город Ростов-на-Дону |
|
09 апреля 2024 г. |
дело N А53-22779/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Нарышкиной Н.В., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чекуновой А.Т.,
при участии:
от истца: представитель Показник С.И. по доверенности от 02.06.2023,
от ответчика: представитель Белоусов М.А. по доверенности от 13.11.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 20.11.2023 по делу N А53-22779/2023
по иску акционерного общества "Спектр"
к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город"
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Спектр" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Группа компания "Чистый город" об урегулировании разногласий по договору N 0105/03329 от 20.01.2023.
Решением от 20.11.2023 иск удовлетворен частично, суд урегулировал разногласия, возникшие между акционерным обществом "Спектр" и обществом с ограниченной ответственностью "Группа компания "Чистый город" при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 20.01.2023 N 0105/03329.
С момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу спорные условия Приложения N 1 к Дополнительному соглашению N 1-0105/03329 от 17.02.2023 приняты в редакции истца.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, в иске отказать.
Жалоба мотивирована следующим.
Истцом не предоставлено в материалы дела доказательств уменьшения количества твердых коммунальных отходов на контейнерной площадке АО "Спектр", расположенной по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Мечникова, 112 в летний период. Контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Мечникова, 112 не включена в реестр мест сбора (накопления) твердых коммунальных отходов г. Ростова-на-Дону. Потребитель обратился в МКУ "УЖКХ Ленинского района" г. Ростова-на-Дону с заявкой о согласовании места накопления ТКО по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Мечникова, 112, самостоятельно и добровольно указав, количество контейнеров, подлежащих вывозу - 4шт. Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов определяется императивными нормами и не может произвольно изменяться участниками правоотношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В отзыве истец указал на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на электронный адрес АО "Спектр", 23.01.2023 поступили копии документов, а именно договор N 0105/03329, датированный 20.01.2023, с Приложениями, а также сопроводительное письмо от 23.01.2023, в котором нам предлагается в течении 10 дней подписать, скрепить печатью и один экземпляр вернуть в адрес ООО ГК "Чистый город".
Ознакомившись с текстом договора с приложениями, 01.02.2023 в адрес ответчика нарочным истец направил предложение о внесении изменений в проект Договора N 0105/03329 от 20.01.2023, в котором АО "Спектр" выразило свое несогласие с заключением договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО ГК "Чистый город" на новых условиях. В частности, истца не согласился с методом определения объема вывозимых ТКО и режимом вывоза контейнеров с ТКО период 24.01.2023 по 31.03.2023, и с 01.11.2023 по 31.12.2023 - Понедельник, Четверг, Суббота. Поскольку суббота и воскресенье являются выходными днями, если ТКО будут вывезены в субботу, то в понедельник контейнеры будут фактически пустыми.
ООО ГК "Чистый город" частично не согласилось с предложениями истца.
Далее 01.03.2023 по электронной почте получен ответ на наше обращение с Дополнительным соглашением N 1-0105/03329 к Договору N 0105/03329 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 20.01.2023, датированные 17.02.2023.
В полученных документах было учтено только то, что ТКО в условный зимне-осенний период будут вывозиться вместо понедельника во вторник, но при этом расчет количества вывозимых ТКО осталось прежним. При этом в своих возражениях ответчик указывал, на то, что "Для применения порядка расчета количества и объема контейнеров для ТКО установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов потребителю необходимо выполнение условий":
- количество контейнеров и периодичность вывоза должно обеспечивать вывоз объемов, рассчитанных по нормативам, но не может быть использовано при расчете вместо нормативов....".
В адрес ООО ГК "Чистый город" 05.04.2023 направлено новое предложение по объемам вывозимых ТКО.
В ответе на предложения истца ответчик отказал истцу в изменении редакции договора.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения АО "Спектр" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Из материалов дела следует и в ходе судебного разбирательства судом установлено, что фактически между сторонами возникли разногласия по условиям договора и приложениям к нему.
Пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Пунктами 2-3 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в её редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.
Согласно пункту 4 указанной выше нормы права, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Оценив досудебную переписку сторон, направленную на оформление договорных отношений по оказанию услуг по вывозу ТКО, суд первой инстанции сделал вывод, что истец правомерно обратился в суд с требованиями об урегулировании возникших при заключении договора разногласий в соответствии с правилами статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. Возражений относительно урегулирования возникшего спора в судебном порядке ответчиком заявлено не было.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Следовательно, передача разногласий на рассмотрение суда по соглашению сторон возможна, когда стороны не возражают против заключения такого договора, однако не могут урегулировать разногласия по отдельным его условиям.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе определить условия заключаемого ими договора по своему усмотрению, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что на дату обращения в суд с рассматриваемым иском у сторон имелись разногласия по условиям приложения N 1 к договору и условий договора по определению объема вывоза ТКО.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Мясниковского МЭОКа от 28.03.2018, заключенным с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по итогам конкурсного отбора, ООО "Группа компаний "Чистый Город" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мясниковского МЭОКа Ростовской области, приступившим к работе 1 января 2019 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении и исполнении публичных договоров для сторон являются обязательными правила, издаваемые Правительством РФ, а также уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.
На основании анализа указанных выше норм права и положений спорного договора суд пришел к выводу о том, что договор является публичным, заключение которого обязательно для сторон.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, регламентирован порядок заключения договора с региональным оператором.
При этом под потребителем Правила N 1156 понимают собственника ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с ТКО предусмотрена для потребителя пунктами 4, 8 (11), 8 (12) Правил N 1156.
В силу пункта 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Соответственно, у сторон по делу существовали взаимные обязательства по вступлению в договорные отношения.
Согласно редакции Приложения N 1 к договору N 0105/03329 от 20.01.2023, направленного ответчиком истцу, периодичность вызова ТКО: понедельник, четверг суббота -24.01.31.03.2023 в объеме 84 м3, ежедневно с 01.04.2023-31.10.2023 в объеме 642 м3 и понедельник, четверг суббота - 01.11.2023 -31.12.2023 в объеме 78 м3.
Истец просил установить следующие условия: с площадки принадлежащей АО "Спектр" по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Мечникова, 112, ТКО вывозятся ООО ГК "Чистый город": с 24.01.2023 - по 31.03.2023 - в Понедельник, Четверг, Субботу по 4 контейнера 0,73 мЗ объемов каждый; с 01.04.2023.- по 31.10.2023, - ежедневно, по 2 контейнера, 0,73 мЗ каждый; с 01.11.2023, по 31.12.2023 - во Вторник, Четверг, Субботу по 4 контейнера 0,73 мЗ объемов каждый.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать учет объема (или) и массы ТКО в соответствии с Правилами N 505.
Статьей 5 Закона N 89-ФЗ установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов - Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (ред. от 15.09.2018) "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Правила N 505 устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 Правил N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54 отражен правовой подход о том, что при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
В силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ Правила N 505, 1156, условия Типового договора являются обязательными для региональных операторов по обращению с ТКО и собственников ТКО при заключении и исполнении публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505.
Данный пункт регулирует только вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений по способу коммерческого учета для других видов накопления ТКО.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 17.02.2021 N АКПИ20-956 указала, что отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику ТКО осуществлять их коммерческий учет в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета.
В подпункте "а" пункта 11 и в подпункте "а" пункта 13 Типового договора содержатся положения о том, что региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в приложении к договору; потребитель обязан осуществлять складирование отходов в местах накопления ТКО, определенных договором, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, обеспечивать складирование ТКО в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к договору.
Приложение к договору является его неотъемлемой частью (п.33 Типового договора).
В соответствии с пунктом 19 Правил N 1156 в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение ТКО по видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов отходов.
Как установлено судом, обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Мечникова, ул. 112. На территории данного объекта располагается контейнерная площадка для сбора ТКО, оборудованная истцом (собственником) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и внесенная в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Ленинского района города Ростова-на-Дону.
Пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН2.1.3684-21) установлено, что срок временного накопления несортированных ТКО определяется, исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток. Указанные требования носят императивный характер.
В рассматриваемом случае спора между сторонами относительно периодичности вывоза ТКО/: ежедневно в теплое время года при среднесуточной температуре +5 градуса Цельсия и выше и не реже одного раза в 3 суток в холодное время года при температуре +4 градуса Цельсия и ниже, не имеется, в указанной части условие договора соответствует действующему законодательству.
При этом, в соответствии с требованиями Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 12.04.2017 N 276 необходимое количество мусоросборников (контейнеров, бункеров) в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов и их вместимость определяются с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.
Исходя из вышеизложенного суд пришел к выводу, что указанная норма порядка накопления твердых коммунальных отходов не является императивной, в связи с чем истец вправе сам определять и количество, и объем контейнеров, необходимых для организации надлежащего складирования ТКО при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2023 по делу N А09-5190/2022.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно указано, что приложение N 1 подлежит включению в договор в редакции истца.
При этом, ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности транспортирования в осенне-летний период 2 контейнеров объёмом 0,75 куб.м.
Кроме того, общество "Чистый город" не представило соответствующие доказательства, что истцу с момента вступления изменений в силу будет недостаточно предложенного им количества контейнеров для ТКО в летний и осенний период в разрезе того, что им не будут соблюдаться условия договора, кроме того, при их несоблюдении или несоблюдении санитарных норм и правил действуют иные правовые механизмы.
Согласно разделу 6 "Контейнеры для твердых коммунальных отходов" Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 12.04.2017 N 276 Количество и объем контейнеров, необходимых для накопления твердых коммунальных отходов, образующихся в процессе деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяются исходя из установленных нормативов накопления твердых коммунальных отходов (временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов) и в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом, данный порядок не содержит запрета на изменение количества контейнеров и, по аналогии с иными условиями данного раздела, количество и объем контейнеров могут быть изменены по заявлению соответствующего лица.
Довод заявителя жалобы о том, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Мечникова, 112 не включена в реестр мест сбора (накопления) твердых коммунальных отходов г. Ростова-на-Дону, противоречит материалам дела, в связи с чем отклоняется как несостоятельный.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что периодичность вывоза твердых коммунальных отходов определяется императивными нормами и не может произвольно изменяться участниками правоотношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
При этом, как указано истцом в отзыве на апелляционную жалобу, ООО "ГК "Чистый город" и АО "Спектр" согласились, что в период в период с 01.01.2023 по 31.03 2023и с 01.11.2023 по 31.12.2023 ГКО вывозятся с территории АО "Спектр" из расчета З раза в неделю - вторник четверг, субботу по 4 контейнера, что составляет 12 контейнеров в неделю.
При этом, в соответствии с предложением и позицией ООО "ГК "Чистый город", предложено с территории АО "Спектр" в период с 01.04.2023 по 31.10.2023 вывозить ТКО ежедневно (против чего АО "Спектр" не возражало) по 4 контейнера ежедневно, что в итоге составляет 28 контейнеров в неделю.
Таким образом, согласно предложению ООО "ГК "Чистый город в летний период происходит увеличение вывозимых ТКО более чем в два раза.
С учетом изложенного, исковые требования в части принятия редакции истца приложения N 1 к Дополнительному соглашению N 1-0105/03329 от 17.02.2023 правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.11.2023 по делу N А53-22779/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22779/2023
Истец: АО "СПЕКТР"
Ответчик: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ЧИСТЫЙ ГОРОД"