г. Москва |
|
27 января 2020 г. |
Дело N А40-193163/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 октября 2019 года по делу N А40- 193163/19-148-1147
по заявлению ООО "АРГУС" (ИНН 7709596202, ОГРН 1057746350034 )
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ (ИНН 7726639745, ОГРН 1097746680822)
третье лицо - ООО "Альми" (117246 МОСКВА ГОРОД ПРОЕЗД НАУЧНЫЙ ДОМ 17 ПОМЕЩЕНИЕ 4-31, ОГРН: 1157746709405, ИНН: 7717296837)
о признании незаконным отказа от 05.06.2019 г.
при участии:
от заявителя: |
Рычагова О.А. по дов. от 13.09.2019 |
от ответчика: от третьего лица |
Мацота Н.Э. по дов. от 30.12.2019 Семенова Е.Н. по дов. от 01.01.2020 |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Аргус" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (далее - Управление, ответчик) о признании незаконным отказа от 05.06.2019 в осуществлении государственного кадастрового учета, а также государственной регистрации прав собственности, оформленный уведомлением об отказе в государственной регистрации договора аренды от 07.12.2018 г. N 77/007/243/2019-889 (77-0-1-71/3137/2019-124); об обязании произвести государственную регистрацию Договора N 068-А-7-ЛП от 07.12.2018 г.; об обязании произвести государственный кадастровый учет части в составе нежилого здания с кадастровым номером 77:17:0120114:3690.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2019 требования ООО "Аргус" удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель и третье лицо представили отзывы на апелляционную жалобу.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным, просили отказать Управлению в удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица поддержал доводы Общества.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, 07 декабря 2018 года между ООО "Аргус" и ООО "Альми" заключен Договор аренды нежилых помещений N 068-А-7-ЛП, по условиям которого ООО "Аргус" представило ООО "Альми" во временное владение, использование (аренду) помещения на 7 этаже здания с кадастровым номером 77:17:0120114:3690, расположенного по адресу: г. Москва, Калужское шоссе 23-й км., домовл. 14, стр. 3, общей площадью 2 000 кв. м. Помещение передается во временное владение и пользование (аренду) до 30 ноября 2025 года включительно.
Факт передачи помещений подтверждается актом приема-передачи арендуемых помещений от 07.12.2018 г., подписанный полномочными представителями ООО "Аргус" и "ООО "Альми" без замечаний.
ООО "Аргус" обратилось в Управление с заявлением N 77/007/243/2019-889 от 19.02.2019 о регистрации договора аренды, а также с заявлением N 77-0-1-71/3137/2019-124 от 19.02.2019 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, с приложением технического плана.
05.03.2019 Управление приостановило осуществление государственной регистрации договора аренды сроком до 05.06.2019 на основании п. 7 ч. 2 ст. 14, п. 7, 49 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" по причине того, что представленный на государственный кадастровый учет технический план оформлен в нарушении Приказа Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования).
03.04.2019 Заявителем было подано заявление в апелляционную комиссию с целью рассмотрения причин приостановления.
18.04.2019 состоялось заседание комиссии, где было вынесено решение, согласно которому, осталось устранить нарушение п.52 и 59 Требований, приложить планы этажей на всё здание и устранить противоречия в части 7-ого этажа.
27.05.2019 Заявителем в Управление подано заявление о предоставлении дополнительных документов для осуществления государственной регистрации договора аренды.
В представленном 27.05.2019 техническом плане специальные условные знаки были внесены в соответствии с Приложением к Требованиям, были приложены планы этажей здания из проектной документации, которая содержится в ЕГРН и полностью ей соответствует, в плане 7-го этажа все противоречия, которые были найдены регистрирующим органом, были устранены и план был изменен в соответствии со сведениями ЕГРН.
03.06.2019 Управлением было принято решение об отказе в снятии приостановления осуществления государственной регистрации договора аренды в связи с тем, что по мнению органов государственной регистрации, не устранены обстоятельства, послужившие причиной для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, п. Сосенское, Калужское шоссе 23-й км., домовл. 14, стр. 3.
05.06.2019 Управлением было вынесено решение об отказе в государственной регистрации.
Полагая, что решение Управления является незаконным и нарушает законные права и интересы ООО "Аргус", заявитель обратился в арбитражный суд о признании его незаконными.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что представленные регистрирующему органу документы в полном объеме соответствуют требованиям законодательства, оспариваемый отказ Управления является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости регистрационные действия приостанавливаются, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона о недвижимости на государственную регистрацию к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 21 Закона о недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о недвижимости, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Судом первой инстанции установлено, что представленные документы в полном объеме соответствуют требованиям законодательства, действовавшего на момент их подписания.
В соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 14 Закона о недвижимости государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.
Как указано в ч. 5 ст. 44 Закона о недвижимости, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
В соответствии с п. 2 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Судом первой инстанции установлено, что поданные Заявителем документы для осуществления государственной регистрации и постановки на кадастровый учет документы, в том числе технический паспорт, содержат данные, позволяющие индивидуализировать передаваемый объект недвижимости по договору аренды. Учитывая, что в дело правоустанавливающих документов ранее был помещен технический паспорт объекта недвижимости, часть помещений которого передана в аренду, представленный на государственную регистрацию договор аренды содержал приложение с планом здания и выделением границ передаваемого в аренду помещения, предмет договора определен путем текстуального и графического описания, между сторонами договора отсутствуют разногласия относительно местоположения, границ и площади передаваемых в аренду помещений, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в совершении регистрационных действий.
Апелляционная коллегия, повторно исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства, соглашается с выводом суда о том, что оспариваемый Заявителем отказ Управления Росреестра по Москве, оформленный уведомлением от 05.06.19 N 77/007/243/2019-889 (77-0-1-71/3137/2019-124), является незаконным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18 октября 2019 года по делу N А40- 193163/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-193163/2019
Истец: ООО "АРГУС"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "АЛЬМИ"
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7044/20
25.12.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-70222/20
11.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7044/20
27.01.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-74475/19
16.10.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-193163/19