город Омск |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А46-15154/2019 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.Е.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15357/2019) общества с ограниченной ответственностью "Брендз Менеджмент Сервисиз" на решение Арбитражного суда Омской области от 25.10.2019 по делу N А46-15154/2019 (судья Чулков Ю.П.),
рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Брендз Менеджмент Сервисиз" (ИНН 5503094300, ОГРН 1055504136225)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления N 6-09-20/402ю-2019 от 06.08.2019 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Брендз Менеджмент Сервисиз" (далее - ООО "БМС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 06.08.2019 N 6-09-20/402ю-2019 о привлечении ООО "БМС" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Определением от 28.08.2019 Арбитражного суда Омской области заявление общества принято к производству в порядке упрощенного производства по правилам части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 25.10.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-15154/2019 в удовлетворении заявленных ООО "БМС" требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что предоставление корректирующего счета-фактуры от 31.08.2019 N 8174/1К1 органу государственного контроля после получения акта проверки от 02.07.2019 N у6-а381/09 связано только с "человеческим фактором"; совершенные ООО "БМС" действия по представлению уточненного корректирующего счёта-фактуры не свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публичных обязанностей и намерении скрыть объективные сведения; в действиях ООО "БМС" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, так как наличие товарно-транспортной накладной от 30.08.2018 N 8174/1 и оформленного корректировочного счета-фактуры от 31.08.2018 N 8174/1К1 подтверждает реализацию алкогольной продукции по цене, не ниже которой осуществляется закупка согласно Приказу Минфина России от 11.05.20196 N 58н.
До начала судебного заседания от Управления через систему "Мой Арбитр" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку отсутствуют доказательства его направления или вручения заявителю (часть 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)). Данный отзыв остается в материалах дела, но в силу изложенного оценке не подлежит.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон и без проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, с 24.06.2019 по 02.07.2019 на основании приказа заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу Лубенец О.Н. от 22.05.2019 N 288 "О проведении внеплановой документарной проверки ООО "БМС" уполномоченным должностным лицом Управления проведена внеплановая документарная проверка общества на предмет соблюдения обязательных требований, установленных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В результате проверки установлено, что ООО "БМС" 30.08.2018 по товарно-транспортной накладной N 8174/1 осуществлена закупка алкогольной продукции: водка "Штандарт люкс мягкая" (38%, 0,2500 л) по цене 84 руб. 50 коп., водка "Штандарт люкс мягкая" (38%, 0,5000 л) по цене 169 руб. По данной закупке 31.08.2018 составлена корректирующая счет-фактура N 8174/1К1, согласно которой цена водки "Штандарт люкс мягкая" (38%, 0,2500 л) составила 86 руб. 50 коп., цена водки "Штандарт люкс мягкая" (38%, 0,5000 л) составила 173 руб.
Согласно представленной ООО "БМС" 30.08.2019 информации в ЕГАИС минимальная цена водки "Штандарт люкс мягкая" (38%, 0,2500 л) составила 84 руб.
50 коп., минимальная цена водки "Штандарт люкс мягкая" (38%, 0,5000 л) составила 169 руб.
Информация, содержащаяся в товарно-транспортной накладной от 30.08.3018 N 8174/1, и информация, ранее представленная обществом в ЕГАИС, идентична, таким образом, в результате проверки установлено, что общество осуществило закупку алкогольной продукции 30.08.2018 по цене ниже цены, установленной Приказом Минфина России от 11.05.2016 N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов".
Органом государственного контроля составлен акт проверки от 02.07.2019 N у6-а381/09, а также 03.07.2019 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ с участием представителя общества, при наличии надлежащего уведомления юридического лица. Постановлением по делу об административном правонарушении от 06.08.2019 общество признано виновным и привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что постановление по делу об административном правонарушении от 06.08.2019 является незаконным, ООО "БМС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
25.10.2019 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
К иному порядку ценообразования могут быть отнесены случаи определения цены на продукцию, товары либо услуги, когда их определяет не только сам хозяйствующий субъект по собственному усмотрению, а когда такие цены определяются иными лицами, решение которых носит для данного субъекта обязательный характер, либо в случаях, когда законодательством предусмотрен специальный порядок определения цены, обязательный для хозяйствующего субъекта.
Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Под ценообразованием понимается процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам и услугам.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
В целях обеспечения устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности и увеличения поступлений средств в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.1996 N 131 "О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности" (далее - Постановление) введены минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации в качестве нижней границы цены реализации при осуществлении оптовой (юридическими лицами) и розничной (юридическими лицами) продажи этой продукции на внутреннем рынке, и для организаций-изготовителей, расположенных на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности.
В соответствии с абзацем вторым статьи 5 Федерального закона N 171-ФЗ и на основании пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 N 12 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 11.05.2016 N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов".
Согласно приложению к данному приказу цена, не ниже которой осуществляется закуп алкогольной продукции крепостью свыше 37% до 40% включительно за 0,5 л готовой продукции, установлена в размере 173 руб., за 0,25 л., соответственно, 86 руб. 50 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, обязаны осуществлять учёт объёма её оборота.
Согласно абзацу 16 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок двухмерного штрихового кода, содержащего идентификатор ЕГАИС, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции.
Порядок функционирования ЕГАИС определён Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила N 1459).
В соответствии с пунктом 15 Правил N 1459 ЕГАИС организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 1, 2, 3, 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 Правил N 1459 ЕГАИС, в том числе сведений, содержащихся в товарно-транспортной накладной.
Направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации, Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - Приказ N 149) установлены формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации в ЕГАИС сведений об объеме оборота алкогольной продукции.
Вышеуказанные нормативные правовые акты определяют порядок учета объема оборота алкогольной продукции, носят обязательный характер и распространяются на неопределенный круг лиц.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае материалами дела подтверждается факт закупа заявителем алкогольной продукции - водки "Штандарт люкс мягкая" (38%, 0,2500 л) по цене 84 руб. 50 коп., водки "Штандарт люкс мягкая" (38%, 0,5000 л) по цене 169 руб., то есть по цене, ниже которой осуществляется закуп алкогольной продукции.
При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, составление корректирующего счета-фактуры не свидетельствует об обратном.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);
5) заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного);
6) копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).
В порядке пункта 2 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие указанного Федерального закона (пункт 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ).
Таким образом, для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ необходимо установление наличия занижения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на алкогольную продукцию, с учетом анализа вышепоименованных товаросопроводительных документов (в том числе товарно-транспортная накладная).
Из представленных в материалы дела документов следует, что ООО "БМС" по товарно-транспортной накладной от 30.08.2018 N 8174/1 осуществило закупку алкогольной продукции, при этом информация, содержащаяся в данной товарно-транспортной накладной, и информация, представленная ранее обществом в ЕГАИС, идентична. Корректировки в товарно-транспортную накладную от 30.08.2018 N 8174/1 не вносились.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Согласно статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения обществом вышеизложенных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, в материалах дела отсутствуют.
Исходя из обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обществом не были приняты достаточные меры, направленные на осуществление своей деятельности в соответствии с нормами действующего законодательства., а также о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что привлечение ООО "БМС" к административной ответственности административным органом осуществлено в рамках полномочий, представленных КоАП РФ, с соблюдением срока и порядка привлечения к административной ответственности, суд обоснованно не нашел оснований для удовлетворения заявленного требования.
Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Оснований для признания правонарушения малозначительным или замены наказания на предупреждение не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25.10.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-15154/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15154/2019
Истец: ООО "БРЕНДЗ МЕНЕДЖМЕНТ СЕРВИСИЗ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ