г. Пермь |
|
16 января 2020 г. |
Дело N А60-32987/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя ПАО "Т Плюс" (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890) - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица АО "Мега Эксперт Центр" - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 ноября 2019 года
по делу N А60-32987/2019,
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению ПАО "Т Плюс"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области,
третье лицо: АО "Мега Эксперт Центр",
о признании незаконными постановления, решений,
установил:
ПАО "Т Плюс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлениями о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о назначении административного наказания от 27.05.2019 N 676, о признании незаконными решений о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты - здания и сооружения Ново-Свердловской ТЭЦ, Свердловской ТЭЦ филиала "Свердловский" ПАО "Т Плюс" от 02.04.2019, от 03.04.2019.
С учетом предметов заявленных требований, суд первой инстанции выделил в отдельное производство требование о признании незаконным и отмене постановления Управления от 27.05.2019 N 676 о привлечении ПАО "Т Плюс" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, о чем вынесено определение от 05.11.2019. Делу присвоен номер NА60-63526/2019.
В рамках настоящего дела рассмотрено требование ПАО "Т Плюс" о признании незаконными решений Отдела надзорной деятельности и профилактической работы МО "город Екатеринбург" Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - ОНД и ПР МО "г. Екатеринбург" УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области) о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты - здания и сооружения Ново-Свердловской ТЭЦ, Свердловской ТЭЦ филиала "Свердловский" ПАО "Т Плюс" от 02.04.2019, от 03.04.2019.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.11.2019 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решения Управления о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты - здания и сооружения Ново-Свердловской ТЭЦ, Свердловской ТЭЦ филиала "Свердловский" ПАО "Т Плюс" от 02.04.2019, от 03.04.2019. Суд обязал Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы МО "город Екатеринбург" Управления надзорной деятельности и профилактической работы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Т Плюс" в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу. В порядке распределения судебных расходов с Управления в пользу общества взыскано 6 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы настаивает на том, что суд принял необоснованное решение, у суда отсутствовали основания для признания оспариваемых решений о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты - здания и сооружения Ново-Свердловской ТЭЦ, Свердловской ТЭЦ филиала "Свердловский" ПАО "Т Плюс" от 02.04.2019, от 03.04.2019 недействительными.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в заседание представителей не направили, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Судом рассмотрено в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено ходатайство заинтересованного лица о рассмотрении жалобы в отсутствии своего представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжений Главного государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору Ганина М.М. от 16.10.2018 N 1569 и 1567 сотрудниками ОНД и ПР МО "г. Екатеринбург" УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области проведены внеплановые выездные проверки противопожарного состояния помещений ПП Ново-Свердловская ТЭЦ ПАО "Т Плюс" по адресу: г. Екатеринбург, Ново-Свердловская ТЭЦ, промзона; ПП Свердловская ТЭЦ ПАО "Г Плюс" по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 21 соответственно, с целью проверки фактов нарушения обязательных требований пожарной безопасности, указанных в мотивированном представлении от 16.10.2018, а также в обращении гр. Лушина А.Б. от 17.09.2018.
Фактически проверка объектов была проведена:
- объект Ново-Свердловской ТЭЦ - 22.11.2019 в период с 15.00 до 17.00 (продолжительность 2 часа); 23.11.2019 с 11.00 до 13.00 (продолжительность 2 часа):
- объект Свердловской ТЭЦ - 29.11.2019 с 10.00 до 13.00 (продолжительность 3 часа), что в свою очередь отражено в актах проверки от 02.04.2019 N 1569, от 03.04.2019 N 1567 соответственно.
В ходе проверки установлено, что ПАО "Т Плюс" для прохождения добровольной независимой оценки пожарного риска в отношении принадлежащих ему производственных объектов заключило договор от 01.08.2018 N 7S00-FA048/02-014/0020-2018/189-07/ПЖ с АО "Мега Эксперт Центр", аккредитованным в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по проведению независимой оценки рисков в области обеспечения пожарной безопасности от 26.12.2014 N 660/В/0651.
АО "Мега Экперт Центр" провело независимую оценку пожарного риска, по результатам которой оформило заключения от 26.11.2018 N N ПА.2-79.11.18, ПА.2-80.11.18, а также отчеты по определению расчетной величины пожарного риска для объектов защиты: здания и сооружения на территории производственной площадки Свердловской ТЭЦ Филиала "Свердловский" ПАО "Т Плюс" г. Екатеринбург и здания и сооружения на территории производственной площадки Ново-Свердловской ТЭЦ Филиала "Свердловский" ПАО "Т Плюс" г. Екатеринбург соответственно.
В указанных заключениях подтверждено соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности в Российской Федерации.
Данные заключения направлены в Главное управление МЧС России по Свердловской области, где внесены 04.12.2018 в реестр заключений с присвоением регистрационных номеров 582/96, 584/96 с присвоением статуса "действующее".
02.04.2019 должностным лицом ОНД и ПР МО "г. Екатеринбург" УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области было вынесено решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты производственная площадка Ново-Свердловской ТЭЦ ПАО "Т Плюс".
В ходе проверки объекта защиты и проверке исходных данных, применяемых в отчете по оценке пожарного риска на объект защиты ПАО "Т Плюс" производственная площадка Ново-Свердловская ТЭЦ, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, Ново-Свердловская ТЭЦ, промзона, установлено следующее: отсутствуют исходные данные, принятые для моделирования сценариев развития пожара на объекте Филиала "Свердловский" ПАО "Т Плюс" производственная площадка Ново-Свердловская ТЭЦ.
03.04.2019 должностным лицом ОНД и ПР МО "г. Екатеринбург" УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области вынесено решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты производственная площадка Свердловская ТЭЦ ПАО "Т Плюс".
В ходе проверки объекта защиты и проверке исходных данных, применяемых в отчете по оценке пожарного риска на объект защиты ПАО "Т Плюс" производственная площадка Свердловская ТЭЦ, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Космонавтов, 21, установлено следующее: отсутствуют исходные данные, принятые для моделирования сценариев развития пожара на объекте Филиала "Свердловский" ПАО "Т Плюс" производственная площадка Свердловская ТЭЦ.
Не согласившись с указанными решениями, ПАО "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Признав заявленные требования обоснованными, суд первой инстанции их удовлетворил.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции и считает, что решение подлежит отмене в связи со следующим.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Законом о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Закона о пожарной безопасности под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям установлены Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Законом N 123-ФЗ).
В силу части 2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно статьям 1, 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно статье 69 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" положения названного Закона обязательны при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормативно-правовым основанием для проведения независимой оценки пожарных рисков и расчетов пожарного риска являются Закон N 123-ФЗ, Правила проведения расчетов и постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 N 304 "Об утверждении правил оценки соответствия объектов защиты установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска".
Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации). Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 6, часть 7 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
В соответствии с пунктом 2 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, исполнение государственной функции осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальными органами и территориальными, объектовыми, специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы (далее - территориальные органы).
Согласно пункту 8 Административного регламента должностные лица органов государственного пожарного надзора, при исполнении государственной функции, имеют право, в том числе проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; привлекать к проведению мероприятий по контролю экспертов, экспертные организации.
Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) - одна из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, проводимая не заинтересованным в результатах такой оценки экспертом в области оценки пожарного риска (часть 1 статьи 144 Технического регламента о пожарной безопасности, статья 1 Закона о пожарной безопасности).
Независимая оценка проводится в соответствии с договором с экспертной организацией, занимающейся оценкой таких рисков (пункт 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304, далее - Правила).
Результат оценки оформляется в виде заключения (на бумажном носителе или в виде электронного документа). Экспертные организации самостоятельно направляют его копию в подразделение МЧС России (пункты 5, 8 Правил).
Согласно подпункту 5 пункта 42 Административного регламента планирование проверок осуществляется с учетом сведений о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах защиты, выполненной аккредитованной организацией с соблюдением правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 304 (далее - Правила оценки), с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (далее - НОР).
В силу пункта 48 Административного регламента в случае поступления заключения НОР до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, проверяется соответствие указанного заключения требованиям Правил оценки. При выявлении несоответствия заключения НОР установленным Правилам оценки заключение НОР направляется на доработку с указанием конкретных недостатков. При повторном поступлении заключения НОР проверяется только устранение ранее указанных недостатков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 N 304 утверждены Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - Правила оценки), которые устанавливают порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска" утверждены Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска (далее - Правила проведения расчетов).
Согласно подпункту "г" пункта 3 Правил проведения расчетов и подпунктов "г" и "д" пункта 3 Приказа N 404 определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития и наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
Пунктом 5 Правил проведения расчетов установлено, что определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Для определения частоты реализации пожароопасных ситуаций на объекте используется информация: о гидрометеорологической обстановке в районе размещения объекта; о географических особенностях местности в районе размещения объекта (пункты "г", "д" подпункты "г", "д" пункта 13 Приказа N 404).
При построении полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития учитываются: тепловое излучение при факельном горении, пожарах проливов горючих веществ на поверхность и огненных шарах; избыточное давление и импульс волны давления при сгорании газопаровоздушной смеси в открытом пространстве; избыточное давление и импульс волны давления при разрыве сосуда (резервуара) в результате воздействия на него очага пожара; избыточное давление при сгорании газопаровоздушной смеси в помещении; концентрация токсичных компонентов продуктов горения в помещении; снижение концентрации кислорода в воздухе помещения; задымление атмосферы помещения; среднеобъемная температура в помещении; расширяющиеся продукты сгорания при реализации пожара-вспышки.
Оценка величин указанных факторов проводится на основе анализа физических явлений, протекающих при пожароопасных ситуациях, пожарах, взрывах. При этом рассматриваются следующие процессы, возникающие при реализации пожароопасных ситуаций и пожаров или являющиеся их последствиями (в зависимости от типа оборудования и обращающихся на объекте горючих веществ): истечение жидкости из отверстия; истечение газа из отверстия; двухфазное истечение из отверстия; растекание жидкости при разрушении оборудования; выброс газа при разрушении оборудования; формирование зон загазованности; сгорание газопаровоздушной смеси в открытом пространстве; разрушение сосуда с перегретой легковоспламеняющейся жидкостью, горючей жидкостью или сжиженным горючим газом; тепловое излучение от пожара пролива или огненного шара; реализация пожара-вспышки; испарение жидкости из пролива; образование газопаровоздушного облака (газы и пары тяжелее воздуха); сгорание газопаровоздушной смеси в технологическом оборудовании или помещении; пожар в помещении; факельное горение струи жидкости и/или газа; тепловое излучение горящего оборудования; вскипание и выброс горящей жидкости при пожаре в резервуаре. Также при необходимости рассматриваются иные процессы, которые могут иметь место при возникновении пожароопасных ситуаций и пожаров (пункт 16 Приказа N 404).
Пунктом 63 Административного регламента предусмотрено, что в случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты проверяется: соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования; соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 272.
В случае выявления в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, а равно несоблюдение требований пожарной безопасности, включенных в перечень мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом N 123-ФЗ.
При несоответствии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты лицом (лицами), проводящим (проводящими) проверку, выносится в письменном виде мотивированное решение с указанием причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Согласно пункту 75 Административного регламента в случае проведения расчета по оценке пожарного риска, подтверждающего выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в ходе внеплановой проверки указанный расчет подлежит проверке в соответствии с пунктом 63 настоящего Административного регламента.
При этом, как следует из пункта 76 Административного регламента, в случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, а равно несоблюдение требований пожарной безопасности, включенных в перечень мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, внеплановая проверка продолжается в объеме пункта 74 настоящего Административного регламента. При непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты лицом (лицами), проводящим (проводящими) проверку, выносится в письменном виде мотивированное решение с указанием причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 3 Приказа МЧС РФ от 30.06.2009 N 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности" (далее - приказ МЧС N 382) определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
В соответствии с пунктом 14 раздела III приказа МЧС N 382 для проведения анализа пожарной опасности осуществляется сбор данных о здании, который включает: объемно-планировочные решения; теплофизические характеристики ограждающих конструкций и размещенного оборудования; вид, количество и размещение горючих веществ и материалов; количество и места вероятного размещения людей; системы пожарной сигнализации и пожаротушения, противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей.
Аналогичная информация о сборе необходимых данных для проведения анализа пожарной опасности объекта защиты предусмотрена Приказом от 10.07.2009 N 404 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах" (далее - приказ МЧС N 404).
Таким образом, определение расчетных величин пожарного риска проводится на основе данных, необходимых для проведения расчетов и формирования выводов, т.е. исходных данных. Требования к содержанию отчета по оценке пожарного риска определены пунктом 7 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272, в котором указано, что расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются, в том числе: перечень исходных данных и используемых справочных источников информации.
Из содержания оспариваемых решений о непринятии результатов отчета по оценке пожарного риска следует, что отчеты по оценке пожарного риска на объект защиты Филиала "Свердловский" ПАО "Т Плюс" производственная площадка Ново-Свердловская ТЭЦ, Свердловская ТЭЦ, не соответствуют требованиям, установленным правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 272, а также Методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах, утвержденной Приказом МЧС России от 10.07.2009 N 404, Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной Приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382, поскольку отсутствуют исходные данные, принятых для моделирования сценариев пожара на этих объектах.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, в том числе исходил из того, что в Отчетах вышеуказанная информация предоставлена в полном объеме, а именно: наименование использованной методики, предусмотренной пунктом 5 Правил (раздел 2 стр.7;); описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска (раздел 3 стр. 8-43, раздел 4 стр. 8-120);результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска (раздел 7, стр. 106; раздел 7 стр. 252); перечень исходных данных и используемых справочных источников информации (раздел 5.8, стр. 59-60, раздел 5.8 стр144-145); вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности (раздел 7.1, стр. 107, раздел 7.1 стр. 253).
Конкретных доказательств несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям, установленным Правилам N 272, административным органом не представлено, кроме того не указаны причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям и невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающие невыполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Также заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что проводилась проверка расчета, указанного в отчете.
Между тем, в разделе 5.8 представленных Расчетов указаны лишь сведения, характеризующие объект защиты в целом, при этом пункт 15 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" дает определение о том, что понимается под объектом защиты, а именно: объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
В свою очередь статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ определяет понятие требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Статьей 5 Закона N 123-ФЗ установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая в свою очередь включает систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно ГОСТ 12.1.033-81 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная безопасность. Термины и определения (с Изменением N 1) под системой противопожарной защиты понимается - совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.
В соответствии с разделом 3 ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная безопасность. Общие требования (с Изменением N 1) противопожарная защита должна достигаться, в том числе применением автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения.
На момент проведения внеплановой выездной проверки объекта защиты Ново-Свердловская ТЭЦ Филиала "Свердловский" ПАО "Т Плюс", а именно: 22.11.2018 с 15 час. 00 мин. по 17 час. 00 мин. сотрудниками ОНД и ПР МО "г. Екатеринбург" было выявлено и установлено, что помещения 8 этажа здания административно-бытового корпуса (далее - АБК) не оборудованы системой автоматической установкой пожарной сигнализации в соответствии с требованиями статьи 54 Закона N 123-ФЗ, что в свою очередь отражено в акте проверки от 02.04.2019 N 1569.
В соответствии с пунктом 3.3 раздела 3 ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная безопасность. Общие требования (с Изменением N 1) - "каждый объект должен иметь такое объемно-планировочное и техническое исполнение, чтобы эвакуация людей из него могла быть завершена до наступления предельно допустимых значений опасных факторов пожара, а при нецелесообразности эвакуации была обеспечена защита людей в объекте. Для обеспечения эвакуации необходимо в том числе установить количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и выходов.
При этом на момент проведения внеплановой выездной проверки объекта защиты Свердловская ТЭЦ ПАО "Т Плюс", а именно: 29.11.2018 с 10 час. 00 мин. по 13 час. 00 мин. сотрудниками ОНД и ПР МО "г. Екатеринбург" было выявлено и установлено, что высота эвакуационного выхода в свету из лестничной клетки менее 1,9 метра (2-ая лестничная клетка АБК) в соответствии с требованиями статьи 53 Закона N 123 - ФЗ, что в свою очередь отражено в акте проверки от 03.04.2019 N 1567.
Таким образом, в ходе внеплановой проверки объекта защиты и проверки исходных данных, применяемых в Расчете, было установлено, что исходные данные, приведенные в Расчете, в том числе не учитывающие вышеприведенные нарушения, не позволяют в полной мере оценить их соответствие фактическим данным.
Таким образом, натурное исследование аккредитованной организацией АО "Мега Эксперт Центр" при оформлении заключений и отчетов по определению расчетной величины пожарного риска для объектов защиты: здания и сооружения на территории производственной площадки Свердловской ТЭЦ Филиала "Свердловский" ПАО "Т Плюс" г. Екатеринбург и здания и сооружения на территории производственной площадки Ново-Свердловской ТЭЦ Филиала "Свердловский" ПАО "Т Плюс" г. Екатеринбург соответственно не проводилось.
Указанное подтверждается представленными в материалы дела письмами ФГБУ Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы Испытательная пожарная лаборатория ( далее - ФГБУ СЭУ ФПС "ИПЛ") от 21.12.2018, от 27.12.2018, из которых следует, что отчеты по оценке пожарного риска не содержат исходных данных, полученных путем обследования объекта.
На основании данных сведений, а также вопреки выводам суда первой инстанции в соответствии с пунктом 63 Административного регламента должностным лицом были приняты мотивированные решения с указанием причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям от 02.04.2019 и от 03.04.2019.
Как отметил суд первой инстанции, в момент проведения проверки у заинтересованного лица имелись заключения о независимой оценке пожарного риска от 26.11.2018 N ПА.2-79.11.18 и от 26.11.2018 N ПА.2-80.11.18, однако доказательства того, что проверка указанных расчетов проводилась в форме, предусмотренной статьей 144 Федерального закона N 123-ФЗ, заинтересованным лицом не представлено.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции в указанной части являются необоснованными и не соответствуют доказательствам, представленным в материалы дела.
Также суд апелляционной инстанции полагает неправомерными выводы суда о нарушении заинтересованным лицом срока проведения проверки.
Срок проведения внеплановой проверки устанавливается в соответствии с пунктом 26 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 (далее - Административный регламент).
Пунктом 26 Административного регламента предусмотрено, что срок проведения каждой плановой и внеплановой проверки не может превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, срок проведения плановой проверки может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
По мнению суда первой инстанции, у заинтересованного лица отсутствовали правовые основания для продления внеплановых проверок, проводимых на основании распоряжений от 16.10.2018 N 1567 и N 1569.
Суд первой инстанции отметил, что проверка закончилась 14.12.2018, а акт проверки был составлен 08.04.2019. При этом распоряжение о продлении срока проведения проверки отсутствовало, однако фактически заинтересованное лицо проводило после 14.12.2018 различные мероприятия, направленные на продолжение проверки. При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки (пункт 6 статьи 15 Закона 294-ФЗ).
Между тем, как указано ранее 04.12.2018 в адрес ОНД и ПР МО "г. Екатеринбург" УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области поступили Заключения НОР и Расчеты на объекты защиты Ново- Свердловская и Свердловская ТЭЦ с присвоением входящего номера N 3777.
В связи с тем, что непосредственно в момент проведения внеплановой выездной проверки объекта защиты было установлено, что исходные данные, приведенные в Расчете, не позволяют в полной мере оценить их соответствие фактическим данным, 07.12.2018 заинтересованное лицо обратилось в ФГБУ Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы Испытательная пожарная лаборатория ( далее - ФГБУ СЭУ ФПС "ИПЛ") для проведения проверки соответствия заключения НОР и Расчета методике определения величин пожарного риска, а также на соответствие нормативно-правовым актам и документам, что в свою очередь не противоречит пункту 8 Административного регламента.
Соответствующие ответы от 01.04.2019N 899 по объекту Ново-Свердловская ТЭЦ и от 01.04.2019 N 901 по объекту - Свердловская ТЭЦ от органов ФГБУ СЭУ ФПС "ИПЛ" органом федерального государственного пожарного надзора были получены 01.04.2019, в связи с чем акты проверки N 1569 и N 1567 были составлены 02.04.2019 и 03.04.2019 соответственно, при этом вышеуказанные акты проверки были составлены без нарушения сроков действующего законодательства Российской Федерации с учетом положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ, согласно которому в случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт.
В данном случае для составления актов проверки необходимо было получить заключение по результатам проведенного исследования на соответствие НОР и Расчета - методике определения величин пожарного риска, а также на соответствие нормативно-правовым актам и документам.
Оснований для неприменения в рассматриваемом случае положений пункта 5 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ суд апелляционной инстанции не усматривает.
Кроме того ПАО "Т Плюс" в адрес заместителя начальника Главного управления начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области полковника внутренней службы Пинчугова М.В. было направлено возражение в котором указано на несогласие с принятым решением о непринятии результатов расчета пожарного риска на объекте защиты, а также на нарушение должностным лицом сроков проведения проверки.
С целью всестороннего рассмотрения возражения юридического лица ПАО "Т Плюс" должностные лица ОНД и ПР МО "г. Екатеринбург" принимали участие в рассмотрении данного возражения совместно с должностными лицами аппарата управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области, а также с привлечением начальника ФГБУ СЭУ ФПС "ИПЛ" в ходе которого было установлено, что на момент проведения проверки, равно как и на момент направления должностным лицом ОНД и ПР МО "г. Екатеринбург" НОР и Расчета в ФГБУ СЭУ ФПС "ИПЛ" для вынесения заключения в части соответствия, направляемых материалов методике определения расчетных величин пожарного риска, в штате ФГБУ СЭУ ФПС "ИПЛ" отсутствовали сотрудники, аккредитованные на проведение данного вида исследований, вынесения заключений.
По результатам рассмотрения возражения представителю ПАО "Т Плюс" Родину П.В. подготовлен ответ за подписью заместителя начальника Главного управления - начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области полковника внутренней службы Пинчугова М.В., из которого следует, что в действиях должностных лиц ОНД и ПР МО "г. Екатеринбург" отсутствуют нарушения установленного порядка осуществления государственного пожарного надзора.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что внеплановая проверка проведена с грубым нарушением установленных Федеральным законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, документально не подтверждены и признаются судом апелляционной инстанции неверными.
По смыслу статей 198, 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель должен доказать, что оспариваемым ненормативным правовым актом нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возложены обязанности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку заявителем не доказано, что оспариваемыми решениями нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возложены обязанности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, при этом заинтересованным лицом, напротив, представлены доказательства законности принятых решений, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушениями норм материального права.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 ноября 2019 года по делу N А60-32987/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-32987/2019
Истец: ПАО "Т ПЛЮС", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИВОЛЖСКО-УРАЛЬСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Отдел надзорной деятельности муниципального образования город "Екатеринбург" Главного управления МЧС России по Свердловской области
Третье лицо: АО "МЕГА ЭКСПЕРТ ЦЕНТР"
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2344/20
16.01.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18363/19
12.11.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-32987/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-32987/19