОМС составил 24 515 руб. 60 коп. согласно Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2017 год, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.12.2017 N 528-п.
Документы, подтверждающие нарушение, отражены в акте N 25-ХМ внеплановой тематической проверки от 03.12.2018.
ООО "РГС-Медицина" прекратило деятельность в ХМАО - Югре вследствие реорганизации в форме присоединения к ООО "Капитал Медицинское страхование".
По результатам проверки директору Филиала ООО "Капитал Медицинское страхование" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (в части деятельности филиала ООО "РГС-Медицина" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре) вручен акт тематической проверки от 03.12.2018 N 25-ХМ.
Сообщением ТФОМС Югры от 13.12.2018 N 5334 о результатах рассмотрения возражений на акт проверки ООО "Капитал Медицинское страхование" адресовано требование по уплате штрафа в сумме 119 865 руб. 70 коп. в течение 10 рабочих дней со дня получения акта за счет собственных средств в бюджет ТФОМС Югры.
Оставление без исполнения требования Фонда послужило основанием обращения последнего в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены, с чем заинтересованное лицо не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регламентированы Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
ТФОМС Югры осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (пункт 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ). В порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (часть 1 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ).
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
Согласно взаимосвязанным положениям частей 7, 8 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенного между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской организацией. Страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.
На основании статьи 19 Федерального закона N 326-ФЗ права и обязанности страховых медицинских организаций определяются в соответствии с договорами о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В силу требований части 14 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
На основании части 19 статьи 38 Федерального закона N 326 форма типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности. Приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н "Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования" утверждена форма типового договора.
В соответствии с пунктом 2.20., пунктом 2.23., пунктом 4.11., пунктом 6.4., пунктом 7 Приложения N 3 Типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.09.2011 N 1030н:
-страховая медицинская организация обязуется: 1) ежемесячно до двадцатого числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в территориальный фонд отчетность об использовании средств обязательного медицинского страхования, об оказанной застрахованным лицам медицинской помощи, о деятельности по защите прав застрахованных лиц и иную отчетность в порядке и по формам, установленным Федеральным фондом в соответствии со статьей 33 Федерального закона; 2) осуществлять контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в медицинских организациях, с которыми страховой медицинской организацией заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи, в том числе путем проведения медико- экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи в соответствии с порядком, утвержденным приказом Федерального фонда от 01.12.2010 N 230 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.01.2011 N 19614) (далее - порядок организации контроля), и представлять в территориальный фонд отчет о результатах контроля;
-территориальный фонд обязуется осуществлять контроль деятельности страховой медицинской организации, в том числе по заключению договоров на оказание и оплату медицинской помощи, выполнению условий данных договоров, организации обязательного медицинского страхования, защите прав застрахованных лиц, осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, достоверности учетно-отчетных сведений, направляемых в территориальный фонд, и проводить проверку деятельности страховой медицинской организации, в том числе путем ревизий, сверку расчетов со страховой медицинской организацией, а также между страховой медицинской организацией и медицинскими организациями при досрочном расторжении или прекращении настоящего договора;
-организация несет ответственность перед ТФОМС Югры за ненадлежащее исполнение условия договора в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-за предоставление территориальному фонду недостоверной отчетности установлен штраф за счет собственных средств страховой медицинской организации в размере 100% подушевого норматива финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования за каждый случай нарушения.
В соответствии с подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420, Федеральная служба государственной статистики (далее - Росстат) утверждает формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами. Субъектом официального статистического учета, предоставившим данную форму, является Министерство здравоохранения Российской Федерации (пункт 1 приказа Росстата от 25.01.2017 N 36). Согласно пункту 2 приказа Росстата N 36 представление данных по указанной форме осуществляется по адресам и в сроки, установленные в форме. В разделе "Представляют" формы N 10 приведен перечень юридических лиц, предоставляющих отчетность, и сроки предоставления.
Обязанность по представлению сведения по указанной выше форме следует из действующего правового регулирования. Вместе с тем, в нарушение пункта 25 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 10 (ОМС) "Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС страховыми медицинскими организациями", утвержденной приказом Росстата N 36, в отчетных формах, представляемых Филиалом ООО "РГС-Медицина" в ХМАО - Югре в территориальный фонд ежеквартально, нарастающим итогом, средства обязательного медицинского страхования, восстановленные Фондом социального страхования по оплате лечения застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, не отражались в строке 20 указанной отчетной формы.
Как указано выше, обстоятельства нарушения нормативных требований установлены в результате проверки и не опровергаются подателем апелляционной жалобы.
С учетом изложенного судом первой инстанции обоснованно поддержан вывод Фонда о наличии оснований для взыскания с ООО "Капитал Медицинское страхование" финансовых санкций за необоснованное применение к медицинской организации штрафных санкций по результатам проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Суд первой инстанции принял по делу законное и обоснование решение, удовлетворив требования Фонда.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не учтены при рассмотрении судом первой инстанции настоящего дела и влекут отмену решения по делу.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ООО "Капитал Медицинское страхование" - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ на заинтересованное лицо.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Капитал Медицинское страхование" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.09.2019 по делу N А75-12372/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Судья
А.Н. Лотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12372/2019
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Ответчик: ООО "КАПИТАЛ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ", ООО "Капитал Медицинское страхование"