г. Вологда |
|
23 января 2020 г. |
Дело N А44-3310/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 23 января 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Василисиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 сентября 2019 года по делу N А44-3310/2019,
установил:
акционерное общество "Научно-производственное объединение "Квант" (ОГРН 1115321008175, ИНН 5321151441; адрес: 173001, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 73; далее - АО "НПО "Квант", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Новгородской области (ОГРН 1025300783991, ИНН 5321036946; адрес: 173015, Новгородская область, Великий Новгород, улица Нехинская, дом 10; далее - управление, УФК) о признании недействительным и отмене представления от 12.03.2019 N 50-22-07/01пс.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 12 сентября 2019 года по делу N А44-3310/2019 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое представление признано незаконным. Кроме того, с ответчика в пользу заявителя взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
УФК с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, причиной данных выводов явилось неправильное толкование норм бюджетного законодательства.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, УФК на основании приказа от 09.01.2019 N 3 в отношении АО "НПО "Квант" проведена выездная проверка по вопросу предоставления и использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства.
Проверкой установлено нарушение условий предоставления субсидии, выразившееся в невыполнении обществом в необходимом объеме программы финансового оздоровления, а именно: не выполнен План мероприятий по финансовому оздоровлению в части реализации непрофильных активов в 2017 году на 82 485 000 руб., реализация товарно-материальных произведена на сумму 1 970 000 руб., вместо запланированных 3 462 000 руб., просроченная дебиторская задолженность уменьшена в 2017 году на 348 000 руб., что на 658 000 руб. меньше запланированного, рефинансирование кредитного портфеля в 2017 году составило 1 310 000 руб., что меньше запланированного на 65 000 руб.
На основании изложенного управлением сделан вывод о том, что в нарушение пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 4.3.7 соглашения не соблюдены условия предоставления субсидий в сумме 299 600 000 руб. в части обеспечения соблюдения показателей по выполнению программы финансового оздоровления организации в 2017 году.
Результаты проверки отражены в акте от 21.01.2019 (том 2, листы 126-137).
По результатам проверки управлением вынесено представление от 12.03.2019 N 50-22-07/01пс о несоблюдении АО "НПО "Квант" условий предоставления субсидии, выразившееся в частичном невыполнении показателей программы финансового оздоровления в 2017 году, что в денежном выражении составляет 299 600 000 руб., с требованием принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений не позднее 30 дней с даты получения настоящего представления (том 1, листы 17-19).
Не согласившись с указанным представлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.).
Согласно подпункту "а" пункта 2 указанной статьи названные субсидии предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2008 N 368 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса в целях предупреждения банкротства (далее - Правила N 368).
Согласно подпункту "а" пункта 1 Правил N 368 субсидии предоставляются стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса, в отношении которых арбитражным судом не возбуждено дело о банкротстве, на проведение мероприятий по восстановлению их платежеспособности, в том числе на погашение в порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), задолженности по заработной плате, по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке, либо по уплате денежных обязательств, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами.
В силу пункта 2 упомянутых Правил получателями субсидий являются стратегические организации оборонно-промышленного комплекса, включенные в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009, и (или) в Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р, при условии включения указанных организаций в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 N 96.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р Научно-производственное объединение "Квант" включено в перечень стратегических организаций (раздел II строка 784). На основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) от 03.07.2015 N 1828 включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленого комплекса.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 2961-р в целях реализации мер по предупреждению банкротства акционерному обществу "Научно-производственное объединение "Квант" (г. Великий Новгород) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год, предусмотренных Минпромторгу России по подпрограмме "Стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса" государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса", предоставлена субсидия в размере до 299 600 тыс. руб. на погашение исчисленной по состоянию на 11.04.2017 задолженности этого акционерного общества по уплате денежных обязательств, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год. Указанная субсидия предоставляется в соответствии с заключаемым договором.
Между Минпромторгом России (далее - Министерство) и АО "НПО "Квант" 27.12.2017 заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии стратегической организации оборонно-промышленного комплекса в целях предупреждения банкротства в размере 299 600 000 руб. в 2017 году (далее - Соглашение). Денежные средства 29.12.2017 поступили на счет общества в УФК.
Предметом Соглашения является предоставление субсидии в 2017 году в целях финансового обеспечения затрат НПО "Квант", связанных с предупреждением банкротства, погашения в порядке, установленном статьей 855 ГК РФ, задолженности перед коммерческими кредиторами, подтвержденной вступившими в законную силу судебными актами, в соответствии с реестром кредиторской задолженности (приложение 1), являющимся неотъемлемой частью Соглашения, выполнения программы финансового оздоровления на период 2017-2020 г. г. (приложение 2), являющейся неотъемлемой частью Соглашения.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции посчитал, что общество при выдаче субсидии соответствовало условиям получения субсидии, а выявленные нарушения не являются нарушением таких условий, поскольку положения пункта 4.3.7 Соглашения, нарушение которого вменяется заявителю, не являются условием предоставления субсидии.
Разделом III Соглашения установлены условия и порядок предоставления субсидии.
Пунктом 3.1 указанного раздела определено, что субсидия предоставляется в соответствии Правилами предоставления субсидии, пунктом 3.2 предусмотрено, что перечисление субсидии осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Правила N 368 устанавливают условия предоставления субсидии, к которым, как указал суд первой инстанции, отнесено соответствие организации - получателя субсидии, требованиям, указанным в пунктах 1, 2 настоящих Правил, заключение договора с Минпромторгом России, содержание которого отражено в пункте 6 Правил N 368, и наличие оснований для предоставления субсидии.
В Соглашении (раздел III) иные условия предоставления субсидии не отражены.
Суд первой инстанции установил, что АО "НПО "Квант" соответствует условиям и требования, предъявляемым к получателю субсидии, получило субсидию на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 2961-р, нарушений при проверке обоснованности получения субсидии, размера полученной субсидии, целевого использования средств субсидии не выявлено.
Пунктом 4.3 раздела IV Соглашения установлены обязанности получателя по использованию полученной субсидии.
Согласно пункту 4.3.7 Соглашения получатель обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности и иных показателей, установленных Правилами N 368 или Министерством в соответствии с пунктом 4.1.4 Соглашения.
В соответствии с пунктом 4.1.4 Соглашения Министерство обязуется устанавливать показатели результативности предоставления субсидии, к которым отнесены такие показатели:
отсутствие у организации - получателя субсидии по завершении срока реализации программы финансового оздоровления (плана внешнего управления) указанных в договоре признаков банкротства, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (подпункт 4.1.4.1);
отсутствие определения арбитражного суда о введении в отношении организации - получателя субсидии внешнего управления или решения арбитражного суда о признании ее банкротом и об открытии конкурсного производства в период реализации программы финансового оздоровления (подпункт 4.1.4.2). Указанные показатели результативности аналогичны тем же показателям, установленным в подпункте "м" пункта 6 Правил N 368.
Согласно подпункту 4.1.4.2.1 Соглашения к иным показателям, устанавливаемым Министерством, отнесена программа финансового оздоровления АО "НПО "Квант" на период 2017-2020 г. г. (приложение 2).
УФК в ходе проверки выявило нарушение, выраженное в невыполнении обществом в необходимом объеме программы финансового оздоровления, невыполнении ряда показателей Плана мероприятий по финансовому оздоровлению.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции посчитал, что выполнение стратегической организацией показателей результативности и иных установленных Правилами N 368 показателей не является условием предоставления субсидии, поскольку на момент предоставления субсидии результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планируемые на длительный срок, отсутствуют. Выполнение стратегической организацией показателей результативности финансово-хозяйственной деятельности, которые определены в Программе финансового оздоровления АО "НПО "Квант" на 2017-2020 г. г., в частности разделом 5 "План мероприятий по финансовому оздоровлению организации", как отразил суд первой инстанции, является условием или следствием использования полученной субсидии. Суд указал, что цель предоставления субсидии - проведение мероприятий по восстановлению платежеспособности стратегической организации, а показатели результативности могут быть достигнуты именно при использовании субсидии. При этом проанализировал порядок возврата субсидий, учел результаты рассмотрения дела Новгородским областным судом.
Вместе с тем суд не учел следующее.
Целью получения субсидии в соответствии с пунктом 1.1.2 Соглашения является не только погашение задолженности перед коммерческими кредиторами в соответствии с реестром кредиторской задолженности (приложение 1), но и выполнение программы финансового оздоровления на период 2017-2020 г. г. (приложение 2), являющейся неотъемлемой частью Соглашения.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 6 Правил N 368 УФК наделено правами проводить проверки соблюдения обществом целей, порядка и условий предоставления субсидии; проведение проверок предусмотрено и положениями Соглашения.
О реализации мероприятий, предусмотренных программой финансового оздоровления, общество предоставляет в Министерство отчеты (пункт 4.3.10.3 Соглашения).
Невыполнение Плана мероприятий по финансовому оздоровлению на 2017 год по установленным УФК показателям обществом не оспаривается.
В связи с этим требование УФК принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений не позднее 30 дней с даты получения настоящего представления, изложенное в оспариваемом представлении, нельзя признать незаконным. При этом требований возвратить субсидию представление не содержит.
То обстоятельство, что в представлении указано на нарушение именно условий предоставления субсидии, не исключает верность выявленного нарушения по достижению показателей, предусмотренных Планом мероприятий по финансовому оздоровлению на 2017 год, включенном в программу финансового оздоровления организации, являющуюся неотъемлемой частью Соглашения, выполнение которой является одной из целей предоставления субсидии.
Признание незаконным представления влечет необоснованное освобождение общества от исполнения условий Соглашения и принятия мер по их устранению.
Таким образом, требование представления управления от 12.03.2019 N 50-22-07/01ПС является законным.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого представления, решение суда подлежит отмене с вынесение судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 сентября 2019 года по делу N А44-3310/2019 отменить.
В удовлетворении требований акционерного общества "Научно-производственное объединение "Квант" о признании недействительным и отмене представления Управления Федерального казначейства по Новгородской области от 12.03.2019 N 50-22-07/01ПС отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3310/2019
Истец: АО "НПО "Квант"
Ответчик: УФК по Новгородской области