город Томск |
|
24 января 2020 г. |
Дело N А03-3129/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Бородулиной И.И.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Комбинат "Русский хлеб" (N 07АП-12835/2019) на решение от 24.10.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3129/2019 (судья Ильичева Л.Ю.) по заявлению открытого акционерного общества "Комбинат "Русский хлеб" к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными : решения N14 от 08.02.2019 в части: непринятия к зачету расходов, произведенные Страхователем Головащенко Г.Ю., в сумме 117,942,62, в том числе, за февраль 2015 года - 6929,67 руб., май 2015 - 4284,88 руб., август 2015 - 14884,76 руб., ноябрь 2015 - 25033,47 руб., март 11050,76 руб., май 2016 - 6089,04 руб., июнь 2016 - 4222,18 руб., июль 2016 - 9718,4 руб., августа 2016 - 4820, 64., октябрь 2016 - 5671, 34 руб., ноябрь 2016 - 5387,78 руб., декабрь 2016-м- 19849,7 руб.; предложения страхователю произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.15 по 31.12.2016 гг. путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в размере 117942,62, рублей в бухгалтерском учете (суммы не принятых к зачету расходов по работнику Головащенко Г.Ю); предложения доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов с 01.01.15 по 31.12.2016 гг. в счет оплаты страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 117,942,62 рублей; решения N10 от 08.02.19. в части уплаты: - доначисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в размере 3658,51 руб., с расходов, произведенных страхователем Головащенко Г.Ю.; пени в размере 60,79 руб. за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с расходов, произведенных Страхователем Головащенко Г.Ю.; штрафа в размере 731,70 руб. за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с расходов, произведенных Страхователем Головащенко Г.Ю.; решения N 8-ПДС от 08.02.2019. о взыскании со страхователя расходы, излишне понесенные ФСС за период с 01.07.2017 по 31.12.2017 гг. в связи с недостоверностью сведений по Головащенко Г.Ю в сумме 41706, 74; решения N 22 от 08.02.2019. в части уплаты: доначисленных страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2017 гг. в размере 361,87 рублей с расходов, произведенных страхователем Головащенко Г.Ю.; пени в размере 12,10 рублей за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов с расходов, произведенных Страхователем Головащенко Г.Ю.; штрафа в размере 72,38 рублей за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов с расходов, произведенных страхователем Головащенко Г.Ю.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Головащенко Галина Юрьевна,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общества "Комбинат "Русский хлеб" (далее по тексту - общество, ОАО ""Комбинат "Русский хлеб") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными:
решения N 14 от 08.02.2019 в части: непринятия к зачету расходов, произведенные Страхователем Головащенко Г.Ю., в сумме 117,942,62, в том числе, за февраль 2015 года - 6929,67 руб., май 2015 - 4284,88 руб., август 2015 - 14884,76 руб., ноябрь 2015 - 25033,47 руб., март 11050,76 руб., май 2016 - 6089,04 руб., июнь 2016 - 4222,18 руб., июль 2016 - 9718,4 руб., августа 2016 - 4820, 64., октябрь 2016 - 5671, 34 руб., ноябрь 2016 - 5387,78 руб., декабрь 2016-м- 19849,7 руб.; предложения страхователю произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.15 по 31.12.2016 гг. путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в размере 117942,62, рублей в бухгалтерском учете (суммы не принятых к зачету расходов по работнику Головащенко Г.Ю); предложения доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов с 01.01.15 по 31.12.2016 гг. в счет оплаты страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 117,942,62 рублей;
решения N 10 от 08.02.19. в части уплаты: - доначисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ в размере 3658,51 руб., с расходов, произведенных Страхователем Головащенко Г.Ю.; пени в размере 60,79 руб. за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с расходов, произведенных Страхователем Головащенко Г.Ю.; штрафа в размере 731,70 руб. за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с расходов, произведенных Страхователем Головащенко Г.Ю.;
решения N 8-ПДС от 08.02.2019. о взыскании со страхователя расходы, излишне понесенные ФСС за период с 01.07.2017 по 31.12.2017 гг. в связи с недостоверностью сведений по Головащенко Г.Ю в сумме 41706, 74;
решения N 22 от 08.02.2019. в части уплаты: доначисленных страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 гг. в размере 361,87 рублей с расходов, произведенных Страхователем Головащенко Г.Ю.; пени в размере 12,10 рублей за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов с расходов, произведенных Страхователем Головащенко Г.Ю.; штрафа в размере 72,38 рублей за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов с расходов, произведенных Страхователем Головащенко Г.Ю.
В порядке статьи 51 АПК РФ арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Головащенко Галину Юрьевну.
Решением от 24.10.2019 Арбитражного суда Алтайского края открытому акционерному обществу "Комбинат "Русский хлеб" в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делц новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неправомерно отнесся критически к обстоятельствам, подтверждающим неосведомленность работодателя о наличии инвалидности у третьего лица; ограничил право заявителя на представление доказательств. В действиях заявителя отсутствуют вина в причинении убытков ответчику и противоправные действия.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо отклонило доводы апеллянта за необоснованностью, указав на законность выводов суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ОАО "Комбинат "Русский хлеб" состоит на учете в качестве страхователя в филиале N 3 регионального отделения и является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Филиалом N 3 регионального отделения проведена плановая выездная проверка заявителя по вопросам:
1. правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2015 по 31.12.2016;
2. правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд за период с 01.01.2015 по 31.12.2016;
3. полноты и достоверности сведений, представленных в Фонд для обеспечения застрахованных лиц страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.07.2017 по 31.12.2017;
4. правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд по установленному законодательством Российской Федерации тарифу с учетом установленной скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения за период с 01.01.2015 по 31.12.2017.
При проверке правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством были выявлены нарушения:
1) п.2 ч.1 ст.8 Закона N 255-ФЗ: заявителем в июле 2016 г. пособие Соловьеву Д.Н. по листку нетрудоспособности N 220736582081 исчислено и выплачено из среднего заработка, следовало из МРОТ. Размер излишне выплаченного пособия составил 377,37 руб. (за счет средств заявителя - 0 руб., за счет средств Фонда - 377,37 руб.);
2) ч.3 ст.6 Закона N 255-ФЗ: заявителем пособие по временной нетрудоспособности начислено и выплачено работнику-инвалиду Головащенко Г.Ю. более чем за четыре месяца подряд или пять месяцев в календарном году. Размер излишне выплаченного пособия составил 126.155,62 руб. (за счет средств заявителя - 8213,00 руб., за счет средств Фонда - 117.942,62 руб.).
По результатам данной проверки директором филиала N 3 регионального отделения 08.02.2019 г. принято решение N 14 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 118.319,99 руб. (далее - решение N 14), в соответствии с которым заявителю предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 118.319,99 руб. в бухгалтерском учете, а также доплатить страховые взносы в сумме не принятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 118.319,99 руб.
При проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 установлено нарушение заявителем ч.1 ст.8 Закона N 212-ФЗ в виде занижения базы для начисления страховых взносов на сумму 126.532,99 руб. (выплаты работникам, произведенные с нарушением положений Закона N255-ФЗ, установленные актом проверки N270-р от 28.12.2018).
В связи с этим, заявителю по акту проверки N 270-д от 28.12.2018 произведено начисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 в сумме 3.669,45 руб. (126.532,99 руб. х 2,9%), штрафа за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы в размере 733,89 руб. (ч.1 ст.47 Закона N 212-ФЗ), а также пени за несвоевременное перечисление страховых взносов в сумме 2025,95 руб. (ст. 25 Закона N 212-ФЗ).
По результатам рассмотрения материалов проверки директором филиала N 3 регионального отделения 08.02.2019 вынесено решение N 10 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - решение N 10), в соответствии с которым заявителю предложено перечислить в добровольном порядке: страховые взносы в сумме 3.669,45 руб., пени в сумме 2025,95 руб. и штраф в сумме 733,89 руб.
В ходе проверки полноты и достоверности сведений, представленных в Фонд для обеспечения застрахованных лиц страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.07.2017 по 31.12.2017, установлено, что заявителем при направлении в филиал N 3 регионального отделения в электронном виде реестров для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Головащенко Г.Ю. не предоставлены сведения о наличии у данного застрахованного лица инвалидности (не указан код "45"). В связи с чем назначение и выплата пособий Головащенко Г.Ю. за период с 01.07.2017 по 31.12.2017 производилась филиалом N 3 регионального отделения в нарушение ч.3 ст.6 Закона N 255-ФЗ.
Всего филиалом N 3 регионального отделения необоснованно назначены Головащенко Г.Ю. пособия по временной нетрудоспособности в сумме 46.130,34 руб.
При проверке обоснованности выдачи, продления и оформления вышеназванных листков нетрудоспособности лечебно-профилактическими учреждениями Головащенко Г.Ю., проведённой региональным отделением, выявлены нарушения по листкам нетрудоспособности N 264242475663 (выдан ООО СПДЦ "Биотерм") за период с 27.09.2017 по 02.10.2017 и N 273537884124 (выдан ООО "Исида") за период с 10.12.2017 по 22.12.2017.
По данным нарушениям ООО СПДЦ "Биотерм" и ООО "Исида" добровольно возместили региональному отделению излишне понесенные расходы в размере 4423,60 руб.
Таким образом, сумма расходов, излишне понесённых региональным отделением в связи с недостоверностью представленных заявителем сведений составила 41.706,74 руб. (46130,34 руб. - 4423,60 руб.; акт проверки N 270-ПДС от 28.12.2018).
По результатам рассмотрения материалов данной выездной проверки 08.02.2019 директором филиала N 3 регионального отделения вынесено решение N 8-ПДС о возмещении излишне понесённых расходов (далее - решение N8-ПДС), в соответствии с которым заявителю предложено перечислить в добровольном порядке расходы, излишне понесённые территориальным органом Фонда социального страхования в связи с неполнотой или недостоверностью представленных страхователем сведений, в сумме 41706,74 руб. на счёт страховщика.
При проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд по установленному законодательством Российской Федерации тарифу с учетом установленной скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 установлено нарушение заявителем п.1 ст.20.1 Закона N 125-ФЗ в виде занижения базы для начисления страховых взносов на сумму 151.157,87 руб. (выплаты работникам, произведенные с нарушением положений Закона N255-ФЗ, акты проверок N270-р и N270-ПДС от 28.12.2018).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 22.12.2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний" страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организациями любых организационно-правовых форм в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы уплачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов, установленных ст. 1 Федерального закона N 179-ФЗ.
В связи с этим заявителю дополнительно начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 363,38 руб. ((150.780,50 руб. х 60% х 0,4%) + (377,37 руб. х 0,4%)).
Кроме того, в соответствии со ст.26.29 Закона N 125-ФЗ заявителю начислен штраф за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы в размере 72,68 руб. (363,38 руб. х 20%), а также на основании ст.26.11 Закона N 125-ФЗ пени в сумме 35,32 руб. (акт проверки N 270 н/с от 28.12.2018).
По результатам рассмотрения материалов данной выездной проверки директором филиала N 3 регионального отделения 08.02.2019 г. вынесено решение N 22 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - решение N 22), в соответствии с которым заявителю предложено перечислить в добровольном порядке: страховые взносы в сумме 363,38 руб., пени в сумме 35,32 руб. и штраф в сумме 72,68 руб.
Не согласившись с решениями N 14, N 10, N 8-ПДС и N 22, ОАО "Комбинат "Русский хлеб" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Законом N 255-ФЗ, являются застрахованными лицами (ч.2 ст.2 Закона N 255-ФЗ).
Основанием для назначения застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (ч.5 ст.13 Закона N 255-ФЗ).
До 01.07.2017 на территории Алтайского края пособия обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством назначались и выплачивались застрахованным лицам страхователями - работодателями в счет уплаты страховых взносов в Фонд (ст. 4.6, ст.15 Закона N 255-ФЗ), с 01.07.2017 назначение и выплату указанных пособий производит Фонд.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение N 294).
В силу п.2 Положения N 294 при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия.
В свою очередь страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия (п.3 Положения N 294).
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в сроки, установленные п.3 настоящего Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (далее - реестр сведений), в электронной форме по форматам, установленным Фондом (п.4 Положения N 294).
Формы реестров сведений и Порядки их заполнения утверждены Приказом Фонда от 15.06.2012 N 223 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и Порядков их заполнения" (далее - Приказ N 223).
После получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (в полном объеме), либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий (п.8 Положения N 294).
При этом в силу п.6 Положения N 294 пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности также назначается и выплачивается работодателем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4 дня территориальным органом Фонда за счет средств бюджета Фонда.
Согласно ч.1 ст.6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Частью ч.3 ст.6 Закона N 255-ФЗ установлено, что застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более 4-х месяцев подряд или 5 месяцев в календарном году.
Данная норма устанавливает два ограничения выплаты пособия по временной нетрудоспособности: не более четырех месяцев подряд и не более пяти месяцев в календарном году. Поскольку эти два условия разделены союзом "или", а не соединены союзом "и", достаточно соблюдения одного из установленных статьей лимитов.
Таким образом, в течение одного календарного года лицо, признанное в установленном порядке инвалидом, имеет право на оплату листка нетрудоспособности не более чем за пять месяцев в год или за четыре месяца подряд.
При этом на следующий календарный год максимальный срок оплаты листка нетрудоспособности начинает течь заново.
До 01.07.2017 во исполнение данной нормы и на основании п.66 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, при заполнении страхователями-работодателями Алтайского края раздела литка нетрудоспособности "ЗАПОЛНЯЕТСЯ РАБОТОДАТЕЛЕМ" в строке "Условия исчисления" следовало указывать соответствующий двухзначный код (при необходимости несколько кодов): 45 - если застрахованное лицо имеет инвалидность; 49 - если продолжительность заболевания превышает 4 месяца подряд (для лиц, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая); 50 - если продолжительность заболевания превышает 5 месяцев в календарном году (для лиц, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая).
С 01.01.2017 в соответствии с п.2.17 и п.2.19 Приложения N 2 к Приказу N 223, страхователи-работодатели Алтайского края в направляемых в электронной форме в территориальный орган Фонда реестрах сведений для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности должны: в столбце "Условия исчисления пособий" проставлять код "45", указывающий на наличие у застрахованного лица инвалидности; в столбце "Причитается пособие за период" указывать дату начала и окончания периода временной нетрудоспособности, подлежащего оплате за счет средств Фонда.
Как следует из информации ФКУ "Главное бюро МСЭ по Алтайскому краю" Минтруда России от 09.06.2018 N 11411/2018, Головащенко Галина Юрьевна, 08.01.1966 года рождения, впервые освидетельствована Барнаульской городской ВТЭК 21.11-26.12.1990, ей была установлена 2 группа инвалидности на срок до 01.12.1991.
При прохождении очередных переосвидетельствований 13.11.1991, 11.11.1992, 10.11.1993 Головащенко Г.Ю. также определялась 2 группа инвалидности сроком на 1 год.
12.04.1994 она была освидетельствована барнаульской городской ВТЭК с установлением 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, т.е. бессрочно.
Материалами дела установлено, что Головащенко Г.Ю. принята Обществом на работу 03.07.2003, в период с 09.08.2011 по 30.07.2018 ни одного дня трудовые обязанности не исполняла ввиду длительной и непрерывной нетрудоспособности, уволена приказом Общества N 471-к от 30.07.2018 на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ.
В листках нетрудоспособности N N 154220770078, 154221367061, 178390473088, 178349255463, 178447913895, 178493440882, 178493299212, 177975098460, 178397829655, 190812171950, 190812502431, 190812856295, 210680622011, 220729382583, 220085323136, 210720513211, 210720642455, 220775349785, 230941161821, 230941181820, 220775659514, 220775773085, 231058120516, 231011962596, 238454904786, 230983990283, 231062897871, 254591267013, 254535659985, 246628795928, по которым в 2015-2017 годы начисление и выплата пособий Головащенко Г.Ю. производились непосредственно Обществом, коды 45, 49, 50 в строке "Условия исчисления" раздела "ЗАПОЛНЯЕТСЯ РАБОТОДАТЕЛЕМ" Обществом не проставлены.
Направленные Обществом в электронном виде в Фонд 12.09.2017, 02.10.2017, 07.11.2017, 01.12.2017 и 25.12.2017 реестры сведений в отношении Головащенко Г.Ю. не содержат отметки о наличии у застрахованного лица инвалидности, а также ограничения периода, подлежащего оплате за счет средств Фонда.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлено, что в 2015-2017 годы Обществом и Фондом (на основании реестров Общества, направленных Фонду в электронной форме) пособия по временной нетрудоспособности Головащенко Г.Ю. назначались и выплачивались за весь период освобождения её от работы - без ограничения периодом не более 4-х месяцев подряд в календарном году.
Факт начисления и выплаты пособий Головащенко Г.Ю. за пределами ограничительного периода, установленного ч.3 ст.6 Закона N 255-ФЗ, Обществом не опровергнут и не оспорен.
Непрерывные четыре месяца нетрудоспособности Головащенко Г.Ю. в 2015-2017 годы истекали 30 апреля каждого календарного года, и в силу ч.3 ст.6 Закона N 255-ФЗ за периоды с 01.05.2015 и по 31.12.2015, с 01.05.2016 и по 31.12.2016, с 01.05.2017 по 31.12.2017 пособие по временной нетрудоспособности начислено и выплачено ей необоснованно.
Также неправомерно Обществом в феврале 2015 года Головащенко Г.Ю. выплачено пособие по листкам нетрудоспособности N 154220770078 за период с 29.11.2014 по 26.12.2014 и N 154221367061 за период с 27.12.2014 по 31.12.2014, поскольку непрерывные 4 месяца в 2014 году для выплаты пособий истекли 30.04.2014.
Всего в нарушение ч.3 ст.6 Закона N 255-ФЗ в 2015-2017 годы Головащенко Г.Ю. начислено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности в размере 196.910,84 руб., из них непосредственно Обществом - 150.780,50 руб., Фондом - 46.130,34 руб. (включая НДФЛ в сумме 5997,00 руб.).
Статьей 11 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ.
В соответствии с п.10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что Фондом правомерно вынесены в отношении Общества решение N 14 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных Головащенко Г.Ю. в сумме 117.942,62 руб., и решение N 8-пдс о возмещении излишне понесенных Фондом расходов на выплату Головащенко Г.Ю. пособий в сумме 41706,74 руб., в связи с неполнотой или недостоверностью представленных страхователем сведений.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы общества о его неосведомленности о наличии у Головащенко Г.Ю. инвалидности, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, указанные доводы не освобождают общество от последствий необоснованного начисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности работающему инвалиду. При этом нормы ч.3 ст.6 Закона N 255-ФЗ императивно устанавливают период выплаты пособия по временной нетрудоспособности работающего инвалида.
Обоснованно отклонены судом первой инстанции доводы общества о том, что на него не может быть возложена ответственность за недостоверность представленных сведений в отношении Головащенко Г.Ю., поскольку она скрыла информацию об установленной ей инвалидности и неоднократно подтверждала ее отсутствие, поскольку согласно ч.4 ст.15 Закона N 255-ФЗ, суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
В соответствии с ч.1 ст.15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Материалами дела факт счетной ошибки при начислении и выплате пособий Головащенко Г.Ю. не установлен. Суммы выплаченного Головащенко Г.Ю. пособия по временной нетрудоспособности Обществом не оспариваются.
Безусловных доказательств в подтверждение сокрытия Головащенко Г.Ю. информации об установленной ей бессрочно инвалидности в соответствии со ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ Обществом не представлено.
Суд первой инстанции правомерно отнесся критически к представленным Обществом в материалы дела письменным обязательствам Головащенко Г.Ю. о предоставлении достоверной информации от 03.07.2003, от 05.11.2004, от 01.03.2005, от 27.11.2008, от 13.05.2009 (далее - обязательства Головащенко Г.Ю.), согласно п.3 которых она заявляет и гарантирует, что не имеет какой-либо группы инвалидности.
Так, в материалах дела имеются письменные пояснения главного специалиста-ревизора отдела проверок Дисикуевой Я.Е., проводившей выездную проверку Общества, согласно которым обязательства Головащенко Г.Ю. Обществом ни в ходе проверки, ни на стадии подачи возражений на акты проверки, ни при рассмотрении материалов проверки (при непосредственном участии представителей Общества) не предоставлялись.
Исходя из содержания обязательств Головащенко Г.Ю., в них содержатся её паспортные данные - серия 0103 номер 512277 выдан ОВД Железнодорожного района г.Барнаула, которые с 03.07.2003 и по 13.05.2009 остались неизменны.
Вместе с тем, по информации Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Алтайскому краю от 12.06.2019 N 44/9727 отделом внутренних дел Железнодорожного района г.Барнаула 26.09.2003 Головащенко Г.Ю., 08.01.1966г.р., был выдан новый паспорт серии 0104 N 036907.
Доводы Общества о том, что ему не было известно о новом паспорте Головащенко Г.Ю. и обязательства в части паспортных данных заполнялись работниками Общества на основании данных её трудового договора, отклоняются судом, поскольку в личной карточке Головащенко Г.Ю. унифицированной формы Т2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 г. N 1, представленной Обществом Фонду в ходе проверки, содержатся паспортные данные, указанные в информации Управления по вопросам миграции ГУ МВД Росси по Алтайскому краю.
Как следует из объяснительной Головащенко Г.Ю. от 27.07.2018, она не предоставляла информацию о своей инвалидности в связи с тем, что не понимала, что эта информация может иметь какое-либо значение для оформления трудовых отношений.
Аналогичные пояснения ею даны в отзыве от 26.07.2019 на заявление Общества. Также в отзыве Головащенко Г.Ю. указывает, что ей никто не пояснял, что существуют ограничения по выплате пособия по временной нетрудоспособности при наличии инвалидности, она же юридическими познаниями не обладает. Обязательства о предоставлении достоверной информации подписывал каждый работник, она полагала, что эта процедура является формальной.
В материалах дела имеется копия листа ознакомления Головащенко Г.Ю. с локальными нормативными актами Общества, согласно которому Головащенко Г.Ю. была ознакомлена со всеми локальными нормативными актами Общества, изданными в период с 31.05.2005 по 28.07.2011, задолго до их разработки и подписания - 03.07.2003 (в день своего трудоустройства).
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не принял обязательства Головащенко Г.Ю. в подтверждение её недобросовестности и сокрытия информации об инвалидности.
Согласно ч.2 ст.15.1 Закона N 255-ФЗ, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п.16 Положения N 294 расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством РФ.
Материалами дела подтверждается факт выплаты Обществом застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности за пределами ограничительного периода, установленного ч.3 ст.6 Закона N 255-ФЗ, а также факт предоставления Обществом недостоверных сведений Фонду в электронных реестрах, в которых отсутствовали соответствующие код и ограничительный период оплаты пособия за счет средств Фонда.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно указал на то, что по смыслу ч.4 ст.15, ст.15.1 Закона N 255-ФЗ, виновным лицом по отношению к Фонду в рассматриваемом случае является Общество, а не застрахованное лицо.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Общества о том, что у Фонда имелись сведения об инвалидности застрахованного лица и обязан был сообщить об этом Обществу, в том числе в целях проставления в ее листках нетрудоспособности и электронных реестрах, направляемых в Фонд, соответствующих кодов.
В соответствии с ч.1 ст.5.1 Закона N 181-ФЗ федеральный реестр инвалидов является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч.5 ст.5.1 Закона N 181-ФЗ сведения, подлежащие включению в федеральный реестр инвалидов, представляются не только Фондом социального страхования Российской Федерации, но и Пенсионным фондом Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющими государственные услуги инвалидам, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и иными организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг инвалидам.
Формирование, ведение федерального реестра инвалидов, использование содержащихся в нем сведений, в том числе установление формы и сроков представления в этот реестр сведений, осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ (ч.7 ст.5.1 Закона N 181-ФЗ).
Согласно п.8 Правил формирования и ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений (утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 N 674) и раздела II Состава предоставляемых поставщиками информации сведений для включения в федеральный реестр инвалидов (утв. приказом Минтруда России от 29.12.2016 N 843н), сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты) предоставляются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В силу вышеперечисленных норм Фонд не является поставщиком сведений об инвалидности в федеральный реестр инвалидов.
Положениями Закона N 255-ФЗ Фонд не наделен обязанностью сообщать страхователям сведения об установлении инвалидности застрахованным лицам, тогда как страхователи должны владеть данной информацией и учитывать её при назначении пособий по временной нетрудоспособности, а также сообщать об этом в территориальные подразделения Фонда при направлении документов (сведений) для назначения пособий в соответствии с Положением N 294.
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов (ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ст.26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
В нарушение ч.1 ст.18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и подп.2 п.2 ст.17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ перечисление страховых взносов производилось Обществом в проверяемом периоде несвоевременно, что влечет начисление пени в порядке ст.25 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ и ст.26.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
При таких обстоятельствах, исходя из статей 65, 71,198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции законно и обоснованно не усмотрел оснований для признания оспариваемых решений несоответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающими права заявителя.
В силу принципа состязательности арбитражного процесса (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) заявитель в случае, если заинтересованным лицом доказано определенное обстоятельство, вправе опровергать доводы процессуального оппонента путем представления собственных доказательств.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами (части 1, 2, 4 статьи 71 АПК РФ).
Вопреки утверждению заявителя апелляционной жалобы, в обжалуемом судебном акте суд первой инстанции в полной мере исполнил процессуальные требования по оценке доказательств, указав выводы, на основании которых он удовлетворил исковые требования, а также мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.10.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3129/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Комбинат "Русский хлеб" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Комбинат "Русский хлеб" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 4500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 99998 от 18.11.2019.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3129/2019
Истец: ОАО "Комбинат "Русский хлеб"
Ответчик: ГУ-Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Головащенко Галина Юрьевна