г. Санкт-Петербург |
|
17 января 2020 г. |
Дело N А56-117088/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2020 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Будылева М.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Е.А. Царегородцевым
при участии:
от истца (заявителя): Бородулин С.И. по доверенности от 01.10.2019
от ответчика (должника): не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38959/2019) общества с ограниченной ответственностью "РОДЭН" на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2019 по делу N А56-117088/2019 (судья Е.В. Шпачев), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по иску Общество с ограниченной ответственностью "РОДЭН"
к 1) Министерству внутренних дел Российской Федерации; 2) Следственному комитету Российской Федерации
Третьи лица: 1) ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области; 2) ГСУ Следственного Комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу
о взыскании ущерба в размере 3 734 068 руб. 99 коп.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РОДЭН" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации денежных средств в размере 3 734 068 руб. 99 коп. в счет возмещения причиненного истцу имущественного ущерба (убытков).
Определением суда первой инстанции от 14.11.2019 исковое заявление Общества "РОДЭН" возвращено заявителю в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с определением суда, истец направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права, просит определение суда отменить и направить дело на рассмотрение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не направлен.
В судебном заседании представитель Истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик и третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи, с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Проверив правильность применения судом норм процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции установил, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду.
Обосновывая неподсудность иска Арбитражному суду города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, суд первой инстанции указал, что поскольку местонахождением ответчика - Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации и Следственного комитета является город Москва, иск в соответствии со статьей 35 АПК РФ подлежит предъявлению по месту нахождения ответчика.
Между тем, при вынесении определения о возвращении искового заявления, судом первой инстанции не учтено следующее.
В обоснование заявленного иска Общество "РОДЭН" указало на причиненный истцу имущественный ущерб (убытки), напрямую связанный с действиями сотрудников ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также действиями сотрудников ГСУ Следственного Комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу.
Согласно пункту 6 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 38 от 14.01.2011 Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.
Согласно пункту 9 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 38 от 14.01.2011 в систему Следственного комитета входят:
1) центральный аппарат Следственного комитета;
2) главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;
3) межрайонные следственные отделы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета.
Согласно пункту 10 Положения о Следственном комитете Российской Федерации в центральном аппарате Следственного комитета создаются подразделения:
1) главные управления и управления (в том числе управления в составе главных управлений);
2) отделы (в том числе в составе главных управлений и управлений);
3) отделения (в том числе в составе главных управлений, управлений и отделов).
Согласно пункту 11 Положения о Следственном комитете Российской Федерации в аппаратах главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений Следственного комитета создаются подразделения: управления, отделы и отделения.
Исходя из пунктов 1, 5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе центральный аппарат МВД России и территориальные органы МВД России.
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.
Согласно пункту 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации МВД России осуществляет следующие полномочия (подпункт 100) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета;
Согласно п. 18 Положения о Следственном комитете Российской ФеЛераци утвержденным Указом Президента РФ от 14.01.2011 года N 38 Следствен Комитет Российской Федерации является субъектом бюджетного планирования и осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета;
Таким образом, поскольку Следственный комитет Российской Федерации и МВД Российской Федерации, уполномоченные в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации представлять интересы Российской Федерации в этом деле, имеет территориальные органы, и вред истцу причинен действиями сотрудников региональных управлений в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, расположенных в городе Санкт-Петербург, то иск о возмещении вреда, причиненного Обществу с ограниченной ответственностью "РОДЭН", подлежит рассмотрению по месту нахождения органа, причинившего вред.
Изложенная правовая позиции соответствует рекомендациям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Информационного письма от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" (статья 16 ГК РФ), подлежит рассмотрению по месту нахождения территориального подразделения органа, действиями сотрудников которого причинены убытки.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при рассмотрении жалоб на определения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции наряду с полномочиями, названными в статье 269 АПК РФ, вправе направить конкретный вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 2 части 4 статьи 272 АПК РФ).
При таких обстоятельствах определение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело - направлению в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области для рассмотрения заявления по существу.
Руководствуясь статьями 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2019 по делу N А56-117088/2019 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-117088/2019
Истец: ООО "РОДЭН"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ГЛАВНОЕ СЛЕДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14831/2021
03.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13306/2021
10.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-117088/19
01.02.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37549/20
16.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25397/20
17.01.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38959/19