город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2019 г. |
дело N А32-27789/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заинтересованного лица: представители Зудов О.Б. по доверенности от 22.11.2019, паспорт; Гришанов А.Н. по доверенности от 30.09.2019, паспорт; Мурыгина Н.А. по доверенности от 02.12.2019, копия диплома от 11.06.2015; Антипенко М.И. по доверенности от 24.12.2019, паспорт; Шульга О.В. по доверенности от 18.01.2019, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.10.2019 по делу N А32-27789/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РТЛ-Трейд"
(ОГРН 1177746212555 ИНН 7743196966)
к Краснодарской таможне (ИНН 2309031505, ОГРН 1022301441238)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТЛ-Трейд" (далее - заявитель, ООО "РТЛ-Трейд", общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможенный орган) о признании недействительным решения от 11.03.2019 по ДТ N 10309180/071218/0003200.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2019 суд признал незаконным решение Туапсинского таможенного поста (Краснодарской таможни) от 11.03.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10309180/071218/0003200.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в предоставленном декларантом формализованном инвойсе не указаны банковские платежные реквизиты продавца и покупателя; прайс-лист к таможенном оформлению не представлен, в том числе по запросу таможни не представлен прайс-лист производителя ввозимого товара, либо его коммерческое предложение, представляющее собой открытую оферту неограниченному кругу лиц. Между продавцом и покупателем не согласованы сведения об условиях оплаты. Банковские платежные документы, подтверждающие оплату оцениваемых либо идентичных товаров по предыдущим поставкам в рамках этого же контракта (платежное поручение, выписка с лицевого счета, ведомость банковского контроля), не представлены. Таможней выявлена более низкая цена декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза в сопоставимый период времени. По представленным документам об оприходовании товаров невозможно идентифицировать данные бухгалтерской отчетности с данными таможенной декларации. Корректировка таможенной стоимости по вышеуказанной ДТ произведена с использованием 6 (резервного) метода определения таможенной стоимости (на базе 3 метода, то есть с применением норм, установленных статьями 42,45 ТК ЕАЭС) в связи с отсутствием информации для проведения корректировки о стоимости идентичных товаров, документально подтверждающая обоснованность и точность ее осуществления, установленной статьями 37 и 41 ТК ЕАЭС.
Представители Краснодарской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
ООО "РТЛ-Трейд", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта от 09.11.2018 N 1 (далее - контракт), заключенного между ООО "РТЛ-Трейд" (Покупатель) и турецкой компанией LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LTD.STI. (Продавец), на условиях поставки CFR Туапсе по ДТ N 10309180/071218/0003200 были задекларированы:
товар N 1 - "кабачки свежие, для употребления в пищу, урожай 2018 года, сорт ALBA", классифицируемый в подсубпозиции 070993100 ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения -Турция, индекс заявленной таможенной стоимости (далее - ИТС) составил 0,55 долл. США/кг.;
товар N 2 - "огурцы свежие, для употребления в пищу, урожай 2018 год, сорт-RUS HIYARI", классифицируемый в подсубпозиции 0707000509 ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения Турция, ИТС составил 0,8 долл. США/кг.;
товар N 3 - "перец стручковый сладкий, для употребления в пищу, урожай 2018 г, сорт-KALIFORNIYA", классифицируемый в подсубпозиции 0709601002 ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения Турция, ИТС составил 0,85 долл. США/кг.;
товар N 4 - "перец стручковый острый, для употребления в пищу, урожай 2018 г, сорт-CHILLI", классифицируемый в подсубпозиции 0709609900 ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения Турция, ИТС составил 0,8 долл. США/кг.;
товар N 5 - "баклажаны свежие (бадриджаны), для употребления в пищу, урожай 2018 г, сорт- KEMER", классифицируемый в подсубпозиции 0709300000 ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения Турция, ИТС составил 1,05 долл. США/кг.
При таможенном декларировании таможенная стоимость товаров определена декларантом в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского таможенного союза по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Для подтверждения стоимости сделки обществом были представлены следующие документы: контракт N 1 от 09.11.2018, инвойс N IHR 2018000001197 от 05.12.2018 с переводом, упаковочный лист N IHR 2018000001197 от 05.12.2018 с переводом, спецификация к контракту N IHR 2018000001197 от 05.12.2018, прайс-лист продавца от 01.12.2018. По условиям оплаты за товар по контакту N1 от 09.11.2018 общество пояснило, что оплата будет произведена согласно пункту 4.1 Контракта в течение 90 дней после завершения таможенной очистки соответствующей партии товара на территории РФ; скидки предоставлены не были, авансовые платежи за товар не производились.
При проведении контроля таможенной стоимости товара таможенным органом обнаружены признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости, согласно пункту 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
Туапсинский таможенный пост Краснодарской таможни направил 10.12.2018 в адрес ООО "РТЛ-Трейд" запрос документов и (или) сведений, необходимых для подтверждения заявленного метода определения и величины таможенной стоимости товаров, со сроком для предоставления документов и сведений для подтверждения заявленной стоимости установлен до 06.02.2019.
Во исполнение указанных запросов письмом совместно с описью общество представило на таможенный пост запрошенные документы письмом N 10/2019 от 31.01.2019 (документы зарегистрированы таможенным органом 31.01.2019, о чем имеется отметка на входящем письме), а также дало объяснения причин, по которым запрошенные документы предоставлены быть не могут.
27.02.2019 таможенным органом направлен дополнительный запрос документов и сведений, в рамках которого у декларанта запрошены документы по реализации ввезенного товара на внутреннем рынке, калькуляция цены реализации на внутреннем рынке и сведения о физических характеристиках товара; срок предоставления документов - до 08.03.2019.
Обществом 01.03.2019 направлены запрошенные документы письмом от 01.03.2019 N 033/2019, а именно: 1) для оценки физических характеристик и качества ввозимой продукции, помимо предоставленных ранее деклараций соответствия ЕАЭС N RU Д-ТКНА 36.В. 01100/18 от 07.12.2018, ЕАЭС N RU Д-ТКНА 36.В.01101/18 от 07.12.2018, ЕАЭС N RU Д-ТКНА 36.В.01097/18 от 07.12.2018, ЕАЭС N RU Д-ТКЫА36.В.01098/18 от 07.12.2018, ЕАЭС N RU Д- TR.HA36.B. 01099/18 от 07.12.2018, ЕАЭС N RU Д-ТКЫА36.В.01094/18 от 07.12.2018 и ЕАЭС N RU Д-ТКНА 36.В. 01095/18 от 07.12.2018, подтверждающих соответствие продукции Российским стандартам качества, в частности требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", предоставляем сведения о технических характеристиках продукции. Оценка репутации товара на внутреннем рынке РФ не производилась, ввиду отсутствия маркетинго-социологического подразделения в компании; 2) бухгалтерские документы об оприходовании товара: оборотно-сальдовая ведомость по Счету 41 и карточку счета 41 от 10.12.2018; 3) калькуляция цены товара на внутреннем рынке от 03.12.2018; 4) дополнительные документы для оценки стоимости товара на внутреннем рынке: перечень N 1 к договору N 1/12/3 от 01.12.2018 (спецификация N 12 от 06.12.2018) и Перечень N 1 к Договору N 1/12/5 от 01.12.2018 (спецификация N1 от 06.12.2018); 5) инвойс IHR2018000001197 от 05.12.2018 с переводом и спецификацию IHR2018000001197 от 05.12.2018 к Контракту N 1 от 09.11.2018.
В результате рассмотрения документов и сведений, представленных декларантом в ходе проверки по ДТ N 10309180/071218/0003200, таможенный орган указал, что представленные документы и сведения не устранили сомнения в заявленной таможенной стоимости, в результате чего вынес решение от 11.03.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10309180/071218/0003200, в котором сделал вывод о невозможности применения заявленного декларантом первого метода таможенной оценки товаров.
Считая неправомерными действия таможенного органа, юридическое лицо обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу о признании незаконным решения Краснодарской таможни от 11.03.2019 по ДТ N 10309180/071218/0003200.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1 ТК ЕАЭС, вступившего в силу 01.01.2018, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее по тексту - Договор) в Евразийском экономическом союзе (далее -Союз, ЕАЭС) осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТК ЕАЭС) и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют следующие функции:
1) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
2) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию;
3) обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза;
4) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
5) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных
правонарушений;
6) защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Союза;
7) ведение таможенной статистики;
8) осуществление экспортного, радиационного и иных видов государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств-членов.
Согласно статье 358 ТК ЕАЭС, любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Порядок определения таможенной стоимости осуществляется в соответствии с положениями главы 5 ТК ЕАЭС.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее по тексту - Порядок контроля).
По правилам пункта 2 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 Кодекса).
Пунктом 15 этой же статьи предусмотрено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС, ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Как установлено пунктом 1 статьи 104 Кодекса, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса (подпункты 1, 4, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС).
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 10 пункта 1 статьи 108 Кодекса).
По правилам пункта 2 названной статьи, в случае если в документах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.
В силу пункта 1 статьи 313 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации (пункт 1 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 4 указанной статьи, таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:
1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;
2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
На основании пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).
Из материалов дела следует, что 07.12.2018 ООО "РТЛ-Трейд" на Туапсинский таможенный пост Краснодарской таможни подана ДТ N 10309180/071218/0003200 на товар N1 - "кабачки свежие, для употребления в пищу, урожай 2018 года, сорт ALBA"; товар N2 -"огурцы свежие, для употребления в пищу, урожай 2018 г, сорт-RUS HIYARI"; товар N3 -"перец стручковый сладкий, для употребления в пищу, урожай 2018 г, сорт - KALIFORNiYA", товар N4 - "перец стручковый острый, для употребления в пищу, урожай 2018 г, сорт-CHILLI"; товар N5 - "баклажаны свежие (бадриджаны), для употребления в пищу, урожай 2018 г, сорт- KEMER". Рассматриваемая товарная поставка осуществлена ООО "РТЛ-Трейд" на основании контракта от 09.11.2018 N 1, заключенного с представителем производителя товара - компанией LIDER GIDA SANAYI VE DIS TICARET LTD.STI. на условиях поставки CFR Туапсе (Инкотермс 2010). Декларант определил таможенную стоимость товаров методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами согласно статье 39 Таможенного кодекса Евразийского Экономического союза.
В качестве правомерности принятого решения, таможенным органом указано, что в ходе проведения контроля таможенной стоимости товаров, декларированных по ДТ N 10309180/071218/0003200, таможенным органом выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров подтверждены не в полном объеме. Таможенным органом были запрошены дополнительные документы и сведения для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров. В ходе контроля таможенной стоимости товара, не были устранены признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, а также выявлены обстоятельства, не позволяющие применить в отношении товара выбранный декларантом метод определения таможенной стоимости. В распоряжении таможенного органа отсутствуют необходимые документы, из которых можно было бы с достоверной точностью установить таможенную стоимость задекларированного товаров, фактически согласованную в рамках купли-продажи, ее структуру, полноту включения в нее всех составляющих. По мнению таможенного органа, документы, представленные ООО "РТЛ-Трейд" по ДТ N 10309180/071218/0003200, не подтвердили заявленную таможенную стоимость товара.
Случаи и порядок внесения изменений и дополнений в декларацию на товары установлены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, которым утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, разделом III которого регламентировано внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров (далее -Порядок внесения изменений и (или) дополнений, Порядок N 289). Раздел V Порядка N 289 регламентирует внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа.
В соответствии с пунктом 21 Порядка N 289, внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, по форме согласно приложению N 1.
В качестве решения может рассматриваться иное решение таможенного органа, принятое по результатам таможенного контроля, если такое решение содержит требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, сведения о регистрационном номере ДТ, перечень изменений (дополнений), вносимых в сведения, заявленные в ДТ, основания внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, срок представления в таможенный орган КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС (пункт 23 указанного Порядка N 289).
Таким образом, в силу предоставленных таможенному органу полномочий при проведении проверки достоверности заявленных при декларировании сведений о товаре и его таможенной стоимости, принятие решения о внесении изменений в таможенную декларацию в части определения таможенной стоимости и подлежащих уплате исчисленных на ее основе таможенных платежей, должно быть обусловлено наличием обстоятельств, объективно препятствующих применению декларантом выбранного им метода определения таможенной стоимости.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости.
Из пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" следует, что в соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС и пунктом 3 статьи 2 Соглашения лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Кодекса и Соглашения судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Суд первой инстанции исследовал представленные в материалы дела доказательства и установил, что документы, представленные заявителем при подаче таможенной декларации N 10309180/071218/0003200, достаточны для подтверждения стоимости сделки и применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), предусмотренного статьей 39 ТК ЕАЭС.
Судом установлено, что обществом представлен прайс-лист от продавца в соответствии с условиями контракта от 09.11.2018 N 1 в том виде, который представлен непосредственно иностранным контрагентом. Указанная в прайс-листе ценовая информация полностью корреспондируется со сведениями, содержащимися в других документах по рассматриваемой поставке.
Согласно приложению N 1 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, публичная оферта не входит в перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, ее предоставление не является обязательным и не регламентировано законом. Порядок составления прайс-листа законодательством Российской Федерации или международными актами не определен и может быть составлен в любой форме с содержанием любой информации.
Факт того, что ООО "РТЛ-Трейд" не предоставил прайс-лист производителя заявителем не оспаривается, однако, общество предоставило пояснения и подтверждающие документы причин, по которым данный документ предоставлен быть не может в виде письма от продавца товара.
В соответствии с пунктом 10 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза", в качестве объяснения причин, по которым документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров, не могут быть представлены и (или) отсутствуют, рассматриваются представленные декларантом документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, подтверждающие, что лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего запрошенными документами и (или) сведениями.
В пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" указано, что непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Апелляционной коллегий не принимается довод ответчика о том, что не предоставлены платежные документы за ввозимую партию товаров и вследствие этого таможенный орган не смог определить таможенную стоимость по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарам по следующим обстоятельствам.
В соответствии с условиями пунктом 4.1 контракта от 09.11.2018 N 1, оплата производится в течение 90 дней после завершения таможенной очистки соответствующей партии товара на территории РФ. В рамках контроля таможенной стоимости декларантом даны соответствующие пояснения таможенному органу. Возможность согласования Сторонами отсрочки платежа, а также установления дополнительного срока для оплаты товаров покупателем не противоречит действующему законодательству.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 63 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Заключена в г. Вене 11.04.1980), членом которой является, в том числе, Российская Федерация, продавец может установить дополнительный срок разумной продолжительности для исполнения покупателем своих обязательств.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Исходя из представленных в суд документов, товар оплачен в полном объеме.
Судом первой инстанции также обоснованно отклонены доводы таможни о том, что отсутствие документов и сведений о качестве и репутации на рынке ввозимого товара и их влияние на ценообразование не позволило дать объективную оценку отличия стоимости декларируемого товара от ценовой информации по таможенной стоимости идентичных/однородных товаров на территорию ЕАЭС при сопоставимых условиях.
При подаче декларации на товары декларантом представлены документы, подтверждающие структуру таможенной стоимости. Таможенный орган, осуществляя возложенную на него законом функцию, имел возможность проверить правильность исчисления таможенных платежей, на основе представленных декларантом документов и сведений.
Предоставленные в таможенный орган документы свидетельствуют об исполнении перед продавцом по контракту от 09.11.2018 N 1 принятых покупателем обязательств и отсутствие каких-либо замечаний по их исполнению со стороны продавца товара по вышеуказанному контракту.
На основании пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", определение таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с Соглашением, исходя из принципов, установленных Соглашением по применению статьи VII ГАТТ 1994, должно основываться на критериях, совместимых с коммерческой практикой.
Судом первой инстанции установлено, что представленные юридическим лицом документы содержат полные сведения о товаре (его ассортимент, количество, стоимость за единицу и полную стоимость товарной партии). Из анализа представленных при таможенном оформлении документов следует, что конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, таможенным органом не сделано, а противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к ДТ N 10309180/071218/0003200 и контракту, не выявлено.
Существенные условия контракта сторонами исполнены, претензий по ассортименту, количеству, цене ввезенного товара у сторон друг к другу не имеется.
На основании вышеприведенной позиции ВС РФ, доводы Краснодарской таможни о том, что данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме, не соответствует материалам дела.
Объективные доказательства, подтверждающие недействительность документов, представленных заявителем в таможенный орган, ответчиком суду не представлены.
При этом, факт перемещения указанного в ДТ товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового договора таможенным органом не оспаривается.
Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила, равно как не представила доказательства невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, указанные в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС.
Примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Таким образом, суд первой инстанции установил, что документы, представленные декларантом в таможенный орган, содержат достоверные и достаточные сведения, подтверждающие заявленную декларантом таможенную стоимость ввезенного товара. Оснований сомневаться в условиях поставки товара, структуре его стоимости, у таможенного органа не было.
Таможня указала, что корректировка таможенной стоимости по вышеуказанной ДТ произведена с использованием 6 (резервного) метода определения таможенной стоимости (на базе 3 метода, т.е. с применением норм, установленных статьями 42,45 ТК ЕАЭС) в связи с отсутствием информации для проведения корректировки о стоимости идентичных товаров, документально подтверждающая обоснованность и точность ее осуществления, установленной статьями 37 и 41 ТК ЕАЭС.
Однако, таможня не подтвердила наличие оснований для внесения изменений в декларацию, как и соблюдение порядка определения таможенной стоимости применительно к выбранным источникам ценовой информации, а также не было представлено доказательств значительного (в несколько раз) отличия заявленной декларантом таможенной стоимости от имеющейся у таможни ценовой информации.
Таким образом, в нарушение ст. ст. 65, 200 АПК РФ таможенный орган не представил доказательств, достоверно свидетельствующих о наличии неустраненных сомнений в достоверности заявленных декларантом ценовых сведений о ввозимом товаре и как следствие, не подтвердил обоснованность принятого решения от 09.03.2019 о внесении изменений в ДТ N 10309180/071218/0003200.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что решение таможни является недействительным на основании ст. ст. 198-201 АПК РФ как не соответствующее таможенному законодательству и нарушающее права заявителя по делу.
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 18.10.2019 об удовлетворении заявления является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.10.2019 по делу N А32-27789/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27789/2019
Истец: ООО "РТЛ-Трейд"
Ответчик: Краснодарская таможня