город Москва |
|
23 января 2020 г. |
дело N А40-206460/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента торговли и услуг г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2019
по делу N А40-206460/19, принятое судьей Аксеновой Е.А.
по заявлению ООО "Шефлера" (ОГРН 1027700149564)
к Департаменту торговли и услуг г. Москвы (ОГРН 1117746024076)
третье лицо: ИФНС России N 15 по г. Москве
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Румянцева С.А. по доверенности от 31.12.2019, Передельский П.В. - генеральный директор;
от заинтересованного лица - Свиридов А.С. по доверенности от 18.09.2019;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2019 признано незаконным решение Департамента торговли и услуг г. Москвы от 08.05.2019 N 23-01-20-282-ПЛ/Р об отказе в предоставлении государственной услуги и на Департамент торговли и услуг г. Москвы возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Шефлера" путем возврата излишне уплаченной государственной пошлины платежным поручением N 269 от 04.04.2019 в размере 130.00 руб. на расчетный счет ООО "Шефлера" в течение десяти дней с даты вступления решения в законную силу.
В качестве третьего лица в деле участвует ИФНС России N 15 по г. Москве.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица
поддержали свои доводы и возражения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 09.04.2019 ООО "Шефлера" обратилось в Департамент торговли и услуг города Москвы с заявлением о продлении сроком на два года действия лицензии N 77РПА0001081 от 18.03.2016 на розничную продажу алкогольной продукции в обособленном подразделении по адресу: Москва, ул. Яблочкова, д. 41, магазин "Продукты" (регистрационный N 71834).
Решением N 23-01-20-282-ПЛ/Р от 08.05.2019 Департамент торговли и услуг города Москвы отказал ООО "Шефлера" в представлении государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" по запросу (заявлению) ООО "Шефлера" о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 09.04.2019, в связи с наличием у него на первое число месяца (01.04.2019) не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о продлении срока действия лицензии (09.04.2019) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах, подтвержденной информацией, полученной через электронный сервис ФНС России с использованием региональной системы межведомственного электронного взаимодействия города Москвы.
Не согласившись с отказом в продлении срока действия лицензии, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о его оспаривании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Правоотношения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрена выдача лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции.
Пунктом 10 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлено, что лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Согласно п. 18 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ за предоставление лицензий на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 18 настоящего Федерального закона, продление срока действия таких лицензий и их переоформление уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с абз. 24 подп. 94, п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по предоставлению или продлению срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции государственная пошлина уплачивается в размере 65.000 руб. за каждый год срока действия лицензии.
За предоставление государственной услуги "Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" ООО "Шефлера" в адрес Департамента уплачена государственная пошлина в размере 130.000 руб. (платежное поручение N 269 от 04.04.2019).
Согласно п. 17 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа.
Подпунктом 3 п. 9 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ предусмотрено одно из оснований как для отказа в выдаче лицензии, так и для отказа в продлении срока ее действия: наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по запросу лицензирующего органа.
Таким образом, при вынесении решения об отказе в продлении срока лицензии законодатель отсылает к статье, устанавливающий общий порядок выдачи лицензии.
В силу ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ выдача соответствующей лицензии и ее продление подчинены единому нормативному порядку, формальные требования которого являются обязательными к реализации соискателем лицензии и лицензирующим органом.
Наличие у лица, обратившегося с заявлением о выдаче (продлении) лицензии, задолженности по любому виду платежа, подлежащего уплате в бюджетную систему Российской Федерации - налогу, сбору, страховому взносу, пени или штрафу, является достаточным основанием для отказа в ее выдаче (продлении).
При этом сумма задолженности и ее структура не имеют значения.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в случае несогласия заявителя с решением лицензирующего органа оно может быть обжаловано им в лицензирующий орган и (или) в суд.
Отказывая в продлении срока действия лицензии в оспариваемом решении Департамент сослался на наличие у ООО "Шефлера" задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафа на первое число месяца (01.04.2019) и непогашенную на дату поступления в лицензирующий орган заявления о продлении срока действия лицензии (09.04.2019) задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной информацией, полученной через электронный сервис ФНС России с использованием региональной системы межведомственного электронного взаимодействия города Москвы.
ООО "Шефлера" обратилось с запросом по месту налогового учета в ИФНС России N 15 по г. Москве за получением актуальных сведений о состоянии расчетов с бюджетом.
В ответ на указанный запрос, обществом получена справка об исполнении им обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов по состоянию на 01.04.2019, в соответствии с которой задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за ООО "Шефлера" не числилось.
Согласно предоставленной ИФНС России N 15 по г. Москве справке N 531260 по состоянию на 03.04.2019 ООО "Шефлера" не имело неисполненных обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
После отказа лицензирующего органа в продлении срока действия лицензии ООО "Шефлера" повторно обратилось в ИФНС России N 15 по г. Москве за предоставлением сведений о наличии/отсутствии задолженности по налогам, сборам и т.д.
20.05.2019 ИФНС России N 15 по г. Москве представлены справки об исполнении ООО "Шефлера" обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов N 126379 и N 126380, согласно которым ООО "Шефлера" не имело задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней, штрафов, процентов, как по состоянию на 01.04.2019., так и на 09.04.2019 (дата подачи заявления о продлении срока действия лицензии).
Таким образом, у ООО "Шефлера" фактически отсутствовала задолженность по уплате налогов, сборов, а так же пеней, штрафов, процентов как на первое число месяца (01.04.2019), так и на дату поступления в лицензирующий орган заявления о продлении срока действия лицензии (09.04.2019), что подтверждается справками налогового органа.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о несоответствии решения Департамента торговли и услуг города Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги N 23-01-20-282-ПЛ/Р от 08.05.2019 действующему законодательству и нарушении указанным решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с необходимостью продолжения предпринимательской деятельности, имея в виду, что срок действия лицензии N 77РПА0001081 от 18.03.2016 на розничную продажу алкогольной продукции в обособленном подразделении по адресу: Москва, ул. Яблочкова, д. 41, магазин "Продукты", истекал 02.07.2019, ООО "Шефлера" вынуждено повторно 31.05.2019 обратиться в Департамент с заявлением о продлении срока действия лицензии (регистрационный N 72558). При этом ООО "Шефлера" вновь уплачена государственная пошлина за совершение действий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции в сумме 130.000 руб. (платежное поручение N 415 от 30.05.2019).
На основании повторного запроса ООО "Шефлера" от 31.05.2019 Департамент торговли и услуг города Москвы решением о предоставлении государственной услуги по продлению срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 28.06.2019 N 23-01-20- 434-ПЛ/Р продлил срок действия лицензии N 77РПА0001081 от 18.03.2016 на срок до 01.07.2021 включительно.
Таким образом, для продления срока действия лицензии N 77РПА0001081 ООО "Шефлера" дважды уплачена государственная пошлина в размере 130.000 руб. -платежным поручением N 269 от 04.04.2019 и платежным поручением N 415 от 30.05.2019.
Учитывая изложенное, установив, что на дату поступления в лицензирующий орган заявления о продлении лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства у общества не имелось, арбитражный суд пришел к правомерному выводу об отсутствии у Департамента правовых оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги.
Таким образом, государственная услуга по заявлению ООО "Шефлера" от 09.04.2019 (регистрационный N 71834) не является оказанной.
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений на совершение таких действий.
Юридически значимые действия в отношение ООО "Шефлера" при рассмотрении заявления от 09.04.2019 о продлении срока действия лицензии не совершены Департаментом, ввиду незаконности отказа в предоставлении государственной услуги.
При таких обстоятельствах государственная пошлина в сумме 130.000 руб., уплаченная ООО "Шефлера" платежным поручением N 269 от 04.04.2019 является излишне уплаченной в связи с принятием Департаментом незаконного Решения N 23-01-20-282-ПЛ/Р от 08.05.2019.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2019 по делу N А40-206460/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206460/2019
Истец: ООО "ШЕФЛЕРА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 15 ПО Г. МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2859/20
22.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-53331/20
28.05.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2859/20
23.01.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-78563/19
08.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-206460/19