город Ростов-на-Дону |
|
30 декабря 2019 г. |
дело N А53-27146/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.
при участии:
от заявителя: представитель Нигматуллин Б.Р. по доверенности от 05.08.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Основатель" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.10.2019 по делу N А53-27146/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Основатель" к Государственной жилищной инспекции Ростовской области о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Основатель" (далее - ООО УК "Основатель", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - ГЖИ РО, инспекция) о признании недействительным предписания от 22.04.2019 N 2279 в части обязания устранить нарушения неправомерного включения в платежный документ дополнительной статьи: "Тепловые потери", сделать перерасчет за май-сентябрь 2018 года.
Решением от 24.10.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО УК "Основатель" обжаловало его в порядке, определенном 34 главой АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что участок тепловой сети, проходящий внутри многоквартирного дома от внешней стены дома до узла учета тепловой энергии, является частью общедомового имущества, не является транзитным и предназначен исключительно для теплоснабжения данного МКД. Прибор учета тепловой энергии расположен не на границе эксплуатационной ответственности, он смещен в сторону участка сети, проходящего внутри помещения многоквартирного дома, находящегося внутри дома и входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД. Соответственно, издержки по эксплуатации тепловых сетей, расположенных внутри многоквартирного дома до его внешней стены, возлагаются на исполнителя коммунальных услуг, осуществляющего управление МКД. В связи с тем, что в объем потреблённой тепловой энергии, оплачиваемой исполнителем коммунальной услуги, включаются в том числе тепловые потери, возникающие на внутридомовых инженерных сетях, являющихся общей собственностью собственников помещений в МКД, потребители коммунальной услуги по отоплению несут обязанность по оплате исполнителю коммунальных услуг (ООО УК "Основатель") фактически потребленной тепловой энергии, включая стоимость технологических потерь тепловой энергии, возникших во внутридомовых сетях жилого дома.
Представитель общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Основатель" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области поступило обращение гражданина, проживающего в многоквартирном доме N 186 по ул. М. Горького в г. Ростове-на-Дону, по вопросам порядка расчета размера платы за содержание жилого помещения, за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общедомового имущества, правомерности включения в платежный документ статьи "Тепловые потери".
Внеплановой проверкой, проведенной в отношении ООО УК "Основатель" на основании распоряжения заместителя начальника Госжилинспекции от 03.04.2019 N 4446 с целью рассмотрения коллективного обращения жителей многоквартирного дома N 186 по ул. М. Горького в г. Ростове-на-Дону, в том числе по вопросу правомерности платы начисления по статье "Тепловые потери", установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме N 186 по ул. М. Горького в г. Ростове-на-Дону ООО УК "Основатель" осуществляло начисление платы по статье "Тепловые потери" в мае-сентябре 2018 года; начисление происходило в нарушение подпункта "к" пункта 11, пунктов 17, 18, 33, 35 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), статьи 44, части 2 статьи 154, статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 22.04.2019 N 4446.
В связи с выявленными нарушениями обществу УК "Основатель" 22.04.2019 было выдано предписания N 2279, которым обществу предписано в срок до 29.07.2019 устранить неправомерное включение в платежный документ дополнительной статьи "Тепловые потери", сделать перерасчет за май-сентябрь 2018 года; устранить нарушение в части порядка расчета платы за электроэнергию, потребленную при содержании и использовании общедомового имущества, снять начисление платы за объем электроэнергии, потребленный в октябре 2018 года.
Считая незаконным предписание в части необходимости устранить нарушение в виде неправомерного включения в платежный документ дополнительной статьи: "Тепловые потери", сделать перерасчет за май-сентябрь 2018 года, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта "а" пункта 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493), государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункт 10 Положения N 493).
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами является лицензируемым видом деятельности.
На основании пункта 1.1 Положения о Госжилинспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125 (далее - Положение N 125), Госжилинспекция является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора (далее - жилищный надзор) лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, проведение организационных мероприятий для формирования лицензионной комиссии Ростовской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами и организационно-техническое обеспечение ее деятельности и иных функций, предусмотренных Положением N 125.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2018 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2-10 статьи 19 Федерального закона N 294-ФЗ, а также Федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ.
Частью 1 статьи 196 ЖК РФ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ и положения Федерального закона N 99-ФЗ, с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 статьи 196 ЖК РФ.
Пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110) установлены следующие лицензионные требования к лицензиату: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензированию имеют право: запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензии и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации; проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; принимать меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 13 Положения N 1110 при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом N 294-ФЗ.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Из смысла статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Таким образом, обжалуемое предписание выдано должностным лицом Госжилинспекции в рамках предоставленных ему полномочий.
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 ЖК РФ.
В силу статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно статье 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу пункта 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Указанные в пунктах 31 - 34 Правил N 491 размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Собственники помещений вправе принять решение о заключении энергосервисного договора (контракта), направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества (далее -энергосервисный договор на общедомовые нужды), с управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо о наделении указанных организации, товарищества или кооператива полномочиями по заключению в интересах собственников от своего имени или от имени собственников энергосервисного договора на общедомовые нужды с организацией, оказывающей энергосервисные услуги.
Энергосервисный договор на общедомовые нужды с управляющей организацией заключается отдельно от договора управления многоквартирным домом (п.38(2)).
Согласно пункту 38 (3) Правил N 491 решение собственников помещений, указанное в пункте 38(2) настоящих Правил, принимается на общем собрании собственников помещений и должно содержать в том числе следующие условия заключения энергосервисного договора на общедомовые нужды:
величина экономии коммунальных ресурсов в натуральном выражении (уменьшение в сопоставимых условиях объема (количества) потребленных на общедомовые нужды коммунальных ресурсов), которая должна быть обеспечена в результате исполнения энергосервисного договора на общедомовые нужды, и срок, необходимый для достижения такой величины экономии;
цена энергосервисного договора на общедомовые нужды и порядок ее оплаты;
срок действия энергосервисного договора на общедомовые нужды.
При отсутствии энергосервисного договора и решения собственников помещений о возмещении потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установки прибора учета исполнитель услуг по договору управления в отношении тепловых сетей как составной части общего имущества многоквартирного дома несет расходы по оплате потерь теплоносителя.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что между ООО "Ростовские тепловые сети" (ранее ООО "Лукойл-ТТК") (далее - ООО "РТС") и ООО УК "Основатель" (ранее ООО "УК Основа") заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 09.06.2016 N 5365.
В соответствии с пунктом 5.5 договора при размещении узла учета не на границе балансовой принадлежности, расчет количества поданных тепловой энергии и теплоносителя производится с учетом потерь в трубопроводах от границы балансовой принадлежности до места установи приборов учета в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - Методика), утвержденной Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр, и Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034.
Таким образом, ООО "РТС" осуществляют начисление платы ООО УК "Основатель" за поданную в дом тепловую энергии с учетом потерь на трубопроводе на основании данного пункта договора теплоснабжения и поставки горячей воды.
Доказательства того, что собственники помещений в многоквартирном доме N 186 по ул. М. Горького в г. Ростове-на-Дону приняли решение об оплате данных потерь дополнительно, помимо внесения платы за коммунальную услугу по отоплению и за содержание и ремонт общего имущества, суду не представлены.
Таким образом, начисление ООО УК "Основатель" жителям многоквартирного дома N 186 по ул. М. Горького в г. Ростове-на-Дону платы по статье "Тепловые потери" помимо коммунальной услуги по отоплению исходя из объема тепловой энергии, зафиксированного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и платы за содержание и ремонт общего имущества, без положительного решения собственников в многоквартирном доме, неправомерно.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы общества о том, что в связи с тем, что в объем потреблённой тепловой энергии, оплачиваемой исполнителем коммунальной услуги, включаются в том числе тепловые потери, возникающие на внутридомовых инженерных сетях, являющихся общей собственностью собственников помещений в МКД, потребители коммунальной услуги по отоплению несут обязанность по оплате исполнителю коммунальных услуг (ООО УК "Основатель") фактически потребленной тепловой энергии, включая стоимость технологических потерь тепловой энергии, возникших во внутридомовых сетях жилого дома.
Как правильно указано судом первой инстанции, методикой, на основании которой ООО "РТС" осуществляет начисление платы за тепловые потери ООО УК "Основатель", регулируются исключительно отношения между управляющей компанией (ООО УК "Основатель") и ресурсоснабжающей организацией (ООО "РТС").
Отношения между жителями и управляющей организацией (ООО УК "Основатель") регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Методика и Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, на расчеты с жителями не распространяются.
Таким образом, заявителем не представлено надлежащих доказательств законности начисления платы за услуги "Тепловые потери" с мая 2018 года по сентябрь 2018 года жителям многоквартирного дома N 186 по ул. М. Горького в г. Ростове-на-Дону.
При таких обстоятельствах, предписание Госжилинспекции Ростовской области от 22.04.2019 N 2279 в части обязания устранить нарушения неправомерного включения в платежный документ дополнительной статьи: "Тепловые потери", сделать перерасчет за май-сентябрь 2018 года является законным, поскольку выдано уполномоченным лицом и содержит законные требования, направленные на устранение нарушения законодательства и прав собственником помещений в МКД.
Судом апелляционной инстанции не установлены предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения требований заявителя по делу.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм жилищного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 24.10.2019 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.10.2019 по делу N А53-27146/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27146/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ОСНОВАТЕЛЬ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Ростовской области