г. Саратов |
|
28 января 2020 г. |
Дело N А57-10900/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Макарова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Барулина Николая Николаевича Васильевой А.К., действующей на основании доверенности от 05.11.2019, представителей Саратовской таможни Бородиной И.В., действующей на основании доверенности от 20.01.2020 N 01-07-31/00714, Дорошенко Л.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2020 N 01-07-30/00053, представителей общества с ограниченной ответственностью "Волгаэкспертиза" Амировой А.К., действующей на основании доверенности от 22.05.2018, Алешиной А.П., действующей на основании доверенности от 30.07.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Барулина Николая Николаевича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 ноября 2019 года по делу N А57-10900/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Барулина Николая Николаевича (г. Саратов, ОГРНИП 304645326600141, ИНН 645307410008),
заинтересованные лица: Саратовская таможня (410010, г. Саратов, ул. Артиллерийская, д. 7, ОГРН 1036405207046, ИНН 6452016790), общество с ограниченной ответственностью "Волгаэкспертиза" (410071, г. Саратов, ул. Шелковичная, д. 186, офис 623, ОГРН 1056405039305, ИНН 6452912839), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области Петриченко Михаил Петрович (410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 29/35),
третье лицо: Баженов Олег Владимирович (г. Саратов),
о признании незаконным и отмене решения,
встречному заявлению Саратовской таможни (410010, г. Саратов, ул. Артиллерийская, д. 7, ОГРН 1036405207046, ИНН 6452016790)
к индивидуальному предпринимателю Барулину Николаю Николаевичу (г. Саратов, ОГРНИП 304645326600141, ИНН 645307410008)
о взыскании утилизационного сбора и пени,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель Барулин Николай Николаевич (далее - ИП Барулин Н.Н., предприниматель, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене решения Саратовской таможни (далее - таможенный орган) от 05.02.2019 N 10413000/210/050219/Т000100/001, вынесенного по результатам таможенной проверки.
Саратовская таможня обратилась в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании с ИП Барулина Н.Н. утилизационного сбора в сумме 5 161 500 руб., пени в сумме 568 883,33 руб., пени за период с 11.06.2019 по день фактического исполнения основного денежного обязательства
Решением суда первой инстанции от 05 ноября 2019 года в удовлетворении требований ИП Барулина Н.Н. отказано, требования Саратовской таможни удовлетворены частично. Суд взыскал с ИП Барулина Н.Н. в пользу Саратовской таможни утилизационный сбор в сумме 5 161 500 руб., пени в сумме 523 547,48 руб.
В остальной части требования таможенного органа оставлены без рассмотрения.
ИП Барулин Н.Н. не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования предпринимателя и отказать в удовлетворении встречных требований Саратовской таможни.
Таможенный орган в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области Петриченко Михаил Петрович, Баженов Олег Владимирович явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ИП Барулин Н.Н. приобрел у компании FIRMA WIELOBRANZOWA COLD AUTO CENTER DOROTA PIENIAZEK (Польша) товары - шасси грузовые.
На основании договора таможенного представителя от 11.05.2017 N Б-00129-С ООО "Волгаэкспертиза" (ИНН 6452912839) от имени Барулина Н.Н. осуществлено таможенное декларирование товаров по декларациям на товар (далее - ДТ) ДТ N 10413070/260517/0004184: товар N 1 "п/прицеп бывший в эксплуатации" (полуприцеп - рефрижератор для перевозки грузов): марка KRONE, модель SD-2 - 1шт., 2008 г. выпуска, номер рамы, VINWKESD0000000419162; товар N 2 "Шасси грузовое "DAFAE4511" - 1 шт., бывшее в эксплуатации, номер шасси, VIN: XLRAE45CE0L138289, 1997 г. выпуска без двигателя, осями с рессорами, тягами, топливной системой, Изготовлено из стали методом механической сборки"; товар N 3 "Шасси грузовое "IVECOC50C" - 1 шт., бывшее в эксплуатации, номер шасси, VIN:ZCFC50A2005712907, 2008 г. выпуска без двигателя, осями с рессорами, тягами, топливной системой; товар N 4 "Шасси грузовое "MERCEDES-BENZ 612 D" - 1 шт., бывшее в эксплуатации, номер шасси, VTN: WDB6683221N060138, 1997 г. выпуска без двигателя, осями с рессорами, тягами, топливной системой, изготовлено из стали методом механической сборки; товар N 5 "Шасси грузовое "MERCEDES-BENZ 711 D" - 1 шт., бывшее в эксплуатации, номер шасси, VIN: WDB6693021N005377, 1994 г. выпуска без двигателя, осями с рессорами, тягами, топливной системой, изготовлено из стали методом механической сборки"; по ДТ N 10413070/260517/0004187: товар N 1 "Шасси грузовое "RENAULT - RVI 40ACE5" - 1 шт., бывшее в эксплуатации, номер шасси, VIN: VF640ACE500000039, 1993 г. выпуска без двигателя, осями с рессорами, тягами, топливной системой, изготовлено из стали методом механической сборки"; товар N 2 "Шасси грузовое "RENAULT - RVI 40ACE5" - 1 шт., бывшее в эксплуатации, номер шасси, VIN: VF640ACE500000128, 1993 г. выпуска без двигателя, осями с рессорами, тягами, топливной системой, изготовлено из стали методом механической сборки".
В целях подтверждения заявленных в ДТ сведений, влияющих на принятие решения о выпуске товаров, при таможенном декларировании представлены инвойсы (счета-фактуры) от 07.05.2017 N 31/05/2017, от 07.05.2017 N 33/05/2017, письмо о транспортных расходах от 26.05.2017 N 1, письмо о транспортных расходах от 26.05.2017 N 2, описание товаров от 25.05.2017, описание товаров от 26.05.2017, международная транспортная накладная CMR от 23.05.2017, договор с таможенным представителем от 11.05.2017 N Б-00129-С.
02.06.2017 после проверки документов и сведений в отношении товаров, задекларированных по ДТ N 10413070/260517/0004184, N 10413070/260517/0004187, таможенным органом принято решение о выпуске товаров.
В соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) Саратовской таможней проведена камеральная таможенная проверка в отношении ИП Барулина Н.Н. по вопросу достоверности заявления таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10413070/260517/0004184, N 10413070/260517/0004187, по результатам которой составлен акт от 19.12.2018 N 10413000/210/191218/А000110.
05.02.2019 Саратовской таможней принято решение N 10413000/210/050219/Т000100/001 о начислении и взыскании с Барулина Н.Н. утилизационного сбора в сумме 5 161 500 руб. (без учета пени) в отношении шасси колесных транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории Российской Федерации.
09.01.2019 Саратовской таможней в адрес ИП Барулина Н.Н. направлено уведомление N 07-01-25/00125 об уплате утилизационного сбора и пени.
ИП Барулин Н.Н., полагая, что решение таможенного органа от 05.02.2019 N 10413000/210/050219/Т000100/001 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы предпринимателя, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Саратовская таможня в связи с неисполнением предпринимателем в добровольном порядке обязанности по уплате утилизационного сбора и пени обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ИП Барулина Н.Н. утилизационного сбора и пени.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения Саратовской таможни, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Удовлетворяя требования Саратовской таможни, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у заявителя обязанности по уплате утилизационного сбора в рассчитанном таможенным органом размере и пени за его несвоевременную уплату.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ определено, что плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые: осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию; приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора; являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Из Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси), утилизационный сбор уплачивается в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 6 "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств" (далее - ТР ТС 018/2011) под выпуском в обращение понимается разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза.
В пункте 7 ТР ТС 018/2011 указано, что датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси).
Пунктом 7 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора) предусмотрено, что на бланке паспорта транспортного средства (бланке паспорта шасси транспортного средства), оформляемого на выпускаемое в обращение колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему (далее - бланк паспорта), в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте транспортного средства (паспорте шасси транспортного средства) (далее - паспорт), его дубликате, выданном на колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему, в отношении которого уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиками, указанными в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 11.01.2018 N АКПИ17-949 разъяснил, что исходя из положений пунктов 6 и 7 ТР ТС 018/2011 датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси), выпускаемого уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащего сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси) и о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям ТР ТС 018/2011.
Следовательно, такая категория товаров, как автомобили (шасси), не может рассматриваться как выпущенная в обращение в Российской Федерации только в связи с фактом их ввоза, и помещением под таможенную процедуру. Только после получения в отношении данного товара разрешения на его использование и распоряжение без ограничений в связи с подтверждением соблюдения требований безопасности, он считается выпущенным в обращение в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему не осуществляется), следующие документы: а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, приведенный в приложении N 1; б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора; г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия; д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1381 "О внесении изменений в некоторые акты Российской Федерации", внесены дополнения в пункт 11 Правил взимания исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, согласно которым непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктом 11 Правил взимания исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11, 14 Правил взимания исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора (начало действия вышеуказанного документа - 28.11.2017).
В соответствии с пунктом 15 (1) Правил взимания исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора, в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Согласно статье 2 ТК ЕАЭС под ввозом товаров на таможенную территорию Союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами; под выпуском товаров - действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих помещению под таможенные процедуры. "Таможенная процедура" - совокупность норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории Союза или за ее пределами.
В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.
Статьей 401 ТК ЕАЭС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. Отношения таможенного представителя с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
Согласно статье 87 ТК ЕАЭС после пересечения таможенной границы Союза товары должны быть доставлены перевозчиком или лицом, перемещающим товары для личного пользования, в место прибытия. При этом не допускаются нарушение упаковки товаров, а также изменение, удаление, уничтожение, повреждение или замена наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации. После доставки товаров в место прибытия, товары должны находиться в зоне таможенного контроля, за исключением товаров, перевозимых водными судами.
В соответствии со статьей 150 ТК ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, обязан доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен.
В месте доставки товаров до завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля, в том числе без выгрузки товаров из транспортного средства, на котором они доставлены. Товары размещаются в зоне таможенного контроля в любое время суток (статья 151 ТК ЕАЭС).
Статьей 134 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой товары находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров.
В рассматриваемом случае после помещения указанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ 10413070/260517/0004184, 10413070/260517/0004187, транспортным средствам и товарам был разрешен выезд из зоны таможенного контроля.
Таможенным органом установлено, что ИП Барулин Н.Н. выступал декларантом как при заявлении процедуры таможенного транзита по ДТ N 10102090/300517/0020684, N 10102090/300517/0020685, так и при заявлении таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10413070/260517/0004184, N 10413070/260517/0004187.
Соответственно при декларировании товаров Барулин Н.Н. в соответствии с пунктом 6 статьи 84 ТК ЕАЭС произвел таможенное декларирование товаров; представил таможенному органу, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявил декларируемые товары, уплатил таможенные платежи.
Таким образом, с момента ввоза вышеуказанных шасси по ДТ N 10413070/260517/0004184, N 10413070/260517/0004187, оформления ДТ, ПТС, выпуска для внутреннего потребления у Барулина Н.Н. возникла обязанность по уплате утилизационного сбора.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции предприниматель указал, что по ДТ N 10413070/260517/0004184, N 10413070/260517/0004187 осуществлялся ввоз только полуприцепов, ИП Барулин Н.Н. не является декларантом указанных в ДТ шасси, поскольку таможенные платежи не уплачивал, договор на оказание услуг с ООО "Волгаэкспертиза" не заключал.
Суд апелляционной инстанции считает, что данный довод обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Договор от 11.05.2017 N Б-00129-С на оказание услуг таможенного представителя, заключенный между ИП Барулиным Н.Н. и ООО "Волгаэкспертиза", не признан недействительным или незаключенным в установленном законом порядке, вступившего в законную силу судебного акта по названным обстоятельствам в материалы дела не представлено.
Судом первой инстанции установлено, что таможенное декларирование спорного товара от имени ИП Барулин Н.Н. осуществлено, что подтверждается ДТ N 10413070/260517/0004184, N 10413070/260517/0004187, товар ввезен и выпущен в обращение на территории Российской Федерации.
При декларировании товаров по ДТ N 10413070/260517/0004184, N 10413070/260517/0004187 уплачены таможенные платежи в общей сумме 87 378,31 руб. за весь товар (полуприцепы и шасси), возврат денежных средств в части шасси ИП Барулиным Н.Н. не произведен.
Из писем ПАО "Бинбанк" от 08.11.2018 N 129/42373, от 28.11.2018 N 129/45171, полученных в ходе камеральной таможенной проверки, следует, что ИП Барулиным Н.Н. лично через кассу банка внесены авансовые платежи в счет уплаты таможенных платежей, в сумме 87 378 руб. (платежные поручения от 26.05.2017 N 888169, от 31.05.2017 N 948370).
Согласно письму ПАО "Бинбанк" от 28.11.2018 N 129/45171 авансовые платежи по вышеуказанным платежным поручениям были внесены ИП Барулиным Н.Н. лично, через кассу банка.
Факт декларирования товара (шасси) подтвержден в ходе таможенного оформления товара оформленными ДТ, в которых указан товар, в том числе шасси, лицо, ввозившее товар, проставлена отметка таможенного поста о выпуске данного товара.
На основании оформленных таможенным представителем таможенных деклараций ИП Барулин Н.Н. получил ПТС на полуприцепы на Саратовском таможенном посту. В ПТС указаны номера таможенных деклараций и подпись ИП Барулина Н.Н. в получении ПТС.
Факт ввоза и перемещения иного товара (шасси) вместе с полуприцепами подтвержден также актом таможенного досмотра от 01.06.2017 N 10413070/010617/000104, из которого следует, что шасси находились внутри полуприцепов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представление от имени ИП Барулина Н.Н. таможенных деклараций N 10413070/260519/0004184, N 10413070/260519/0004187 обоснованно рассмотрено Саратовской таможней как распоряжение авансовыми платежами лицом, их уплатившим.
Согласно представленному Саратовской таможней отчету о расходовании денежных средств ИП Барулина Н.Н., внесенных в качестве авансовых платежей, основанием для расходования денежных средств явились таможенные декларации N 10413070/260519/0004184, N 10413070/260519/0004187.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что совокупность действий предпринимателя (ввоз товара, его декларирование, выпуск товара в обращение, оплата таможенных платежей за весь товар) свидетельствует о том, что ИП Барулин Н.Н. является декларантом и плательщиком, имеющим право владения, пользования, распоряжения декларируемыми товарами по рассматриваемым таможенным декларациям на двум видам товаров, в том числе шасси, так как декларирование по названным товарам осуществлено одномоментное по одним и тем же таможенным декларациям.
При этом, утилизационный сбор по товару шасси предпринимателем не уплачен.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения встречного заявления Саратовской таможни.
Материалами дела подтверждено наличие у ИП Барулина Н.Н. обязанности по уплате утилизационного сбора, расчет размера сбора проверен судом первой инстанции.
Доказательств уплаты заявителем утилизационного сбора материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования таможенного органа и взыскал с ИП Барулина Н.Н. утилизационный сбор в сумме 5 161 500 руб., пени в сумме 523 547,48 руб.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы предпринимателя не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 ноября 2019 года по делу N А57-10900/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-10900/2019
Истец: ИП Барулин Н.Н.
Ответчик: Саратовская таможня
Третье лицо: Баженова Олега Владимировича, ПАО Банк "ФК Открытие", ПАО Офис "Ульяновский"Филиал Приволжский Банк "ФК Открытие", СУ Управления МВД по г.Саратову, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области Петриченко М.П., Васильева А.К., ООО "Волгаэкспертиза"