г. Саратов |
|
15 января 2020 г. |
Дело N А12-25597/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 13.01.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен - 15.01.2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Волгограда в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 октября 2019 года по делу N А12-25597/2019 (судья Калашникова О.И.)
по исковому заявлению Товарищества собственников жилья "Горбачевский" (ИНН 3445054849, ОГРН 1023403851195, 400074, г. Волгоград, ул. им. Огарева, 1)
к Администрации Волгограда в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" (ИНН: 3444059139, ОГРН: 1023403433822, 400066, г. Волгоград, ул. им. Володарского, д. 5)
о признании недействительным предписания.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Горбачевский" (далее - заявитель, ТСЖ "Горбачевский", ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления "Жилищная инспекция Волгограда" (далее - Жилищная инспекция Волгограда, Управление) от 26.06.2019 N 2211-р.
Учитывая, что Управление "Жилищная инспекция Волгограда" не является самостоятельным юридическим лицом, в качестве надлежащего ответчика суд определил администрацию Волгограда в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" (далее - заинтересованное лицо, Управление).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 октября 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Предписание Управления "Жилищная инспекция Волгограда" от 26.06.2019 N 2211-р, выданное Товариществу собственников жилья "Горбачевский" признано недействительным, как не соответствующее положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Администрация Волгограда в лице Управления "Жилищная инспекция Волгограда" не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель и заинтересованное лицо, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 13.12.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, на основании обращения гражданина, проживающего в многоквартирном доме (далее - МКД) N 1 по ул. Огарева г. Волгограда, содержащего вопросы правомерности начисления платы за отопление, коммунальные ресурсы по горячему и холодному водоснабжению пошедшие на содержание общего имущества Управлением проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки выявлены нарушения в деятельности Товарищества, а именно: в нарушение п. 29 Правил N 491 за ноябрь и декабрь 2017 производилось начисление платы за коммунальный ресурс холодного и горячего водоснабжения исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (в то время, как размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД должен определяться исходя из нормативов потребления).
По итогам проверки в отношении ТСЖ "Горбачевский" выдано предписание N 2533-р от 10.08.2018, в котором предписано Товариществу произвести перерасчет платы и в дальнейшем производить начисления в соответствии с п. 29 Правил N 491 (т. 1 л.д.87).
Распоряжением N 4927-р от 26.11.2018 Управлением инициирована проверка исполнения требований ранее выданного предписания N 2533-р от 10.08.2018 (т. 1 л.д. 120).
Однако, в ходе проверки установлен факт неисполнения предписания N 2533-р от 10.08.2018, что следует из акта проверки N 4927-р от 28.12.2018 (т. 1 л.д. 123).
28.12.2018, Управлением Товариществу собственников жилья "Горбачевский" выдано новое предписание N 4927-р (т. 1 л.д. 125), которым предписано Товариществу во исполнение п. 29 Правил N 491 произвести перерасчет платы и в дальнейшем производить начисления в соответствии с п. 29 Правил N 491.
Распоряжением N 730-р от 20.02.2019, Управлением инициирована проверка исполнения требований ранее выданного предписания N 4927-р от 28.12.2018 (т. 1 л.д. 146).
Однако, в ходе проверки установлен факт неисполнения предписания N 4927-р от 28.12.2018, что следует из акта проверки N 730-р от 27.03.2019 (т. 1 л.д. 149-151).
27.03.2019, Управлением Товариществу собственников жилья "Горбачевский" выдано новое предписание N 730-р (т. 2 л.д. 1), которым предписано Товариществу во исполнение п. 29 Правил N 491 произвести перерасчет платы и в дальнейшем производить начисления в соответствии с п. 29 Правил N 491.
Распоряжением N 2211-р от 20.05.2019, Управлением инициирована проверка исполнения требований ранее выданного предписания N 730-р от 27.03.2019 (т. 2 л.д. 49).
Однако, в ходе проверки установлен факт неисполнения предписания N 730-р от 27.03.2019, что следует из акта проверки N 2211-р от 26.06.2019 (т. 2 л.д. 52-53).
По результатам проверки ТСЖ "Горбачевский" выдано предписание N 2211-р о прекращении нарушений обязательных требований, в соответствии с которым ТСЖ "Горбачевский" предписано производить начисление платы за коммунальный ресурс холодного и горячего водоснабжения, потребляемые при содержании общего имущества жителями МКД N 1 в соответствии с Жилищным кодексом РФ и п. 29 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) - т. 1 л.д. 15.
Не согласившись с выданным предписанием, ТСЖ "Горбачевский" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда не соответствует требованиям действующего законодательства - положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам о предоставлении коммунальных услуг, и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Изучив доводы апелляционной жалобы и исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из оспариваемого предписания N 2211-р от 26 июня 2019 года Товариществу собственников жилья "Горбачевский" предписано производить начисление платы за коммунальный ресурс холодного и горячего водоснабжения, потребляемые при содержании общего имущества жителями МКД N 1 в соответствии с Жилищным кодексом РФ и п. 29 Правил N 491.
При этом, в ходе проверки, административным органом установлено, что начисление платы жителям МКД N 1 за коммунальные ресурсы холодное водоснабжение и горячее водоснабжение, потребляемые при содержании общего имущества ТСЖ "Горбачевский" за март, апрель, май 2019 производило не в соответствии с установленными требованиями Жилищного кодекса РФ и п. 29 Правил N 491, а именно: производилось начисление платы за коммунальный ресурс холодного и горячего водоснабжения исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (в то время, как размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД должен определяться исходя из нормативов потребления).
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за коммунальные услуги; взнос на капитальный ремонт; плату за содержание жилого помещения.
Состав расходов, входящих в расчет платы за коммунальные услуги и платы за содержание жилого помещения, был изменен Законом N 176-ФЗ, которым расходы на оплату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, были исключены из состава платы за коммунальные услуги и отнесены к плате за содержание жилого помещения (часть 2 статьи 154, части 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ в редакции Закона N 176-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 29 Правил N 491 установлено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на оплату холодной воды, горячей воды, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно п. 40 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, жильцы многоквартирного дома по адресу: г. Волгоград, ул. Огарева, д. 1, избрали способ непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, учитывая то, что в многоквартирном доме по адресу: г. Волгоград, ул. Огарева, д. 1 выбран способ управления товариществом собственников жилья, собственниками указанного многоквартирного дома может быть принято решение в соответствии с п.п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ об определении размера расходов в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органом государственной власти субъектов РФ.
Пунктом 32 Правил N 491, предусмотрено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.
В ходе проведения проверки по вопросу исполнения ранее выданного предписания от 27.03.2019 N 730-р в части дальнейшего начисления платы за коммунальный ресурс холодного и горячего водоснабжения установлено, что начисление платы жителям рассматриваемого многоквартирного дома за март, апрель, май 2019 года производилось не в соответствии с установленными требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 29 Правил 491.
Обращаясь с требованием о признании недействительным оспариваемого предписания, Товарищество ссылается на решение общего собрания собственников, проведенного в период с 16.08.2018 по 16.10.2018.
Однако, из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 1 по ул. Огарева от 25.10.2019, следует, что на собрании было принято решение о распределении объема коммунальной услуги электроснабжения, отопления, горячего и холодного водоснабжения в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (т. 1. л.д. 16-18).
Однако, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 1 по ул. Огарева от 25.10.2019 не влияет на порядок расчета платы за коммунальный ресурс на содержание общего имущества, установленный нормами жилищного законодательства, регулирующими порядок начисления платы за жилищные услуги, т.к. названное решение собственников реализует право, предусмотренное п. 44 Правил N 354. Вместе с тем, в указанном МКД коммунальные услуги на общедомовые нужды не предоставляются, т.к. в указанном МКД выбран способ управления в виде ТСЖ.
При этом, доказательств, свидетельствующих о том, что на общем собрании принято решение об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в материалы дела, не представлено.
Таким образом, в отсутствие решения собственников, принятого в порядке ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, у Товарищества не было правовых оснований для начисления платы исходя из показаний ОДПУ, плата за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в МКД должна была начисляться исходя из норматива потребления.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение общего собрания от 25.10.2018 года, на которое ссылаются заявитель и суд первой инстанции, принято без учета требований жилищного законодательства и пункта 29 Правил N 491, в связи с чем, у товарищества отсутствовали основания применять указанное решение собрания собственников при определении размера платы за содержание жилого помещения.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции считает оспариваемое предписание от 26.06.2019 N 2211-р законным, обоснованным и исполнимым. Оспоренное предписание соответствует указанным требованиям закона, не нарушает права и законные интересы Товарищества и не возлагает на заявителя незаконно какие-либо обязанности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на него незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное товариществом не доказано.
Признание недействительным спорного предписания, по существу, освобождает Товарищество от обязанности по устранению нарушений требований законодательства в жилищной сфере.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в полном объеме. Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 октября 2019 года по делу N А12-25597/2019 отменить.
Принять по делу N А12-25597/2019 новый судебный акт.
Отказать Товариществу собственников жилья "Горбачевский" в удовлетворении заявленных требований.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-25597/2019
Истец: ТСЖ "ГОРБАЧЕВСКИЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ "ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВОЛГОГРАДА" АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА