город Омск |
|
10 января 2020 г. |
Дело N А46-10176/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 января 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14566/2019) общества с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" на решение Арбитражного суда Омской области от 26.09.2019 по делу N А46-10176/2019,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" (ИНН 5504055086, ОГРН 1155543009830)
к Министерству имущественных отношений Омской области (ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и жилищно - коммунального комплекса Омской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Омской области, Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области,
о признании недействительным ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" - Филатова Наталья Николаевна (по доверенности от 01.06.2019 сроком действия по 31.12.2020);
Путилина Наталья Владимировна (по доверенности от 01.06.2019 сроком действия по 31.12.2019);
от Министерства имущественных отношений Омской области - Степановой Татьяна Андреевна (по доверенности от 07.10.2019 N ИСХ-19/МИО/03-01/11173 сроком действия по 31.12.2019);
от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Омской области - Пилипенко Павел Павлович (по доверенности от 09.08.2019 сроком действия один год);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" (далее - ООО "Сибгидропроект", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество Омской области, Министерство, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 20.05.2019 N 923-р "Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 в Омском районе Омской области из состава земель одной категории в другую", при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и жилищно - коммунального комплекса Омской области (далее - Минстрой Омской области), Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Омской области, Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области.
Решением от 26.09.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-10176/2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Сибгидропроект" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает следующее:
- в материалах дела имеется письмо Минстроя Омской области от 15.05.2019 N МСЖК-5748, направленное в адрес ООО "Сибгидропроект", из которого следует, что им обеспечено внесение изменений в Схему территориального планирования Омской области, утвержденную постановлением Правительства Омской области, в связи с чем проект распоряжения Минимущества Омской области "О переводе земельного участка в Омском районе Омской области из состава земель одной категории в другую" согласован;
- изменения в схему территориального планирования Омской области, в том числе по уточнению местоположения участков недр местного значения, внесены постановлением Правительства Омской области от 08.05.2019 N 155-П;
- судом первой инстанции не дана оценка предупреждению от 12.09.2019 N 055/01/15-789/2019 о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, вынесенному Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области.
В предоставленных до начала судебного заседания отзывах Администрация Омского муниципального района Омской области и Минимущества Омской области просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Минстрой Омской области в отзыве на апелляционную жалобу указал, что целевое назначение земельного участка соответствует утвержденным документам территориального планирования Омской области, в связи с чем проект распоряжения Минимущества Омской области "О переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 в Омском районе Омской области из состава земель одной категории в другую" для добычи полезных ископаемых (строительных песков) им согласован 20.05.2019; с целью урегулирования разночтений в прочтении нормы понятия объектов регионального значения подготовлен проект внесения изменений в Закон Омской области "О регулировании градостроительной деятельности Омской области".
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить.
От Минимущества Омской области поступили письменные пояснения, в которых заинтересованное лицо поддержало ранее изложенную процессуальную позицию.
ООО "Сибгидропроект" также представило письменные пояснения вх. N 61616 в целях подтверждения ранее приведенных доводов.
Также от общества поступили письменные пояснения вх. N 61617, которые судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, поскольку отсутствуют доказательства их направления или вручения иным лицам, участвующим в деле (часть 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Данные пояснения остаются в материалах дела, но в силу изложенного оценке не подлежат.
Минстрой Омской области и Администрации Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрации Омского муниципального района Омской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представителем ООО "Сибгидропроект" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного документа, а именно: лицензии на спорный земельный участок, представителем Минимущества Омской области заявлено ходатайство о приобщении схемы территориального планирования Омской области, карты планирования размещения объектов федерального, регионального и местного значения.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 1, абзаца 1 части 2 статьи 268 АПК РФ, абзацем 5 пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения спора приобщил к материалам дела означенные документы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Минимущества Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Омской области поддержал процессуальную позицию заявителя.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на нее, пояснения, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
17.12.2015 ООО "Сибгидропроект" выдана лицензия на право пользования недрами серии ОМС N 80158 ТР сроком действия до 10.07.2030 с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча строительных песков на Вачинском участке недр; участок недр расположен в пределах левобережной поймы р. Иртыш, на траверзе 1794,8 -1795 км р. Иртыш (по лоцманской карте 2009 года) в Омском муниципальном районе Омской области; участок недр имеет статус геологического, горного отвода.
Названный горный отвод имеет площадь 46,1 га и расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 категории земель сельскохозяйственного назначения, образованного из земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 18.10.2018 - т. 1 л.д. 35).
17.10.2018 ООО "Сибгидропроект" обратилось в Минимущество Омской области с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для добычи общераспространенных полезных ископаемых
Проект распоряжения Минимущества Омской области "О переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 в Омском районе Омской области из состава земель одной категории в другую" направлен для согласования в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области и Минстрой Омской области
По результатам рассмотрения проекта распоряжения Минстроем Омской области представлено в Минимущество Омской области заключение о невозможности согласования проекта распоряжения на основании пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) ввиду установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации. В связи с чем Минимуществом Омской области отказано в переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 в Омском районе Омской области из состава земель одной категории в другую.
20.03.2019 ООО "Сибгидропроект" повторно обратилось в Минимущество Омской области с заявлением о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Проект распоряжения Минимущества Омской области "О переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 в Омском районе Омской области из состава земель одной категории в другую" направлен для согласования в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области и Минстрой Омской области.
По результатам рассмотрения проект распоряжения согласован Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области.
Однако, руководствуясь тем, что в 2018 году Минстроем Омской области было представлено заключение о невозможности согласования проекта распоряжения о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 в Омском районе Омской области из состава земель одной категории в другую, не получив при этом новое заключение по результатам рассмотрения проекта распоряжения 2019 года, Минимущество Омской области распоряжением от 20.05.2019 N 923-р отказало в переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 из состава земель одной категории в другую, сославшись на несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования, а именно - генеральному плану Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области
Полагая, что вышеуказанное распоряжение от 20.05.2019 N 923-р является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "Сибгидропроект" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
26.09.2019 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены по следующим основаниям.
Как указывалось выше, предметом оспаривания в рамках настоящего дела является распоряжение Минимущества Омской области от 20.05.2019 N 923-р "Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 в Омском районе Омской области из состава земель одной категории в другую".
Земельный участок с кадастровым номером 55:20:150709:100 площадью 46,1 га относится к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимость от 18.10.2018.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии с правилами статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
По смыслу действующего правового регулирования земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничивается его целевым назначением.
Согласно статье 1 Закона N 172-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, названным Законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
По факту такого обращения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (пункт 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию определены статьей 7 поименованного Федерального закона.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
При этом согласно части 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами), в том числе, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом отображению в документах территориального планирования, и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
Пунктом 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ установлено, что одним из оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую является установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 44 пункта 9.1 Положения о Минимуществе Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 N 26, Министерство является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, до разграничения государственной собственности на землю принимает решения о переводе находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо решения об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в случаях, установленных федеральным законодательством.
Отказывая обществу в удовлетворении ходатайства о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, заинтересованное лицо указало на несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования, а именно - генеральному плану Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Указанный вывод основан на результатах рассмотрении аналогичного ходатайства от 17.10.2018, по которому Минстроем Омской области представлено в Минимущество Омской области заключение о невозможности согласования проекта распоряжения на основании пункта 3 статьи 4 Закона N 172-ФЗ.
В заключении указано на то, что Генеральным планом Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, с учётом внесенных изменений, утверждённых Решением Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 17.09.2018 N 22 "О внесении изменений в Генеральный план Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области" (далее - решение N 22), установлено соответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка утверждённым документам территориального планирования (от 17.12.2018 исх. N МСЖК-21589). Решением N 22 в Генеральный план Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области внесены изменения, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 55:20:150709:100 подлежал переводу из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
На основании внесенных в Генеральный план Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области решением N 22 изменений, решением Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области N 23 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области" (далее - решение N 23) в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 установлена территориальная зона - недропользование, определены виды разрешенного использования земельного участка.
Однако решением от 02.11.2018 N 27 "Об отмене решения Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 17.09.2018 N 22 "О внесении изменений в Генеральный план Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области" (далее - решение N 27) внесенные изменения в генеральный план отменены, что повлекло несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории.
Таким образом, Министрой Омской области в 2018 году установил, что отсутствие в Генеральном плане Новотроицкого сельского поселения отображения границ горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией, выданной ООО "Сибгидропроект" на Вачинский участок недр, а также нахождение указанного земельного участка в Генеральном плане в границах функциональной зоны "сельскохозяйственные угодья" является препятствием для перевода земельного участка из одной категории в другую.
Решением от 02.11.2018 N 28 "Об отмене решения Совета Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 17.09.2018 N 23 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области" (далее - решение N 28) внесенные в правила землепользования и застройки Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области изменения также отменены.
В связи с несогласием с решением N 27, а также решением N 28 ООО "Сибгидропроект" обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением о признании указанных решений незаконными и нарушающими их права, в удовлетворении которого было отказано.
Учитывая изложенные обстоятельства, заинтересованное лицо пришло к выводу, что на момент рассмотрения ходатайства о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую и принятия Минимуществом Омской области оспариваемого распоряжения вступившим в законную силу решением Омского областного суда было подтверждено несоответствие испрашиваемой цели перевода земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 действующим документам территориального планирования Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Суд первой инстанции, руководствуясь выше приведенными нормами и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, заключил вывод о правомерности данного отказа.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции ошибочными, не основанными на материалах дела и положениях закона.
Вопреки позиции заинтересованного лица, поддержанной судом первой инстанции, основанием для принятия решения Омского областного суда от 06.03.2019 по делу N 3а-16/2019 об отказе в удовлетворении требования ООО "Сибгидропроект" о признании недействующими решений N 27 и N 28 об отмене решений N 22 и N 23 о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Новотроицкого сельского поселения Омского района Омской области послужил вывод о том, что населению не была обеспечена возможность участвовать в публичных слушаниях по обсуждению проекта внесения таких изменений, при этом касающихся не объекта заявителя, а размещения кладбища.
Обстоятельства, связанные с размещением на спорном земельном участке горного отвода - объекта недропользования, при принятии решения Омского областного суда от 06.03.2019 по делу N 3а-16/2019 не исследовались.
Более того, суд апелляционной инстанции поддерживает доводы общества о том, что при оценке соответствия испрашиваемой цели перевода земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 действующим документам территориального планирования следовало руководствоваться не генеральным планом муниципального образования - Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, а документами территориального планирования субъекта Российской Федерации - Омской области.
Так, согласно пункту 19 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам регионального значения относит объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации.
Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Из пункта 6 части 3 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что поименованный перечень планируемых объектов в региональной схеме территориального планирования открытый и связан с полномочиями субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Закона Омской области от 09.03.2007 N 874-03 "О регулировании градостроительной деятельности в Омской области" дублирует положения статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержит открытый перечень объектов регионального значения, подлежащий отображению на схеме территориального планирования, в частности, в подпункте 6 пункта 2 статьи 5 названного Закона указано "иные области в соответствии с полномочиями Омской области".
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях согласно пункту 7 стать 4 Закона "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон о недрах) относится распоряжение совместно с Российской Федераций единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным и предоставлением права пользования участками недр местного значения.
Согласно статье 1.2 Закона О недрах в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 2.1 Закона о недрах раскрывает понятие участки недр федерального значения, статья 2.3 Закона о недрах перечисляет какие участки недр относятся к недрам местного значения, в частности, к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Статья 2.2 временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, утвержденных распоряжением государственной геологической службы Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.2003 N 47-р, рекомендует включать пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях) в перечни региональных полезных ископаемых.
Таким образом, определяя принадлежность участков недр, Закон о недрах оперирует понятиями недра федерального и местного значения, понимая под недрами местного значения недра, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации.
В связи с чем возражения Минимущества Омской области о необходимости отнесения недр местного значения к объектам местного значения, судом апелляционной инстанции отклоняются как противоречащие действующему законодательству.
Как установлено в статье 2.3 Закона о недрах подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой статье 27 Закона о недрах (участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые) участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 17.01.2014 N 2, по согласованию с территориальным органом управления государственным фондом недр (Омскнедра), утвержден перечень участков недр местного значения на территории Омской области, которым Вачинский участок недр отнесен к участкам недр местного значения Омской области.
Пунктом 1.2.1 приказа Минрегиона России от 19.04.2013 N 169 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что подготовка документов территориального планирования субъектов Российской Федерации осуществляется на основании стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, на основе решений органов государственной власти и иных главных распорядителей средств бюджетов, предусматривающих создание объектов регионального значения (с учетом других программ, реализуемых за счет бюджетных средств). Подготовка указанных документов территориального планирования осуществляется также на основании стратегий и программ развития отдельных отраслей экономики, инвестиционных программ субъектов естественных монополий. При подготовке документов территориального планирования субъектов Российской Федерации должны использоваться сведения, имеющиеся во ФГИС ТП (Федеральной государственной информационной системе территориального планирования). Рост объема средств, поступающих в консолидированный бюджет Омской области от предоставления права пользования недрами и налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых, относится к ожидаемому результату реализации подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды и биологического разнообразия" государственной программы Омской области "Охрана окружающей среды Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 255-п "Об утверждении государственной программы Омской области "Охрана окружающей среды Омской области".
Соответственно, поскольку участки недр местного значения относятся к существующим объектам регионального значения, они подлежат отображению в документах территориального планирования субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Статьями 9, 15, 16 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен порядок подготовки и утверждения схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, порядок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при условии ее согласования органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Омской области от 08.05.2019 N 155-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19.08.2009 N 156-п" утверждены изменения в схему территориального планирования Омской области.
Внесенные изменения в схеме территориального планирования Омской области затронули участок недр - Вачинское месторождение, отображенное в материалах по обоснованию изменений как существующий объект регионального значения - объект недропользования на земельном участке с кадастровым номером 55:20:150709:100.
На основании изложенного, изменения в Схему территориального планирования Омской области по спорному земельному участку внесены 08.05.2019 при наличии на то согласования, в том числе со стороны Минимущества Омской области.
Данные изменения в Схему территориального планирования Омской области не отменены и не оспорены.
Следовательно, спорный участок недр местного значения, относящийся к существующим объектам регионального значения, отображен в документах территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3.3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования субъекта Российской Федерации со дня утверждения.
В связи с чем отказ Минимущества Омской области в переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 из состава земель одной категории в другую со ссылкой на несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка генеральному плану Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области является неправомерным.
Апелляционная коллегия отмечает, что Администрация Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области не выразила возражений против перевода названного земельного участка из состава земель одной категории в другую, что подтверждается отзывом на заявление, в котором третье лицо оставило разрешение спора на усмотрение суда (т. 2 л.д. 84).
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что в судебном заседании представитель Минимущества Омской области пояснил, что не является специалистом в вопросах применения градостроительного законодательства, указав, что данная область права относиться к специализации Минстроя Омской области.
При этом в связи с тем, что в Схему территориального планирования Омской области были 08.05.2019 внесены соответствующие изменения в части уточнения координат местоположения участков недропользования, Минстрой Омской области согласовал составленный в 2019 году проект распоряжения Минимущества Омской области "О переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 из состава земель одной категории в другую", о чем свидетельствуют письмо Минстроя Омской области от 15.05.2019 N МСЖК-5748, направленное в адрес заявителя.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает неправомерным распоряжение Минимущества Омской области от 20.05.2019 N 923-р "Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 в Омском районе Омской области из состава земель одной категории в другую" со ссылкой на несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования.
Кроме того, по убеждению суда апелляционной инстанции, в любом случае, исходя из смысла установленного запрета, такое несоответствие не может быть установлено только по причине того, что земельный участок сельскохозяйственного назначения в документах территориального планирования так и поименован, поскольку в противном случае перевод земель из одной категории в другую никогда бы не мог быть осуществлен. Такое несоответствие может быть установлено в случае, если документами территориального планирования земельный участок предполагается использовать в каких-либо иных целях, размещения иных объектов, не соответствующих как существующему назначению, так и запрашиваемому.
Также суд апелляционной инстанции отклоняет довод Министерства о непредставлении проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100, необходимого для осуществления перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую.
Вопреки позиции Министерства, общество, обращаясь в Минимущество Омской области 20.03.2019 с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, представило проект рекультивации - раздел 11.2.1 "Охрана и рациональное использование земельных ресурсов. Рекультивация" технического проекта "Разработка карьера по добыче строительных песков на Вачинском месторождении", утвержденный Министром природных ресурсов и экологии Омской области от 15.02.2016 на основании протокола N 30/66 заседания Комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения.
Представленный проект рекультивации содержит следующие разделы:
1) основания для разработки проекта;
2) исходные данные и условия для подготовки проектной документации;
3) основные положения (технические и экономические решения) проекта;
4) описание исходных условий рекультивируемых земель;
5) эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель;
6) содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель, включающий горнотехническую и биологическую рекультивацию.
Согласно описанию исходных условий рекультивации земель объект рекультивации имеет площадь 46,1 га и расположен в восточной части земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 с общей площадью 253,5 га.
10.07.2018 во исполнение распоряжения Администрации Омского муниципального района Омской области от 25.05.2018 N р-18/ОМС-923 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" из состава земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:22 выделен земельный участок с кадастровым номером 55:20:150709:100 площадью 46,1 га, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18.10.2018.
Более того, общество дважды (17.10.2018, 20.03.2019) обращалось в Минимущество Омской области с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100, прикладывая идентичный пакет документов, в том числе проект рекультивации на земельный участок с кадастровым номером 55:20:150709:22.
Отказывая в переводе земельного участка, Минимущество Омской области в обоих случаях (распоряжение от 17.12.2019 N 2774-р, распоряжение от 20.05.2019 N 923-р) в качестве основания для отказа указывало на несоответствие целевого назначения земельного участка генеральному плану Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области. При этом такое основание для отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую как непредставление проекта рекультивации земельного участка 55:20:150709:100 заинтересованным лицом поименовано не было.
Напротив, в пояснительной записке к проекту распоряжения Минимущества Омской области "О переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 в Омском районе Омской области из состава земель одной категории в другую" указано на наличие утверждённого проекта рекультивации земель.
Более того, согласно подпункту 2 пункта 23, пункту 46 Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Перевод земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации", утвержденного Приказом Минимущества Омской области от 09.07.2012 N 38-п, если к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства, Минимущество Омской области отказывает в рассмотрении такого ходатайства.
Указанное свидетельствует о том, что спорный проект рекультивации был принят Минимуществом Омской области в отсутствие каких-либо замечаний и возражений, в результате чего был подготовлен проект распоряжения о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, переданный на дальнейшее согласование.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение от 26.09.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-10176/2019 подлежит отмене посредством принятия нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований о признании недействительным распоряжения Министерства от 20.05.2019 N 923-р "Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 в Омском районе Омской области из состава земель одной категории в другую" как не соответствующего положениям Закона N 172-ФЗ. В целях восстановления нарушенного права общества Минимущество Омской области обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём принятия соответствующего распоряжения о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением заявления и апелляционной жалобы относятся на Минимущество Омской области.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.09.2019 по делу N А46-10176/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект", удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение Министерства имущественных отношений Омской области от 20.05.2019 N 923-р "Об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 в Омском районе Омской области из состава земель одной категории в другую" как не соответствующее положениям Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Обязать Министерство имущественных отношений Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём принятия соответствующего распоряжения о переводе земельного участка с кадастровым номером 55:20:150709:100 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Омской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сибгидропроект" судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10176/2019
Истец: ООО "СИБГИДРОПРОЕКТ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Новотроицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрация Омского муниципального района Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-23/20
24.09.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8870/20
16.06.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-23/20
10.01.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14566/19
26.09.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-10176/19