город Омск |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А46-15401/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13840/2019) арбитражного управляющего Казначеевой Виктории Николаевны на решение Арбитражного суда Омской области от 03.10.2019 по делу N А46-15401/2019, принятое по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) к арбитражному управляющему Казначеевой Виктории Николаевне о привлечении к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Брицкая С.И. по доверенности от 17.06.2019 N 257 сроком действия до 31.12.2019;
в отсутствие арбитражного управляющего Казначеевой Виктории Николаевны, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Казначеевой Виктории Николаевны (далее - арбитражный управляющий Казначеева В.Н., заинтересованное лицо) на основании частей 3, 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.10.2019 по делу N А46-15401/2019 арбитражный управляющий Казначеева В.Н. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Возражая против принятого по делу решения, заинтересованное лицо просит его отменить.
В обоснование жалобы ее податель указывает на несогласие с назначенным арбитражному управляющему административным наказанием в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
В письменном отзыве на жалобу заявитель просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный управляющий Казначеева В.Н., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителя в судебное заседание не направила, лично для участия в разбирательстве не явилась. В связи с этим суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть апелляционные жалобы в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем административного органа поддержана позиция, раскрытая в письменном отзыве на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя Управления Росреестра по Омской области, исследовав материалы дел, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что должностным лицом Управления Росреестра по Омской области в ходе проведения административного расследования в отношении арбитражного управляющего Казначеевой В.Н. в период исполнения обязанностей финансового управляющего Кикимбаева Уагиза Зейниденовича установлено следующее.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.11.2018 по делу N А46-11923/2018 в отношении Кикимбаева У.З. (далее - должник) введена процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев (до 01.05.2019), финансовым управляющим должника утверждена Кандинская Виктория Николаевна (в настоящее время - арбитражный управляющий Казначеева В.Н.). Впоследствии Кандинская В.Н. изменила фамилию в связи с регистрацией брака 19.12.2018.
Протокольным определением Арбитражного суда Омской области от 18.04.2019 по делу N А46-11923/2018 судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего Кикимбаева У.З. - Казначеевой В.Н. о результатах проведения процедуры реализации имущества гражданина отложено на 14.05.2019.
Определением Арбитражного суда Омской области от 20.05.2019 (резолютивная часть объявлена 14.05.2019) в рамках дела N А46-11923/2018 на основании ходатайства финансового управляющего Казначеевой В.Н. срок реализации имущества гражданина в отношении Кикимбаева У.З. продлен на четыре месяца (до 01.09.2019). Судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего назначено на 22.08.2019.
Определением Арбитражного суда Омской области от 22.08.2019 (резолютивная часть) в рамках дела N А46-11923/2018 на основании ходатайства финансового управляющего Казначеевой В.Н. срок реализации имущества гражданина в отношении Кикимбаева У.З. продлен до 01.12.2019.
Административным органом установлено, что в период исполнения обязанностей финансового управляющего Кикимбаева У.З. Казначеева В.Н. допустила следующие нарушения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве):
- нарушение требований пунктов 1, 2 статьи 213.7, пункта 8 статьи 213.9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ, Закон о банкротстве), пункта 3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и ЕФРСБ и перечня сведений, подлежащих включению в ЕФРСБ, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 (далее - Порядок N 178), выразившееся в том, что в период исполнения обязанностей финансового управляющего Казначеева В.Н. нарушила срок включения информационных сообщений на сайт ЕФРСБ и в газету "Коммерсантъ" о введении в отношении Кикимбаева У.З. процедуры реализации имущества гражданина и своем утверждении финансовым управляющим должника на 26 дней каждое;
- нарушение требований пункта 1 статьи 213.8, пункта 8 статьи 213.9, пункта 6 статьи 213.26 Федерального закона N 127-ФЗ, выразившееся в том, что в период исполнения обязанностей финансового управляющего Кикимбаева У.З. арбитражный управляющий Казначеева В.Н. не созывала и не проводила собрание кредиторов должника, чем нарушила права и законные интересы кредиторов должника;
- нарушение требований пункта 4 статьи 20.3, пункта 8 статьи 213.9, пункта 6 статьи 213.26, пункта 1 статьи 213.28 Закона о банкротстве, выразившееся в непредставлении в Арбитражный суд Омской области отчета о результатах проведения процедуры реализации имущества должника;
- нарушение пункта 4.1 статьи 28, пункта 2 статьи 100, пункта 8 статьи 213.9, пункта 4 статьи 213.24 Федерального закона N 127-ФЗ, выразившееся в том, что в период исполнения обязанностей финансового управляющего Кикимбаева У.З. заинтересованное лицо включило в ЕФРСБ информационные сообщения от 09.04.2018 N 3517767 и N 3517750 о получении требований кредиторов АО "Россельхозбанк" и Межрайонной ИФНС России N 1 по Омской области включении в реестр требований кредиторов должника, с нарушением установленного законом срока на 113 и 47 дней, соответственно;
- нарушение пунктов 2,4 статьи 20.3, пункта 8 статьи 213.9, пункта 7 статьи 213.12 Закона о банкротстве, выразившееся в том, что в период исполнения обязанностей финансового управляющего Казначеева В.Н. не представила в арбитражный суд сведения о финансовом состоянии гражданина с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 ФЗ Федерального закона N 127-ФЗ в установленный законом срок.
26.08.2019 в отношении арбитражного управляющего Казначеевой В.Н. должностным лицом Управления Росреестра по Омской области составлен протокол N 00515519 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
На основании материалов дела об административном правонарушении Управление Росреестра по Омской области обратилось в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
По результатам рассмотрения требований административного органа и исследования обстоятельств дела суд первой инстанции принял решение о привлечении арбитражного управляющего к ответственности на основании части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Удовлетворение требований заявителя явилось основанием обращения заинтересованного лица в суд апелляционной инстанции с настоящей жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусматривается возможность назначения административного наказания лицу, привлекаемому к административной ответственности, не иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрено, что повторное неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет; наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, предполагает повторное неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Пунктом 4 ст. 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ предусмотрено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. В отношении арбитражного управляющего принцип разумности означает соответствие его действий определенным стандартам, установленным, помимо законодательства о банкротстве, правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, либо стандартам, выработанным правоприменительной практикой в процессе реализации законодательства о банкротстве. Добросовестность действий арбитражного управляющего выражается в отсутствии умысла причинить вред кредиторам, должнику и обществу.
На основании пункта 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан:
- принимать меры по защите имущества должника;
- анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;
вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
- предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
- в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
- предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
- разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Обязанность доказывать неразумность и необоснованность осуществления таких расходов возлагается на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением в арбитражный суд;
- выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях;
- осуществлять иные установленные Федеральным законом N 127-ФЗ функции.
В силу пункта 6 статьи 213.26 Федерального закона N 127-ФЗ о проведении описи, оценки и реализации имущества гражданина финансовый управляющий обязан информировать гражданина, конкурсных кредиторов и уполномоченный орган по их запросам, а также отчитываться перед собранием кредиторов.
Согласно пункту 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве наряду с прочим, финансовый управляющий обязан исполнять иные предусмотренные законом обязанности.
После завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов (пункт 1 статьи 213.28 указанного Федерального закона).
Административным органом установлено, что решением Арбитражного суда Омской области от 09.11.2018 по делу N А46-11923/2018 Кикимбаев У.З. признан несостоятельным (банкротом), и в отношении него открыта процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев (до 01.05.2019), финансовым управляющим должника утверждена Казначеева В.Н., судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего должника о результатах процедуры реализации имущества гражданина было назначено на 18.04.2019.
В пункте 7 указанного определения суд возложил на финансового управляющего обязанность за пять дней до даты судебного заседания представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов.
Крайней датой исполнения вышеуказанной обязанности по предоставлению финансовым управляющим Кикимбаева У.З. в суд отчета о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов является 12.04.2019.
Вместе с тем, пункт 7 определения финансовым управляющим должника не исполнен. Определением Арбитражного суда Омской области от 18.04.2019 по делу N А46-11923/2018 судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего Кикимбаева У.З. о результатах проведения процедуры реализации имущества гражданина отложено на 14.05.2019 в связи с не представлением финансовым управляющим Казначеевой В.Н. отчета в суд.
Крайней датой исполнения обязанности по предоставлению финансовым управляющим Кикимбаева У.З. Казначеевой В.Н. в суд отчета о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов являлось 08.05.2019.
Финансовым управляющим Казначеевой В.Н. отчет в суд в установленный срок не представлен.
Определением Арбитражного суда Омской области от 20.05.2019, резолютивная часть которого объявлена 14.05.2019, срок реализации имущества гражданина в отношении Кикимбаева У.З. продлен на четыре месяца (до 01.09.2019) на основании ходатайства финансового управляющего должника, поступившего в суд без приложений 18.04.2019. Судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего Кикимбаева У.З. о результатах проведения процедуры реализации имущества гражданина назначено на 22.08.2019. На финансового управляющего должника Казначееву В.Н. возложена обязанность не позднее чем за пять дней до даты судебного заседания представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения процедуры реализации имущества гражданина с приложением документов, предусмотренных статьей 213.28 ФЗ Федерального закона N 127-ФЗ, с описью и в подшитом виде.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что финансовым управляющим Кикимбаева У.З. допущено нарушение требований п Федерального закона N 127-ФЗ, выразившееся в непредставлении в Арбитражный суд Омской области отчета о результатах проведения процедуры реализации имущества должника.
Обстоятельства, изложенные выше, подтверждаются материалами дела N А46-11923/2018, протоколом об административном правонарушении от 26.08.2019 N 00515519, а также не оспариваются подателем апелляционной жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законом, при условии их предварительной оплаты включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
На основании пункта 4.1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие включению в ЕФРСБ, включаются в него арбитражным управляющим, если законом включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо.
Наряду с прочим финансовый управляющий обязан исполнять иные предусмотренные ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязанности (пункт 8 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I - III. 1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI закона.
Пунктом 4 статьи 213.24 Федерального закона N 127-ФЗ предусматривается, что в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 Федерального закона. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.
В силу пункта 2 статьи 100 Закона о банкротстве внешний управляющий обязан включить в течение пяти дней с даты получения требований кредитора в ЕФРСБ сведения о получении требований кредитора с указанием наименования (для юридического лица) или фамилии, имени, отчества (для физического лица) кредитора, идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера (при их наличии), суммы заявленных требований, основания их возникновения и обязан предоставить лицам, участвующим в деле о банкротстве, возможность ознакомиться с требованиями кредитора и прилагаемыми к ним документами.
Пунктом 3 статьи 100 Федерального закона N 127-ФЗ устанавливается, что возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд внешним управляющим, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также кредиторами, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Такие возражения предъявляются в течение тридцати дней с даты включения в ЕФРСБ сведений о получении требований соответствующего кредитора. Лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов.
Заявителем в рамках административного расследования в отношении арбитражного управляющего установлено, что 12.12.2018 в адрес финансового управляющего Кикимбаева У.З. Казначеевой В.Н. почтовым отправлением направлено требование АО "Россельхозбанк" о включении в реестр требований кредиторов должника, сумма задолженности в размере 662 926 руб. 59 коп. Требование о включении в реестр требований кредиторов должника получено 22.12.2018, в связи с чем крайней датой размещения сведений о получении требования кредитора АО "Россельхозбанк" на сайте ЕФРСБ являлось 27.12.2018.
20.12.2018 требование АО "Россельхозбанк" о включении в реестр требований кредиторов должника суммы задолженности в размере 662 926 руб. 59 коп. поступило в Арбитражный суд Омской области. Определением Арбитражного суда Омской области от 27.12.2018 в рамках дела N А46-11923/2018 требование АО "Россельхозбанк" принято к рассмотрению, судебное заседание назначено на 31.01.2019.
Во исполнение указанного выше определения финансовый управляющий Кикимбаева У.З. - Казначеева В.Н. была обязана в срок до 31.01.2019 предоставить в суд доказательства публикации в ЕФРСБ сведений о получении требования кредитора.
К судебному заседанию, назначенному на 31.01.2019, финансовым управляющим должника доказательства размещения сведений о поступлении требования кредитора в ЕФРСБ не представлены.
Информационное сообщение N 3517767 о получении требований кредитора финансовым управляющим включено в ЕФРСБ 09.04.2019 (с нарушением установленного законом срока на 113 дней).
07.02.2019 в адрес финансового управляющего Кикимбаева У.З. почтовым отправлением направлено требование Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Омской области о включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 6 919 руб. 01 коп. Требование о включении в реестр требований кредиторов должника получено 16.02.2019. Крайней датой размещения сведений о получении требования в ЕФРСБ являлось 21.02.2019.
08.02.2019 требование МИФНС России N 1 по Омской области о включении в реестр требований кредиторов Кикимбаева У.З. суммы задолженности в размере 6 919 руб. 01 коп. поступило в Арбитражный суд Омской области. Определением от 15.02.2019 в рамках дела N А46-11923/2018 требование принято к рассмотрению Арбитражным судом Омской области, судебное заседание назначено на 02.04.2019.
Во исполнение определения финансовый управляющий Кикимбаева У.З. Казначеева В.Н. обязана была в срок до 02.04.2019 представить в суд доказательства публикации в ЕФРСБ сведений о получении требования.
Вместе с тем, к судебному заседанию, назначенному на 02.04.2019, финансовый управляющий Казначеева В.Н. доказательства размещения сведений о поступлении требования в ЕФРСБ не представила, что послужило основанием для отложения судебного заседания на 14.05.2019.
Информационное сообщение N 3517750 о получении требований МИФНС России N 1 по Омской области финансовым управляющим включено на сайт ЕФРСБ 09.04.2019 с нарушением установленного законом срока на 47 дней.
Включение заинтересованным лицом в период исполнения обязанностей финансового управляющего Кикимбаева У.З. в ЕФРСБ информационных сообщений от 09.04.2018 N 3517767 и N 3517750 о получении требований кредиторов АО "Россельхозбанк" и МИФНС России N 1 по Омской области с нарушением установленного законом срока на 113 и 47 дней подтверждается материалами дела N А46-11923/201, протоколом об административном правонарушении от 26.80.2019 N 00515519 и не оспаривается арбитражным управляющим.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 213.12 Закона о банкротстве не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда по рассмотрению дела о банкротстве гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, протокол собрания кредиторов, на котором рассматривался проект плана реструктуризации долгов гражданина, с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 поименованного закона.
Реализация имущества гражданина вводится на срок не более шести месяцев. Указанный срок может продлеваться арбитражным судом в отношении соответственно гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, индивидуального предпринимателя по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве (пункт 2 статьи 214.24 Федерального закона N 127-ФЗ).
Целью реализации имущества гражданина служит соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Финансовому управляющему в период процедуры реализации имущества гражданина необходимо сформировать конкурсную массу, реализовать имущество должника и после получения денежных средств произвести расчеты с кредиторами. Основанием для завершения процедуры реализации имущества гражданина является наличие обстоятельств, свидетельствующих об осуществлении всех мероприятий, необходимых для завершения реализации имущества гражданина, установленных Законом о банкротстве. В отношении Кикимбаева У.З. процедура реструктуризации долгов не вводилась, и указанные положения по аналогии подлежат распространению на процедуру реализации имущества гражданина.
Пунктом 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве на финансового управляющего возложена обязанность по проведению анализа состояния гражданина, выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
Финансовый управляющий вправе, в том числе получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления (пункт 7 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ).
На основании абзаца десятого 10 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
В силу требований пункта 9 статьи 213.9 поименованного закона на гражданина возложена обязанность предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.
При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 70 Закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены законом.
Финансовый управляющий на основе анализа финансового состояния должника, результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.
Абзацем третьим пункта 1 Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 N 367 (далее - Правила проведения финансового анализа), предусматривается, что документы, содержащие анализ финансового состояния должника, представляются арбитражным управляющим собранию (комитету) кредиторов, в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, в порядке, установленном Закона о банкротстве, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, при проведении проверки его деятельности.
Абзацем девятым пункта 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве на арбитражного управляющего возложена обязанность выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 855 утверждены Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства (далее - Временные правила), которые определяют порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.
На основании пункта 2 Временных правил период проведения арбитражным управляющим проверки длится не менее двух лет, предшествующих возбуждению производства по делу о банкротстве. Признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства (пункт 5 Временных правил).
Пунктами 14, 15 Временных правил устанавливается, что по результатам проверки арбитражным управляющим составляется заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, которое представляется собранию кредиторов и арбитражному суду. Результат выявления признаков преднамеренного банкротства может повлиять на права кредиторов в деле о банкротстве. В частности, установление признаков преднамеренного банкротства может способствовать установлению необходимости дополнительного оспаривания сделок должника.
Следовательно, наличие полного и достоверного заключения финансового состояния должника, равно как и заключения о наличии либо отсутствии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства должника, необходимо как кредиторам должника, так и суду для объективной оценки платежеспособности должника, определения последующей процедуры банкротства либо прекращения производства по делу ввиду отсутствия у должника достаточных средств для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве. Учитывая, что процедура реализации имущества вводится на определенный срок, то финансовый управляющий, обязан подготовить анализ финансового состояния должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, а также заключение о наличии (отсутствии) оснований для оспаривания сделок должника до окончания срока, на который введена процедура реализации имущества и предоставить их суду не позднее, чем за 5 дней до даты судебного заседания по рассмотрению итогов процедуры реализации имущества, в рассматриваемом случае - не позднее 12.04.2019.
Исполнение вышеуказанных обязанностей не зависит от организации и проведения первого собрания кредиторов должника, и носит самостоятельный характер. Указанные документы необходимы для принятия решения о продолжении процедуры банкротства либо ее завершении, освобождении должника от долгов.
Кроме того, 11.03.2019 финансовым управляющим Казначеевой В.Н. в ЕФРСБ размещено сообщение N 3464707, содержащее сведения о наличии либо об отсутствии признаков преднамеренного, фиктивного банкротства в отношении Кикимбаева У.З., и 05.06.202019 (вх. N 72285) в Арбитражный суд Омской области направлено ходатайство об исключении из конкурсной массы имущества должника (комнаты 1/6 доли). Следовательно, финансовым управляющим проведен анализ финансового состояния должника, заключения о наличии/отсутствии признаков преднамеренного, фиктивного банкротства.
Вместе с тем, непредставление в материалы дела N А46-11923/2018 к назначенной дате судебного заседания документов, необходимых для рассмотрения итогов процедуры реализации имущества, исключило возможность для лиц, участвующих в деле, сформировать позицию о перспективах процедуры банкротства.
Неисполнение арбитражным управляющим обязанности по представлению указанных документов послужило основанием для неоднократного отложения судом рассмотрения итогов процедуры реализации имущества, увеличения текущих расходов по делу о банкротстве.
При этом доказательства непредставления указанных материалов в суд ввиду объективных препятствий в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного в части данного эпизода суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего события правонарушения.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 26.80.2019 N 00515519 арбитражный управляющий Казначеева В.Н. в нарушение требований пункта 1 статьи 213.8, пункта 8 статьи 213.9, пункта 6 статьи 213.26 Федерального закона N 127-ФЗ на протяжении периода с 09.11.2018 по 30.07.2019 не созывала и не проводила собрание кредиторов должника. Указанный эпизод также вменен в вину заинтересованному лицу в рамках настоящего дела.
Согласно пункту 1 статьи 213.8 Закона о банкротстве собрание кредиторов созывается финансовым управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина. В собрании кредиторов принимают участие без права голоса наряду с лицами, указанными в пункте 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, гражданин и (или) его представитель.
Финансовый управляющий вправе созывать собрание кредиторов для решения вопроса о предварительном согласовании сделок и решений гражданина в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (абзац седьмой пункта 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве).
Согласно положениям пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан созывать и (или) проводить собрания кредиторов для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции собрания кредиторов настоящим Федеральным законом; рассматривать отчеты о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина, предоставленные гражданином, и предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения плана реструктуризации долгов гражданина; направлять кредиторам отчет финансового управляющего не реже чем один раз в квартал, если иное не установлено собранием кредиторов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 213.8 Закона о банкротстве к исключительной компетенции собрания кредиторов относятся: принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина; принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении изменений, вносимых в план реструктуризации долгов гражданина; принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; принятие решения о заключении мирового соглашения; иные вопросы, отнесенные к исключительной компетенции собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указано выше, решением Арбитражного суда Омской области от 09.11.2018 по делу N А46-11923/2018 в отношении Кикимбаева У.З. введена процедура реализации имущества должника сроком на шесть месяцев, финансовым управляющим должника утверждена Казначеева В.Н.
Определениями Арбитражного суда Омской области от 18.04.2019, от 20.05.2019 по делу N А46-11923/2018 в рамках дела о банкротстве судебные заседания по рассмотрению отчета финансового управляющего откладывались. При этом в процедуре реализации имущества гражданина в реестр требований кредиторов Кикимбаева У.З. включены требования двух конкурсных кредиторов:
- определением Арбитражного суда Омской области от 07.02.2019 признано обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований требование АО "Россельхозбанк" на сумму основного долга и процентов 639 351 руб. 27 коп. и штрафных санкций 150 руб. 32 коп. без обеспечения залогом имущества должника;
- определением Арбитражного суда Омской области от 21.05.2019 признано обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований требование МИФНС России N 1 по Омской области в общей сумме 6 919 руб. 01 коп.
Согласно письму от 09.07.2019 N 1Б9305, поступившему в Управление Росреестра по Омской области из АО "Интерфакс", и информации с сайта (http:/bankrot.fedresurs.ru) о включении арбитражным управляющим Казначеевой В.Н. информационных сообщений за период с 09.11.2018 по 30.07.2019 процедуры банкротства Кикимбаева У.З., в ЕФРСБ какие-либо информационные сообщения о назначении и проведении собраний кредиторов Кикимбаева У.З. отсутствуют.
По смыслу приведенных положений правового регулирования, проведение финансовым управляющим собрания кредиторов по предоставлению отчета о деятельности финансового управляющего в отсутствие на повестке дня вопросов, решение которых отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов, не предусмотрено в ходе проведения процедур банкротства в отношении гражданина.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для привлечения Казначеевой В.Н. к ответственности по второму эпизоду, отраженному в протоколе об административном правонарушении от 26.80.2019 N 00515519.
Также апелляционный суд признает необоснованным привлечение заинтересованного лица по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ за нарушение требований пунктов 1, 2 статьи 213.7, пункта 8 статьи 213.9 Федерального закона N 127-ФЗ, пункта 3.1 Порядка N 178, выразившееся в том, что в период исполнения обязанностей финансового управляющего Казначеева В.Н. нарушила срок включения информационных сообщений на сайт ЕФРСБ и в газету "Коммерсантъ" о введении в отношении Кикимбаева У.З. процедуры реализации имущества гражданина и своем утверждении финансовым управляющим должника на 26 дней каждое (первый эпизод).
При обращении с настоящим заявлением административный орган просил привлечь арбитражного управляющего Казначееву В.Н. к административной ответственности на основании частей 3, 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ. Как было указано ранее, судом первой инстанции совершенные деяния квалифицированы по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства и административный орган не указывает на наличие таковых, которые бы свидетельствовали о том, что на момент совершения указанного нарушения (06.11.2018 и 12.11.2018) заинтересованное лицо считалось подвергнутым административному наказанию.
Между тем, поскольку повторность административного правонарушения, предполагающая квалификацию деяния в соответствии с частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, в настоящем случае усматривается в отношении остальных ранее указанных эпизодов с учетом наличия вступивших в законную силу судебных актов о привлечении к ответственности на основании части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в рамках дел N N А33-27847/2018, А33-27848/2018, А33-27849/2018, А33-27846/2018, А33-35994/2018, А33-35992/2018, А33-35993/2018, А33-35997/2018 и А33-120/2019, самый ранний из которых вступил в законную силу 18.12.2018, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены и изменения решения суда первой инстанции.
Вина арбитражного управляющего Казначеевой В.Н. как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом на основании статьи 2.2 КоАП РФ. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае вина арбитражного управляющего в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, подтверждается материалами дела. Заинтересованное лицо, не исполняя предусмотренные Законом о банкротстве обязанности, не предвидело, однако должно было предвидеть противоправный характер своей деятельности при условии, что обстоятельств, объективно препятствующих арбитражному управляющему в установленном порядке надлежащим образом исполнить возложенные на него обязанности, материалы дела не содержат.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в действиях арбитражного управляющего присутствуют событие и состав вменяемого ему административного правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, регламентированной КоАП РФ, административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении арбитражного управляющего, в ходе судебного разбирательства установлено не было. Сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения также подлежит оценке вопрос о целесообразности привлечения нарушителя к административной ответственности.
Вменяемые управляющему нарушения характеризуются формальным составом, являются оконченными с момента невыполнения соответствующих обязанностей, предусмотренных Законом о банкротстве, и наступление каких-либо общественно опасных последствий не требуется.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (часть 2 статьи 4.2 Кодекса).
В силу положений статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, либо осуществлять деятельность в области управления многоквартирными домами. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
В настоящем случае наказание арбитражному управляющему назначено в соответствии санкцией части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ и положениями административного законодательства о назначении наказания в виде дисквалификации и соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также обстоятельствам его совершения. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для несогласия с решением по делу в данной части.
Основания для вывода о малозначительности деяния (статья 2.9 КоАП РФ) судом апелляционной инстанции не усматриваются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по заявлениям административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу арбитражного управляющего Казначеевой Виктории Николаевны оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 03.10.2019 по делу N А46-15401/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15401/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы государственнойм регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Ответчик: Арбитражный управляющий Казначеева Виктория Николаевна