г. Москва |
|
08 апреля 2024 г. |
Дело N А40-169395/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей: Попова В.И., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Королевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Зубкова А.А. на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2023 г. по делу N А40-169395/23, по заявлению ИП Зубкова А.А. (ОГРНИП: 314774630001564, ИНН: 771596947442, Дата присвоения ОГРНИП: 27.10.2014) к ответчику: Госинспекция по недвижимости (ОГРН: 5067746661351, Дата присвоения ОГРН: 18.09.2006, ИНН: 7701679961) об оспаривании принятых Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы меры по пресечению незаконного использования земельного участка общей площадью 6806 кв. м., адрес объекта: г. Москва, ул. Горбунова, вл. 6, корп. 2А, стр.8; корп. 2, стр.2,7,10, кадастровый номер 77:07:0004009:19 в виде демонтажа модульного сооружения, представляющего собой стоящие друг на друге металлические бытовки, вывоза и утилизации образовавшихся в результате демонтажа металлоконструкций,
третьи лица: 1) ГБУ "МКМЦН" (ОГРН: 1097746005500, Дата присвоения ОГРН: 19.01.2009, ИНН: 7707695409); 2) Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2003, ИНН: 7705031674); 3) ООО "Ликвидатор" (ОГРН: 1144827000647, Дата присвоения ОГРН: 06.02.2014, ИНН: 4823058444),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Зверев М.К. по доверенности от 25.03.2024;
от ответчика: Саленко Е.В. по доверенности от 27.12.2023;
от третьих лиц: не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
ИП Зубкова А.А. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными принятые Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее-Госинспекция) меры по пресечению незаконного использования земельного участка общей площадью 6806 кв. м., адрес объекта: г. Москва, ул. Горбунова, вл. 6, корп. 2А, стр.8; корп. 2, стр.2,7,10, кадастровый номер 77:07:0004009:19 в виде демонтажа модульного сооружения, представляющего собой стоящие друг на друге металлические бытовки, вывоза и утилизации образовавшихся в результате демонтажа металлоконструкции.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт с учётом доводов жалобы, иск удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя доводы жалобы поддержал, озвучил свою позицию.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал по доводам жалобы, озвучил свою позицию.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав сторон, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 27.12.2023 г.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, ИП Зубкова А.А. является арендатором земельного участка общей площадью 6806 кв. м., адрес объекта: г. Москва, ул. Горбунова, вл. 6, корп. 2А, стр.8; корп. 2, стр.2,7,10, кадастровый номер 77:07:0004009:19, предоставленного Администрацией города Москвы для эксплуатации зданий, перечисленных в Распоряжении. Существование данного права и его принадлежность ИП Зубковой А.А. подтверждаются договором аренды земельного участка N М-07- 503504 от 22.12.1999 г., договором от 29 октября 2018 года, на основании которого права и обязанности по договору перешли к ИП Зубковой А.А., а также выпиской из ЕГРН от 08.02.2023 года.
30.06.2023 Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы было демонтировано принадлежащее ИП Зубковой А.А. движимое имущество - модульное сооружение, представляющее собой стоящие друг на друге металлические бытовки, размещенные на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Горбунова, вл. 6, корп. 2 А, стр. 8; корп. 2, стр. 2, 7, 10. Металлоконструкции, образовавшиеся в результате демонтажа, были вывезены с земельного участка и утилизированы лицами, производившими демонтаж.
Как указал заявитель, какие-либо документы лицами, производившими данные мероприятия, представителю ИП Зубковой А.А. переданы не были, по адресу заявителя ни ранее, ни в дальнейшем не направлялись.
Заявитель также указал на то, что при личном обращении представителя ИП Зубковой А.А. в Госинспекцию по недвижимости за разъяснениями относительно оснований сноса принадлежащего доверителю имущества представителю было выдано обезличенное, с указанием в качестве адресата "пользователю земельного участка" уведомление ГБУ "МКМЦН" от 02.06.2023 N МКМЦН-ИСХ-3473/23, из которого следует, что Госинспекцией по недвижимости установлен факт незаконного (нецелевого) использования земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Горбунова, вл. 6, корп. 2 А, стр. 8; корп. 2, стр. 2, 7, 10, выразившийся в возведении двухэтажного нежилого здания общей площадью 420 кв.м.
ИП Зубкова А.А. полагает, что принятые Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы меры по пресечению незаконного использования земельного участка общей площадью 6806 кв. м., адрес объекта: г. Москва, ул. Горбунова, вл. 6, корп. 2А, стр.8; корп. 2, стр.2,7,10, кадастровый номер 77:07:0004009:19 в виде демонтажа модульного сооружения, представляющего собой стоящие друг на друге металлические бытовки, вывоза и утилизации образовавшихся в результате демонтажа металлоконструкций, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу п. 7 Положения от 25.04.2012 N 184-ПП Госинспекция осуществляет выявление фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, а также контроль за выявлением и пресечением фактов незаконного (нецелевого) использования указанных земельных участков.
Порядок занятия и (или) использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена установлен Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон г. Москвы от 19.12.2007 N 48).
Согласно п. 1.1 ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 основанием для занятия и использования земельного участка на праве аренды, безвозмездного пользования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, договор безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах.
В целях организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков 11.12.2013 года Правительством Москвы принято постановление N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее -постановление N 819-ПП).
Согласно п. 2.1 Положения, утвержденного постановлением N 819-ПП признаки незаконного (нецелевого) использования земельных участков: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее также - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).
В соответствии с Положением о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП (далее - Положение), Госинспекцией по недвижимости города Москвы было проведено обследование земельного участка по следующим адресным ориентирам: г. Москва, ул. Горбунова, вл. 6, корп.2А, стр.8, корп.2, стр.2,7,10, в результате чего Госинспекцией по недвижимости на основании п. 3.3 Положения составлен акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 29.05.2023 N 9079902 с указанием признаков незаконного (нецелевого) использования земельного участка (далее - Акт): двухэтажное нежилое здание общей площадью 420 кв.м.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Так, Земельный участок с кадастровым номером 77:07:04009:019 общей площадью 6806 кв. м предоставлен договором аренды ОАО "Автодормех-Комплекс" от 22.12.1999 N М- 07-503504 сроком по 22.12.2002 для эксплуатации зданий и сооружений (строения NN 2,7,8,9, и 10). Договор имеет статус действующего.
В границах участка расположены:
- нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0004009:1053 общей площадью 660,2 кв.м., по адресу: г. Москва, Можайский, ул. Горбунова, д. 6, корп. 2, строен. 10, 1989 года постройки, общей площадью 660,2 кв. м. Здание принадлежит на праве частной собственности Зубковой Анне Александровне (запись в ЕГРН от 24.12.2021 N 77:07:0004009:1053-77/051/2021-5);
- нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0004009:1080 общей площадью 361,4 кв.м., по адресу: г. Москва, Можайский, ул. Горбунова, д. 6, корп. 2а, строен. 8, 1994 года постройки, общей площадью 361,4 кв. м. Здание принадлежит на праве частной собственности Зубковой Анне Александровне (запись в ЕГРН от 24.09.2019 N 77:07:0004009:1080-77/007/2019-6);
- нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0004009:1081 общей площадью 125,8 кв.м., по адресу: г. Москва, Можайский, ул. Горбунова, д. 6, корп.2, строен. 2, 1960 года постройки, общей площадью 125,8 кв. м. Здание принадлежит на праве частной собственности Зубковой Анне Александровне (запись в ЕГРН от 24.12.2021 N 77:07:0004009:1081-77/051/2021-4);
- нежилое здание с кадастровым номером 77:07:0004009:1082 общей площадью 88,3 кв.м., по адресу: г. Москва, Можайский, ул. Горбунова, д. 6, корп. 2, строен. 7, 1995 года постройки, общей площадью 88,3 кв. м. Здание принадлежит на праве частной собственности Зубковой Анне Александровне (запись в ЕГРН от 24.12.2021 N 77:07:0004009:1082-77/051/2021-3).
Также на участке расположено двухэтажное нежилое здание общей площадью 420 кв.м 2011 года постройки. Здание на кадастровый учет не поставлено, имущественными правами не обременено, в технической документации ГБУ "МосгорБТИ" не учтено. Здание имеет признаки заброшенности и длительного неиспользования. Земельный участок для размещения вышеуказанного объекта (двухэтажное здание общей площадью 420 кв. м) не предоставлялся, разрешительная документация не оформлялась.
Ответчик указал, что ИП Зубковой А. А. допущено административное правонарушение, предусмотренное частью 1.2 статьи 6.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством (реконструкцией) на нем здания, установленных Законом N 48, (двухэтажное нежилое здание общей площадью 420 кв.м, по адресу: г. Москва, ул. Горбунова, вл. 6, корп. 2А, стр. 8; корп. 2, стр. 2, 7, 10).
Нарушены обязательные требования земельного законодательства: п.6 ст.7, ч. 1 ст. 28 Закона N 48 "О землепользовании в городе Москве", ч. 1 ст. 45, ст. 49 ч. 8 ст. 50 Градостроительного кодекса города Москвы, ч. 1, 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.1.1. Положения в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельного участка Госинспекция по недвижимости в 15- дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В соответствии п.5 ч.2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований.
Так, реализуя предоставленные полномочия, 29.05.2023 Госинспекцией по недвижимости составлены рекомендации по соблюдению обязательных требований, направленные истцу 31.05.2023 со сроком устранения нарушения - до 20 июня 2023 года. Нецелевое использование земельного участка пресечено, о чем 30.06.2023 составлен акт.
Таким образом, действия Госинспекции по недвижимости по проведению мероприятий по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков осуществлены в соответствии с представленными полномочиями, при отсутствии нарушений действующего законодательства. По доводу о не направлении акта: Обследования земельных участков проводятся Госинспекцией по недвижимости в рамках полномочий по муниципальному земельному контролю в форме выездных обследований, которые в соответствии со статьями 56, 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) относятся к контрольным (надзорным) мероприятиям, проводимым без взаимодействия органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с контролируемым лицом и без информирования контролируемого лица.
Положением о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП не предусмотрено направление акта контролируемому лицу. Исходя из системного толкования, нормы ст.ст. 21, 88, 91 Закона N 248-ФЗ, на которые ссылается заявитель, отнесены к проверкам, включенным в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Вместе с тем, исходя из п.1 ст. 19 Закона N 248-ФЗ выездное обследование не относится к мероприятиям, включаемым в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
В соответствие с разъяснениями Минэкономразвития от 10.02.2022 с учетом системного толкования статей 87 и 88 Федерального закона N 248-ФЗ составление акта по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом не предусмотрено.
Согласно сложившейся судебной практике Акт является внутренним документом Госинспекции по недвижимости, который фиксирует результаты обследования, проведенного сотрудниками Госинспекции по недвижимости на земельном участке, в рамках предоставленных им полномочий по выявлению и пресечению фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков.
Акт, в силу Положения является доказательством подтверждения незаконного (нецелевого) использования земельного участка. Поскольку акт Госинспекции от только подтверждает указанный факт и не содержит предписаний властного характера, адресованных заявителю, он не подлежит оспариванию в порядке главы 24 АПК РФ, что согласуется с позицией Верховного Суда РФ в Определении от 04.06.2021 N 305- ЭС21-8032 по делу N А40-79444/2020.
Нарушать законные права и свободы заявителя такие документы не могут. Данная правовая позиция отражена также в Решении Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2022 по делу N А40-90165/22-145-677, постановлении N 09АП65048/2022 Девятого арбитражного апелляционного суда N А40-90165/22; Решении Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2018 по делу А40-41454/2018, Постановлении N 09АП-55062/2018 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу А40-41454/2018; Решении Арбитражного суда города Москвы от 15.12.2022 по делу NА40-209442/22.
О результатах проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях Заявитель был уведомлен путем направления в его адрес почтовым заказным отправлением рекомендаций по соблюдению обязательных требований.
Согласно отчету (отслеживания почтовой корреспонденции) заказное отправление N 80105184746822 было возвращено из-за истечения срока хранения (10 июля 2023 года, 12:15 101000, Москва).
Проведенное обследование земельного участка и принятие мер, в целях пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельного участка осуществлено в рамках Постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении
Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" в сроки, установленные п.4.1.1, согласно которому Госинспекция по недвижимости в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Кроме этого, статья 16 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) предусмотрено, что объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - объект контроля) являются: 1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие); 2) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования; 3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природноантропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природноантропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты). Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение обязательных требований земельного законодательства в отношении земельных участков.
Таким образом, объектом муниципального земельного контроля являются предусмотренные п. 3 ч.1 ст. 16 Федерального закона N 248-ФЗ производственные объекты - земельные участки.
Статьей 56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 248) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах). Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий: 1) контрольная закупка; 2) мониторинговая закупка; 3) выборочный контроль; 4) инспекционный визит; 5) рейдовый осмотр; 6) документарная проверка; 7) выездная проверка. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия): 1) наблюдение за соблюдением обязательных требований; 2) выездное обследование.
В силу ст. 57 ФЗ N 248 Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствие со ст. 75 ФЗ N 248 выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться: 1) осмотр; 2) отбор проб (образцов); 3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи); 4) испытание; 5) экспертиза. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
Кроме того, в силу п. 10 постановления Правительства РФ N 336 Допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры.
В соответствие с разъяснениями Минэкономразвития от 10.02.2022 с учетом системного толкования статей 87 и 88 Федерального закона N 248-ФЗ составление акта по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом не предусмотрено.
Согласно ч.1 ст.56 Федерального закона N 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).
Таким образом, ст.56 Федерального закона N 248-ФЗ содержит признаки взаимодействия на объектах контроля, предусмотренных п.п.1, 2 ч.1 ст. 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
Часть 2 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ предусматривает, что выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
Следовательно, законодатель предусмотрел возможность проведения выездного обследования при осуществлении муниципального земельного контроля на земельных участках независимо от его общественной доступности.
Частью 3 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ определен перечень контрольных (надзорных) действий, которые могут осуществляться при проведении выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах.
При этом статья 75 Федерального закона N 248-ФЗ не содержит запрета или ограничений для осуществления контрольных (надзорных) действий не на общедоступных производственных объектах.
Постановление N 819-ПП определяет порядок освобождения земельных участков от незаконно расположенного на них имущества в порядке самозащиты прав собственника в случаях, когда такое имущество находится на непредоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции) земельных участках, и (или) при отсутствии разрешения на строительство (реконструкции). В то же время в остальных случаях (когда у гражданина или юридического лица имеются правоподтверждающие документы на такое имущество (свидетельство/выписка о государственной регистрации права собственности в ЕГРН либо кадастровый паспорт объекта) реализация права собственника земельного участка на его защиту в отношении третьих лиц согласно положениям постановления осуществляется исключительно в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса РФ в судебном порядке.
Именно в этой связи пункт 2.2. постановления N 819-ПП предусматривает, что Департамент городского имущества города Москвы в отношении указанной выше категории объектов заявляет в суд, от имени Правительства Москвы, соответствующее требования, что в полной мере согласуется как с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе статьей 222, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в частности с пунктом 52 этого постановления.
В отсутствие правоустанавливающих документов на относящийся к государственной собственности земельный участок, на котором незаконно находится какое-либо имущество третьих лиц, в том числе капитальные или некапитальные строения, права и охраняемые законом интересы правообладателя объекта не могут признаваться нарушенными принятием уполномоченным органом власти решения о демонтаже и (или) перемещении такого имущества.
17.02.2023 Департаментом городского имущества города Москвы в адрес Зубковой А.А. направлено уведомление N ДГИ-И-9696/23 о прекращении договора аренды N М-07-503504 от 22.12.1999.
В соответствии с условиями договора аренды п.8.3. "до истечения срока действия настоящего договора арендатор обязан принять меры к освобождению участка (кроме капитальных зданий, строений, и /или сооружений, непосредственно связанных с участком) и возвратить арендодателю участок".
Выявленное двухэтажное нежилое здание общей площадью 420 кем. 2011 года постройки на кадастровый учет не поставлено, имущественными правами не обременено, в технической документации ГБУ "Мосгор БТИ" не учтено, установлен признак заброшенности и длительного неиспользования, разрешительная документация не оформлялась, земельный участок под размещение данного объекта не предоставлялся. Кроме того, действие договора аренды прекращено.
Таким образом, уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных полномочий правомерно установлен факт незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы заявленные в апелляционной жалобе доводы направлены лишь на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств правомерно установленных судом, ввиду чего являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права и не могут быть положены в основу отмены решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.12.2023 г. по делу N А40-169395/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-169395/2023
Истец: Зубкова Анна Александровна, Рыжов А.С
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ КОНТРОЛЬНО-МОНИТОРИНГОВЫЙ ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ", ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ООО Ликвидатор