г. Тула |
|
9 апреля 2024 г. |
Дело N А62-10989/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.04.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Тяпковой Т.Ю., при участии представителя заинтересованного лица - Смоленского муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" (ОГРН 1026701433439, ИНН 6731000342) - Мельникова Г.А. (доверенность от 20.06.2023), в отсутствие представителя административного органа - межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям (ОГРН 1046758325118, ИНН 6730054024), извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (веб-конференция), апелляционную жалобу Смоленского муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.12.2023 по делу N А62-10989/2023 (судья Каринская И.Л.),
УСТАНОВИЛ:
межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям (далее - административный орган, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Смоленского муниципального унитарного предприятия "Горводоканал" (далее - предприятие, СМУП "Горводоканал") к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 07.12.2023 заявление удовлетворено. Предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование своей позиции указывает, что объект размещения отходов не связан технологическими процессами с работой комплекса Промплощадка N 2 - городские очистные сооружения и не входит в его состав. Отмечает, что уполномоченными лицами управления не были проведены мероприятия по отбору проб "свежих навалов отходов ила" для сравнения по составу с ранее размещаемыми СМУП "Горводоканал" на илонакопителе отходами IV класса опасности.
От управления в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в составе суда произведена замена судьи Волковой Ю.А. на судью Мордасова Е.В. на основании определения от 05.04.2024.
В соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ ввиду замены судьи в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство произведено с самого начала.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период с 04.09.2023 по 11.09.2023 и с 02.10.2023 по 05.10.2023 на основании решения временно исполняющего обязанности заместителя руководителя управления от 30.08.2023 N 04-П-1-РЕ/1238, в соответствии с решением о приостановлении срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия от 11.09.2023 N 04-11-1-РЕ/1280 управлением в отношении контролируемого лица - СМУП "Горводоканал" по месту фактического осуществления деятельности: 214015 г. Смоленск, ул. Мало-Краснофлотская, городские очистные сооружения, объекта НВОС I категории N 66-0167-001311-П - "промплощадка N 2 - городские очистные сооружения" выявлено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ.
Так, по мнению управления, СМУП "Горводоканал" осуществляло лицензируемый вид деятельности - размещение отходов IV класса опасности: ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод - код ФККО 7 22 201 11 39 4 на объекте размещения отходов - илонакопитель очистных сооружений (секции N 1, N 2, N 3, N 4) без специального разрешения (лицензии) (т. 1, л. 32 - 43; 44 - 45).
В связи с этим управлением 05.10.2023 составлен акт проверки N 01 с фиксацией выявленных нарушений (т. 2, л. 1 - 22).
О подписании документов проверки и составлении протокола об административном правонарушении предприятие уведомлено путем направления уведомления от 04.10.2023 N 175 (т. 1, л. 29 - 31).
Управлением в отношении СМУП "Горводоканал", в присутствии представителя предприятия - директора по правовым вопросам СМУП "Горводоканал" Мельникова Г.А., действующего по доверенности от 01.09.2023 N 28-дов (т. 1, л. 28), составлен протокол об административном правонарушении от 05.10.2023 N 05-33/030 (т. 1, л. 11 - 22).
С целью привлечения предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявление и удовлетворяя его, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом этого правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу требований закона подлежит лицензированию.
Объективная сторона правонарушения характеризуется осуществлением предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
На основании пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 класса опасности подлежит лицензированию.
Статьей 1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определено, что:
отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом,
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение,
обработка отходов - это предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку,
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
При проведении проверки управлением установлено, что СМУП "Горводоканал" по адресу фактического осуществления деятельности: 214015 г. Смоленск, ул. Мало-Краснофлотская, городские очистные сооружения, "Промплощадка N 2 - городские очистные сооружения", код объекта: 66-0167-001311-П, эксплуатирует объект I категории, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору.
Основной вид деятельности предприятия ОКВЭД - 36.00.2 Распределение воды для питьевых и промышленных нужд. Дополнительные виды деятельности ОКВЭД-36.00.1 Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, ОКВЭД-37.00 Сбор и обработка сточных вод.
Отход IV класса опасности ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод - код ФККО 7 22 201 11 39 4 содержится в блоке 7 ФККО. Осадки (илы) биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовой и смешанной канализации после завершения операций по их обработке согласно технологическому регламенту - код ФККО 7 22 200 00 00 0.
В составе объекта I категории - "Промплощадка N 2 - городские очистные сооружения" (66-0167-001311 -П) СМУП "Горводоканал" эксплуатирует объект размещения отходов (ОРО) - илонакопитель очистных сооружений (секции N 1, N 2, N 3, N 4).
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 11.09.2015 N 731 данный объект внесен в ГРОРО за N 67-00025-Х-00731-110915, назначение ОРО - хранение отходов.
Согласно Программе мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов илонакопитель очистных сооружений (секции N 1, N 2, N 3, N 4) СМУП "Горводоканал" и в пределах его воздействия на окружающую среду, утвержденной СМУП "Горводоканал" в 2022 году, разделу "Общие сведения об объекте размещения отходов илонакопитель очистных сооружений (секции N 1, N 2, N 3, N 4) по ул. Мало-Краснофлотская (стр. 4 - 7), илонакопитель очистных сооружений по ул. Мало-Краснофлотская (секции N 1, N 2, N 3, N 4) расположен на западной окраине города Смоленска, южнее территории городских очистных сооружений, на склоне первой надпойменной террасы левого берега речной долины реки Днепр. Илонакопитель очистных сооружений (секции N 1, N 2, N 3, N 4) предназначен для хранения обезвоженных осадков очистных сооружений, прошедших полный цикл технологического процесса образования отходов. Осадки, образованные в результате очистки сточных вод на очистных сооружениях предприятия, проходят обезвоживание в цехе механического обезвоживания и складируются на иловых площадках городских очистных сооружений по ул. Мало-Краснофлотская для их дальнейшего обезвоживания и завершения технологического процесса. После 3-х летней выдержки на иловых площадках и завершения полного цикла технологического процесса образования отхода, осадки размещают в илонакопитель.
На илонакопитель городских очистных сооружений по ул. Мало-Краснофлотская оформлены следующие документы:
1. Технический паспорт инв. N 15035 выдан Смоленским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" от 19.12.2005.
2. Кадастровый паспорт земельного участка от 15.02.2010 N 6727/203/104249 с кадастровым номером 67:27:0020415:18, решение территориального (городского) отдела N 9 управления Роснедвижимости по Смоленской области об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости от 15.02.2010 N 27/10-468. Площадь земельного участка составляет 90 452 м2.
3. Договор от 10.07.2014 аренды находящегося в муниципальной собственности земельного участка, peг. N 296/м, постановление администрации города Смоленска от 08.07.2014 N 1221-адм.
Постановлением администрации г. Смоленска от 23.06.2011 N 1131-адм за СМУП "Горводоканал" закреплено на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество - илонакопитель г/очистные сооружения общей площадью 51 208,1 м2, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Мало-Краснофлотская.
В 2012 году СМУП "Горводоканал" получено свидетельство о государственной регистрации на право хозяйственного ведения на илонакопитель, инв. N 15035, лит. 1; 2; 3; 4. Запись регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14.06.2012 N 67-67-01/131/2012-758.
С 2011 года по 2018 год СМУП "Горводоканал", согласно технологической документации, размещало в илонакопителе осадки очистных сооружений, ранее выдержанные на иловых картах очистных сооружений в течение 3-х лет и прошедшие полный цикл обработки для завершения технологического процесса образования отхода. В 2019 - 2021 годах в илонакопителе очистных сооружений осадки от очистных сооружений не размещались.
За весь период эксплуатации илонакопителя, по состоянию на 31.12.2021, в илонакопителе очистных сооружений (секции N 1, N 2, N 3, N 4) размещено (находится на хранении) 141 176 м3 (70 520,08 т) осадков очистных сооружений, в том числе:
- секция N 1 - 57 000 м3 (34 125 т);
- секция N 2 - 29 374,0 м3 (11 458,68 т);
- секция N 3 - 25 000 м3 (11 375 т);
- секция N 4 - 29 802 м3 (13 561,4 т).
Остаточная вместимость объекта составляет 48 824 м3 (24 388,51 т).
Согласно данным учета образования и размещения осадков очистных сооружений в илонакопителе СМУП "Горводоканал", осадки от очистных сооружений не размещались (приказ по предприятию от 27.12.2018 N 1089-П "Об ограничении использования илонакопителя").
Размещение осадка в илонакопителе городских очистных сооружений ранее осуществлялось на основании лицензии на деятельность СМУП "Горводоканал" по размещению (хранению) отходов IV класса опасности от 14.12.2012 N 067 62, выданной управлением Росприроднадзора по Смоленской области (срок действия до 01.01.2019 года).
Управлением 07.09.2023 проведен осмотр производственной площадки СМУП "Горводоканал", в том числе илонакопителя в составе объекта НВОС 66-0167-001311-П - "Промплощадка N 2 - городские очистные сооружения".
Осмотром установлено, что илонакопитель очистных сооружений N ОРО 67-00025-Х-00731-110915 состоит из четырех секций. К каждой секции имеется подъездная насыпная дорога. На момент осмотра территория всех секций не огорожена, указатели на объекте отсутствуют, по периметру каждой секции имеется обваловка, секции представляют собой котлованы прямоугольной формы, поверхность секций подвержена зарастанию травянистой и кустарниковой растительностью. Визуально границы секций и их глубину установить не представляется возможным. Две секции подтоплены. Одна из секций эксплуатируется, о чем свидетельствуют свежие навалы отходов ила. Здания и другие постройки вблизи илонакопителя отсутствуют. Общее состояние данного объекта неудовлетворительное.
К протоколу осмотра от 07.09.2023 имеются замечания от начальника ОООС СМУП "Горводоканал" Пятышевой М.Д. о несогласии с фактом использования илонакопителя.
Не соглашаясь с позицией предприятия о том, что илонакопитель очистных сооружений не эксплуатируется СМУП "Горводоканал", и что управлением не были проведены мероприятия по отбору проб "свежих навалов отходов ила" для сравнения по составу с ранее размещаемыми отходами IV класса опасности, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Вопреки доводам предприятия, отбор проб отхода с привлечением специалистов филиала "ЦЛАТИ по Смоленской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" из двух точек (илонакопитель очистных сооружений - секция N 3, N 4) произведен 07.09.2023.
Исходя из выводов (выводы в части влияния объекта) экспертного заключения от 22.09.2023 N 39 филиала "ЦЛАТИ по Смоленской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО", представленного в адрес управления 26.09.2023 вх. N 04-25-1/11750, по результатам установленного компонентного состава проб отходов и анализов на острое токсическое действие, проведенных в испытательной лаборатории филиала ЦЛАТИ по Смоленской области, а также расчета класса опасности, выполненного с помощью разработанной НПП "ЛОГУС" программы "Определение класса опасности отходов. Справочник отходов" усматривается, что:
1. Отход, отобранный ОНВОС 66-0167-001311-П "Промплощадка N 2 - городские очистные сооружения", илонакопитель очистных сооружений (секция N 4) N ОРО 67-00025-Х-00731-110915, по адресу: г. Смоленск, ул. Мало-Краснофлотская, городские очистные сооружения. Кадастровый номер земельного участка 67:27:0020415:18 (координаты центра пробоотборной площадки: 54.782213, 31.987596), относится к "IV" классу опасности;
2. Отход, отобранный ОНВОС 66-0167-001311-П Промплощадка N 2 - городские очистные сооружения", илонакопитель очистных сооружений (секция N 3) N ОРО 67-00025-Х-00731-110915, по адресу: г. Смоленск, ул. Мало-Краснофлотская, городские очистные сооружения. Кадастровый номер земельного участка 67:27:0020415:18 (координаты центра пробоотборной площадки: 54.782802, 31.989619), относится к "IV" классу опасности.
Объект размещения отходов - илонакопитель очистных сооружений (секции N 1, N 2, N 3, N 4) расположен на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0020415:18. Категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов).
Вид разрешенного использования: для илонакопителя очистных сооружений.
В соответствии с данными отчета по форме N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" СМУП "Горводоканал" за 2021 - 2022 годы на эксплуатируемом объекте образовались отходы IV класса опасности: ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод - код ФККО 7 22 201 11 39 4.
В 2021 году данный отход находится на хранении в эксплуатируемом ОРО (хранение) - 11 458 т. Наличие данного отхода на начало 2021 года указано 11 458 т, наличие на конец отчетного периода - 11 458 т, образование - 0.
В 2022 году данный отход находится на хранении в эксплуатируемом ОРО (хранение) - 11458 т. Наличие данного отхода на начало 2022 года указано 11 458 т, наличие на конец отчетного периода - 11458 т, образование - 0.
Вместимость эксплуатируемых респондентом объектов хранения отходов согласно проектной документации 94 908,59 т, 190 000 м3.
Остаточная вместимость эксплуатируемых респондентом объектов хранения отходов - 24 388,51 т, 48 824 м3.
Наличие и хранение указанного отхода также подтверждается обобщенными данными учета в области обращения с отходами "Промплощадка N 2 - городские очистные сооружения" СМУП "Горводоканал" за 1 и 2 кварталы 2023 года.
Кроме того, на объекте размещения отходов - илонакопителе очистных сооружений (секции N 1, N 2, N 3, N 4) подлежит размещению отход IV класса опасности: ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод - код ФККО 7 22 201 11 39 4, который образуется на других очистных сооружениях, эксплуатируемых СМУП "Горводоканал" (очистные сооружения Шейновка, Красный Бор и Гнездово, стр. 9 - 10 Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 2022 года для объекта "Промплощадка N 2 - городские очистные сооружения" (66-0167-0013 Г1-П).
Таким образом, при осуществлении хозяйственной деятельности СМУП "Горводоканал" на объекте I категории - "Промплощадка N 2 - городские очистные сооружения" (66-0167-001311-П) по адресу: 214015, г. Смоленск, ул. Мало-Краснофлотская, городские очистные сооружения, на объекте размещения отходов - илонакопитель очистных сооружений (секции N 1, N 2, N 3, N 4) размещается (хранится) отход IV класса опасности: ил избыточный биологических очистных сооружений в смеси с осадком механической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод - код ФККО 7 22 201 11 39 4, без специального разрешения (лицензии).
По правилам части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
Основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности установлены Законом N 99-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
В силу пункта 3 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 данного Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
На основании пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 99-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Классы опасности отходов установлены в статье 4.1 Закона N 89-ФЗ, а именно в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно пункту 24 приложения к Положению о лицензировании размещение отходов IV класса опасности отнесено к подлежащей лицензированию деятельности в области обращения с отходами, в частности, к работам, составляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
С учетом сказанного доводы СМУП "Горводоканал" о том, что на илонакопителе городских очистных сооружений не осуществляется размещение отходов IV класса опасности подлежат отклонению.
Факт осуществления предприятием размещения отходов IV класса опасности подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 05.10.2023 N 05-33/030, актом плановой выездной проверки от 05.10.2023, протоколом осмотра от 07.09.2023, экспертным заключением от 22.09.2023 N 39 по результатам отбора проб (образцов), лабораторных исследований (испытаний) и измерений в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предприятие осуществляет деятельность по размещению (хранению) отходов IV класса опасности по адресу места его осуществления в отсутствие лицензии на указанный вид деятельности, чем нарушает требования статьи 9 Закона N 89-ФЗ, статьи 12 Закона N 99-ФЗ.
Довод СМУП "Горводоканал" о том, что илонакопитель не связан технологическими процессами с работой комплекса "Промплощадка N 2 - городские очистные сооружения" и не входит в его состав признается апелляционным судом несостоятельным.
Как указывает в отзыве на апелляционную жалобу управление и не оспаривает предприятие, очистные сооружения, эксплуатируемые СМУП "Годоканал", представлены биологической очистной станцией (далее - БОС). БОС построена по индивидуальному проекту, введена в эксплуатацию в 1965 году, реконструкция произведена в 1987 году. Проектная мощность БОС - 130 000 куб. м/сут.
В состав БОС входят: приемная камера (с решетками ручной очистки - 6 шт.); горизонтальные песколовки - 3 шт.; песковые бункеры (в здании) - 2 шт; песковая площадка - 1 шт.; водоизмерительный лоток Паршаля.; распределительная чаша первичных отстойников - 1 шт.; первичные радиальные отстойники - 2 шт.; аэротенк- смеситель - 2 секции (каждая 4-х коридорная); распределительная чаша вторичных отстойников - 1 шт.; вторичные радиальные отстойники - 3 шт.; камеры; переключения (к-1, к-2) - 2 шт.; иловые камеры - 3 шт.; приемный резервуар; активного ила - 1 шт.; резервуар технической воды - 1щт.; резервуар опорожнения - 1шт.; камера контактных резервуаров - 1 шт.; контактные резервуары - 2 шт.; камера; камера смешения (в здании) - 1шт.; осадкоуплотнители - 2 шт.; камера иловой воды и фугата - 1 шт.; цех механического обезвоживания осадка (ЦМО).; резервуар N 1 перед ЦМО; иловые площадки - 15 шт.; илонакопитель - N 1, N 2, N 3 и N 4.
Согласно Технологическому регламенту технологическая схема очистки сточных вод на очистных сооружениях следующая.
На очистные сооружения сточные воды (смесь хозяйственно-бытовых и производственных) поступают в приемную камеру по напорному коллектору Д = 900 мм от главной насосной станции (ГНС) и самотечному коллектору Верхней зоны Д = 1000 мм. В приемной камере происходит гашение скорости поступающего потока. В приемной камере установлены реечные решетки для грубой механической очистки сточных вод от тряпья, пластика и других крупных включений. Далее сточные воды через успокоительные каналы поступают в горизонтальные песколовки с прямолинейным движением воды. Назначение песколовок освободить сточные воды от тяжелых примесей минерального происхождения с размером частиц от менее 0,25 мм до 1,0 мм и более (гравий, песок, шлак). Затем стоки проходят по водоизмерительному лотку Паршаля и через распределительную чашу поступают в первичные отстойники, которые предназначены для задержания гораздо более мелких оседающих взвесей и плавающих веществ. Отстаивание основано на способности грубодисперсных, нерастворенных примесей оседать на дно отстойника под действием гравитационной силы. Осветленная вода через камеру переключения (К-1) поступает в верхний канал аэротенков. На этом этапе механическая очистка сточных вод заканчивается.
Начинается этап биологической очистки в аэротенках. Сточные воды из общего верхнего канала аэротенков распределяется на две секции (А и Б). Каждая секция - это 4-х коридорный аэротенк, в котором один коридор выделен под регенератор при 25 % регенерации. Поступление стоков в сам аэротенк происходит рассредоточенно по длине коридоров N 1 и N 2 из распределительного лотка через шибера с подвижным водосливом. Процесс биологической очистки от загрязняющих веществ происходит при непосредственном контакте сточных вод с микроорганизмами активного ила в присутствии растворенного кислорода и условиях постоянного перемешивания в течение необходимого периода аэрации. Обеспечение сжатым воздухом для перемешивания и насыщения иловой смеси происходит от воздуходувок по воздуховодам к системе аэрации, которая уложена по дну аэротенков. Активный ил - это биоценоз организмов минерализаторов, способных сорбировать на своей поверхности и ферментативно окислять в присутствии кислорода органические вещества в сточных водах.
Сточные воды в смеси с активным илом с обеих секций (А и Б) поступают в нижний общий канал аэротенка и далее через распределительную чашу поступает во вторичные отстойники, где происходит разделение очищенных сточных вод от активного ила методом отстаивания. Задержанный активный ил со дна вторичных отстойников непрерывно удаляется илососами через иловые камеры при каждом отстойнике в резервуар активного ила. Далее этот ил центробежным насосом непрерывно перекачивается обратно в регенераторы аэротенков (циркуляционный ил). Так как в процессе жизнедеятельности микроорганизмов активного ила происходит прирост биомассы, то образуется избыточный активный ил, который ежедневно удаляется из системы биологической очистки сточных вод. Очищенные сточные воды после вторичных отстойников поступают в камер, переключения (К-2) и далее идет распределение на два контактных резервуара, в которых установлена перфорированная система аэрации для насыщения очищенных сточных вод растворенным кислородом перед сбросом в р. Днепр. Сточные воды после контактных резервуаров поступают в камеру выпуска, от которой начинается выпускной коллектор до оголовка выпуска на берегу р. Днепр.
В процессе очистки сточных вол образуется осадок (песок) в песколовках, сырой осадок в первичных отстойниках и избыточный активный ил во вторичных отстойниках.
Таким образом, образование избыточного активного ила при эксплуатации очистных сооружений предусмотрено технологическим процессом.
Для обработки осадков из первичных и вторичных отстойников имеется целый комплекс сооружений и оборудования: осадкоуплотнители, цех механического обезвоживания на центрифугах, иловые площадки.
Избыточный активный ил забирается из потока циркуляционного ила и под напором подается в камеру смешивания. В камере установлены две механизированные решетки грабельного типа, через которые процеживается поступающий осадок, а затем самотеком поступает в осадкоуплотнители. В осадкоуплотнителях радиального типа происходит гравитационное сгущение и тем самым уменьшение объема избыточного ила - получается уплотненный избыточный ил. Уплотненный ил центробежными насосами, установленными в насосной станции осадкоуплотнителей, перекачивается в резервуар N 1 перед ЦМО. Иловая вода от осадкоуплотнителей через зубчатый водослив поступает в отводящий лоток и далее в камеру иловой воды и фугата при насосной станции осадкоуплотнителей.
Сырой осадок из первичных отстойников насосами, установленными в насосной станции сырого осадка, перекачивается в резервуар N 1 перед ЦМО, пройдя механическую очистку через реечную решетку. В резервуаре сырой осадок и уплотненный избыточный активный ил смешиваются (барботаж сжатым воздухом) и далее насосами, установленными в здании ЦМО, смесь осадков подается на центрифугу для обезвоживания. Процесс обезвоживания безреагентный. Способом центробежного осаждения жидкий осадок (суспензия) в роторе центрифуги разделяется на фазу твердых частиц (кек) и жидкую фазу (фугат). Кек шнековым транспортером выгружается в кузов автомобиля, а фугат самотеком поступает в фугатный бак. Содержимое фугатного бака в автоматическом режиме насосным оборудованием перекачивается в камеру иловой воды и фугата при насосной станции осадкоуплотнителей. Установленные насосы в насосной станции осадкоуплотнителей в автоматическом режиме перекачивают фугат от центрифуг и иловую воду от осадкоуплотнителей в лоток перед распределительной чашей первичных отстойников. Обезвоженный осадок (кек) вывозится на иловые площадки и выдерживается там не менее 3-х лет, идут процессы обезвоживания, подсушивания, стабилизации и обеззараживания в естественных условиях. После завершения технологического процесса осадки с иловых площадок, как отход перемещается в илонакопитель для длительного хранения.
Таким образом, следует признать, что перемещение избыточного активного ила в илонакопитель для длительного хранения является неотъемлемой частью технического процесса очитки сточных вод, поступающих на очистные сооружения, вследствие чего довод СМУП "Горводоканал" о том, что илонакопитель не связан технологическими процессами с работой комплекса "Промплощадка N 2 - Городские очистные сооружения" и не входит в его состав несостоятелен.
Ссылка предприятия на то, что ввиду отсутствия ограничения доступа илонакопитель очистных сооружений используется частными возчиками жидких бытовых отходов, не подлежит принятию во внимание, поскольку надлежащими доказательствами не подтверждена.
Указание предприятия на то, что с 2019 года, согласно приказу от 27.12.2018 N 1089-П "Об ограничении использования илонакопителя" в илонакопителе очистных сооружений осадки от очистных сооружений не размещаются, подлежит отклонению, так как не имеет правового значения с учетом данного в статье 1 Закона N 89-ФЗ понятия хранению отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Доказательств того, что в спорном объекте в принципе отсутствуют отходы IV класса опасности, поскольку они утилизированы, не представлено.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Осуществление лицензируемого вида деятельности по размещению отходов IV класса опасности по адресу места его осуществления, то есть в отсутствие необходимой лицензии, в то время как такая лицензия обязательна, свидетельствует о наличии в действиях Предприятия объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина предприятия подтверждена материалами дела.
СМУП "Горводоканал" обязано соблюдать требования законодательства, однако не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению, доказательств иного суду не предоставлено.
Обстоятельств, исключающих вину предприятия, не установлено.
Рассматривая вопрос о признании правонарушения малозначительным, суд первой инстанции справедливо исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, вменяемое правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно-опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных императивными нормами действующего законодательства.
Вступая в соответствующие правоотношения, предприятие должно знать о существовании установленных требованиями действующего законодательства обязанностей и требований в осуществляемой сфере деятельности, а также обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
Поскольку доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение, совершенное предприятием, как малозначительное, не представлено, у суда не имелось оснований признать данное правонарушение малозначительным.
Напротив, характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих ответственность в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ, и отягчающих ответственность в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное допущенному административному проступку наказание, в том числе в ходе судебного контроля за законностью решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Суд первой инстанции, определяя для предприятия размер штрафа, пришел к верному выводу, что в рассматриваемом случае подлежит применению минимальная санкция части 2 статьи 14.1 КоАП РФ - 40 000 руб.
Указанный административный штраф соответствует конституционным принципам дифференцированности и справедливости наказания совершенному предприятием административному правонарушению, а также обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении, административным органом не допущено.
Таким образом, следует признать, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены апелляционной инстанцией, они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При этом доводов, способных повлечь за собой отмену судебного акта, в жалобе не приведено, а судом апелляционной инстанции не установлено.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 07.12.2023 по делу N А62-10989/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Участвующим в деле лицам разъясняется, что постановление будет выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной электронно-цифровой подписью. В связи с этим на основании статей 177 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление будет направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия, и будет считаться полученными на следующий день после его размещения на указанном сайте.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-10989/2023
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области
Ответчик: МУП СМОЛЕНСКОЕ "ГОРВОДОКАНАЛ"