город Москва |
|
9 января 2020 г. |
дело N А40-139628/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен 09.01.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Р.Р. Бахтияровым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Строительно-монтажное управление N 7" (ООО "СМУ N 7")
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2019
по делу N А40-139628/19, принятое судьей Бедрацкой А.В.
по заявлению ООО "Строительно-монтажное управление N 7" (ООО "СМУ N 7")
(ОГРН 1061682045655)
к ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области (ОГРН 1027701022788)
о признании частично недействительным ненормативного правового акта;
при участии:
от заявителя - Шатунова Г.К. по доверенности от 31.12.2019;
от заинтересованного лица - Хузяхметов О.Х. по доверенности от 10.12.2019, Борисова В.В. по доверенности от 01.07.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2019 в удовлетворении заявленных ООО "Строительно-Монтажное Управление N 7" (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ) требований о признании незаконным решения ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области от 16.05.2019 N 087V12190000290 в части: п. 1 решения о привлечении к ответственности предусмотренной п. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ в части начисления штрафа; п. 2 решения в части начисления пеней; п. 3.1 решения в части начисления недоимки, за период, начиная с 2014; п. 3.1 решения в части начисления недоимки по дополнительному тарифу в соответствии с ч. ч. 2, ч. 2.1. ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в отношении выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в п.п.2-18 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (с 01.01.2015 п.п. 2-18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ) (за 2015 применен дополнительный тариф в размере 2 %) (за 2016 применен дополнительный тариф в размере 2 %); п. 3.2. решения полностью; п. 3.3 полностью; п. п. 4, 5 решения полностью, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и Фонда в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в отношении общества Пенсионным фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, о чем составлен акт выездной проверки 25.03.2019 N 087V10190000446.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки и письменных возражений Пенсионным фондом принято решение от 16.05.2019 N 087V12190000290 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
24.05.2019 общество обратилось в ГУ отделение Пенсионного фонда России по г. Москве и Московской области с жалобой на решение.
Не согласившись с выводами Пенсионного фонда, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным ненормативного акта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и правовых оснований.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки, установлено нарушение обществом положений ст. ст. 7, 8 Федерального закона N 212 -ФЗ, в части занижения базы для начисления страховых взносов: по не принятым к зачету пособиям по больничным листам в соответствии со справкой о результатах проверки расходов на выплату страхового обеспечения по данным ФСС N 11 за 2016 в сумме 57.548, 02 руб., что привело к неуплате страховых взносах на ОПС за 2016 в сумме 12.660, 56 руб. и в ФОМС в сумме 2.934, 96 руб., в части не полного начисления дополнительных страховых взносов с выплат работников, занятых на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда за 2015-2016 в сумме 126.736.934, 72 руб. и не уплаты страховых взносов за 2015- 2016 в сумме 7.604.216, 07 руб.
Заявитель не согласен с выводами, изложенными в акте проверки и предложениями проверяющих - включение в базу для исчисления страховых взносов сумму дохода в размере 12.660, 56 руб. за 2014 и начислению на нее штрафных санкций и сумм пени; в нарушении ст. ст. 88, 89, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации инспекцией нарушен срок проведения выездных проверок и в соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушен срок исковой давности в три года в отношении выявленных налоговым органом недоимки; общество несогласно с начислением 6 % взносов по дополнительному тарифу за 2015-2016 по дополнительному тарифу (следовало 2 %).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона N 250-ФЗ от 03.07.2016 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, ФСС РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Законом, определявшим порядок проведения выездных проверок является Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Периодом проверки являлись 2015-2016 годы.
Организации, одновременно с решением о проведении проверки, вручается требования о предоставлении документов, необходимых для проверки.
Перечисленные в данном требовании документы относятся к 2015-2016, документы за 2014 не запрашивались.
Сумма доначисленных страховых взносов в размере 12.660, 56 руб. включена в акт выездной проверки в соответствии со справкой о результатах проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения N 103 от 29.12.2018 и реестром сведений, не принятых к зачету расходов на выплату пособий, представленных филиалом N 11 ФСС.
В данных документах отражены не принятые к зачету расходы по больничным листам за 2016.
Суммы начисленных работникам выплат, которые не приняты к зачету территориальными органами Фонда социального страхования по результатам проверки правильности расходования средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ на общих основаниях.
Для подтверждения данного вида начисления запрошены в филиале ФСС копии больничных листов, не принятых к зачету.
Все больничные листы оформлены в 2016.
Сумма штрафа, пеней применена только к начисленным суммам за 2016, следовательно, нарушения ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствуют.
С 1 января 2017 администрирование страховых взносов передано в Федеральную налоговую службу, которая осуществляет проверку работы налогоплательщиков, начиная с января 2017.
Проверка Управлением N 3 проведена за период 2015-2016.
Суммы, выявленные при выездной проверки и отраженные в акте, нельзя считать безнадежными к списанию и взысканию в соответствии со ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации, так как безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, 4 не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и т.п.
Доводы общества о пропуске срока установленного для взыскания и о признании данных доначислений, пеней и штрафов безнадежными ко взысканию отклоняются, как необоснованные.
При проведении проверки запрошен табель учета рабочего времени, трудовые договора застрахованных лиц, работа которых связана с вредными и опасными условиями труда, дающее право на досрочное пенсионное обеспечение, карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов за 2015-2016 на работников, которые заняты на работах с вредными и опасными условиями труда.
Проверкой выявлены такие категории работников, а именно: электросварщики ручной сварки 6 разряда, электрогазосварщики, механики по монтажу стальных и железобетонных, газорезчики.
В соответствии с представленными обществом документами, установлено, что аттестация рабочих мест не проводилась, документов, подтверждающих актуальные результаты аттестации рабочих мест не представлено.
Такими документами являются карты аттестации рабочего места по условиям труда, сводные таблицы классов условий труда, установленные по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212 - ФЗ следует начислять страховые взносы по дополнительному тарифу страхователям, производящим выплаты и иные вознаграждения застрахованным лицам, занятым на видах работ, указанных п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях".
В 2015-2016 в отношении таких лиц, применялся дополнительный тариф в размере 9 % и 6 %.
До 1 января 2014 выявление тяжелых, вредных или опасных производственных факторов происходило по результатам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.
Проведение аттестации рабочих мест являлось обязанностью работодателя (ч. 2 ст. 212 ТК РФ, в редакции, действовавшей до 1 января 2014).
С 1 января 2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 426- ФЗ "О специальной оценке условий труда" и с этого момента вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда. При этом проведении специальной оценки условий труда (СОУТ) не право, а обязанностью работодателя (ч. 2 ст. 4 Закона N 426-ФЗ).
Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ в ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2014, устанавливающей для страхователя, чьи работники заняты на вредных и тяжелых условиях труда, признанных таковыми по результатам СОУТ, взамен тарифов, указанных в ч. ч. 1, 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (т.е. 9 % и 6 %) дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.
Частью 4 ст. 27 Федерального закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, СОУТ в отношении таких рабочих мест может, не проводится в течение 5 лет со дня завершения аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Такие обстоятельства перечислены в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ, к ним относится, в том числе и ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Если на предприятии организованы дополнительные рабочие места, то в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию новым рабочих мест должна быть проведена СОУТ (ст. 17 Закона N 426-ФЗ).
Проверкой начисления дополнительных страховых взносов применяемых для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "о страховых пенсиях" установлено, что обществом заключен договор N 1 ЕА67-КЗН от 16.06.2016 о проведении специальной оценки условий труда с ООО "Агентство технической экспертизы труда "АТС", номер в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда N 134, дата внесения в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда- 19.10.2015.
Регистрационный номер аттестата аккредитации организации РОСС RU/1 21 AT от 28.04.2014 сроком до 28.04.2019.
Количество рабочих мест, на котором проведена СОУТ - 454 рабочих мест (общее количество рабочих мест - с учетом аналогичных рабочих мест).
По условиям договора, исполнитель принимает на себя обязательства выполнить инструментальные измерения и оценку условий труда на 454 рабочих (в том числе в электросварщиков ручной сварки 6 разряда, электрогазосварщиков, механиков по монтажу стальных и железобетонных).
По итогам проведения работ по заключенному договору по идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, оформлены результаты и измерения вредных и опасных производственных факторов, отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к классам (подклассам), условий труда по результатам проведения исследований и измерения вредности, дающее право на досрочное пенсионное обеспечение.
В связи с дополнительным соглашением, количество рабочих мест, подлежащих оценке, увеличилось на 206 человек и составило 660 человек. Всего по заключению эксперта по результатам специальной оценки условий труда, количество рабочих мест, по которым проведена СОУТ составило 1.144 человек.
В результате проведенной специальной оценки установлены классы условий труда, соответствующие вредному и опасному, дающее право на досрочное пенсионное обеспечение предусмотрено у категории работников, указанных в поименном списке N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию на льготных условиях.
По результатам проведенной специальной оценки условий труда, организацией, проводящей СОУТ, составляется отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем. Дата утверждения отчета является датой завершения - специальной оценки условий труда и соответственно с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ.
В рассматриваемом случае отчет о результатах специальной оценки условий труда датирован - 16.05.2017. При этом за месяц, в котором утвержден отчет о проведении СОУТ, страховые взносы по дополнительным тарифам, установленные ст. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, подлежат уплате только в части выплат, начисленной за период со дня утверждения отчета (п. 6 письма Минтруда и социальной защиты России от 13.03.2014 N 17-3/В-113).
Данная организация на момент проверки имела СОУТ, вступившие в силу с 16.05.2017 и не имела актуальных результатов аттестации рабочих мест.
В данном случае применяются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР, предусмотренные ч. 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, а именно - 6 % (п. 4 письма Минтруда и социальной защиты России от 13.03.2014 N 17-3/В-113).
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2019 по делу N А40-139628/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139628/2019
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N7"
Ответчик: ГУ Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5129/20
09.01.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-72081/19
18.10.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-139628/19
04.06.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-139628/19