город Омск |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А46-12841/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14202/2019) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфортный сервис" на решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2019 по делу N А46-12841/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфортный сервис" (ИНН 5501181692, ОГРН 1175543013469) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503036669, ОГРН 1025500747161) о признании незаконным предписания N 02-02-08/26 от 04.06.2019,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфортный сервис" - Клименко Н.А. по доверенности от 28.03.2019 N 34-19 сроком действия по 31.12.2019;
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Сысоев И.И. по доверенности от 06.12.2018 N 928ю сроком действия до 31.12.2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфортный сервис" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Комфортный сервис") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Омской (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Госжилинспекция Омской области) от 04.06.2019 N 02-02-08/26.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.09.2019 по делу N А46-12841/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что фактически для собственников помещений в многоквартирном доме N 3 по ул. Тюленина в г. Омске в течение 2018 года действовал один тариф, составляющий 24 руб. 52 коп.: в период с 01.01.2018 по 31.08.2018 такой тариф применялся в рамках договорных отношений собственников с ООО "ЖКХ "Сервис", в период с 01.09.2018 по 31.12.2018 - в рамках договорных отношений собственников с ООО "УК "Комфортный сервис". При этом жилищное законодательство не содержит нормы, которая бы связывала течение годичного срока, установленного статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), с моментом заключения договора управления.
В письменном отзыве на жалобу заинтересованное лицо просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО "УК "Комфортный сервис" поддержаны доводы жалобы. Представитель Госжилинспекции Омской области высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что административным органом на основании распоряжения от 08.05.2019 N 000001518 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "УК "Комфортный сервис" с отражением ее результатов в акте проверки от 04.06.2019 N 02-03-08/152.
В результате проверки установлено, что общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Омск, ул. Тюленина, д. 3. Протоколом общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома N 3 по ул. Тюленина в г. Омске от 11.08.2018 размер платы за содержание жилого помещения с 01.09.2018 утвержден в размере 24 руб. 52 коп. за 1 кв. м.
Вместе с тем, в 2019 году обществом начисление платы за содержание жилого помещения производилось в соответствии с решением, оформленным протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Тюленина, д. 3 от 27.12.2018, что расценено Госжилинспекцией Омской области как нарушение пункта 7 статьи 156 ЖК РФ.
Изложенные обстоятельства послужили основанием выдачи 04.06.2019 заявителю предписания N 02-02-08/26, которым на ООО "УК "Комфортный сервис" возложены следующие обязанности сроком исполнения до 01.08.2019: производить начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2019 год по вышеуказанному дому (ул. Тюленина, д. 3), в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 11.08.2018; произвести перерасчет размера платы за содержание общего имущества помещения за период с 01.01.2019 по 01.07.2019 собственникам помещений многоквартирного дома (ул. Тюленина, д. 3) в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 11.08.2018.
Считая предписание не основанным на законе, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования ООО "УК "Комфортный сервис" оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем заявитель не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
На основании части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Статьей 154 ЖК РФ предусмотрено, что в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плата за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с частями 1 и 7 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается не менее чем на год.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, следовательно, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определен только способ в виде волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 16, 17, 18 постановления от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по смыслу приведенных норм и разъяснений, размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год в установленном законом порядке и в рамках формализованной процедуры и может быть изменен с соблюдением таких порядка и процедуры.
Согласно оспариваемому предписанию и указанному выше акту проверки в действиях заявителя установлено нарушение части 7 статьи 156 ЖК РФ, выразившееся в несоблюдении длительности действия определенного собственниками размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела пришел к выводу о том, что в нарушение части 7 статьи 156 ЖК РФ и пункта 31 Правил N 491 обществом производилось начисление платы за содержание жилого помещения в ином размере, нежели предусмотрено общим собранием собственников, исходя из протокола от 11.08.2018, ввиду чего годичный срок действия тарифа не соблюден.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для согласия с выводами административного органа и суда первой инстанции с учетом следующих обстоятельств дела.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 31.10.2016 между собственниками помещений многоквартирного дома N 3 по ул. Тюленина в г. Омске и ООО "ЖКХ "Сервис" заключен договор управления в соответствии с решением собственников помещений многоквартирного дома, оформленным протоколом внеочередного общего собрания собственников от 30.10.2016.
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Тюленина, д. 3, от 07.11.2017 оформлено решение, которым размер и структура платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2018 год (с 01.01.2018 по 31.12.2018) утверждены в размере 24 руб. 52 коп. за 1 кв. м. (второй вопрос повестки, л.д. 24).
Впоследствии протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Тюленина, д. 3, от 11.08.2018 оформлено решение, в соответствии с которым собственниками помещений многоквартирного дома и ООО "УК "Комфортный сервис" заключен договор управления от 01.09.2019. Таким образом, управляющая организация, осуществляющая в многоквартирном доме рассматриваемые функции, сменилась.
Указанным выше протоколом собрания собственников оформлено также решение о расторжении договора управления, заключенного с ООО "ЖКХ "Сервис" (третий вопрос повестки, л.д. 32), а также об утверждении тарифа на содержание и ремонт жилого помещения в размере 24 руб. 52 коп. за 1 кв. м. на период до 31.12.2018 (шестой вопрос повестки).
Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Тюленина, д. 3, от 27.12.2018 оформлено решение, в соответствии с которым размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2019 год составил 26 руб. 78 коп. за 1 кв. м.
Таким образом, при заключении договора управления с собственниками многоквартирного дома N 3 по ул. Тюленина в г. Омске и ООО "УК "Комфортный сервис" размер платы в течение всего 2018 года оставался неизменным и составлял 24 руб. 52 коп. Смена управляющей организации на размер платы не повлияла. Согласно приложению N 1 ("Структура и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 2018 год") к договору управления от 01.09.2018, заключенному между заявителем и собственниками, общий размер платы за содержание и ремонт жилого помещения за 1 кв. м составлял 24 руб. 52 коп. (л.д. 34). Договор управления на указанных условиях, включая размер платы, утвержден собственниками (пятый вопрос повестки собрания - протокол от 11.08.2018).
Протоколом от 27.12.2018, в свою очередь, зафиксировано решение собственников помещений многоквартирного дома изменить размер платы на 26 руб. 78 коп. применительно к период с 01.01.2019 (л.д. 35).
Основания для установления иных обстоятельств судом апелляционной инстанции не усматриваются.
Следовательно, вопреки утверждению административного органа, на протяжении 2018 года утвержденный в установленном законом порядке размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не изменялся и составлял 24 руб. 52 коп. Доказательств применения при расчетах с собственниками помещений дома иного тарифа в материалы дела не представлено.
Впоследствии собственниками применительно к 2019 году в установленном законом порядке определен иной размер рассматриваемого платежа, что не противоречит требованиям части 7 статьи 156 ЖК РФ и в связи с чем правовые основания для возложения на ООО "УК "Комфортный сервис" обязанности по обеспечению расчетов с собственниками на основании протокола собрания от 11.08.2018, то есть иного, утратившего силу решения собственников, не усматриваются.
Согласно положениям статей 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем случае Госжилинспекцией Омской области соответствие выданного заявителю предписания как действующим нормам, так и фактическим обстоятельствам деятельности общества не обосновано.
С учетом изложенного выданное обществу предписание от 04.06.2019 N 02-02-08/26 подлежит признанию недействительным. Требования заявителя следует удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2019 по делу N А46-12841/2019 подлежит отмене.
Судебные расходы общества по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы с учетом правил статьи 110 АПК РФ и результатов рассмотрения жалобы подлежат отнесению на административный орган. Кроме того, судебные расходы заявителя, понесенные при обращении в суд первой инстанции, возлагаются на заинтересованное лицо.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфортный сервис" удовлетворить, решение Арбитражного суда Омской области от 10.09.2019 по делу N А46-12841/2019 - отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфортный сервис", удовлетворить.
Признать недействительным выданное Государственной жилищной инспекцией Омской области предписание N 02-02-08/26 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю, от 04.06.2019.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфортный сервис" 4 500 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12841/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КОМФОРТНЫЙ СЕРВИС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ