г. Киров |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А82-11001/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Минаевой Е.В.
При ведении протокола секретарем судебного заседания Кондаковой О.С.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу Владимирской таможни
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.10.2023 по делу N А82-11001/2023, принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медикал-Сервис" (ИНН 7604230899, ОГРН 1127604013426)
к Владимирской таможне (ИНН 3327102246, ОГРН 1023301287954)
о признании незаконным и отмене постановления от 02.06.2023 по делу об административном правонарушении N 10103000-397/2023, о признании незаконным и отмене постановления от 02.06.2023 по делу об административном правонарушении N 10103000-398/2023, в случае установления судом отсутствия оснований для признания незаконным и отмене постановлений - признать не подлежащим исполнению постановление N 10103000-398/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медикал-Сервис" (далее - заявитель, Общество, ООО "Медикал-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Владимирской таможне (далее - ответчик, Таможня, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 02.06.2023 по делу об административном правонарушении N 10103000-397/2023, о признании незаконным и отмене постановления от 02.06.2023 по делу об административном правонарушении N 10103000-398/2023, в случае установления судом отсутствия оснований для признания незаконным и отмене постановлений - признать не подлежащим исполнению постановление N 10103000-398/2023.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.09.2023 в виде резолютивной части (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным и отменено постановление Владимирской таможни от 02.06.2023 по делу об административном правонарушении N 10103000-398/2023, в удовлетворении остальной части требования отказано.
26.10.2023 по заявлениям сторон суд изготовил мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, Владимирская таможня обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления Общества.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, основания для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ отсутствуют. Ответчик указывает, что Владимирской таможней осуществлены самостоятельные проверки трех статистических форм учета перемещения товаров; результаты проверок оформлены самостоятельными докладными записками от 01.03.2023 N 17-15/0261 и N 17-15/0260.
ООО "Медикал-Сервис" в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что статистические формы поданы заявителем в административный орган в один день и за единый период; запросы Таможней направлены с минимальной разницей во времени - 14.02.2023 и 15.02.2023; дела об административных правонарушениях возбуждены в один день; протоколы и постановления об административных правонарушениях составлены в один день. Указанные обстоятельства, по мнению Общества, свидетельствуют о том, что постановления вынесены Таможней по результатам проведения одного (единого) контрольного мероприятия. В подтверждение своей правовой позиции ООО "Медикал-Сервис" ссылается на судебную практику.
В письменных объяснениях ООО "Медикал-Сервис" указывает на обоснованность выводов суда первой инстанции с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации по делу N А11-10811/2022. Общество также не усматривает оснований для признания постановления от 02.06.2023 N 10103000-398/2023 не подлежащим исполнению, поскольку действия по вывозу оборудования совершались после вступления в силу Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может назначить судебное заседание с вызовом сторон в судебное заседание.
Определением суда от 01.02.2024 рассмотрение дела назначено в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции с вызовом сторон.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство по делу неоднократно откладывалось.
08.04.2024 стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.11.2022 Обществом в рамках исполнения договора купли-продажи от 21.10.2022 N 538-2022, заключенного с ТОО "Медикал-Сервис Казахстан" (Республика Казахстан), в соответствии со счетом-фактурой от 14.11.2022 N 540, товарной накладной от 14.11.2022 N 371, международной товарно-транспортной накладной (далее - CMR) от 14.11.2022 осуществлен вывоз в Республику Казахстан товара - портативный рентгеновский аппарат, исполнение meХ+100, классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 9022 14 000 0.
Согласно CMR от 14.11.2022 товар отгружен со склада ООО "Медикал-Сервис" 14.11.2022 и получен грузополучателем ТОО "Медикал-Сервис Казахстан" (Республика Казахстан) 24.11.2022.
В связи с осуществлением указанной поставки ООО "Медикал-Сервис" 09.12.2022 во Владимирскую таможню с применением электронной цифровой подписи подана статистическая форма учета перемещения товаров с регистрационным номером 10103000/091222/С701340 (системный номер ED20221209162238928) за ноябрь 2022 года, в которой заявлены сведения о вывезенных в отчетном месяце в Республику Казахстан в рамках исполнения указанного выше договора и на основании указанных документов, товарах, в том числе, товаре N 1 - "аппаратура, основанная на использовании рентгеновского, альфа-, бета- или гамма-излучения, предназначенная или не предназначенная для медицинского, хирургического, стоматологического или ветеринарного использования, включая аппаратуру рентгенографическую", стоимостью 800 000,00 рублей, классификационный код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 9022 14 000 0, страна происхождения Германия.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 312) вывоз за пределы территории Российской Федерации на территории государств-членов ЕАЭС товаров, в том числе, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС кодом 9022 14 000 0, разрешен в отношении товаров, происходящих с территории Российской Федерации, сопровождаемых сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1 или иным сертификатом, подтверждающим российское происхождение товара, оформленным уполномоченной на выдачу данных сертификатов организацией, либо заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемым в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также при наличии разрешения на вывоз, выданного соответствующим Министерством Российской Федерации.
В ходе осуществления проверки представленных ООО "Медикал-Сервис" в таможенный орган сведений было установлено, что в графе 10 "Документы" статистической формы с регистрационным номером 10103000/091222/С701340 (системный номер ED20221209162238928) не указаны сведения о разрешительном документе, сопровождающем поставку товара, вывозимого в Республику Казахстан.
На запрос Владимирской таможни от 15.02.2023 N 17-07/2681 "О представлении информации" ООО "Медикал-Сервис" представлены копии следующих документов: договора купли-продажи от 21.10.2022 N 538-2022, счета-фактуры от 14.11.2022 N 540, товарной накладной от 14.11.2022 N 371, CMR от 14.11.2022, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 14.12.2022 N 9, уведомления о подтверждении факта уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного порядка уплаты) к заявлению о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N 600714122022N00033, технической документации на вывезенный товар - портативный рентгеновский аппарат, исполнение mеХ+100. При этом разрешительные документы ООО "Медикал-Сервис" не представлены.
Таможенным органом установлено, что рассматриваемый товар классифицируется в подсубпозиции 9022 14 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, вывоз данного товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан должен сопровождаться документами, предусмотренными Постановлением.
В связи с этим таможня считает, что Общество вывезло за пределы территории Российской Федерации в Республику Казахстан товар - портативный рентгеновский аппарат, исполнение mеХ+100, в количестве 1 шт., без соблюдения установленных Постановлением запретов и ограничений на вывоз товаров из Российской Федерации.
18.05.2023 должностное лицо Таможни составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ, по факту несоблюдения Обществом установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров за пределы Российской Федерации.
02.06.2023 должностное лицо Таможни, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление N 10103000-397/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Из материалов дела об АПN 10103000-398/2023 следует, что 11.10.2022 ООО "Медикал-Сервис" в рамках исполнения договора купли-продажи от 20.09.2022 N 469-2022, заключенного с ТОО "Медикал-Сервис Казахстан" (Республика Казахстан), в соответствии со счетом-фактурой от 03.10.2022 N 442, товарной накладной от 03.10.2022 N 300, международной товарно-транспортной накладной (далее - CMR) от 03.10.2022 осуществлен вывоз в Республику Казахстан товара - портативный рентгеновский аппарат, исполнение mеХ +100, классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 9022 14 000 0. Также в рамках исполнения договора купли-продажи от 30.09.2022 N 497-2022, заключенного ООО "Медикал-Сервис" с ТОО "Медикал-Сервис Казахстан" (Республика Казахстан), в соответствии со счетом-фактурой от 03.10.2022 N 443, товарной накладной от 03.10.2022 N 301, CMR от 03.10.2022 осуществлен вывоз в Республику Казахстан товара - система рентгеновская диагностическая цифровая Dixon Diamond с принадлежностями - 52 кВт, классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 9022 14 000 0.
Согласно товарным накладным от 03.10.2022 N N 300, 301 товары отгружены со склада ООО "Медикал-Сервис" 3 октября 2022 г. и получены грузополучателем ТОО "Медикал-Сервис Казахстан" (Республика Казахстан) 11.11.2022.
В связи с осуществлением указанных поставок ООО "Медикал-Сервис", 10.11.2022 во Владимирскую таможню с применением электронной цифровой подписи поданы статистические формы учета перемещения товаров с регистрационными номерами 10103000/101122/С536731 (системный номер ED20221110185501925), 10103000/101122/С536737 (системный номер ED20221110185617051) за октябрь 2022 года, в которых заявлены сведения о вывезенных в отчетном месяце в Республику Казахстан в рамках исполнения договора купли-продажи от 20.09.2022 N 469-2022, заключенного с ТОО "Медикал-Сервис Казахстан" (Республика Казахстан), в соответствии со счетом-фактурой от 03.10.2022 N 442, товарной накладной от 03.10.2022 N 300 и в рамках исполнения договора купли-продажи от 30.09.2022 N 497-2022, заключенного с ТОО "Медикал-Сервис Казахстан" (Республика Казахстан), в соответствии со счетом-фактурой от 03.10.2022 N 443, товарной накладной от 03.10.2022 N 301, товарах, в том числе, товарах N 1 -"аппаратура, основанная на использовании рентгеновского, альфа-, бета- или гамма-излучения, предназначенная или не предназначенная для медицинского, хирургического, таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.
18.05.2023 должностное лицо Таможни составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ, по факту несоблюдения Обществом установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров за пределы Российской Федерации.
02.06.2023 должностное лицо Таможни, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынесло постановление N 10103000-398/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Полагая, что вынесенные административным органом постановления являются незаконными и подлежат отмене, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил частично, признал незаконным и отменил постановление Владимирской таможни от 02.06.2023 по делу об административном правонарушении N 10103000-398/2023, в удовлетворении остальной части требования отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию, вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, урегулированы Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 289-ФЗ таможенное регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, включая Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее - Кодекс Союза), и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе) и законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 2 Закона N 289-ФЗ, в случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения таких запретов и ограничений, могут определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими эти запреты и ограничения (часть 5 статьи 2 Закона N 289-ФЗ).
Частью 6 статьи 2 Закона N 289-ФЗ установлено, что при введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах Союза, применяются методы и средства обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации могут быть определены методы и средства обеспечения соблюдения указанных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, введенных Российской Федерацией в одностороннем порядке, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением установленных мер.
В целях обеспечения безопасности Российской Федерации и бесперебойного функционирования промышленности Президентом Российской Федерации издан Указ от 08.03.2022 N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности", согласно подпункту "б" пункта 1 которого (в редакции на дату совершения административного правонарушения) до 31 декабря 2023 г. включительно необходимо обеспечить специальную экономическую меру в виде ограничения на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации.
Во исполнение подпункта "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.03.2022 N 100 Правительством Российской Федерации принято Постановление N 312, которым до 31 декабря 2023 г. включительно установлен разрешительный порядок вывоза за пределы территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза отдельных видов товаров медицинского назначения по перечню согласно приложению N 6 (пункт 1).
В перечень отдельных видов товаров медицинского назначения, в отношении которых на временной основе вводится разрешительный порядок вывоза (приложение N 6 к Постановлению N 312) включена аппаратура, основанная на использовании рентгеновского, альфа-, бета-, гамма- или другого ионизирующего излучения, предназначенная или не предназначенная для медицинского, хирургического, стоматологического или ветеринарного использования, включая аппаратуру рентгенографическую или радиотерапевтическую, рентгеновские трубки и прочие генераторы рентгеновского излучения, генераторы высокого напряжения, щиты и пульты управления, экраны, столы, кресла и аналогичные изделия для обследования или лечения (код ТН ВЭД ЕАЭС 9022, за исключением 9022 90 000 0).
Согласно пункту 3 Постановления N 312 разрешительный порядок вывоза товаров, включенных в приложение N 6 к настоящему постановлению, реализуется посредством выдачи Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения разрешений на вывоз.
На момент осуществления спорных поставок действовал Порядок выдачи разрешений на вывоз за пределы территории Российской Федерации отдельных видов товаров медицинского назначения по перечню согласно приложению N 6 к постановлению Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации", утвержденный Приказом Росздравнадзора от 22.03.2022 N2075.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что Общество вывоз в Республику Казахстан медицинского оборудования, классифицируемого в подсубпозиции 9022 14 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, без получения разрешения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на его вывоз.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени организации при осуществлении возложенных на них функций.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Следовательно, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
В апелляционной жалобе Владимирская таможня ставит вопрос о необоснованном применении судом части 4 статьи 4.4 КоАП РФ. Исследовав соответствующие доводы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Так, суд первой инстанции, применив положение части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, признал постановление от 02.06.2023 по делу об административном правонарушении N 10103000-398/2023 незаконным и отменил его.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ статья 4.4 КоАП Российской Федерации дополнена частью 5, которой предусмотрено, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Как следует из пояснительной записки к проекту данного федерального закона, он был разработан в целях совершенствования назначения административного наказания юридическим лицам за совершение административного правонарушения юридическим лицам, в том числе в виде административного штрафа. Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ каждое повторяющееся действие (бездействие), образующее состав административного правонарушения, влечет отдельное назначение административного наказания за каждое из них. При этом в рамках конкретного контрольного (надзорного) мероприятия может быть выявлено совершение одним лицом нескольких тождественных деяний, которые образуют самостоятельные составы правонарушений и в отношении которых органы государственного контроля (надзора), органы муниципального надзора зачастую возбуждают отдельные административные дела. Вместе с тем в указанных случаях не всегда учитывается характер события административного правонарушения и степень его общественной опасности, исходя из масштаба (количества отдельных противоправных действий) и длительности повторяющихся однородных нарушений, что приводит к суммированию административных наказаний, в том числе в особенности в виде административного штрафа, поскольку административный штраф является доминирующим видом наказания.
Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2024 N 14-П, данная законодательная новелла была призвана урегулировать ситуацию, когда при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия обнаруживаются однотипные нарушения, каждое из которых формально образует самостоятельный состав одного и того же административного правонарушения и за которые назначаются аналогичные наказания. При этом в силу общего правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений (действовало без исключений до момента принятия указанного Федерального закона) такое наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (часть 1 статьи 4.4 КоАП Российской Федерации). Тем самым федеральный законодатель стремился преодолеть негативную правоприменительную практику, ведущую к излишнему увеличению административной (штрафной) нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, связанной с привлечением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, и, в конечном счете, улучшить положение лиц, относящихся к данной категории.
В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2024 N 305-ЭС23-17695 разъяснено, что в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) таможенный контроль является одним из видов государственного контроля (надзора). Несмотря на то, что таможенный контроль осуществляется не в порядке, предусмотренном указанным Законом, это обстоятельство не является основанием для неприменения положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, выявленных в ходе осуществления таможенного контроля, поскольку она не содержит отсылки ни к Закону N 248-ФЗ, ни к Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроляN (далее - Закон N 294-ФЗ).
При этом обязанность составления единого акта проверки по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия предусмотрена положениями Закона N 294-ФЗ и Закона N 248-ФЗ, а не проводимого таможенным органом контрольного мероприятия в ходе государственного контроля (Определение Верховного Суда РФ от 22.02.2024 N 301-ЭС23-25028).
Как следует из материалов дела, ООО "Медикал-Сервис" 09.12.2022 во Владимирскую таможню с применением электронной цифровой подписи подана статистическая форма учета перемещения товаров с регистрационным номером 10103000/091222/С701340 (системный номер ED20221209162238928) за ноябрь 2022 года; 10.11.2022 - статистические формы учета перемещения товаров с регистрационными номерами 10103000/101122/С536731 (системный номер ED20221110185501925), 10103000/101122/С536737 (системный номер ED20221110185617051) за октябрь 2022 года.
Владимирская таможня направила в адрес Общества запросы от 14.02.2023 и от 15.02.2023 о предоставлении информации. Разрешительные документы в ответ на указанные запросы Обществом не представлены.
Докладными записками от 01.03.2023 N 17-15/0261, от 01.03.2023 N 17-15/0260 главный государственный таможенный инспектор отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры Владимирской таможни сообщил начальнику указанного отдела, что в результате проверочных мероприятий в отношении товаров, указанных в статистических формах учета перемещения товаров с регистрационными номерами 10103000/091222/С701340 (системный номер ED20221209162238928), 10103000/101122/С536731 (системный номер ED20221110185501925), 10103000/101122/С536737 (системный номер ED20221110185617051) в деянии ООО "Медикал-Сервис" выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
20.03.2023 Таможня возбудила в отношении Общества дела об административных правонарушениях по статье 16.3 КоАП РФ.
Протоколы об административных правонарушениях и оспариваемые постановления в отношении заявителя также вынесены в один день - 18.05.2023 и 02.06.2023 соответственно.
Таким образом, как правильно установил суд первой инстанции, нарушение установленного разрешительного порядка вывоза товара за пределы РФ выявлено Владимирской таможней единовременно, по результатам одной проверки.
Следовательно, поскольку на момент рассмотрения дел об административных правонарушения Владимирской таможней и вынесения постановлений от 02.06.2023 статья 4.4 КоАП РФ действовала в редакции Закона N 70-ФЗ, то административное наказание подлежало назначению судом с учетом положений части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Учитывая, что оспариваемые постановления от 02.06.2023 N 10103000-397/2023, от 02.06.2023 N 10103000-398/2023 приняты в один день, суд первой инстанции признал законным только то постановление, которое принято первым, то есть в данном случае, исходя из нумерации, N 10103000-397/2023. Соответственно постановление от 02.06.2023 N 10103000-398/2023 справедливо признано незаконным и отменено.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.10.2023 по делу N А82-11001/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Владимировской таможни - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.10.2023 по делу N А82-11001/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Владимирской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ярославской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-11001/2023
Истец: ООО "МЕДИКАЛ-СЕРВИС"
Ответчик: ВЛАДИМИРСКАЯ ТАМОЖНЯ