город Москва |
|
20 января 2020 г. |
дело N А40-233180/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.01.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тушинской межрайонной прокуратуры Северо-западного административного округа
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2019
по делу N А40-233180/19, принятое судьей Кипель М.Т.
по заявлению Тушинской межрайонной прокуратуры Северо-западного административного округа
к директору ООО "Центр финансовых решений" Ольшанскому Д.В.
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя - Байрамов М.Т. удостоверение;
от заинтересованного лица - Москвичёв И.С. по доверенности от 24.09.2019;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2019 в удовлетворении заявления Тушинской межрайонной прокуратуры о привлечении директора ООО "Центр финансовых решений" Ольшанского Д.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Заявитель, не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители заявителя и общества поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Межрайонной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры г. Москвы совместно с сотрудниками УФССП России по г. Москве проведена проверка исполнения законодательства при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности ООО "Центр финансовых решений", в ходе которой установлено, что ООО "Центр финансовых решений", зарегистрировано по адресу: 125464, Москва, Волоколамское ш., д. 142, эт. 6, пом. 1, ком. 10 согласно решению руководителя УФССП России по Москве от 06.03.2018 N 77922/18/7739-СЗ внесено в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
В ходе проверки общества уполномоченными лицами заявителя выявлено, что действия общества, направленные на возврат задолженности по ЖКУ, осуществляемые без сообщения должнику сведений о себе и своем статусе в возникших правоотношениях, являются злоупотреблением правом со стороны общества, указывающим на нарушения обществом требований ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Административным органом в действиях общества выявлены признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
23.07.2019 по факту выявленного нарушения в отношении общества вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
О месте и времени рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении директора ООО "Центр финансовых решений" Ольшанского Д.В. дела об административном правонарушении в адрес общества направлено требование прокурора от 12.07.2019 N 7-5-2019/6692, которое получено генеральным директором общества 16.07.2019.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Тушинской межрайонной прокуратуры Северо-западного административного округа в арбитражный суд с заявлением о привлечении директора ООО "Центр финансовых решений" Ольшанскому Д.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Отказывая в привлечении директора ООО "Центр финансовых решений" Ольшанского Д.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" распространяется на правоотношения, связанные с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникшие из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в случае передачи полномочий по взысканию данной задолженности юридическим лицам, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр.
Согласно п. 2 ч. 1. ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ, взаимодействие с должником, направленное на возврат просроченной задолженности, способами предусмотренными п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона, вправе осуществлять только лицо, действующее в интересах кредитора, только в том случае, если оно является лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр, каким является общество.
Материалами проверки подтверждается и установлено судом, что осуществляемая ООО "Центр финансовых решений" деятельность по возврату физическими лицами задолженности по ЖКУ, образовавшейся перед МУП "ИКЖКХ", зарегистрированным по адресу: 141508, Московская область, Солнечногорский район, Солнечногорск, мкр. Пекинцо, 30, перед Фондом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, осуществляется с нарушением п. 2 ч. 1. ст. 5, ч. ч. 4, 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ.
Взаимодействие с должниками осуществлялось обществом посредством: непосредственного взаимодействия, в виде телефонных переговоров с должником; почтовых отправлений (в виде долговых документов, уведомлений) по месту жительства или месту пребывания должника.
В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 5 ООО "Центр финансовых решений" в ряде случаев осуществляет деятельность от имени кредитора, не раскрывая перед должниками свое собственное имя и суть возникших у Общества правоотношений с кредитором.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ, в начале каждого случая непосредственного взаимодействия по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к каким относятся телефонные переговоры между лицом, осуществляющим взаимодействие, и должником, должнику должны быть сообщены: фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, осуществляющего такое взаимодействие; фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
Выборочно прослушанные в колл-центре общества телефонные переговоры с должниками по вопросу возврата просроченной задолженности за ЖКУ не содержат сообщений от лица общества, осуществляющего взаимодействие, о наименовании юридического лица, действующего от имени жилищно-коммунальных хозяйств, управляющих компаний и прочих лиц, каким является ООО "Центр финансовых решений".
Из смысла телефонных переговоров следует, что с должником общаются непосредственно должностные лица жилищно-коммунальных хозяйств, управляющих компаний и прочих лиц.
Информации о том, что общество действует в интересах жилищно-коммунальных хозяйств, управляющих компаний и прочих лиц, телефонные переговоры не содержат.
Таким образом, действия общества, направленные на возврат задолженности за ЖКУ, осуществляемые без сообщения должнику сведений о себе и своем статусе в возникших правоотношениях, являются злоупотреблением правом со стороны общества, указывающим на нарушения обществом ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ, во всех сообщениях, направляемых должнику кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, в целях возврата просроченной задолженности посредством почтовых отправлений по месту жительства или месту пребывания должника в обязательном порядке указывается информация о кредиторе, а также лице, действующем от его имени и (или) в его интересах.
В ходе выборочной проверки дел о задолженности по ЖКУ физических лиц проведена проверка почтовых отправлений (в виде долговых документов, уведомлений) по месту жительства или месту пребывания должника.
Уведомления о наличии задолженности перед МУП "ИКЖКХ", направляемые обществом в адрес должников, не содержат информации о том, что взаимодействие по вопросу возврата задолженности по ЖКУ от имени МУП "ИКЖКХ" осуществляет общество.
Долговые документы о наличии задолженности перед Фондом не содержат информации о том, что направленное на возврат задолженности за ЖКУ взаимодействие в интересах Фонда осуществляет общество.
Информацию о том, что общество действует в интересах МУП "ИКЖКХ" и Фонда, направляемые обществом долговые документы и уведомления не содержат.
Вышеуказанные действия общества, направленные на возврат задолженности за ЖКУ, осуществляемые без указания в почтовых отправлениях, направляемых должнику, сведений о своем статусе в процессе возникших правоотношений, являются злоупотреблением правом со стороны общества, указывающим на нарушения обществом п. 1 ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ.
Также в ходе проверки ООО "Центр Финансовых решений" выявлены нарушения ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ - в ряде случаев сотрудники общества не предупреждают должников о записи телефонных переговоров.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с приказом N 2 от 06.09.2016, генеральным директором ООО "Центр финансовых решений" является Ольшанский Д.В.
Согласно ч. 2 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности предусмотрена административная ответственность.
Заявитель настаивает, что проверкой установлено, что действия (бездействия) должностного лица - директора ООО "Центр финансовых решений" Ольшанского Д.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, совершенное юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.
26.07.2019 на официальном Интернет-портале правовой информации
(www.pravo.gov.ru) опубликован Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О внесении изменений в ст. 155 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и
микрофинансовых организациях".
Согласно положениям ст. 3 вышеуказанного закона, настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В силу ст. 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных Конституционных Законов, Федеральных Законов, Актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием Федерального Конституционного Закона, Федерального Закона, Акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства российской федерации" или первое размещение (опубликование) на "официальном интернет-портале правовой информации".
Таким образом, Федеральный закон от 26.07.2019 N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" вступил в действие 26.07.2019.
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона N 214-ФЗ от 26.07.2019 в ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" внесены следующие изменения: "слова - за исключением случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности "исключить".
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ настоящий Федеральный закон не распространяется на правоотношения, связанные с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникшие из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Между ООО "Центр финансовых решений" и МУП "ИКЖКХ" заключен договор на оказание услуг по взысканию задолженности с физических лиц N 2019.196677 от 11.07.2019, согласно условиям договора, в частности раздела "термины, используемые в тексте настоящего договора" и ч. 2 приложения N 1 к договору (Техническое задание, цели и задачи оказываемых услуг) вся задолженность, передаваемая для взыскания обществу возникла из жилищного законодательства.
Таким образом, все положения Федерального закона N 230-ФЗ от 03.07.2016 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" не распространяются на правоотношения, связанные с взысканием просроченной задолженности по договору, поскольку согласно ч. 4 ст.1 вышеуказанного закона: все должники, переданные ко взысканию, являются физическими лицами, взыскание проводится по правоотношениям, возникшим из жилищного законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное
правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную
ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Таким образом, арбитражный суд пришел к правомерному выводу, что действующая редакция Федерального закона от 03.07.2016 N 230-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные со взысканием задолженности по договору N 2019.196677 от 11.07.2019, а согласно положениям Конституции Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применению подлежит новая редакция Закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, совершенное юридическим лицом, включенным в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют действия, направленные на возврат просроченной задолженности и нарушающие при этом законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к правомерному основанию об отсутствии оснований для привлечения директора ООО "Центр финансовых решений" Ольшанского Д.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду не доказанности противоправности в его действиях.
Обжалуемое решение соответствует доказательствам и обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, не подлежит отмене или изменению по приведенным в апелляционной жалобе доводам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2019 по делу N А40-233180/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-233180/2019
Истец: Тушинская межрайонная прокуратура СЗАО
Ответчик: Ольшанский Денис Вячеславович
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6777/20
20.01.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-74850/19
11.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-233180/19
25.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-233180/19