г. Чита |
|
16 января 2020 г. |
дело N А58-8939/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) с участием судьи Андреева В.А. при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Ивановой А.А. апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Якутскэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2019 года по делу N А58-8939/2019 по заявлению публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701; 677009, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Федора Попова, 14) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1031402052153, ИНН 1435137122; 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, Октябрьская улица, дом 22, офис 213) о признании незаконным и отмене постановления от 31 июля 2019 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211; 129515, город Москва, улица Академика Королева, дом 13 строение 1) и Ленское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1021401068996, ИНН 1435067147; 677000, Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Кирова, 13),
при участии в судебном заседании:
от ПАО "Якутскэнерго": Саввина И.Е. - представителя по доверенности N И00007129 от 16.12.2019,
от ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть": Рублева М.С. - представителя по доверенности N 106-17/117 от 02.04.2017,
иные лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили,
установил:
публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (далее - заявитель, ПАО "Якутскэнерго" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутское УФАС России, Управление, антимонопольный или административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 31 июля 2019 года о назначении административного наказания по делу N 014/04/9.21-1270/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2019 года заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
На основании части 5 статьи 227 АПК РФ определением арбитражного суда от 07 октября 2019 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное Государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "РТРС" или предприятие) и Ленское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ленское Управление Ростехнадзора)
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что Якутское УФАС России неверно применило статью КоАП РФ, а именно в своём заключении стоило руководствоваться статьей 9.22 КоАП РФ "Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии_"
Также общество отмечает, что оно уведомляло всех потребителей в общем порядке, путем размещения информации в местных газетах и на официальном сайте ПАО "Якутскэнерго" www.yakutskenergo.ru.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ФГУП "РТРС" в судебном заседании с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласился.
ФГУП "РТРС" в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу, поддержанным в судебном заседании представителем предприятия, выразило согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако антимонопольный орган и Ленское Управление Ростехнадзора явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей общества и предприятия, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16 апреля 2019 года в административный орган поступило обращение РПЦ Республики Саха (Якутия) - филиала ФГУП "РТРС" на действия ПАО "Якутскэнерго", нарушающие правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии путем превышения допустимого числа часов отключения электрической энергии на объектах заявителя за период с 01 января по 31 марта 2019 года. Согласно обращению обществом за три месяца 2019 года допущено превышение годового допустимого числа часов ограничения потребления электроэнергии на объектах третьего лица, расположенных в Верхневилюйском, Вилюйском, Кобяйском, Ленском, Намском, Нюрбинском, Сунтарском улусах Республики Саха (Якутия). В заявлении приведены сведения об общем количестве отключений электрической энергии по населенным пунктам с указанием периода отключения и количества часов превышения годового предела. При этом третьим лицом отмечено, что данные о превышении годового порога отключения указаны с учетом периода работы источников бесперебойного питания на объектах ФГУП "РТРС".
Уведомлением от 10 июля 2019 года N 03/3816 административный орган известил общество о составлении 19 июля 2019 года в 11 часов 00 минут протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ по факту превышения установленного периода отключения объектов РПЦ Республики Саха (Якутия) - филиала ФГУП "РТРС", не уведомления потребителя о предстоящих ограничениях подачи электрической энергии за 2019 год, изложенных в обращении филиала РПЦ Республики Саха (Якутия) - филиала ФГУП "РТРС".
Уведомление направлено по факсимильной связи и получено обществом 10 июля 2019 года за вх. N 18851.
В назначенный день, 19 июля 2019 года, главным государственным инспектором отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России Ефремовой А.В. в присутствии представителей общества Саввина И.Е., Ставцева И.В. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 014/04/9.21-1270/2019.
Протоколом об административно правонарушении зафиксировано, что между заявителем и ПАО "Якутскэнерго" заключены следующие договоры, по условиям которых ПАО "Якутскэнерго" обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлечённых третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии заявителю, а заявитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги:
договор 11 марта 2019 года N 11162 на энергоснабжение точек поставки электроэнергии на объекты, расположенные в Верхневилюйском улусе Республики Саха (Якутия);
договор от 06 марта 2019 года N 00188 на энергоснабжение точек поставки электроэнергии на объекты, расположенные в Вилюйском улусе Республики Саха (Якутия);
договор от 15 января 2019 года N 00784 на энергоснабжение точек поставки электроэнергии на объекты, расположенные в Ленском улусе Республики Саха (Якутия);
договор от 22 апреля 2019 года N 00476 на энергоснабжение точек поставки электроэнергии на объекты, расположенные в Намском улусе Республики Саха (Якутия);
договор от 15 января 2019 года N 00311 на энергоснабжение точек поставки электроэнергии на объекты, расположенные в Нюрбинском улусе Республики Саха (Якутия);
договор от 09 марта 2017 года N 00239 на энергоснабжение точек поставки электроэнергии на объекты, расположенные в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия);
согласно пункту 2.1 договора общество обязано продавать электрическую энергию, оказывать услуги по передаче электроэнергии, а также иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, в соответствии с установленными настоящим договором условиями;
согласно пункту 2.2 договора общество обязано поддерживать качество электрической энергии, поставляемой по договору, в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями до границы балансовой принадлежности (ГОСТ 32144-2013);
согласно пункту 2.3 договора общество обязано обеспечивать электроснабжение электроустановок заявителя с учетом их категорийности, исходя из фактической категории надежности внешнего энергоснабжения заявителя;
согласно пункту 12.1 договора ограничение режима потребления электрической энергии осуществляется в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 (далее - Правила ограничения режима потребления электрической энергии). При этом ПАО "Якутскэнерго" направляет потребителю уведомление о введении ограничения режима потребления (за исключением случаев введения ограничения режима потребления в целях предотвращения или ликвидации аварийных ситуаций), в том числе телефонограммой, факсом, почтовым сообщением с уведомлением о вручении, нарочным, посредством направления сообщения на адрес электронной почты заявителя (в некоторых договорах предусмотрено направление смс - уведомления с указанием номера телефона);
за период с 01 по 31 марта 2019 года объекты потребителя, расположенные в с. Багадя Верхневилюйского улуса, были отключены от электроэнергии в течение 103 часов 51 минуты, что превышает допустимое количество часов на 31 час 51 минуту; с. Ботулу Верхневилюйского улуса - в течение 98 часов 51 минуты, что превышает допустимое количество часов на 26 часов 51 минуту; с. Далыр Верхневилюйского улуса - в течение 79 часов 23 минуты, что превышает допустимое количество часов на 07 часов 23 минуты; с. Кырыкый Верхневилюйского улуса - в течение 123 часов 25 минут, что превышает допустимое количество часов на 51 час 25 минут; с. Липпе-Атах Верхневилюйского улуса - в течение 95 часов 44 минут, что превышает допустимое количество часов на 23 часа 44 минуты; с. Харбала Верхневилюйского улуса - в течение 97 часов 13 минут, что превышает допустимое количество часов на 25 часов 13 минут; с. Хомустах Верхневилюйского улуса - в течение 91 часа 28 минут, что превышает допустимое количество часов на 19 часов 28 минут. Согласно приложению N 2 к договору N 11162 объекты, расположенные в вышеуказанных населенных пунктах присоединены к ПС "Сунтар"/Л- 104/ПС "Онхой";
за период с 01 по 31 марта 2019 года объекты потребителя, расположенные в с. Балагаччы Вилюйского улуса были отключены в течение 87 часов 51 минуты, что превышает допустимое количество часов на 15 часов 51 минуту; с. Кирово Вилюйского улуса - в течение 111 часов 20 минут, что превышает допустимое количество часов на 39 часов 20 минут; с. Кюбяинде Вилюйского улуса - в течение 155 часов 53 минуты, что превышает допустимое количество часов на 83 часа 53 минуты; с. Кюлекянь Вилюйского улуса - в течение 133 часов 02 минуты, что превышает допустимое количество часов на 61 час 02 минуты; с. Сатагай Вилюйского улуса - в течение 191 часа 03 минут, что превышает допустимое количество часов на 119 часов 03 минуты; с. Тербяс Вилюйского улуса - в течение 94 часов 09 минут, что превышает допустимое количество часов на 22 часа 09 минут; с. Усун Вилюйского улуса - в течение 131 часа 49 минут, что превышает допустимое количество часов на 59 часов 49 минут; с. Мастах Кобяйского улуса - в течение 85 часов 40 минут, что превышает допустимое количество часов на 13 часов 40 минут, с. Сайылык Кобяйского улуса - в течение 74 часов 45 минут, что превышает допустимое количество часов на 2 часа 45 минут. Согласно приложению N 2 к договору N 00188 объекты, расположенные в вышеуказанных населенных пунктах присоединены к ПС "Сунтар"/Л- 104/ПС "Вилюйск";
за период с 01 по 31 марта 2019 года объекты потребителя, расположенные в с. Бысыттах Нюрбинского улуса, были отключены в течение 96 часов 54 минут, что превышает допустимое количество часов на 24 часа 54 минуты; с. Едей Нюрбинского улуса - в течение 85 часов 24 минут, что превышает допустимое количество часов на 13 часов 24 минуты; с. Малыкай Нюрбинского улуса - в течение 96 часов 25 минуты, что превышает допустимое количество часов на 24 часа 25 минут; с. Мар Нюрбинского улуса - в течение 100 часов 30 минут, что превышает допустимое количество часов на 28 часов 30 минут; с. Сайылык Нюрбинского улуса - в течение 92 часов 39 минут, что превышает допустимое количество часов на 20 часов 39 минут; с. Хаты Нюрбинского улуса - в течение 86 часов 53 минуты, что превышает допустимое количество часов на 14 часов 53 минуты; с. Чаппанда Нюрбинского улуса - в течение 91 часа 49 минут, что превышает допустимое количество часов на 19 часов 49 минут; с. Чукар Нюрбинского улуса - в течение 109 часов 44 минут, что превышает допустимое количество часов на 37 часов 44 минуты; с. Энгольжа Нюрбинского улуса - в течение 95 часов, что превышает допустимое количество часов на 23 часа. Согласно приложению N 2 к договору N 00311 объекты, расположенные в вышеуказанных населенных пунктах присоединены к ПС "Сунтар"/Л- 104/ПС "Нюрба";
за период с 01 по 31 марта 2019 года объекты потребителя, расположенные в с. Кюндяе Сунтарского улуса, были отключены в течение 113 часов 21 минуты, что превышает допустимое количество часов на 41 час 21 минуту; с. Толон Сунтарского улуса - в течение 93 часов 19 минут, что превышает допустимое количество часов на 21 час 19 минут; с. Хоро Сунтарского улуса - в течение 99 часов 39 минут, что превышает допустимое количество часов на 27 часов 39 минут; с. Шея Сунтарского улуса - в течение 96 часов, что превышает допустимое количество часов на 24 часа; с. Эльгяй Сунтарского улуса - в течение 95 часов, что превышает допустимое количество часов на 23 часа. Согласно приложению N 2 к договору N 00239 объекты, расположенные в вышеуказанных населенных пунктах присоединены к ПС "Сунтар"/Л- 104/ПС "Эльгяй";
за период с 01 по 31 марта 2019 года объекты потребителя, расположенные в с. Ергелях Намского улуса, были отключены в течение 124 часов 06 минут, что превышает допустимое количество часов на 52 часа 06 минут, с. Хонгор-Бие Намского улуса - в течение 81 часа 44 минут, что превышает допустимое количество часов на 9 часов 44 минуты. Согласно приложению N 2 к договору N 00476 объекты, расположенные в вышеуказанных населенных пунктах присоединены к ПС "Радиоцентр"/Л-37 в Намцы/ПС "Намцы"/ф.Тастах;
за период с 01 по 31 марта 2019 г. на объекте потребителя, расположенном в Ленском районе Республики Саха (Якутия), зафиксировано отключение электроэнергии продолжительностью 113 часов 54 минуты, что превышает допустимое количество часов на 41 час 54 минуты. Согласно приложению N 2 договора N 00784 объект потребителя "блок-контейнер с цифровым оборудованием" расположен в с. Беченча Ленского района Республики Саха (Якутия). Из представленных сводок о нарушениях в работе сети телевизионного и радиовещания за период с 01 по 31 марта 2019 года общее количество часов отключения объекта N 1 составило 113 часов 54 минут, в том числе: 19.01.2019 - 07 часов 55 минут, 20.01.2019 - 07 часов 48 минут, 22.01.2019 - 07 часов 47 минут, 23.01.2019 - 09 часов 02 минуты, 25.01.2019 - 07 часов 21 минута, 27.01.2019 - 08 часов 46 минут, 29.01.2019 - 07 часов 34 минуты, 07.02.2019 - 07 часов 15 минут, 08.02.2019 - 04 часа 21 минута, 16.02.2019 - 09 часов 04 минуты, 17.02.2019 - 03 часа 55 минут, 21.02.2019 - 08 часов 44 минуты, 01.03.2019 - 03 часа 18 минут, 02.03.2019 - 09 часов 10 минут, 07.03.2019 - 04 часа 54 минуты, 15.03.2019 - 03 часа 12 минут, 16.03.2019 - 03 часа 48 минут;
за весь период 2019 года уведомлений о введении ограничения режима потребления сетевой организацией в адрес предприятия (потребителя) направлено не было;
договорами N 11162, N 00188, N 00784, N 00476, N 00311 и N 00239 установлен порядок информирования заявителя о предстоящих ограничениях режима потребления электроэнергии;
ПАО "Якутскэнерго", являясь субъектом естественных монополий, фактически не исполнив обязанности по уведомлению заявителя о предстающих ограничениях режима потребления электроэнергии за период с 01 по 31 марта 2019 года, допустило нарушение пунктов 3, 15, 31(6) Правил недискриминационного доступа, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При составлении протокола уполномоченному представителю общества разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, и им представлены объяснения по факту нарушения.
Копия протокола вручена представителю общества под роспись.
19 июля 2019 года определением административный орган известил общество о дате, времени и месте рассмотрения административного материала (рассмотрение назначено на 31 июля 2019 года в 10 часов 00 минут). Определение направлено по факсимильной связи и получено обществом 22 июля 2019 года за вх. N 20138.
17 июля 2019 года общество направило в Якутское УФАС России дополнительные пояснения.
31 июля 2019 года руководителем Якутского УФАС России Игнатьевым Ю.А. вынесено постановление о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 100 000 рублей.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии представителей общества Саввина И.Е., Ставцева И.В. Постановление получено обществом 01 августа 2019 года (вх.N 21211).
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно статье 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 9.21 Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 9.21 КоАП РФ, вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
Согласно Приказу ФАС России от 19 ноября 2004 г. N 180 "О перечне должностных лиц территориальных органов ФАС России, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении" главный государственный инспектор вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 19 июля 2019 г. по делу N 014/04/9.21-1270/2019 составлен, постановление о назначении административного наказания от 31 июля 2019 года по делу N 014/04/9.21-1270/2019 вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленных полномочий.
Оспариваемым постановлением общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения. Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям. Объективная сторона состоит, в том числе в несоблюдении виновным лицом правил недискриминационного доступа.
Согласно оспариваемому постановлению ПАО "Якутскэнерго", являясь субъектом естественных монополий, фактически не исполнив обязанности по уведомлению предприятия о предстоящих ограничениях режима потребления электроэнергии за период с 01 по 31 марта 2019 года, допустило нарушение пунктов 3, 15 Правил недискриминационного доступа, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ. В связи с представлением Ленским управлением Ростехнадзора согласованных линейных графиков отключений ПС 220/110/35/10(6) кВ и ВЛ 220-0,4 кВ на 2019 год по Западным электрическим сетям, линейных графиков капитальных ремонтов ВЛ 10-0,4 кВ на 2019 год по Центральным электросетям, предусматривающих проведение ремонтных работ на объектах электрохозяйства ПАО "Якутскэнерго" с превышением установленных Правилами сроков, нарушение превышения допустимого числа часов отключений в год обществу не вменялось.
Следовательно, вмененное в вину общества событие административного правонарушения выразилось в неисполнении обязанности по уведомлению предприятия о предстоящих ограничениях режима потребления электроэнергии.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В силу пункта 1 статьи 38 названного Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество.
Согласно пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, сетевые организации в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), настоящие правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг.
Недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.
Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса (пункт 3 Правил недискриминационного доступа).
Пунктом 15 Правил недискриминационного доступа установлено, что при исполнении договора сетевая организация обязана:
а) обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони;
б) осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);
г) в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.
Аналогичные требования в части информирования потребителя услуг о плановых ограничениях режима потребления электрической энергии содержатся в Единых стандартах качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 186 (далее - Единые стандарты), в соответствии с которыми Единые стандарты устанавливают требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии, в том числе обслуживаемых гарантирующим поставщиком.
Согласно пункту 3 Единых стандартов в целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей, в том числе информирует потребителей об аварийных ситуациях в распределительных электрических сетях сетевой организации, ремонтных и профилактических работах, плановых ограничениях режима потребления электрической энергии, влияющих на исполнение обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (подпункт "г").
Таким образом, вышеуказанными нормативными актами установлена обязанность заявителя соблюдать Единые стандарты и Правила недискриминационного доступа, устанавливающие, в том числе правила оказания услуг по передаче электрической энергии и предусматривающие обязанность сетевой организация при обслуживании потребителей, в том числе предприятия, осуществлять информирование последнего об аварийных ситуациях в распределительных электрических сетях сетевой организации, ремонтных и профилактических работах, плановых ограничениях режима потребления электрической энергии, влияющих на исполнение обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии.
Более того, как верно отмечает суд первой инстанции и установлено административным органом, заключенными договорами на электроснабжение предусмотрена обязанность общества по уведомлению о введении ограничения режима потребления (за исключением случаев введения ограничения режима потребления в целях предотвращения или ликвидации аварийных ситуаций), в том числе телефонограммой, факсом, почтовым сообщением с уведомлением о вручении, нарочным, посредством направления сообщения на адрес электронной почты заявителя (в некоторых договорах предусмотрено направление смс-уведомления с указанием номера телефона).
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Административным органом установлено и обществом по существу не оспаривается, что в период с 01 января по 31 марта 2019 г. обществом на объектах предприятия (третьего лица), расположенных в с. Бысыттах, с. Едей, с. Малыкай, с. Мар, с. Сайылык, с. Хаты, с. Чаппанда, с. Чукар, с. Энгольжа Нюрбинского улуса, с. Багадя, с. Балагаччы, с. Кюбяинде, с. Сатагай, с. Тербяс, с. Усун Вилюйского улуса, с.Мастах, с. Сайылык Кобяйского улуса, с. Кюндяе, с.Толон, с. Хоро, с. Шея Сунтарского улуса, с. Ергелях, с. Хонгор-Бие Намского улуса, с. Беченча Ленского района, вводились ограничения режима потребления электрической энергии без уведомления потребителя (предприятия, третьего лица), чем нарушены требования, установленные пунктом 3, подпунктом "а", "г" пункта 15 Правил недискриминационного доступа.
Обществом доказательства надлежащего уведомления (информирования) потребителя о предстоящих ограничениях в указанные даты и периоды не представлены ни административному органу, ни в суд.
Довод общества о том, что оно уведомляло всех потребителей в общем порядке, путем размещения информации в местных газетах и на официальном сайте ПАО "Якутскэнерго" www.yakutskenergo.ru судом апелляционной инстанции не принимается поскольку, как отмечено выше заключенными договорами на электроснабжение предусмотрена обязанность общества по уведомлению о введении ограничения режима потребления (за исключением случаев введения ограничения режима потребления в целях предотвращения или ликвидации аварийных ситуаций), в том числе телефонограммой, факсом, почтовым сообщением с уведомлением о вручении, нарочным, посредством направления сообщения на адрес электронной почты заявителя (в некоторых договорах предусмотрено направление смс-уведомления с указанием номера телефона).
Факт ненадлежащего исполнения возложенной на общество обязанности установлен административным органом, подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении, оспариваемым постановлением, материалами административного дела, и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также не принимает доводы общества о неправильной квалификации правонарушения по следующим основаниям.
Обществу вменяется нарушение пунктов 3, 15 Правил недискриминационного доступа, устанавливающих, в том числе правила оказания услуг по передаче электрической энергии, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 9.22 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение сетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения, предъявленных в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств, препятствующих введению такого ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в невыполнении сетевой организацией требований о введении ограничения или возобновления режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии.
Необходимым условием, подтверждающим наличие состава правонарушения, является установление факта невыполнения сетевой организацией требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии.
Следовательно, ответственность по указанной статье наступает за неисполнение обязанности осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии, требований о введении такого ограничения в отношении потребителя электрической энергии, к которому должно быть применено ограничение режима потребления в установленных Правилами случаях.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно оспариваемому постановлению ПАО "Якутскэнерго", являясь субъектом естественной монополии, обязано не нарушать правила (порядка обеспечения) недискриминационного доступа к электрическим сетям. Обстоятельств, объективно препятствующих ПАО "Якутскэнерго" соблюсти требования правил, не установлено.
Оценив указанное суд апелляционной инстанции считает, что указанные обстоятельства в полной мере свидетельствуют о наличии в действиях ПАО "Якутскэнерго" события правонарушения охватываемого диспозицией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).
Как следует из материалов дела, предприятие в силу своего правового статуса не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных им правил и норм, в то время как, согласно материалам дела у него имелась такая возможность.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Размер санкции определен предприятию в минимальном размере с учетом требований части 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Доводы общества, о квалификации совершенных им противоправных действий по статье 2.9 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не принимает по следующим основаниям.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п. 18).
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (п. 18.1).
Из указанного следует, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а сама квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает, что названная норма направлена на охрану правоотношений в сфере защиты прав потребителя, права потребителей на получение полной и достоверной информации о приобретаемой им продукции и безопасности данной продукции при потреблении.
Из указанного следует, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а сама квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Суд апелляционной инстанции не установил, что правонарушение совершено обществом в исключительных обстоятельствах и при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области общественных отношений, возникающих в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения, и в частности в сфере технологического присоединения к электрическим сетям.
Согласно статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
На основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Приведенные заявителем жалобы доводы не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих суду применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, поскольку какие-либо доказательства изложенных доводов заявителем не представлено.
На основании изложенного, следует признать, что обществу с учетом характера совершенного правонарушения, назначено справедливое наказание.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что административным органом доказан состав и событие вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с чем оспариваемое постановление является законным и обоснованным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2019 года по делу N А58-8939/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-8939/2019
Истец: ПАО "Якутскэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: ЛЕНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ, ФГУП "РОССИЙСКАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ"