г. Москва |
|
30 декабря 2019 г. |
Дело N А40-67062/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой
судей: |
В.А.Свиридова, С.Л.Захарова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Гаражно-строительного кооператива "ИЧКА"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 августа 2019 года по делу N А40-67062/19 (120-582)
по заявлению Гаражно-строительного кооператива "ИЧКА" (ИНН 7710197315, ОГРН 1037739551882)
к 1) Управлению Росреестра по Москве; 2) Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: от ответчика: |
Жуков В.А. и Гладкова О.А. по дов. от 02.12.2019; 1)Фокина Н.С. по дов. от 26.12.2018, 2)не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-строительный кооператив "ИЧКА" (далее - заявитель, ГСК "ИЧКА") обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным отказа, изложенного в Уведомлении от 10.01.2019 г. N 51-149/2019, в принятии к рассмотрению заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0013006:1019, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ротерта, д.6, корп.1.
Решением суда от 26.08.2019 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, ГСК "ИЧКА" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на то, что все документы, необходимые для рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости, были представлены с заявлением, в том числе выписка из ЕГРП о кадастровой стоимости объекта. Так как в выписках из ЕГРП имеются противоречия, неверно сформированная выписка самим же Управлением не могла быть основанием для отказа в принятии документов. Тем более, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создана и осуществляет свою деятельность при Управлении Росреестра по г. Москве.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика решение суда поддержал в полном объеме, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела ГСК "ИЧКА" принадлежит нежилое помещение общей площадью 7989,1 кв.м. с кадастровым номером 77:02:0013006:1019, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Ротерта, д.6, корп.1.
28.12.2018 г. ГСК "ИЧКА" обратилось с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0013006:1019.
Уведомлением от 10.01.2019 г. N 51-149\2019 г. было отказано в принятии к рассмотрению заявления ГСК "ИЧКА" о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0013006:1019, так как представленная выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0013006:1019 не содержит сведения об актуальной кадастровой стоимости (выписка отражает кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2014, актуальная кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2016).
Посчитав указанный отказ незаконным, ГСК "ИЧКА" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не представил с заявлением сведения об актуальной стоимости по состоянию на 01.01.2016. Приложенная выписка отражает кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2014. Кроме того, суд первой инстанции посчитал, что отказ не нарушает прав и законных интересов ГСК "ИЧКА".
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции неверными.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта закону возлагается на орган, должностное лицо, принявшее акт; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым ненормативным актом прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России N 69 от 22.02.2011 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости", комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе, формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 26.10.2012 N П/481 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.
Перечень оснований для отказа в принятии заявления, указанный в Порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 263, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Полномочия Комиссии по приему либо возврату заявления являются четко регламентированными, на указанной стадии секретарь обязан проверить наличие необходимых документов, обращение с заявлением в установленный законом срок и отсутствие ранее установленной кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Порядок не наделяет секретаря комиссии правом на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам, кроме той, которая указана в пункте 15 Порядка, поскольку указанные полномочия являются полномочиями Комиссии при рассмотрении заявления по существу (пункты 19, 20 Порядка).
Несоответствие представленных документов по их содержанию заявленным требованиям, может являться основанием для принятия Комиссией отказа (отклонения) заявления, а не основанием для отказа в принятии заявления на рассмотрение Комиссии.
В силу положений ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об оценочной деятельности) к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
Из материалов дела следует, что к заявлению ГСК "ИЧКА" о пересмотре кадастровой объекта недвижимости ГСК была приложена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.
Так, в выписке от 20.12.2018 указано, что она содержит сведения о Кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2016 г.
На эту же дату был представлен Отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, подано заявление ГСК "ИЧКА". При этом указание в Выписки неактуальной даты утверждения кадастровой стоимости - 18 декабря 2014 г. не может быть основанием для отказа в принятии заявления к рассмотрению, так как заявитель не может повлиять на содержание ответа на его запрос.
Представитель Управления Росреестра по г. Москве в судебном заседании суда апелляционной инстанции также не смог пояснить, почему при запросе о кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2016 программа сформировала выписку о кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2014.
Из отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости ГСК "ИЧКА" по состоянию на 01.01.2016, который был представлен на обозрения суду апелляционной инстанции, следует, что рыночная стоимость почти в два раза меньше кадастровой стоимости по состоянию как на 01.01.2016, так и по состоянию на 01.01.2014 г.
Таким образом, к заявлению ГСК "ИЧКА" о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:02:0013006:1019 был приложен полный пакет документов, предусмотренный ч. 16 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, в том числе выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, у Комиссии отсутствовали правовые основания для отказа в принятии поступивших от ГСК заявления и приложенных к нему документов.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает отказ Управления Росреестра по г. Москве формальным и нарушающим права и законные интересы заявителя, так как ГСК "ИЧКА" лишается возможности использовать результат пересмотра кадастровой стоимости в целях уплаты налога на имущество, исходя из рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких условиях коллегия считает, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа в принятии заявления ГСК, в связи с чем, на основании части 2 статьи 201 АПК РФ, заявление ГСК "ИЧКА" подлежало удовлетворению.
Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом восстановления нарушенного права. При этом суд вправе самостоятельно определять такой способ.
С учетом признания незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 10.01.2019 N 51-149/2019, апелляционный суд в целях восстановления нарушенного права заявителя считает возможным обязать Управление Росреестра по Москве рассмотреть заявление ГСК "ИЧКА" от 28.12.2018 N 195309/2018.
Судебные расходы по делу в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 августа 2019 года по делу N А40-67062/19 отменить.
Признать незаконным уведомление Управления Росреестра по Москве об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 10.01.2019 N 51-149/2019. Обязать Комиссию Управления Росреестра по Москве рассмотреть заявление ГСК "ИЧКА" от 28.12.2018 N 195309/2018.
Взыскать с Управления Росреестра по Москве в пользу ГСК "ИЧКА" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб., по первой инстанции, 1500 руб. - по апелляционной инстанции.
Возвратить Гаражно-строительного кооператива "ИЧКА" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А.Чеботарева |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67062/2019
Истец: ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ИЧКА"
Ответчик: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ