город Москва |
|
25 декабря 2019 г. |
дело N А40-144383/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2019
по делу N А40-144383/19, принятое судьей Бедрацкой А.В.
по заявлению Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности г. Москвы (ОГРН 1057710067161)
к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) (ОГРН 1027700532298)
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Беляева Л.О. по доверенности от 25.11.2019;
от заинтересованного лица - Пчелинцева М.С. по доверенности от 20.09.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2019 признано недействительным решение Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) от 11.04.2019 N 8 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принятое в отношении Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности г. Москвы.
Учреждение не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в отношении Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности г. Москвы проведена выездная проверка Государственным учреждением - Московским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и расходования этих средств за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки составлен акт выездной проверки от 20.03.2019 N 19 н/с.
Из акта выездной проверки следует, что учреждение пришло к выводу о нарушении Департаментом в части исполнения обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, заявитель исключил из облагаемой базы: 46.817.646, 24 руб. - сумма выплат за неиспользованную санаторно-курортную путевку; 38.872.332, 77 руб. - сумма выплат за медицинское обслуживание государственных гражданских служащих и членов их семей.
По результатам проверки вынесено решение о привлечении Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности г. Москвы к ответственности за совершение нарушения законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 11.04.2019 N 8 н/с.
Согласно указанному решению, заявитель обязан выплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации на денежные выплаты в виде ежегодных компенсаций за неиспользованную санаторно-курортную путевку и за медицинское обслуживание сотрудников и членов их семей, а также штрафы и пени, а именно: штраф в размере 34. 285, 60 руб. (в том числе не принятые к зачету расходы - 9, 61 руб., на денежные выплаты в виде ежегодных компенсаций - 34.275, 99 руб.), пени в размере 14.127, 56 руб. и недоимку в размере 171.427, 99 руб.
Согласно решению Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 6) от 11.04.2019 N 8н/с, заявителем оплачены в добровольном порядке: штраф на непринятые к зачету расходы в размере 9,61 руб.; недоимку по страховым взносам от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 48, 03 руб.
В части касающейся, оплаты оставшейся суммы штрафов и пени заявитель не согласен, считает, что начисления произведены с нарушением законодательства регулирующего вышеописанную область, также считает, что правомерно сделано исключение из облагаемой базы выплат ежегодной компенсации за медицинское обслуживание сотрудников и членов их семей, а также выплаты за неиспользованную санаторно-курортную путевку.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя с настоящим заявление в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных, предусмотренных федеральным законодательством обязанностей.
Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, предусмотрены гарантии и компенсации в случае исполнения государственных или общественных обязанностей.
Компенсационные выплаты на санаторно-курортное лечение входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации затрат, связанных с замещением должностей государственной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Законом г. Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе г. Москвы".
Выплаты за санаторно-курортное лечение относятся к компенсационным, поскольку направлены на восполнение физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей.
Указанные выплаты производится государственным гражданским служащим на основании п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона г. Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе г. Москвы" и Указа Мэра г. Москвы от 136.12.2005 N 83-УМ "О медицинском и санаторно-курортном обслуживании государственных служащих г. Москвы".
Постановлением Правительства г. Москвы от 02.02.2011 N 345-ПП "Об утверждении положения о Департаменте по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности г. Москвы" утверждено Положение о Департаменте по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности г. Москвы.
В соответствии с Положением Департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности г. Москвы является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы.
Согласно Положению работники заявителя, замещающие должности, отнесенные в соответствии с реестром должностей государственной гражданской службы г. Москвы к должностям государственной гражданской службы г. Москвы, являются государственными гражданскими служащими государственной гражданской службы г.а Москвы, и на них распространяется федеральное законодательство и законодательство г. Москвы о государственной гражданской службе.
Учитывая, что работники заявителя являются государственными гражданскими служащими государственной гражданской службы г. Москвы, и на них распространяется федеральное законодательство и законодательство г. Москвы о государственной гражданской службе, следует признать, что компенсация за медицинское обслуживание, и неиспользованную санаторно-курортную путевку выплачиваемая гражданскому служащему или члену его семьи связана с выполнением работниками заявителя трудовых обязанностей и не подлежит обложению страховыми взносами
Деятельность Департамента финансируется из средств бюджета субъекта Российской Федерации - г. Москвы.
Выплаты ежегодной компенсации за медицинское обслуживание сотрудников и членов их семей, а также за неиспользованную санаторно-курортную путевку имеют характер компенсационных и не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", так как работники получают денежные средства взамен предоставленных благ в натуре, а именно: взамен санаторно-курортной путевки и полиса дополнительного медицинского страхования. Выплаты являются компенсационными, так как входят в систему оплаты труда и направлены на восполнение государственному служащему его физических и моральных затрат, связанных с исполнением им служебных обязанностей.
Компенсация за медицинское обслуживание выплачивается государственным гражданским служащим г. Москвы в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона г. Москвы N 3 для возмещения расходов на медицинское обслуживание, понесенных государственными гражданскими служащими в связи с прохождением государственной гражданской службы в государственных органах г. Москвы, данная компенсационная выплата не облагается страховыми взносами на основании подп. 2 п. 1 ст. 422 Налогового кодекса Российской Федерации, а также абз. 11 п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации.
Включение указанных выплат в базу, облагаемую страховыми выплатами, поставило бы в неравные условия гражданских служащих, которым были предоставлены санаторно-курортные путевки (в натуре), а также возможность проходить медицинское обслуживание в специальных поликлиниках (медицинских центрах) и служащих, которым они не предоставлялись, и была выплачена компенсация, что не соответствует положениям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для привлечения заявителя к ответственности.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2019 по делу N А40-144383/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-144383/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ГУ Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала N 6 МРО ФСС РФ