г.Самара |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А49-8060/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сычевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции 01.04.2024 в помещении суда дело N А49-8060/2023, возбужденное по заявлению индивидуального предпринимателя Жучкова Виктора Викторовича (ИНН 583605514266, ОГРНИП 304583603600034), г.Пенза, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (ИНН 5836011815, ОГРН 1025801359539), г.Пенза, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрация Пензенского района Пензенской области (ИНН 5818003160, ОГРН 1065805021677), с.Кондоль Пензенской области, Кифоришин Александр Александрович, г.Энгельс Саратовской области,
об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
от ИП Жучкова В.В. - Резяпкин В.Ф. (доверенность от 14.07.2023),
от Пензенского УФАС России - Францева Е.В. (доверенность от 26.05.2023),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Жучков Виктор Викторович (далее - ИП Жучков В.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - антимонопольный орган) от 26.05.2023 N ЕП/1360/23.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Пензенского района Пензенской области (далее - Администрация).
Решением от 21.11.2023 по делу N А49-8060/2023 Арбитражный суд Пензенской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ИП Жучков В.В. в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Антимонопольный орган апелляционную жалобу отклонил по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Определением от 09.02.2024 Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А49-8060/2023 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Кифоришина Александра Александровича.
Так, судом апелляционной инстанции установлено, что Кифоришин А.А., признанный победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, правомерность действий Администрации при проведении которого являлась предметом рассмотрения в антимонопольном органе (с последующим принятием оспариваемого решения от 26.05.2023 N ЕП/1360/23), к участию в настоящем деле судом первой инстанции не привлекался.
Между тем, судебный акт по настоящему делу затрагивает права и законные интересы Кифоришина А.А., как победителя аукциона.
В силу п.4 ч.4 ст.270 АПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
С учетом изложенного, руководствуясь ч.6.1 ст.268, ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда первой инстанции.
Кифоришин А.А. извещался о судебном разбирательстве по настоящему делу по последнему известному суду адресу, указанному в паспорте и заявке на участие в аукционе (т.1, л.д.78 оборот, 82), однако конверты возвратились в суд апелляционной инстанции в связи с истечением срока хранения (трек-номера 44312381366977, 44312381404952). При таких обстоятельствах Кифоришин А.А. признается извещенным надлежащим образом в силу п.2 ч.4 и ч.5 ст.123 АПК РФ.
Судебное разбирательство откладывалось на основании ст.158 АПК РФ.
Судебное заседание по рассмотрению заявления проводилось в режиме веб-конференции (онлайн-заседание).
В судебном заседании представитель ИП Жучкова В.В заявленные требования поддержал.
Представитель антимонопольного органа заявление предпринимателя отклонила.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, Администрация вынесла постановление от 21.03.2023 N 622 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков в форме электронного аукциона", п.1 которого предусмотрено проведение аукциона на право заключения договора аренды сроком на 10 лет земельного участка площадью 291 кв.м с кадастровым номером 58:24:0160104:270, местоположение: Пензенская область, Пензенский район, с.Александровка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - хранение автотранспорта.
На официальном сайте torgi.gov.ru размещено извещение от 23.03.2023 N 22000102940000000024 о проведении аукциона на право заключения указанного договора аренды (лот N 1).
Согласно протоколу заседания комиссии по приему заявок от 24.04.2023 на участие в аукционе по лоту N 1 было подано 7 заявок, в том числе заявка ИП Жучкова В.В.
ИП Жучков В.В. не допущен к участию в аукционе в связи с отсутствием необходимых документов: заявки на участие в аукционе.
В соответствии с протоколом аукционной комиссии от 25.04.2023 победителем признан Кифоришин А.А. с предложенной ценой предмета аукциона - 31 900 руб.
В антимонопольный орган поступила жалоба ИП Жучкова В.В. на действия организатора торгов - Администрации при проведении открытого аукциона (извещение от 23.03.2023 N 22000102940000000024) по составу участников и по форме подачи предложений на право заключения договора аренды земельного участка (лот N 1).
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган принял решение от 23.05.2023 N 058/10/18.1-252/2023 (исх. от 26.05.2023 N ЕП/1360/23), которым признал жалобу предпринимателя обоснованной, а Администрацию - нарушившей п.19 ст.39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); решил выдать организатору торгов предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения открытого аукциона.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, ИП Жучков В.В. обратился с заявлением в арбитражный суд.
По мнению ИП Жучкова В.В., его заявка была неправомерно отклонена и не допущена к участию в аукционе. 19.04.2023 предприниматель направил оператору электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" (sberbank-ast.ru) заявку на участие в аукционе путем заполнения ее электронной формы, с приложением необходимых документов в форме электронных сканированных образов документов. Заявка и приложения к ней были подписаны электронной цифровой подписью. Оператор электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" 19.04.2023 направил ИП Жучкову В.В. уведомление о регистрации заявки на участие в аукционе и уведомление о блокировании денежных средств.
Также ИП Жучков В.В. полагает, что Администрация при размещении извещения и составлении документации об аукционе не представила достоверную и корректную информацию, а именно: отсутствуют сведения об охранной зоне на земельном участке; отсутствует информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренная законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, антимонопольный орган указал на то, что в комплекте документов, представленных ИП Жучковым В.В. на ЭТП, отсутствовала заявка на участие в аукционе по форме, установленной в приложении N 3 к извещению, следовательно, решение Администрации об отказе в допуске предпринимателя к участию в аукционе соответствует пп.1 п.8 ст.39.12 ЗК РФ.
Кроме того, антимонопольный орган указал, что отсутствие информации в извещении и аукционной документации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения по лоту N 1, а также сведений об охранной зоне на земельном участке не являлось предметом рассмотрения жалобы предпринимателя (вх. от 28.04.2023). Во всяком случае, отсутствие в извещении и аукционной документации такой информации не повлекло за собой невозможность участия ИП Жучкова В.В. в торгах. Несмотря на указанное обстоятельство, ИП Жучков В.В. направил документы для участия в рассматриваемых торгах, из чего следует, что отсутствие какой-либо информации о предмете торгов не повлекло нарушение прав и законных интересов предпринимателя.
Администрация в обоснование своей позиции по делу сослалась на то, что ИП Жучков В.В. не представил заявку по установленной в извещении о проведении аукциона форме (приложение N 3 к извещению), в связи с этим его заявка признана неправомерной; отсутствие в аукционной документации сведений об ограничении прав на предмет аукциона, в частности, на земельный участок с кадастровым номером 58:24:0160104:270, никаким образом не нарушает права ИП Жучкова В.В., так как единственным участником аукциона был признан Кифоришин А.А. Вместе с извещением о проведении аукциона на сайте torgi.gov.ru размещены также выписки из ЕГРН на земельные участки, выставляемые на аукцион, а также информация о технической возможности их газификации, предоставленная АО "Газпром газораспределение Пенза". Также сайтом torgi.gov.ru реализован сервис "Просмотреть сведения из ЕГРН", где можно ознакомиться с информацией об ограничениях прав на объект недвижимости.
Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч.1 ст.65 АПК РФ).
В силу ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган по правилам данной статьи рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ч.2 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ).
В соответствии с ч.20 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п.3.1 ч.1 ст.23 данного Закона.
Отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируются главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с пп.3 п.1 ст.39.1 ЗК РФ одним из оснований возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
По общему правилу, установленному в п.1 ст.39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ.
В соответствии с п.19 ст.39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Согласно п.20 ст.39.11 ЗК РФ организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в качестве адреса официального сайта для размещения информации о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен адрес - torgi.gov.ru.
Как видно из материалов дела, Администрацией на официальном сайте torgi.gov.ru размещено извещение от 23.03.2023 N 22000102940000000024 о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды сроком на 10 лет земельного участка площадью 291 кв.м с кадастровым номером 58:24:0160104:270, местоположение: Пензенская область, Пензенский район, с.Александровка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - хранение автотранспорта, лот N 1; организатор торгов - Администрация; начальная цена предмета аукциона (годовая аренда) - 31 900 руб. Дата и время начала подачи заявок - 23.03.2023 10:00 и окончания подачи заявок - 21.04.2023 13:00; дата рассмотрения заявок - 24.04.2023; дата и время начала проведения аукциона - 25.04.2023 09:00 МСК.
Аукцион проводился во исполнение п.1 постановления Администрации от 21.03.2023 N 622 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков в форме электронного аукциона".
Извещение о проведении аукциона размещено также на официальном сайте Администрации http://pnz.pnzreg.ru/otrasli/economika//izveshcheniya-i-auktsiony/2023/.
Согласно протоколу заседания комиссии по приему заявок от 24.04.2023 на участие в аукционе по лоту N 1 подано 7 заявок, в том числе заявка ИП Жучкова В.В. Заявка предпринимателя не допущена до участия в аукционе (отклонена) в связи с непредставлением необходимых для участия в аукционе документов - заявки на участие в аукционе по установленной форме.
Из протокола от 25.04.2023 о результатах аукциона по лоту N 1 следует, что для участия в аукционе явились все допущенные участники, определен победитель аукциона.
Пп.7 п.21 ст.39.11 ЗК РФ установлено, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения, в том числе о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.
В силу пп.1 п.1 ст.39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок, в том числе заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка.
Согласно пп.1 п.8 ст.39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в случае непредставления необходимых для участия в аукционе документов или представления недостоверных сведений.
В соответствии с п.6 ст.39.13 ЗК РФ заявка на участие в электронном аукционе с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка направляется оператору электронной площадки в форме электронного документа с приложением документов, указанных в пп.2-4 п.1, п.1.1 ст.39.12 данного Кодекса. Заявка на участие в электронном аукционе, а также прилагаемые к ней документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
П.7 "Порядок приема заявок, адрес места приема, даты и времени начала и окончания приема заявок от претендентов на участие в аукционе" извещения установлено, что заявка по форме согласно приложению N 3 к извещению направляется заявителем оператору электронной площадки в сроки, указанные в извещении, путем заполнения заявителем ее электронной формы с приложением указанных в данном пункте документов в форме электронных документов или электронных сканированных образов документов с сохранением их реквизитов. Также определено, какие документы представляются одновременно с заявкой на участие в аукционе.
Как видно из материалов дела, 19.04.2023 ИП Жучков В.В. направил оператору электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" (sberbank-ast.ru) заявку на участие в аукционе путем заполнения ее электронной формы с приложением документов в форме электронных сканированных образов документов, что подтверждается информацией электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" о поступивших заявках.
Регистрация заявки на участие в аукционе подтверждается уведомлением электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" от 19.04.2023.
При этом в комплекте документов, представленном ИП Жучковым В.В., в отличие от пакетов документов иных участников, отсутствовала заявка на участие в торгах по форме, установленной приложением N 3 к извещению.
В связи с непредставлением необходимого для участия в аукционе документа - заявки по установленной в извещении форме, организатор торгов обоснованно не допустил предпринимателя до участия в аукционе.
Доказательств объективной невозможности подачи заявки по установленной в извещении форме ИП Жучковым В.В. не представлено, равно как не представлено доказательств того, что аукционная документация в части указанного требования в установленном порядке была оспорена и признана незаконной.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции признает несостоятельным довод ИП Жучкова В.В. о том, что поскольку п.6 ст.39.13 ЗК РФ не предусмотрено приложение документа, указанного в пп.1 п.1 ст.39.12 ЗК РФ (заявка на участие в аукционе по установленной в извещении форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка), то аукционная комиссия не вправе была отклонять его заявку в связи с непредставлением такого документа.
Действующим законодательством предусмотрено представление сведений по форме заявки на участие в аукционе, установленной в извещении в соответствии с пп.1 п.1 ст.39.12 ЗК РФ.
Согласно пп.1 п.8 ст.39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе, в том числе в случае непредставления необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений.
Таким образом, антимонопольный орган сделал правильный вывод о правомерности действий аукционной комиссии по недопуску ИП Жучкова В.В. к участию в аукционе в связи с отсутствием в пакете документов заявки на участие в аукционе по форме, установленной в приложении N 3 к извещению.
Довод о том, что организатор торгов при размещении извещения и составлении документации об аукционе не представил достоверную и корректную информацию, а именно: отсутствуют сведения об охранной зоне на земельном участке; отсутствует информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренная законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, - заявленный ИП Жучковым В.В. по настоящему делу, не был заявлен им в жалобе, направленной в антимонопольный орган (т.1, л.д.50-51), и, соответственно, не являлся предметом рассмотрения в антимонопольном органе.
Во всяком случае, отсутствие в извещении и аукционной документации информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения по лоту N 1, а также сведений об охранной зоне на земельном участке, не явилось препятствием для подготовки и направления ИП Жучковым В.В. заявки на участие в аукционе.
За разъяснением положений аукционной документации предприниматель к организатору торгов не обращался (доказательств обратного не представлено).
Согласно ч.20 ст.18.1 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу антимонопольный орган принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Следует отметить, что указанной нормой права не предусмотрено вынесение антимонопольным органом решения о частичном удовлетворении или частичном отказе в удовлетворении жалобы.
При таких обстоятельствах антимонопольный орган в мотивировочной части оспариваемого решения указал на отклонение одного довода и удовлетворение другого довода жалобы ИП Жучкова В.В., а в резолютивной части решения правомерно указал на признание жалобы обоснованной.
При этом какие-либо доводы относительно вывода антимонопольного органа о том, что признание аукционной комиссией Кифоришина А.А. победителем аукциона привело к нарушению п.19 ст.39.12 ЗК РФ, по настоящему делу не заявлены.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, заявленные требования ИП Жучкова В.В. удовлетворению не подлежат.
На основании ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу относятся на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 21 ноября 2023 года по делу N А49-8060/2023 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-8060/2023
Истец: Жучков Виктор Викторович
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
Третье лицо: Администрация Пензенского района Пензенской области, ГУ Управление по вопросам миграции МВД России по Саратовской области отдел адресно-справочной работы, Кифоришин Александр Александрович