город Воронеж |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А64-5805/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Песниной Н.А.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр имени И.В. Мичурина": Невзоровой Е.А. - представителя по доверенности N 222 от 08.04.2019, Бубновой Е.Ю. - представителя по доверенности от 01.10.2019, Белова Н.Г. - представителя по доверенности N 532 от 10.09.2019;
от Управления сельского хозяйства Тамбовской области: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления сельского хозяйства Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.11.2019 по делу N А64-5805/2019, по заявлению Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный научный центр имени И.В. Мичурина" (ОГРН 1026801062034, ИНН 6827002213) г. Мичуринск к Управлению сельского хозяйства Тамбовской области (ОГРН 1026801158427, ИНН 6831004943) г. Тамбов о признании незаконными отказов от 04.07.2019, 24.09.2019 в принятии к субсидированию представленного пакета документов,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный научный центр имени И.В. Мичурина" (далее - заявитель, ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления сельского хозяйства Тамбовской области (далее - Управление, Управления сельского хозяйства) от 04.07.2019 N 01-38/53 в принятии к субсидированию представленного пакета документов от ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина", обязать Управление сельского хозяйства Тамбовской области принять к рассмотрению заявление ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" о предоставлении субсидии (с учетом уточнений от 03.10.2019).
ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления сельского хозяйства от 24.09.2019 в принятии к субсидированию представленного пакета документов от ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" (в рамках дела N А64-7872/2019).
Определением суда от 07.10.2019 дела N А64-5805/2019 и N А64-7872/2019 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения в деле N А64-5805/2019.
Заявитель неоднократно уточнял заявленные требования в порядке статьи 49 АПК РФ, в итоге просил суд признать незаконным отказ Управления сельского хозяйства от 24.09.2019 N 01-38/90 в принятии к субсидированию представленного пакета документов от ОС "Мичуринская" - филиала ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина"; обязать Управление сельского хозяйства произвести выплату субсидии ОС "Мичуринская" - филиалу ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" на возмещение части затрат на закладку многолетних насаждений в сумме 3726731 руб.; признать незаконным отказ Управления сельского хозяйства от 04.07.2019 N 01-38/53 в принятии к субсидированию представленного пакета документов от ОС "Мичуринская" - филиала ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина"; обязать Управление сельского хозяйства произвести выплату субсидии ОС "Мичуринская" - филиалу ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" на возмещение части затрат на уход за многолетними насаждениями в сумме 522 094 руб. (уточнения по заявлению от 17.10.2019).
Решением от 07.11.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Управление сельского хозяйства, обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает отказы в предоставлении субсидии ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" правомерными, поскольку субъекты Российской Федерации вправе оказывать государственную поддержку научным и образовательным организациям в соответствии с Правилами в рамках приложений N 7-9 Госпрограммы, в случае наличия утвержденных региональных нормативных правовых актов, регламентирующие порядок и цели предоставления гранта в форме субсидии таким организациям по соответствующим направлениям государственной поддержки. Нормативный правовой акт, устанавливающий Правила предоставления научным организациям грантов в форме субсидии, на настоящий момент в Тамбовской области отсутствует.
В представленных суду апелляционной инстанции возражениях ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" возражает против доводов апелляционной жалобы Управления сельского хозяйства, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представитель Управления сельского хозяйства не явился.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" является научной организацией, организационно-правовая форма - государственное бюджетное учреждение.
Основным видом деятельности ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" является проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований. Согласно п. 1.3 ст. 284 ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" отвечает критериям отнесения к сельскохозяйственным производителям.
17.01.2018 Правительством Российской Федерации издано распоряжение N 32-р (далее - распоряжение N 32-р) о реорганизации Федерального государственного унитарного предприятия "Мичуринское" (Тамбовская область) в форме его преобразования в федеральное государственное бюджетное учреждение "Опытная станция "Мичуринская" (Тамбовская область) с целью его последующего присоединения к федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Федеральный научный центр имени И.В. Мичурина" (абз. 9 п. 1 Распоряжения N 32-р).
В целях исполнения Распоряжения N 32-р ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" было реорганизовано путем присоединения к нему ФГБУ "Опытная станция "Мичуринская", преобразованного 17.07.2018 из ФГУП "Мичуринское".
На основании приказа Министерства науки и высшего образования РФ N 54 от 12.02.2019 года были внесены соответствующие изменения в п. 19 Устава ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина", "Опытная станция "Мичуринская" стало филиалом ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" - "Опытная станция "Мичуринская" (далее - Опытная станция) с основным видом деятельности - выращивание прочих плодовых и ягодных культур.
До реорганизации одним из основных видов деятельности Опытной станции было производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Учреждение пользовалось мерами государственной поддержки в форме предоставления субсидий в рамках Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
24.06.2019 ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" на основании Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановления администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N 1443 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области", Правил предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области, утвержденных Постановлением администрации Тамбовской области от 01.02.2017 N75, обратилось с заявлением в Управление сельского хозяйства Тамбовской области о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уход за многолетними насаждениями, понесенных Опытной станцией "Мичуринская".
04.07.2019 Управление сельского хозяйства по результатам рассмотрения указанного заявления письмом N 01-38/53 отказало в принятии к субсидированию представленного пакета документов, указав, что учреждение является федеральным бюджетным учреждением, согласно п. 1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ получателями субсидий являются юридические лица, за исключением государственных учреждений, в связи с чем становится невозможным возмещение учреждению части затрат на уход за многолетними насаждениями.
23.09.2019 ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" также обратилось в Управление с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями.
24.09.2019 письмом N 01-38/90 Управление отказало в принятии к субсидированию представленного пакета документов, указав, что учреждение является федеральным бюджетным учреждением, согласно п. 1 ст.78 Бюджетного кодекса РФ получателями субсидий являются юридические лица, за исключением государственных учреждений, в связи с чем становится невозможным возмещение учреждению части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями.
Посчитав указанные отказы Управления в предоставлении субсидий незаконными и нарушающими его права и законные интересы, Учреждение обратилось в суд с рассматриваемыми заявлениями.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг
Статья 78 БК РФ содержит общие положения, позволяющие предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
При этом статьей 78.1 БК РФ установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Из абзаца 3 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ следует, что порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем 2 настоящего пункта из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на финансирование мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области утверждены Постановлением администрации Тамбовской области от 01.02.2017 N 75 (Приложение приложении N 15 "Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на содействие достижению целевых показателей подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями" - далее Правила).
Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных ассигнований, выделенных на текущий финансовый год из средств федерального бюджета, предусмотренных соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, и средств бюджета Тамбовской области, в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на текущий финансовый год и плановый период на финансирование Государственной программы управлению сельского хозяйства области (далее - Управление). Главным распорядителем средств бюджета Тамбовской области, предоставляемых в виде субсидий, является Управление (пункт 1.3 Правил).
Пунктом 1.2 Правил установлено, что субсидии предоставляются в целях реализации Государственной программы на оказание государственной поддержки на возмещение части затрат (без учета НДС) на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, садами интенсивного типа, а также закладку и уход за плодовыми и ягодными питомниками.
Согласно пункту 1.4 Правил субсидии предоставляются следующим категориям получателей - сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), научным организациям, профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (далее - получатели, научные и образовательные организации), осуществляющим:
1.4.1. деятельность по закладке многолетних плодовых и ягодных кустарниковых насаждений, садов интенсивного типа (не менее 800 деревьев на 1 гектар), плодовых и ягодных питомников при наличии у них:
проекта закладки нового сада плодовых и ягодных многолетних насаждений;
площадей под закладку многолетних плодовых и ягодных многолетних насаждений не менее 1 га;
1.4.2. деятельность по уходу за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, садами интенсивного типа (не менее 800 деревьев на 1 гектар), плодовыми и ягодными питомниками, при наличии у них на начало текущего финансового года не менее 1 гектара площади указанных насаждений.
Основания для отказа в предоставлении субсидии установлены п. 2.4 Правил N 75.
Из материалов дела следует, что ФГБНУ "ФНЦ имени И.В. Мичурина" является научной организацией.
Согласно уведомлению от 06.02.2019 N 494738422 Межрайонной ИФНС России N 4 по Тамбовской области ФГБУ "Опытная станция "Мичуринская" на основании сведений о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации, содержащихся в выписке из ЕГРЮЛ за ГРН 2196820044342 от 06.02.2019 снято с учета 06.02.2019.
Таким образом, на момент обращения в Управление с заявлениями о предоставлении субсидий реорганизация Учреждения была завершена.
Из материалов дела также видно и не оспаривается Управлением, что Опытная станция осуществляет выращивание прочих плодовых и ягодных культур на площадях, расположенных на территории Тамбовской области, с долей выручки в общем объеме выручки 93%.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Судом области установлено, Опытная станция является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
В соответствии с положениями статьи 78.1 БК РФ и Правил N 75 предусмотрено предоставление субсидий для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе и государственным учреждениям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), научным организациям, профессиональным образовательным организациям, образовательным организациям высшего образования, которые в процессе научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку в соответствии с перечнем, указанным в части 1 статьи 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" (далее - получатели, научные и образовательные организации).
Каких-либо ограничений на получение субсидий государственными бюджетными учреждениями Правилами N 75 не установлено.
При этом Управление в обоснование возражений указывает, что по обоим заявлениям от 24.06.2019 и 23.09.2019 было отказано по одному основанию - заявитель не является получателем в соответствии с Правилами предоставления субсидий, поскольку предоставление субсидий государственным учреждениям не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ, однако, указанное основание не поименовано в Правилах.
При этом все представленные заявителем пакеты документов (по обоим заявлениям) Управлением не изучались, согласно полученным ответчиком в ходе судебного разбирательства ответам (в порядке межведомственного обмена с ФНС России) на обе даты подачи заявления заявитель имел задолженность по налогам (дополнение по делу от 24.10.2019 N 01-14/4616).
На наличие иных оснований для отказа в предоставлении спорных субсидий Управление не ссылается.
Согласно представленной в материалы дела справки Государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.10.2019 N 2659 по состоянию на 17.06.2019 заявитель не имеет недоимки по страховым взносам, задолженности в ФСС, а также задолженности по пеням и штрафам.
Межрайонная ИФНС России N 9 по Тамбовской области письмом от 22.10.2019 N 11-12/16137 сообщила, что в справках на 24.06.2019, 23.09.2019 задолженность отражена некорректно по техническим причинам. Фактически задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней, штрафов, процентов по состоянию на 24.06.2019 и 23.09.2019 у заявителя отсутствует.
Факта несения Опытной станцией затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями в заявленных суммах подтвержден материалами дела.
Оснований для отказа в предоставлении субсидии, установленных пунктом 2.4 Правил N 75 не установлено.
При таких обстоятельствах отказ Управления сельского хозяйства в выдаче субсидии в связи с тем, что Опытная станция является государственным учреждением, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требование.
Доводы апелляционной жалобы признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании закона, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем вопрос о распределении государственной пошлины судом не разрешается..
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 07.11.2019 по делу N А64-5805/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5805/2019
Истец: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный научный центр имени И.В.Мичурина" (ФГБНУ "ФНЦ им.И.В.Мичурина") в лице Среднерусского филиала ФГБНУ "ФНЦ им.И.В.Мичурина"
Ответчик: Управление сельского хозяйства Тамбовской области
Хронология рассмотрения дела:
03.09.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1154/20
26.12.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-8305/19
14.11.2019 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-5805/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-7872/19