г. Москва |
|
21 января 2020 г. |
Дело N А40-85398/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Суминой О.С., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "ОРСКНЕФТЕОРГСИНТЕЗ",
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2019 по делу N А40-85398/19, принятое судьей А.В. Бедрацкой,
по заявлению ПАО "ОРСКНЕФТЕОРГСИНТЕЗ"
к МИ ФНС РОССИИ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 1,
третье лицо: МРИ ФНС РОССИИ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 3,
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Гайнуллин Ю.Ф. по дов. от 09.12.2019, Жаврид М.В. по дов. от 01.01.2020, Кривошеина А.В. по дов. от 11.12.2019, Никитин Д.В. по дов. от 01.01.2020; |
от заинтересованного лица: |
Невская Д.А. по дов. от 20.08.2019, Князева О.Н. по дов. от 18.11.2019; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ОРСКНЕФТЕОРГСИНТЕЗ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 24.09.2018 N 52-22-6/3742р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 11.10.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании апелляционного суда представители общества поддержали апелляционную жалобу, просили отменить решение суда, поскольку считают его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционного суда представители налогового органа поддержали решение суда, с доводами жалобы не согласились, считают ее необоснованной, просили решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении жалобы просили отказать.
Дело рассмотрено в порядке ч.5 ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей третьего лица.
Законность и обоснованность принятого судом решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей общества и налогового органа, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Оспариваемым решением налогового органа обществу предложено уплатить налог на имущество организаций за 2015 в размере 26 044 011 руб., пени по налогу на имущество в размере 7 537 048,02 руб.
Решением налогового органа общество привлечено к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 5 208 802 руб.
Согласно материалам дела, в нарушение положений п.1 ст.374, п.1 ст.375, ст.376, п.25 ст.381 НК РФ в 2015 общество применило льготу (код льготы 2010257) по налогу на имущество организаций в отношении объектов основных средств технологические трубопроводы инвентарные номера 25-2500121, 25-2500122 и 25-2500132 в результате исключения трубопроводов из состава недвижимого имущества.
В ходе налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу, что, несмотря на надземную прокладку, спорные технологические трубопроводы имеют прочную связь с землей посредством специального возведённого в соответствии с требованиями в области промышленной безопасности строительства и эксплуатации опасных производственных объектов фундамента - эстакад и постаментов, являющихся объектами недвижимости.
Существование такого фундамента подтверждает стационарность и невозможность перемещения трубопроводов в пространстве без нанесения несоразмерного ущерба их целостности и целевому функциональному назначению, определенному на стадии проектирования и строительства, закреплённому в паспортах трубопроводов.
В соответствии с п.25 ст.381 НК РФ начиная с 01.01.2015 от налогообложения налогом на имущество освобождаются организации - в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п.2 ст.105.1 НК РФ взаимозависимыми.
Согласно п.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (далее - ПБУ 6/01) единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
В НК РФ отсутствует определение движимого (недвижимого) имущества.
Согласно п.1 ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено самим НК РФ.
В силу ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания её объектом недвижимости. При квалификации имущества в качестве движимого (недвижимого) следует устанавливать наличие у спорного имущества признаков, способных относить такое имущество к недвижимым объектам как в силу прямого указания закона, что такой объект подчинён режиму недвижимых вещей, так и в силу его природных свойств. При этом к последним относятся естественные свойства вещей, характерные только для недвижимого имущества, такие как прочность, долговечность, стационарность, фундаментальность, индивидуальная определённость, обусловленная, в т.ч., и адресностью (местом нахождения) недвижимой вещи.
Как верно обращено внимание судом первой инстанции, сложившейся правоприменительной практикой по вопросу квалификации объектов в качестве движимых (недвижимых) вещей связь объекта с землей может быть как непосредственной (физический контакт, прерывание которого влечёт серьёзный ущерб для объекта), так и опосредованной (физический контакт через другие объекты недвижимости (здания, сооружения), прерывание которого также влечёт серьёзный ущерб для объекта), а несоразмерность ущерба имуществу определяется, в том числе, через степень уменьшения стоимости объекта в результате его перемещения с учётом расходов на его перемещение.
Согласно п.23 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В силу п.1.1 Пособия по проектированию отдельно стоящих опор и эстакад под технологические трубопроводы к СНиП 2.09.03-85 к технологическим трубопроводам относятся трубопроводы, предназначенные для транспортирования в пределах промышленного предприятия или группы этих предприятий различных веществ (сырья, воды, промежуточных и конечных продуктов), тепловые сети и т.п., необходимые для ведения технологического процесса или эксплуатации оборудования.
В соответствии с п.1.2. такого Пособия опоры и эстакады, предназначенные для размещения технологических трубопроводов, представляют собой инженерные сооружения.
Согласно п.2.1.1 "ПБ 03-585-03. Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов" (утверждены постановлением Госгортехнадзора РФ от 10.06.2003 N 80 (далее - ПБ 03-585-03), трубопроводы с давлением до 10 МПа (100кгс /см2) включительно в зависимости от класса опасности транспортируемого вещества (взрыво-, пожароопасность и вредность) подразделяются на группы (А, Б, В) в зависимости от рабочих параметров среды (давления и температуры) -на пять категорий (I, II, Ш, IV, V).
Категории трубопроводов определяют совокупность технических требований к конструкции, монтажу и объему контроля трубопроводов (п.2.1.2 ПБ 03-585-03).
В соответствии с п.п.5.1.1-5.1.2 ПБ 03-585-03 прокладка технологических трубопроводов должна осуществляться по проекту в соответствии с нормативно- технической документацией по промышленной безопасности и обеспечивать, в том числе: возможность непосредственного контроля за техническим состоянием, разделение на технологические узлы и блоки с учетом производства монтажных и ремонтных работ с применением средств механизации; возможность выполнения всех видов работ по контролю, термической обработке сварных швов и испытаниям; наименьшую протяженность трубопроводов; исключение провисания и образования застойных зон; возможность самокомпенсации температурных деформаций трубопроводов; возможность беспрепятственного перемещения подъемных механизмов, оборудования и средств пожаротушения.
Согласно п.5.1.5. ПБ 03-585-03 для трубопроводов групп А, Б прокладка должна быть надземной на несгораемых конструкциях, эстакадах, этажерках, стойках, опорах.
Такие же требования имеются в Руководстве по безопасности "Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов" (утверждены Приказом Ростехнадзора от 27.12.2012 N 784), в "СП 4.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (утверждены Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 174), в СП 4.13130.2013 (утверждены Приказом МЧС России от 24.04.2013 N288 взамен СП 4.13130.2009) в соответствии с п.6.10.4.1 которого технологические трубопроводы с горючими и сжиженными горючими газами, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, прокладываемые на территории предприятия, должны быть наземными или надземными на опорах и эстакадах из материалов НГ.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что размещение технологических трубопроводов надземно на несгораемых конструкциях, эстакадах, этажерках, стойках, опорах, а также способ их сборки и монтажа предусмотрены требованиями нормативных документов в области безопасности устройства и эксплуатации технологических трубопроводов.
Согласно материалам дела, в 2015 общество приняло к учёту технологические трубопроводы инв. N N 25-2500121, 25-2500122 и 25-2500132 (код по ОКОФ 220.41.20.20.901), введены в эксплуатацию по актам приема-передачи зданий (сооружений) от 31.01.2015 NN ОКС-15-29, ОКС-15-44 и от 30.10.2015 N ОКС-15-232.
В соответствии с перечнем льготируемого имущества общества технологические трубопроводы инвентарные номера 25-2500121, 25-2500122 и 25-2500132 включены в состав движимого имущества.
Технологические трубопроводы инвентарные номера 25-2500121 и 25-2500122 спроектированы и возведены в соответствии с проектной документацией строительства комплекса установки изомеризации - 11391(02)-7179101К60 "Комбинированная установка изомеризации с предварительной гидроочисткой сырья на ОАО "Орскнефтеоргсинтез", 11391(03)-7179101К60 "Общезаводское хозяйство комбинированной установки изомеризации с предварительной гидроочисткой сырья на ОАО "Орскнефтеоргсинтез" (разрешение на строительство от 03.03.2015 N RU56307000-806, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.06.2015 N RU5630700-605).
Технологический трубопровод инвентарный номер 25-2500132 спроектирован и возведён в соответствии с проектной документацией строительства комплекса висбрекинга 11391(16)-7179001К21 "Установка висбрекинга" (разрешение на строительство от 11.12.2013 N RU56307000-1059, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.11.2015 N RU-56-307000-630-2015).
Проектная документация строительства комплекса установки изомеризации и установки висбрекинга разработана ЗАО "Нефтехимпроект" в соответствии с техническим заданием общества.
В соответствии с пояснительными записками проектной документации строительства комплекса установки изомеризации комбинированная установка изомеризации с предварительной гидроочисткой сырья является основным объектом капитального строительства комплекса, которая размещается в границах ограждения промплощадки действующего завода в производственной зоне (цех N 2) и предназначена для переработки пентан-гексановой фракции в высокооктановый компонент товарного бензина евро-4,5 по технологии низкотемпературной изомеризации "изомалк-2". Сырьем установки является фракция НК-70 °С, которая вырабатывается на установке 22-4 четкой ректификации бензинов (11391 (02)-7179101К60-ПЗ листы 7, 18, 11391(03)-7179101К60-П3 листы 10, 12, 34,41).
В целях обеспечения нормальной эксплуатации установки изомеризации в состав комплекса комбинированной установки изомеризации с предварительной гидроочисткой сырья включены объекты общезаводского хозяйства с межцеховыми коммуникациями, в состав которых включены, в том числе, общезаводские технологические трубопроводы тит. 5079102К11 (11391 (03)-7179101К60-ПЗ, листы 10, 33).
Общезаводские технологические трубопроводы предназначены для связи сооружений комплекса между собой внутри площадки комплекса, а также с установкой 22-4 и существующими объектами общезаводского хозяйства. Посредством технологических трубопроводов осуществляется обеспечение комплекса сырьем и энергоресурсами (воздухом, азотом, водой, паром, топливом, электроэнергией и т.д.), производятся межцеховые перекачки целевых, некондициционных и дренажных продуктов, сброс от предохранительных клапанов на факел (11391(03)-7179101К60-П3, листы 15, 37; 11391(03)-7179101К60-ПЗУ лист 11, 11391 (03)-7179101К60-ИОС7 лист 11).
Ситуационный план комплекса установки изомеризации, а также схема привязки I ОЗХ комбинированной установки изомеризации с предварительной гидроочисткой сырья к сетям завода, в т.ч. технологического трубопровода тит. 5079102К11, изложены в приложениях N N 3, 6 к проектной документации 11391(03)-7179101К60-ПЗУ-006.
Группа и категория технологических трубопроводов комплекса установки изомеризации приняты в соответствии с ПБ 03-585-03 в зависимости от класса транспортируемого продукта (11391(02)-7179101К60-ИОС7 лист 194, 1111391(03)-7179101К60-ИОС7 лист 28) и отражены в паспортах трубопроводов.
Как следует из проектной документации 11391(16)-7179001К21 проектируемая установка висбрекинга размещается в границах ограждения промплощадки действующего предприятия в соответствии с техническим заданием и предназначена для получения котельного топлива - мазута марки 100 по ГОСТ 10595-99 "Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия". Сырьем для установки висбрекинга является гудрон, поступающий с установок ЭЛОУ-АВТ, ЭЛОУ-АВТ-3 (11391 (16)-7179001К21-ПЗ лист 8,11391 (16)-7179001К21 -ПЗУ).
Характеристика технологических трубопроводов проектируемой установки висбрекинга, включая группу и категорию по ПБ 03-585-03, а также класс опасности приведены в таблице 2-3 11391(16)-7179001К21-ИОС7.
Подключение установки висбрекинга к сетям завода представлено на чертежах приложения N 7 проектной документации 11391(16)-7179001К21.
В соответствии с паспортами технологические трубопроводы инв. N N 25-2500121, 25-2500122 и 25-2500132 состоят из трубопроводов отдельных участков цеха N 2 установки изомеризации с предварительной гидроочисткой сырья (инв. NN 25-2500121, 25-2500122) и цеха N 3 установки висбрекинга (инв. N25-2500132), сваренных между собой с помощью ручной электродуговой сварки в соответствии с ПБ 03-585-03 (РД 38.12.004-86), рабочей документацией и НТД, имеющих различные рабочие среды, отнесённых к категориям I, II, III и группам рабочих сред А, Б.
В соответствии с проектной документацией строительства прокладка технологических трубопроводов предусматривается надземным способом на вновь проектируемых и существующих эстакадах (опорах, постаментах) совместно с электрическими сетями, кабелями КИПиА и связи, теплотехническими сетями (11391(02)-7179101К60-ПЗУ лист 17, 11391(03)-7179101К60-П3 лист 37, 11391(03)-7179101К60-ПЗУ листы 11, 32, 11391(16)-7179001К21-ПЗУ).
Положениями проектной документацией строительства комплекса изомеризации
предусмотрено строительство постаментов и эстакад технологических трубопроводов проектируемой установки изомеризации с предварительной гидроочисткой сырья, а также эстакад N N 1-7 технологических трубопроводов, которые отнесены к основным общезаводского хозяйства (ОЗХ) комбинированной установки изомеризации с предварительной гидроочисткой сырья. Фундаменты эстакад NN 1- 7 - монолитные железобетонные на естественном основании из бетона, отдельно стоящие, столбчатые. Каркас эстакады состоит из стальных колонн, раскрепленных вертикальными связями, траверсами и балками. Колонны каркаса сплошного, постоянного сечения из стальных двутавров по СТО АСЧМ 20-93. Балки и траверсы из прокатного профиля. Фундаменты постаментов проектируемой установки изомеризации с предварительной гидроочисткой сырья - монолитные, железобетонные на свайном основании, сваи забивные с предварительным бурением скважин, каркас - монолитный железобетон. Фундаменты эстакад технологических трубопроводов - монолитные железобетонные, отдельно стоящие, столбчатые на свайном основании. Сваи забивные с предварительным бурением скважин. Колонны - до первого яруса монолитные железобетонные, траверсы, связи и распорки эстакад металлические (11391(02)-7179101К60-АР листы 16-18, 11391(02)- 7179101К60-КР листы 12-15, 11391(03)-7179101К60-ПОС1 листы 21, 24; 11391 (03)-7179101К60-АР лист 13, 11391 (03)-7179101К60-КР листы 13, 16).
Положениями Проектной документацией строительства установки висбрекинга предусмотрено строительство постамента и эстакад технологических трубопроводов - многоярусных сооружений на монолитных железобетонных основания (фундаментах); несущий каркас, колонны, траверсы, связи и балки - стальные, перекрытия - монолитные железобетонные; фундаменты эстакад - на свайном основании, сваи сборные железобетонные, забивные, (11391(16)-7179001К21-АР).
В соответствии со свидетельством о регистрации права собственности эстакады и постаменты, которые спроектированы и возведены по проектной документации строительства комплекса установки изомеризации и установки висбрекинга для прокладки технологических трубопроводов инвентарные номера N N 25-2500121, 25-2500122 и 25-2500132, признаются обществом объектами недвижимости и зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции, что собранными в ходе налоговой проверки материалами налоговым органом подтверждено, что объекты основных средств - технологические трубопроводы инвентарные номера 25-2500121, 25-2500122, 25- 2500132 спроектированы и возведены на специально спроектированных и возведённых в соответствии с требованиями нормативных документов в области безопасного устройства и эксплуатации технологических трубопроводов эстакадах (постаментах, опорах) - объектах недвижимости, функциональным назначением которых является основание для прокладки трубопроводов и демонтаж которых приведет к невозможности использования объектов по функциональному (проектному) назначению.
Такая совокупность обстоятельств подтверждает прочную связь технологических трубопроводов инвентарные номера 25-2500121, 25-2500122, 25-2500132 с землей, определяет их стационарность, невозможность перемещения в пространстве без нанесения несоразмерного ущерба.
Связь с землей объектов недвижимости бывает непосредственной (физический контакт, прерывание которого влечёт серьёзный ущерб для объекта) и опосредованной (физический контакт через другие объекты недвижимости (здания, сооружения) прерывание которого также влечёт серьёзный ущерб для объекта).
Применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела связь технологических трубопроводов I инвентарные номера 25-2500121, 25-2500122, 25-2500132 с землей является опосредованной и обеспечивается наличием эстакад (постаментов, опор), на которых смонтированы данные трубопроводы в силу нормативных требований законодательства.
В соответствии с Технологическим регламентам установки изомеризации ТР-20-40-2014 и установки висбрекинга ТР-20-42-2015 надземный способ прокладки технологических трубопроводов обеспечивает, в том числе, возможность их постоянного осмотра и ревизии в целях снижения вероятности аварийных ситуаций, что соответствует требованиям правил безопасного устройства и эксплуатации технологических трубопроводов, как это и предусмотрено проектом строительства.
Монтаж объекта на специально возведённом для него фундаменте тоже свидетельствует о неразрывной связи объекта с землёй.
В случае, если в соответствии с проектной документацией объект по своей конструкции не предназначен для последующей разборки, перемещения и сборки на другом месте (хотя техническая возможность такого рода может быть не исключена), то объект также следует относить к недвижимым вещам, на что указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 N 2061/99.
Согласно проектной документации строительства комплекса установки изомеризации и установки висбрекинга технологические трубопроводы инвентарные номера 25-2500121, 25-2500122, 25-2500132 не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на другом месте.
Суд первой инстанции верно указал, что несоразмерность ущерба имуществу определяется судами, в том числе, через степень уменьшения стоимости объекта в результате его перемещения с учётом расходов на его перемещение.
Оспариваемым решением налогового органа, согласно данным первичных учётных документов затраты на строительно-монтажные работы общества по спорным технологическим трубопроводам составляют 77-87% общей стоимости затрат.
Следовательно, расходы на демонтаж, перемещение и сборку на новом месте спорных технологических трубопроводов существенно влияет на стоимость объектов.
Доказательств обратного обществом во исполнение положений ч.1 ст.9, ч.1 ст.65 АПК РФ в суд первой инстанции не представлено.
Суд первой инстанции также верно указал, что всякое перемещение спорных трубопроводов в пространстве, то есть изменение их места нахождения, сопряжено с изменением конфигурации объектов и заменой отдельных конструктивно-сочленённых элементов, поскольку производственные объекты нефтеперерабатывающего завода - не типовые объекты массового строительства.
Каждый нефтеперерабатывающий завод по своему уникален и строится по индивидуально разработанному проекту в привязке к определённому производственному технологическому процессу; все объекты нефтеперерабатывающего завода создаются на основании индивидуально изготовленных чертежей, учитывающих, технологические особенности будущего производственного процесса, а также множество факторов природного и техногенного характера.
Следовательно, как верно отметил суд первой инстанции, демонтаж и сборка технологических трубопроводов инвентарные номера 25-2500121, 25-2500122, 25-2500132 на новом месте, безусловно, нанесёт существенный ущерб целостности всей конструкции и её назначению.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что данное обстоятельство непосредственно свидетельствует о невозможности перемещения спорного сооружения без нанесения ему несоразмерного ущерба.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции, что письмо разработчика проектной документации ЗАО "Нефтехимпроект" от 15.10.2018 N 391-1250 не опровергает позицию налогового органа, т.к в письме проектировщик указал, что для изменения или перемещения технологических трубопроводов требуется разработка соответствующей проектной документации.
Такое обстоятельство подтверждает, что технологические трубопроводы инвентарные номера 25-2500121, 25-2500122, 25-2500132 по своей конструкции в соответствии с проектной документацией не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на другом месте, что разборка, перемещение и сборка трубопроводов на другом месте приведет к увеличению размера затрат на перемещение спорных объектов.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об ошибочности позиции общества, что конструкция (сборно-разборная), способ сборки и монтажа (система смонтированных путём ручной электродуговой сварки, скреплённых на фланцевых соединениях металлических труб различного диаметра и трубопроводной арматуры), а также прокладки (надземно на эстакадах (стойках, постаментах, опорах)) технологических трубопроводов инвентарные номера 25-2500121, 25-2500122, 25-2500132 свидетельствуют, что трубопроводы являются движимым имуществом.
Суд первой инстанции правомерно отклонил указание общества на вспомогательный характер технологических трубопроводов инвентарные номера 25- 2500121, 25-2500122 и 25-2500132, как не имеющее правового значения в целях квалификации объектов в качестве движимого или недвижимого имущества.
Данный вывод сделан судом первой инстанции с учетом сложившейся судебной практики, согласно которой объекты, предназначенные для обслуживания основных производственных объектов (зданий, сооружений), при наличии признаков недвижимого имущества подлежат государственной регистрации в качестве таковых вместе с основными производственными объектами.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определениях от 22.12.2015 N 304-ЭС15-11476, от 19.06.2012 N 4-В12-13 для признания имущества недвижимым необходимо установить факт возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации и соблюдением градостроительных норм и правил.
Как верно указал суд первой инстанции, в оспариваемом решении налогового органа такие обстоятельства установлены и подтверждаются.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества, что отсутствие в разрешениях на ввод в эксплуатацию комплекса установки изомеризации от 29.06.2015 N RU56307000-605 и установки висбрекинга от 23.11.2015 N RU-56-307000-630-2015 сведений о спорных технологических трубопроводах означает, что данные объекты не являются отдельными объектами капитального строительства и строительство их именно как объектов недвижимости проектами не предусматривалось.
Такой подход общества правильно признан судом первой инстанции не обоснованным, поскольку проектирование и сооружение технологических трубопроводов инвентарные номера 25-2500121, 25-2500122 и 25- 2500132 и вновь проектируемых эстакад (опор, постаментов), предназначенных для их прокладки, осуществлялось в соответствии с единой проектной документацией на строительство комплекса установки изомеризации и установки висбрекинга соответственно.
Проектная документация, в т.ч., рабочие чертежи, с учётом требований, предъявляемых отраслевыми нормативными документами к строительству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, предназначенных для транспортирования взрыво- и пожароопасных веществ, предусматривала строительство спорных трубопроводов в привязке к специально, в том числе вновь возводимым для них фундаментам - эстакадам (опорам, постаментам), которые в свою очередь прямо поименованы в разрешениях на ввод в эксплуатацию от 29.06.2015 N RU56307000-605 и от 23.11.2015 N RU-56-307000-630- 2015, поставлены на кадастровой учёт и зарегистрированы в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Таким образом, технологические трубопроводы инвентарные номера 25-2500121, 25-2500122, 25-2500132 проектировались и возводились в составе объектов капитального строительства в соответствии с разрешительной и проектной документацией. Результат строительства - создание на земельном участке, выделенном для капитального строительства, стационарных, фундаментальных объектов недвижимости - технологических трубопроводов, имеющих прочную конструкцию, перемещение которой сопряжено с причинением несоразмерного ущерба, и прочную связь с землёй посредством специально возведённых фундаментов - эстакад (опор и постаментов).
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно признан необоснованным довод общества о применении п.7 ст.3 НК РФ об отсутствии оснований для отнесения технологических трубопроводов инвентарные номера 25-2500121, 25-2500122, 25-2500132 к недвижимому имуществу.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества о выводах налогового органа относительно категории спорного имущества (недвижимость) без проведения инженерного обследования и строительно-технической экспертизы технологических трубопроводов.
Приводя данный довод, общество считает, что проектная документация, на основании которой налоговый орган квалифицирует спорные технологические трубопроводы в качестве объектов недвижимости, не содержит в себе сведения, что возведённые в соответствии с ней объекты обладают признаками движимого/недвижимого имущества.
Отнесение налоговым органом технологических трубопроводов инвентарные номера 25-2500121, 25-2500122, 25-2500132 в состав недвижимого имущества состоялось на основании совокупности сведений (информации) об объектах основных средств, содержащихся в проектной, разрешительной, правоустанавливающей и первичной (учётной) документации общества с учётом норм налогового, гражданского, градостроительного законодательства, отраслевых норм, стандартов и правил, в том числе в области эксплуатации опасных производственных объектов, а также их правоприменительной практики и правовых позиций (разъяснений) Верховного Суда РФ.
Исходя из представленного обществом экспертного заключения, не представляется возможным прийти к выводу, что позиция налогового органа с отсылкой к проектной документации искажает содержание документации.
Позиция налогового органа соответствует правовой позиции судов, сформированной по делу N А40-98958/2016 по спору с участием общества.
Ходатайство общества о проведении экспертизы в апелляционном суде отклонено по причине отсутствия правовых оснований для проведения экспертизы.
Согласно ст.95 НК РФ в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле, налоговым органом на договорной основе может быть привлечен эксперт.
Вопрос квалификации имущества в качестве движимого или недвижимого в целях применения главы 30 НК РФ, с учётом норм ст.11 НК РФ носит правовой характер, не требует специальных познаний в перечисленных областях.
Допустимым доказательством при квалификации имущества в качестве движимого и недвижимого имущества признаются данные технической документации, отражённые в техническом паспорте здания (сооружения).
При недостаточности указанных данных или их неоднозначности надлежащим доказательством отнесения спорных объектов к движимому или недвижимому имуществу судами признаются результаты судебных и внесудебных строительно-технических экспертиз, содержащих необходимое количество сведений, достоверно подтверждающих обстоятельства, относящиеся к предмету спора.
Информация об объектах имущества, имеющаяся в материалах, собранных налоговым органом в ходе проверки, позволяет с учётом норм права и правоприменительной практики прийти к выводу, что технологические трубопроводы инвентарные номера 25-2500121, 25-2500122, 25-2500132 обладают всеми признаками недвижимого имущества.
С учетом изложенного, отсутствует необходимость в проведении экспертизы для квалификации технологических трубопроводов инвентарные номера 25-2500121, 25-2500122, 25-2500132 в качестве движимого или недвижимого имущества.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
То обстоятельство, что в судебном акте не отражены все имеющиеся в деле доказательства либо доводы участвующих в деле лиц, не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной оценки и проверки (Определения ВС РФ от 05.07.2016 N 306-КГ16-7326, от 06.10.2017 N 305-КГ17-13953, от 19.10.2017).
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные обществом в суде первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом тщательной проверки судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах дела.
Безусловных оснований для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2019 по делу N А40-85398/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85398/2019
Истец: ПАО "ОРСКНЕФТЕОРГСИНТЕЗ"
Ответчик: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N1
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 3
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6287/20
21.01.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-71722/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-85398/19
11.10.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-85398/19