г. Владивосток |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А24-5927/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс",
апелляционное производство N 05АП-9035/2019
на решение от 23.10.2019
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-5927/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс" (ИНН 4101111674, ОГРН 1064101065005) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю (ИНН 4101097733, ОГРН 1044100654938) о признании незаконным предписания от 29.04.2019 N 3466/19-06,
при участии:
от государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс": Титова Е.В. по доверенности от 17.09.2019, сроком действия до 31.12.2019, паспорт, диплом всг N 2715292;
от Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Баранова Е.Л. по доверенности N 2 от 14.10.2019, сроком действия на 1 год, паспорт, копия диплома N 1050242436617;
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Спецтранс" (далее - заявитель, предприятие, ГУП "Спецтранс") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора) от 29.04.2019 N 3466/19-06.
Решением суда от 23.10.2019 произведена замена в порядке процессуального правопреемства заинтересованного лица по делу с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю на Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. В удовлетворении заявленных требований суд отказал.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В доводах жалобы предприятие указывает на то, что приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства свалок ТКО N 1 и N 2 и внесения в государственный реестр объектов размещения отходов в сроки исполнения предписания, а именно до 30.03.2020 не представляется возможным по независящим от ГУП "Спецтранс" обстоятельствам, а учитывая длительность процедуры внесения изменений в генеральный план Петропавловск-Камчатского ГО возложение обязанности на предприятие по проведению мониторинга является преждевременным.
Обращает внимание на то, что решением Петропавловск-Камчатского городского суда от 17.10.2019 по делу N 2-6090/18 принято решение о запрете ГУП "Спецтранс" эксплуатации свалки N 2 до внесения в государственный реестр размещения отходов. Согласно приказу предприятия от 29.07.2019 N 873-лс эксплуатация свалки N 2 с 01.08.2019 запрещена.
Представитель предприятия в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель управления на доводы жалобы возразила по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что в период с 04.04.2019 по 29.04.2019 на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора от 28.03.2019 N 124-пр, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГУП "Спецтранс", в результате которой установлено, что в 2018 году предприятием не проводились работы по мониторингу состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах воздействия на окружающую среду (свалки N 1 и N 2). Данное обстоятельство отражено в акте проверки от 29.04.2019 N 3466/19-02.
По результатам проведенной проверки должностным лицом Управления Росприроднадзора выдано предписание от 29.04.2019 N 3466/19-06, которым на Предприятие возложена обязанность осуществлять мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (свалки ТКО N 1, N 2).
Не согласившись с полученным предписанием, ГУП "Спецтранс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как отмечено в преамбуле Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), данный Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона об отходах производства и потребления юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Согласно пункту 3 статьи 12 названного Закона на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В свою очередь, Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду утвержден Приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66 (далее - Порядок N 66).
Порядок N 66 устанавливает требования к организации и осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, оценки и прогноза изменений ее состояния, а также требования к оформлению и представлению полученных результатов.
Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов (пункт 2 Порядка N 66).
Действие Порядка мониторинга не распространяется на проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на следующих объектах: объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком; объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации; специальные объекты размещения радиоактивных отходов; скотомогильники; объекты размещения медицинских отходов.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, ГУП "Спецтранс" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края и осуществляет деятельность по размещению и захоронению отходов на объектах свалка N 1 (г. Петропавловск-Камчатский) и свалка N 2 (г. Петропавловск-Камчатский).
Согласно акту проверки от 29.04.2019 N 3466/19-02 вышеуказанные объекты размещения отходов регионального оператора ГУП "Спецтранс", на которых осуществляется захоронение отходов, расположены на землях населенных пунктов.
В данном случае, лицом, эксплуатирующим объект размещения отходов, применительно к положениям пункта 3 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ и абзаца 2 пункта 4 Порядка N 66, является ГУП "Спецтранс".
Поскольку вышеприведенные нормы права являются императивными, они обязывают каждого субъекта, эксплуатирующим объект размещения отходов, осуществлять мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, для чего необходимо разработать и утвердить программу мониторинга.
В этой связи, вопреки мнению заявителя, вышеприведенные положения Закона об отходах производства и потребления, запрещающие осуществление деятельности по захоронению отходов на объектах размещения отходов, расположенных на землях населенных пунктов, не могут быть истолкованы, как исключающие обязанность регионального оператора по проведению соответствующего мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях таких объектов размещения отходов при фактическом осуществлении деятельности по захоронению отходов.
Как верно указал суд первой инстанции, иной правовой подход, по мнению суда, может привести к освобождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих расположенные на землях населенных пунктов объекты размещения отходов, от возложенной на них статьями 11 и 12 Закона N 89-ФЗ обязанности по осуществлению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов, что не соответствует целям вышеназванного Федерального закона по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Поскольку на момент проведения выездной проверки факт эксплуатации предприятием объектов размещения отходов - свалок ТКО N 1 и N 2 является установленным, у Управления имелись предусмотренные статьями 11 и 12 Закона об отходах производства и потребления правовые основания для вынесения предписания, обязывающего ГУП "Спецтранс" как регионального оператора по обращению с отходами, осуществлять соответствующий мониторинг, предусмотренный Порядком N 66.
При этом коллегия отмечает, что требования оспариваемого предписания конкретизированы и являются исполнимыми, не повлекли нарушение прав и законных интересов предприятия в сфере экономической деятельности, в связи с чем, в силу части 3 статьи 201 АПК РФ оснований для признания его незаконным не имеется.
Довод жалобы со ссылкой на то, что приказом ГУП "Спецтранс" от 29.07.2019 N 873-лс свалка ТКО N 2 выведена из эксплуатации подлежит отклонению, так как не свидетельствует об исполнении предприятием обязанности по выполнению мониторинга на момент проведения выездной проверки и выдачи 29.04.2019 оспариваемого предписания.
Судебная коллегия считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Основания для отмены или изменения судебного акта суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб., понесенные предприятием при ее подаче, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
В оставшейся части излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату предприятию из бюджета как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 23.10.2019 по делу N А24-5927/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить государственному унитарному предприятию Камчатского края "Спецтранс" (ИНН 4101111674, ОГРН 1064101065005) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 4119 от 20.11.2019.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5927/2019
Истец: ГУП Камчатского края "Спецтранс"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Камчатскому краю
Третье лицо: Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования