город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2020 г. |
дело N А32-37495/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.,
судей Николаева Д.В., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лавриновой Т.Г.
при участии:
от МИФНС N 2 по Краснодарскому краю: представители Ефимкин С.А. по доверенности от 22.10.2019; Карпов В.Г. по доверенности от 17.12.2018;
от УФНС по Краснодарскому краю: представитель Карпов В.Г. по доверенности от 05.06.2018;
от ООО "Вега-Д": представитель Семенова И.Р. по доверенности от 20.09.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вега-Д" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2019 по делу N А32-37495/2019 по заявлению обществу с ограниченной ответственностью "Вега-Д" к УФНС по Краснодарскому краю, МИФНС России N 2 по Краснодарскому краю о признании незаконным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вега-Д" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к УФНС по Краснодарскому краю, г. Краснодар, МИФНС России N 2 по Краснодарскому краю о признании решения N 10-1-25-02 от 15.03.2019 недействительным.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2019 по делу N А32-37495/2019 ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований удовлетворено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2019 по делу N А32-37495/2019, общество с ограниченной ответственностью "Вега-Д" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в соответствии с Письмом Минфина РФ от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138, разъяснения, направляемые Минфином России ФНС России, не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов. Письма носят рекомендательный характер и не являются препятствием для налоговых органов, налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов к руководству нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки Минфина. Податель жалобы указывает, что все необходимые документы от иностранных организаций имеющих фактическое право на получение соответствующего дохода, получены и предоставлены в налоговый орган.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС России N 2 по Краснодарскому краю просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2019 по делу N А32-37495/2019 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России N 2 по Краснодарскому краю N 10-1-19-03 от 05.04.2018 в ООО "Вега-Д" проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт N 10-1-20-01 от 21.01.2019 и вынесено решение N 10-1-25-02 от 15.03.2019 о привлечении ООО "Вега-Д" к ответственности за совершение налогового правонарушения (решение получено 22.03.2019).
Решением УФНС по Краснодарскому краю N 22-12-581 от 05.06.2019 в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Вега-Д", поданной на вышеуказанное решение, отказано (решение получено 11.06.2019).
По результатам проверки установлена неуплата налогов и сборов (недоимка), на которые налоговым органом предлагается начислить пени и привлечь ООО "Вега-Д" к налоговой ответственности, а также предложено ООО "Вега-Д":
а) уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость: за 2 квартал 2017 года в сумме 161 301 руб.;
б) уменьшить убытки от финансово - хозяйственной деятельности за 2016 год в сумме 3 378 922 руб. (Concord Enternational Limited); за 2017 год в сумме 6 193 822 руб. (Concord Enternational Limited).
Так, из акта и решения проверки следует, что налоговым органом установлена неуплата (не полная уплата) налога на прибыль иностранных юридических лиц с выплаченных иностранному лицу доходов в виде дивидендов в сумме 6 422 056 руб. (TAD Enterprises Ltd) и пени в сумме 1 966 452 руб., а также неуплата (не полная уплата) налога на прибыль иностранных юридических лиц с доходов, полученных в виде процентов в сумме 7 656 090 руб. (Concord Enternational Limited), и пени в сумме 1 883 291 руб.
Заявитель не согласен с выводами, установленными актом проверки, по следующим основаниям.
ООО "Вега-Д" в рамках проведения проверки предоставлены следующие документы:
сертификат, выданный Регистрационной палатой 14.11.2000 (перевод с английского языка на русский язык от 03.02.2014 N 92/24 Союз "Ейская межрайонная торгово-промышленная палата"), в котором регистратор компаний в Англии и Уэльса Джонатан М. Пикен 28.01.2014 удостоверяет регистрацию иностранной компании TAD Enterprises Ltd в Соединенном Королевстве Великобритании;
письмо, выданное в Регистрационной палате 18.04.2018 (на английском языке и перевод с английского языка на русский язык от 23.04.2018 N 04-02/3 Союз "Ейская межрайонная торгово-промышленная палата"), в котором государственный регистратор Англии и Уэльса П. Дьюгон подтверждает регистрацию закрытого акционерного общества 14.11.2000 в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, регистрирующий номер компании 04107254;
письмо, выданное в Регистрационной палате 10.04.2018 (на английском языке и перевод с английского языка на русский язык от 23.04.2018 N 04-02/1 Союз "Ейская межрайонная торгово-промышленная палата"), в котором государственный регистратор Англии и Уэльса П. Дьюгон подтверждает регистрацию закрытого акционерного общества Concord Enternational Limited 19.08.2004 в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, регистрирующий номер компании 5209813;
письмо от 19.05.2017 года, выданное Вильям Стургес ЛЛП (перевод с английского языка на русский от 23.04.2018 N 04-02/4, N 04-02/5, N 04-02/6, N 04-02/7 Союз "Ейская межрайонная торгово-промышленная палата"), которое свидетельствует о верности копий налоговой декларации за период с 01 сентября 2015 года по 31 августа 2016 года.
Анализируя представленные документы, налоговый орган пришел к выводу, что они не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 312 НК РФ, поскольку выданы некомпетентным органом в целях налогообложения, ссылаясь на письма Минфина ФНС России от 15.07.2015 N 03-08-13/40642, от 14.01.2014 N ОА-4-13/232@, от 25.02.2016 N ОА-4-17/3030@, от 19.12.2011 N 03-08-05, от 21.08.2008 N 03-08-05/1, от 16.05.2008 N 03-08-05, согласно которым разъяснено содержание документов, а также, что в выдаваемом документе указанный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы.
Вышеперечисленные выводы о несоответствии предоставленных документов заявитель считает ошибочными не соответствующими нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что рассмотрение акта проверки и других материалов налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом письменных возражений по указанному акту, завершается вынесением решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности.
Пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, вправе представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части.
В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол.
Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
По настоящему делу суд не установил обстоятельств, свидетельствующих о нарушении процедуры проведения и рассмотрения материалов налоговой проверки.
Ознакомившись с доводами, указанными в заявлении и материалами, представленными к рассмотрению, судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, МИФНС России N 2 по г. Краснодару (далее - налоговый орган / инспекция) проведена выездная налоговая проверка ООО "Вега-Д" по вопросам правильности исчисления и полноты уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2016 по 31.12.2017.
По результатам выездной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 21.01.2019 N 10-1-20-01 и вынесено решение от 15.03.2018 N 10-1-25-02 о привлечении ООО "Вега-Д" к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общем размере 518 388, 30 рублей.
Кроме того, заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль иностранных юридических лиц с выплаченных иностранному лицу доходов в виде дивидендов, процентов в общем размере 14 078 146 руб., а также пени в общей сумме 3 855 659 руб.; уменьшить убытки от финансово - хозяйственной деятельности: за 2016 год в сумме -3 378 922 руб., за 2017 год в сумме - 6 193 822 руб.; уменьшить и уплатить, предъявленный к возмещению из бюджета НДС за 2 квартал 2017 года в сумме 161 301 руб.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 05.06.2019 года N 24-12-581 оспариваемое решение инспекции от 15.03.2019 N 10-1-25-02 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.
Как следует из материалов выездной налоговой проверки, между ООО "Вега-Д" (заемщик) и иностранной компанией TAD Enterprises Ltd, (LONDON, United Kingdom) (заимодавец) заключены следующие договоры займа денежных средств:
N 3/10/12 от 03.10.2012 на предоставление денежных средств в общей сумме 2000000 (два миллиона) долларов США (840) (сроком на 5 лет), с процентной ставкой 6.5 % годовых;
N 14/12 от 14.12.2012 на предоставление денежных средств в общей сумме 5000000 (пять миллионов) долларов США (840) (сроком на 5 лет), с процентной ставкой 6.5 % годовых.
При этом, заимодавец - TAD Enterprises Ltd (LONDON, United Kingdom) владеет 95.94 % уставного капитала OOO "Вега-Д".
Пунктами 1 и 2 статьи 105.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях Налогового кодекса Российской Федерации доля участия лица в организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия этого лица в организации.
Долей прямого участия лица в организации признается непосредственно принадлежащая такому лицу доля голосующих акций этой организации или непосредственно принадлежащая такому лицу доля в уставном (складочном) капитале (фонде) этой организации, а в случае невозможности определения таких долей - непосредственно принадлежащая такому лицу, являющемуся участником этой организации, доля, определяемая пропорционально общему количеству участников этой организации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 265 и пункту 1 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации в состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией, в том числе расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, под которыми понимаются кредиты, товарные или коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 269 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи ограничения размера списываемых в состав внереализационных расходов процентов, начисленных по долговым обязательствам перед иностранной организацией (контролируемая задолженность перед иностранной организацией) Российская организация налогоплательщик имеет задолженность по долговым обязательствам перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентов уставного (складочного) капитала этой российской организацией;
При этом данная задолженность более чем в 3 раза должна превышать разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика (собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового) периода.
Таким образом, особый порядок расчета предельного размера процентов, установленный пунктами 2 - 4 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется при одновременном выполнении двух условий: задолженность по долговому обязательству является контролируемой и размер этой контролируемой задолженности более чем в 3 раза (для банков и организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает собственный капитал организации на последнее число отчетного (налогового) периода.
Задолженность признается контролируемой, если иностранная компания, которая прямо или косвенно владеет более чем 20 % уставного (складочного) капитала организации, или российская организация, которая является аффилированным лицом такой иностранной компании, выступает в качестве кредитора по соответствующему долговому обязательству, либо поручителя, гаранта или иного лица, которое обязалось обеспечить исполнение соответствующего долгового обязательства.
Как установлено налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки задолженность на 01.01.2016 перед иностранным кредитором - TAD Enterprises Ltd, (Великобритания), имеющим 95.94 % долю в уставном капитале Общества, составляла 5 602 586,50 долларов США, в связи с чем указанная задолженность является контролируемой (пункт 2 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если размер контролируемой задолженности налогоплательщика более чем в 3 раза превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств этого налогоплательщика (далее в настоящей статье - собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов этого налогоплательщика, применяются правила, установленные пунктами 4 - 6 настоящей статьи. При определении размера контролируемой задолженности налогоплательщика в целях настоящей статьи учитываются суммы контролируемой задолженности, возникшей по всем обязательствам этого налогоплательщика, указанным в п. 2 настоящей статьи, в совокупности.
В силу пункта 4 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности исчисляется налогоплательщиком на последнее число каждого отчетного (налогового) периода путем деления суммы процентов, начисленных этим налогоплательщиком в каждом отчетном (налоговом) периоде по контролируемой задолженности, на коэффициент капитализации, рассчитываемый на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода. При этом в случае изменения коэффициента капитализации в последующем отчетном периоде или по итогам налогового периода по сравнению с предыдущими отчетными периодами предельный размер процентов, подлежащих включению в состав расходов, по контролируемой задолженности за предыдущий отчетный период изменению не подлежит.
Коэффициент капитализации в целях настоящей статьи определяется путем деления величины соответствующей непогашенной контролируемой задолженности на величину собственного капитала, соответствующего доле участия взаимозависимого иностранного лица, указанного в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в российской организации, и деления полученного результата на 3.
При определении величины собственного капитала не учитываются суммы долговых обязательств в виде задолженности по налогам и сборам, включая текущую задолженность по уплате налогов и сборов, суммы отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита.
Инспекция, при определении величины чистых активов общества руководствовалась Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29.01.2003 N 10н/03-6/пз, Порядком определения стоимости чистых активов, утвержденным Приказом Минфина России от 28.08.14 г. N 84н, а также требованиями статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным пунктом 2 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если величина собственного капитала общества отрицательна либо равна нулю, проценты по контролируемой задолженности в составе расходов данного периода не учитываются, а в полном объеме приравниваются в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации.
На основании имеющихся в материалах проверки регистров бухгалтерского учета (главная книга и оборотно-сальдовые ведомости за 2016 год) инспекция пришла к выводу о том, что величина собственного капитала Общества на последний день каждого отчетного (налогового) периода в течение 2016 года имеет отрицательное значение, в связи, с чем расчет коэффициента капитализации произвести невозможно, и соответственно, проценты по заемным средствам в составе расходов по налогу на прибыль организаций не учитываются.
Из материалов проверки усматривается, что между обществом и иностранной компанией TAD Enterprise ltd (Великобритания), заключены в 2012 году договоры займов, в рамках которых в 2016 году производились выплаты процентов в адрес иностранной организации. Выплаченные проценты в сумме 609 276,39 долларов США учитывались обществом в составе внереализационных расходов.
Вместе с тем, обществом в 2017 году поданы уточнённые налоговые декларации за 2016 год по налогу на прибыль организации, согласно которым Общество самостоятельно уменьшило сумму внереализационных расходов на сумму начисленных в 2016 году процентов по договорам займа. Вместе с тем, указанная сумма отражена в Расчёте "О суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов" за 2016 год.
В представленном уточненном расчете налоговая ставка отражена в размере 0 %. В качестве обоснования применения нулевой ставки указана статья 11 Конвенции "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества", заключённой между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии" от 15 февраля 1994 года (далее - Конвенция).
По требованию инспекции обществом в отношении иностранной компании TAD Enterprises Ltd представлены документы, подтверждающие применение налоговой ставки в размере 0 %:
сертификат, выданный Регистрационной палатой 14.11.2000 (перевод с английского языка на русский язык от 03.02.2014 года N 92/24 Союз "Ейская межрайонная торгово-промышленная палата"), в котором регистратор компаний в Англии и Уэльса Джонатан М. Пикен 28.01.2014 удостоверяет регистрацию иностранной компании TAD Enterprises Ltd в Соединенном Королевстве Великобритании;
письмо, выданное в Регистрационной палате 18.04.2018 (на английском языке и перевод с английского языка на русский язык от 23.04.2018 года N 04-02/3 Союз "Ейская межрайонная торгово-промышленная палата"), в котором государственный регистратор Англии и Уэльса П. Дьюгон подтверждает регистрацию закрытого акционерного общества 14.11.2000 в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, регистрирующий номер компании 04107254.
Согласно пункту 1 статьи 43 Налогового кодекса Российской Федерации, дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации установлен приоритет правил и норм международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Налогового кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
Согласно пункту 2 статьи 10 Конвенции дивиденды могут облагаться налогами в том договаривающемся государстве, лицом с постоянным местопребыванием в котором является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого государства, но если получатель фактически имеет право на дивиденды и подлежит налогообложению в отношении дивидендов в этом другом договаривающемся государстве, взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10 процентов валовой суммы дивидендов.
Пунктом 3 статьи 10 Конвенции определено, что употребляемый в данной статье термин "дивиденды" означает доходы от акций или других прав, которые не являются долговыми требованиями, дающих право на участие в прибылях, а также доходы от других корпоративных прав, приравненных в отношении налогообложения к доходам от акций в соответствии с законодательством государства, в котором компания, распределяющая прибыль, имеет постоянное местопребывание, а также включает любой другой доход (иной, чем проценты, освобождаемые от налога в соответствии со статьей 11 Конвенции), который по законодательству договаривающегося государства, лицом с постоянным местопребыванием в котором является компания, выплачивающая дивиденды, рассматривается как дивиденды или распределяемая прибыль компании.
При этом в пункте 5 статьи 11 Конвенции определено, что проценты могут быть рассмотрены в качестве дивидендов или распределяемой прибыли компании, выплачивающей такие проценты, в случае выплат лицу с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве с долей прямого или косвенного участия в размере, превышающем 50 процентов.
Таким образом, при переквалификации на основании пунктов 2-4 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации положительной разницы между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с установленным названной нормой Налогового кодекса Российской Федерации порядком, в дивиденды, уплаченные иностранной компании, в отношении которой существует контролируемая задолженность, такие дивиденды подлежат обложению налогом исходя из ставки, установленной в пункте 2 статьи 10 Конвенции.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в статье 309 Налогового кодекса Российской Федерации, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
При предоставлении иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
Несоблюдение условий освобождения от налогообложения доходов, выплаченных иностранной организации из источников в Российской Федерации, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации, обязывает общество как налогового агента произвести удержание суммы этого налога и ее перечисление в бюджет.
В силу пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый агент должен исчислить и уплатить в бюджет налог на прибыль с процентов, а также с той части процентов, которая признана дивидендами.
Пунктом 1 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации в валюте выплаты дохода.
В качестве должной налоговой ставки для удержания налога применяется ставка 15 процентов, по доходам, полученным иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме (подпункт 3 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2, пункта 4 статьи 287 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно письму Министерства Финансов РФ от 12.04.2012 N 03-08-05/1, Компетентным органом по подтверждению постоянного местонахождения резидентов Великобритании для целей применения Конвенции является Служба государственных доходов Ее Величества (НМ Revenue&Customs).
В Письме ФНС России от 25.02.2016 N ОА-4-17/3030@ указано, что документ, подтверждающий постоянное местопребывание лица в том или ином государстве, должен обязательно содержать:
наименование налогоплательщика;
период, за который подтверждается налоговый статус;
наименование международного соглашения об избежание двойного налогообложения;
подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа в иностранном государстве.
Сертификаты, подтверждающие статус налогоплательщика в качестве резидента соответствующей страны, подлежат апостилированию, если иное прямо не предусмотрено международным договором, регулирующим вопросы налогообложения.
На обязательность заверения официальных документов, подтверждающих местонахождение иностранной организации, в порядке, определяемом Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключённой в г. Гааге 05.10.1961, указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 N 990/05.
Таким образом, документы, оформленные с нарушением требований, не являются документами, подтверждающими постоянное местопребывание иностранных организаций для целей применения соответствующих международных договоров (соглашений) РФ, регулирующих вопросы налогообложения, при налогообложении доходов таких иностранных организаций у источника выплаты в РФ.
В связи с непредставлением ООО "Вега-Д" документов, подтверждающих постоянное местопребывание TAD Enterprise ltd на территории Великобритании, налоговым органом в соответствии с положениями статей 284, 287, 269, 309, 310, 312 Налогового кодекса Российской Федерации применена ставка 15 % в отношении выплаченных дивидендов TAD Enterprise ltd.
На основании вышеизложенного, инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что ООО "Вега-Д" не удержан и не перечислен в федеральный бюджет налог на прибыль иностранных юридических лиц с выплаченных иностранному лицу доходов в виде дивидендов в сумме 6 422 052 руб.
Также из представленных инспекцией материалов проверки следует, что между ООО "Вега-Д" (заемщик) и иностранной компанией Concord Enternational Limited (Великобритания) (заимодавец) в 2015-2016 годах заключены договоры займов на общую сумму 600 000 000 рублей. Срок исполнения 5 лет, процентная ставка 12,5% годовых.
Обществом в адрес иностранной компании в 2016 году перечислялись проценты за пользование заемными средствами в размере 38 280 448,55 рублей.
В представленном ООО "Вега-Д" уточненном расчете "О суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов" за 2016 год указана ставка в размере 0 %. В качестве обоснования указана статья 11 Конвенции.
По требованию налогового органа обществом в отношении иностранной компании Concord Enternational Limited представлены документы, подтверждающие применение налоговой ставки в размере 0%:
письмо (свидетельство), выданное в Регистрационной палате 10.04.2018 (представлено на бланке Союз "Ейская межрайонная торгово-промышленная палата" -перевод с английского языка на русский язык от 23.04.2018 N 04-02/1), в котором государственный регистратор Англии и Уэльса П. Дьюгон подтверждает, что в соответствии с документами, представленными по компании: "Компания N 5209813 Concord Enternational Limited зарегистрирована в соответствии с Законом об акционерных обществах 1985 как закрытое акционерное общество 19.08.2004. Директором компании является Нэнси Беннет (YIANGOS YIANGOU). Местонахождение зарегистрированного офиса: 7ДД СЕ 18 Соединенное Королевство, Англия, Лондон, Блумфилд роуд, Скулхаус ярд 15. Компания соответствует официальным требованиям и имеет по крайней мере 1 директора, которым является физическое лицо старше 16 лет. Компания со дня своей регистрации непрерывно продолжала существование и в настоящий момент (10.04.2018) Государственным регистратором не предпринимается никаких действий по исключению компании из реестра либо по прекращению деятельности из-за банкротства. Насколько известно Регистратору, компания не подлежит ликвидации либо назначению внешнего управляющего, и никакой распорядитель или управляющий имуществом компании не был назначен. Герб Регистрационной палаты. Печать с оттиском: Служба иностранных и Содружества Наций дел Лондон";
апостиль от 11.04.2018 N АРО-828409, подтверждающий подлинность подписи П. Дьюгон печати и штампа на прилагаемом документе, выданном государственным органом Великобритании, но не содержание документа;
письмо от 19.05.2017 (представлено на бланке Союз "Ейская межрайонная торгово-промышленная палата" - перевод с английского языка на русский язык от 23.04.2018 N 04-02/4), выданное Вильям Стургес ЛЛП (Товарищество с Ограниченной Ответственностью, зарегистрированное в Англии и Уэльсе, регистрационной N ОС363309, уполномоченный и подконтрольный Управлению по регулированию деятельности юристов, УРДЮ N 559491), который свидетельствует верность копий;
налоговая декларация в Налогово-таможенную службу Соединенного королевства за период с 01 сентября 2015 года по 31 августа 2016 года;
подтверждение подачи декларации о налоге на прибыль от 25.04.2017 года;
апостиль от 19.05.2017 N АРО-344092, подтверждающий подлинность подписи Джонатана М. Пикен печати и штампа на прилагаемом документе, выданном государственным органом Великобритании, но не содержание документа.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в статье 309 Налогового кодекса Российской Федерации, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
При предоставлении иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.
При этом нормами Налогового кодекса Российской Федерации не установлены содержательные критерии и формальные требования, согласно которым сертификаты, подтверждающие налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, используются российскими налоговыми агентами и налоговыми органами в целях исполнения международных договоров об избежании двойного налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Компетентный орган применительно к Соединенному Королевству является Служба внутренних доходов (подпункт "i" пункта 1 статьи 3 Конвенции, письмо от 12.04.2012 N 03-08-05/1).
В Письме ФНС России от 25.02.2016 N ОА-4-17/3030@ указано, что документ, подтверждающий постоянное местопребывание лица в том или ином государстве, должен обязательно содержать:
наименование налогоплательщика;
период, за который подтверждается налоговый статус;
наименование международного соглашения об избежание двойного налогообложения;
подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа в иностранном государстве.
Сертификаты, подтверждающие статус налогоплательщика в качестве резидента соответствующей страны, подлежат апостилированию, если иное прямо не предусмотрено международным договором, регулирующим вопросы налогообложения.
На обязательность заверения официальных документов, подтверждающих местонахождение иностранной организации, в порядке, определяемом Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключённой в г. Гааге 05.10.1961, указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 N 990/05.
Таким образом, документы, оформленные с нарушением требований, не являются документами, подтверждающими постоянное местопребывание иностранных организаций для целей применения соответствующих международных договоров (соглашений) РФ, регулирующих вопросы налогообложения, при налогообложении доходов таких иностранных организаций у источника выплаты в РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации налог с доходов в виде процентного дохода от долговых обязательств российских организаций исчисляется по ставке 20 процентов.
В связи с непредставлением ООО "Вега-Д" в ходе выездной налоговой проверки, а также с апелляционной жалобой документов, подтверждающих постоянное местопребывание Concord Enternational Limited на территории Великобритании, налоговым органом в соответствии с положениями статей 284, 287, 309, 310, 312 Налогового кодекса Российской Федерации правомерно применена ставка 20 % в отношении выплаченных процентов Concord Enternational Limited.
На основании вышеизложенного, налоговый орган пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Вега-Д" не удержан и не перечислен в федеральный бюджет налог на прибыль иностранных юридических лиц с выплаченных иностранному лицу доходов в виде процентов в сумме 7 656 090 рублей.
Вышеизложенная правовая позиция согласуется с имеющейся судебной практикой, отраженной в постановлениях Арбитражного суда Уральского округа от 17.09.2015 по делу N А47/370/2015, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.07.2019 по делу N А32-155/2018, определении Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2019 по делу N 308-ЭС19-16981.
Судом первой инстанции отклонены доводы заявителя, как не основанные на верном толковании норм действующего законодательства, так и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, не свидетельствующие сами по себе о незаконности оспариваемого решения.
Таким образом, судом не установлено законных оснований для признания оспариваемого решения налогового органа недействительным, в связи с чем заявленные требования в являются необоснованными.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции обоснованно отказано.
При рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельств, предусмотренных статьями 109, 111 Налогового кодекса Российской Федерации, помимо установленных инспекцией и учтенных при принятии решения в соответствии со статьей 112, 114 НК РФ, апелляционным судом не установлено.
Доказанность самого факта налогового правонарушения свидетельствует о наличии в действиях общества вины в форме неосторожности.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.10.2019 по делу N А32-37495/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37495/2019
Истец: ООО Вега-Д
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС РФ N2, МИФНС N2 ПО КК, Управление ФНС по России по Краснодарскому краю, ФНС России Управлени по Краснодарскому краю