г. Воронеж |
|
27 января 2020 г. |
Дело N А64-7015/2019 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи |
Мокроусовой Л.М., |
без проведения судебного заседания и без извещения сторон, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пунктов 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Котовская жилищная компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.10.2019 (резолютивная часть от 14.10.2019) по делу N А64-7015/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Егорова Т.В.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Компьюлинк инфраструктура ТО" (ОГРН 1176820001291, ИНН 6825007199) к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Котовская жилищная компания" (ОГРН 1176820011037, ИНН 6825007551) о взыскании 36 097,33 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компьюлинк инфраструктура ТО" (далее - ООО "Компьюлинк инфраструктура ТО", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Котовская жилищная компания" (далее - ООО УК "КЖК", ответчик) о взыскании основного долга за потребленную горячую воду за период с 01.09.2018 по 30.06.2019 в размере 13 999,66 руб., неустойки за период с 16.10.2018 по 19.09.2019 в сумме 2 482,19 руб., неустойки с 20.09.2019 по день фактической оплаты долга в соответствии с п. 6.3. ст. 13 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (с учетом уточнений).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 23.08.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области, принятым в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ путем подписания судьей 14.10.2019 резолютивной части решения, уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся решением, ООО УК "КЖК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции.
Судом к материалам дела приобщен отзыв ООО "Компьюлинк инфраструктура ТО" на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения), отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" на основании концессионного соглашения от 11.05.2017 в отношении объектов системы теплоснабжения и горячего водоснабжения города Котовска Тамбовской области осуществляет теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей на территории города Котовска Тамбовской области.
ООО УК "КЖК" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов (МКД), расположенных по адресам: Тамбовская область, г. Котовск ул. Новая, д. 7, ул. Октябрьская, д. 44, ул. Октябрьская, д. 56, ул. Котовского, д. 45, ул. 9-й Пятилетки, д., 7, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16, избравших на общих собраниях собственников помещений способы управления МКД управляющей организацией - ООО УК "КЖК".
С сопроводительным письмом от 13.06.2018 N Ис-2018/13.06-12АО ООО УК "КЖК" 18.06.2018 вручен для заключения договор на поставку горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N14-18/КТ68/ГВС-СОИ-УК (далее - договор). Вместе с тем, ответ на поступившую заявку о заключении договора (оферту) от ООО УК "КЖК" не последовал.
В соответствии с п. 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N124), в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
При этом в случаях, указанных в пункте 21(1) настоящих Правил, договор ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, признается заключенным с даты направления указанной заявки.
В соответствии с п. 1.1 договора, предметом договора является поставка - приобретение горячей воды через присоединенную сеть. ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" (ресурсоснабжающая организация) обязуется поставлять ООО УК "КЖК" (исполнитель) горячую воду, а исполнитель обязуется приобретать горячую воду в целях содержания общего имущества МКД, расположенного по адресу, указанному в Приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора, управление общим имуществом, в котором осуществляет исполнитель по договору управления.
Согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2 договора, ресурсоснабжающая организация обязалась поставлять горячую воду исполнителю до границы эксплуатационной ответственности сторон через присоединенную сеть; поддерживать на границе эксплуатационной ответственности сторон показатели качества горячей воды в соответствии с п. 2.4 настоящего договора.
В силу пунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.10, 3.2.11 договора, в обязанности исполнителя по договору входит:
- оплата ресурсоснабжающей организации фактический объем горячей воды, поставленный ресурсоснабжающей организацией в соответствии с требованиями раздела 6 настоящего договора;
- передача ресурсоснабжающей организации показания индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета по форме приложения N 4, сведения о количестве зарегистрированных и фактически проживающих жителей, иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, а также уведомлять Ресурсоснабжающую организацию о сроках проведения исполнителем проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния;
- в случае отсутствия коллективных приборов учета расхода горячей воды обеспечение проведение с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирных домов собраний с доведением информации об оборудовании домов коллективными (общедомовыми) приборами учета ресурсоснабжающей организацией в рамках соблюдения Федерального закона РФ от 23.11.2009 N 261-ФЗ и платежах потребителей, связанных с их установкой;
- при неисполнении собственниками помещений и исполнителем обязанности по обеспечению работоспособности (техническому обслуживанию) общедомовых приборов учета, заключение с ресурсоснабжающей организацией или иной специализированной организацией возмездного договора на техническое обслуживание общедомовых приборов учета горячей воды.
Размер платы за горячую воду определяется произведением количества поставленной исполнителю горячей воды на расчетную ставку оплаты, определенную в соответствии с п. 6.2 настоящего договора, исходя из 2-х компонентных тарифов на горячую воду, установленных Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области (п. 6.1 договора).
В силу п. 6.3 договора расчетный период составляет один календарный месяц.
Плата за горячую воду вносится исполнителем ежемесячно до 15-го числа месяца следующего за расчетным, в размере 100 % стоимости фактического объема поставленной горячей воды, на расчетный счет ресурсоснабжающей организации, на основании платежных документов, полученных в ресурсоснабжающей организации после 5-го числа следующего за расчетным месяца, с учетом требований к периодичности перечисления денежных средств, установленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" (п. 6.5 договора).
Во исполнение принятых на себя обязательств по договору ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" в период с 01.09.2018 по 30.06.2019 осуществило поставку горячей воды на содержание общедомого имущества в МКД, расположенные по адресам: Тамбовская область, г. Котовск ул. Новая, д. 7, ул. Октябрьская, д. 44, ул. Октябрьская, д. 56, ул. Котовского, д. 45, ул. 9-й Пятилетки, д. 7, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16.
На оплату выставлялись счета-фактуры КТ00001506 от 30.09.2018; КТ-00001807 от 31.10.2018; КТ-00002135 от 30.11.2018; КТ00002460 от 31.12.2018; КТ-00000337 от 31.01.2019; КТ-00000752 от 28.02.2019; КТ00001094 от 31.03.2019; КТ-00001418 от 30.04.2019; КТ-00001455 от 31.05.2019; КТ00001497 от 30.06.2019.
Факт вручения расчетных документов подтверждают сопроводительные письма с соответствующими отметками представителя адресата.
В процессе рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции ООО УК "КЖК" оплатило задолженность по МКД, расположенным по адресам: Тамбовская область, г. Котовск, ул. Новая, д. 7, ул. Октябрьская, д. 44, ул. Октябрьская, д. 56, ул. Котовского, д. 45, ул. 9-й Пятилетки, д. 7, в связи с чем, ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" уточнило заявленные исковые требования.
Оставшаяся сумма долга по оплате горячей воды на содержание общедомого имущества в МКД, расположенных по адресам: Тамбовская область, г. Котовск, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16, за период с 01.09.2018 по 30.06.2019 составила 13 999,66 руб.
В связи с просрочкой оплаты потребленного ресурса на содержание общедомого имущества в МКД, расположенных по адресам: Тамбовская область, г. Котовск ул. Новая, д. 7, ул. Октябрьская, д. 44, ул. Октябрьская, д. 56, ул. Котовского, д. 45, ул. 9-й Пятилетки, д. 7, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16, ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" в соответствии с п. 6.3 ст. 13 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" за период с 16.10.2018 по 19.09.2019 начислены пени в сумме 2 482,19 руб. (с учетом уточнения иска).
Направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием об оплате образовавшейся задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с положениями статей 307, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами и не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2012 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон "О водоснабжении и водоотведении"), водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 2 ст. 13 Закона "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
На основании ч. 1 ст. 44, ч.ч. 1, 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом, в том числе посредством управления управляющей организацией. Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст.161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена ч. 1 ст. 153 ЖК РФ.
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Как следует из содержания п. 1, пп. "а" п. 9 Правил N 354 и Правил N 124, потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно п. 14 Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу п. 2 Правил N 354, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918, управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (п. п. 2, 8, 9 пп. пп. "а", "б" п. 31, пп. "а" п. 32 Правил N 354).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, выбранная в установленном законодательством порядке для управления многоквартирным домом управляющая организация предоставляет коммунальные услуги потребителям и является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют электроснабжение.
Из пп. "б" п. 31 Правил N 354 следует, что исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с п. 21.1 Правил N 124, управляющие организации, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями частей 17 и 18 статьи 12 Закона N 176-ФЗ, а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного пунктом 30 Правил N 124, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела усматривается, что договор на поставку горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N 14-18/КТ68/ГВС-СОИ-УК ООО УК "КЖК" не подписало.
В соответствии с п. 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N124), в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
При этом в случаях, указанных в пункте 21(1) настоящих Правил, договор ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, признается заключенным с даты направления указанной заявки.
Как указано в п. 2 Информационного письма ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе горячей воды потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, включены в состав платы за содержание жилого помещения (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с изменениями, внесенными в Правила N 354 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N1498, с 01.01.2017 размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав ставки платы за содержания жилья за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Указанные положения распространяются на случаи управления многоквартирными домами, оборудованными общедомовыми приборами учета (пункт 44 Правил N 354).
Таким образом, за период до 01.01.2017 управляющая организация должна оплатить расходы по потреблению электроэнергии на общедомовые нужды в размере сверхнормативного потребления, после 01.01.2017 - в полном объеме.
Соответственно, независимо от решения собственников многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
На основании изложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Факт поставки ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО" в период с 01.09.2018 по 30.06.2019 горячей воды на содержание общедомого имущества в МКД, расположенные по адресам: Тамбовская область, г. Котовск ул. Новая, д. 7, ул. Октябрьская, д. 44, ул. Октябрьская, д. 56, ул. Котовского, д. 45, ул. 9-й Пятилетки, д. 7, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16, в общей сумме 43 031,09 руб. подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен, возражений относительно качества поставленного ресурса ответчиком не заявлено.
Согласно сведениям, предоставленным ответчиком, МКД, расположенные по адресам: Тамбовская область, г. Котовск, ул. Новая, д. 7, ул. Октябрьская, д. 44, ул. Октябрьская, д. 56, ул. Котовского, д. 45, ул. 9-й Пятилетки, д. 7, оборудованы ОДПУ. МКД по адресам: Тамбовская область, г. Котовск, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16, ОДПУ не оборудованы.
Сумма долга по оплате горячей воды на содержание общедомого имущества в МКД, не оборудованных ОДПУ по адресам: Тамбовская область, г. Котовск, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16, за период с 01.09.2018 по 30.06.2019 составила 13 999,66 руб.
Спор между сторонами возник относительно методики определения стоимости горячей воды, потребленной при содержании общего имущества в МКД, не оборудованных ОДПУ. Ответчик полагал необоснованным применение истцом в расчетах повышающего коэффициента равного 1,5.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Указанным законом обязанность по оснащению приборами учета используемых воды, тепловой энергии (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии), электрической энергии, газа, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Части 3 - 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ устанавливают обязанность по оснащению объектов приборами учета в период в 2011-2012 годах.
Согласно ч. 6 ст. 13 Закона N 261-ФЗ, до 01.07.2012 собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В ч. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Пунктом 9 ст. 11 Закона N 261-ФЗ установлено, что собственники помещений в МКД обязаны обеспечивать соответствие МКД установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона N 261-ФЗ, в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (ч. 11 ст. 2 Закона об энергосбережении).
В соответствии с пп. "ж" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
Следовательно, обязанность обеспечить выполнение требований энергетической эффективности в процессе эксплуатации возложена на лицо, ответственное за содержание общего имущества, то есть управляющего домом.
Из положений Правил N 491 следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Исполнитель коммунальных услуг в соответствии с договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Управляющая организация как лицо, ответственное за содержание общего имущества, в силу прямых указаний закона и договора управления многоквартирным домом обязана совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Управляющая организация при управлении многоквартирным домом в силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
Ресурсоснабжающая организация обязана заключить с обратившейся к ней управляющей организацией договор на установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, однако она не должна осуществлять установку общедомового прибора учета за свой счет без соответствующего обращения управляющей организации о заключении договора на такую установку.
Вопреки доводам ответчика законодательство обязывает потребителей (собственников многоквартирных жилых домов в частности) устанавливать приборы учета энергоресурсов (пункт 5 статьи 19 Закона о теплоснабжении, Закон об энергосбережении). Общество как управляющая организация в силу своего статуса (пункт 1 статьи 161 и пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) должно принимать меры по установке и замене общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за счет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Предусмотренная пунктом 9 статьи 13 Закона об энергосбережении обязанность ресурсоснабжающей организации установить общедомовой прибор учета является вынужденной мерой реагирования на невыполнение потребителями предписаний закона с последующим возмещением расходов на приобретение и установку прибора за счет потребителей. Однако данная мера не освобождает потребителей от исполнения обязанности по установке прибора учета. Данный вывод сформирован в правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 N 302-КГ15-9608, от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833 и от 22.06.2016 N АКПИ16- 345.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона N 261-ФЗ расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. В жилищном законодательстве средством стимулирования к установке общедомовых приборов учета является применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления.
В пп. "е" п. 22 Правил N 124 предусмотрено, что при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5 (пп. "ж" п. 22 Правил N124).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - Приказ N 627) (п. 2 Приказа N 627).
Результаты обследования указываются в акте, форма и порядок заполнения которого регламентированы Приказом N 627.
Доказательств отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида в МКД по адресам: Тамбовская область, г. Котовск, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16, ответчиком в материалы дела не представлено (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Таким образом, суд области пришел к верному выводу о том, что истцом при расчете платы за горячую воду, потребленную на содержание общего имущества в МКД, где отсутствуют установленные и введенные в эксплуатацию ОДПУ, обоснованно применен повышающий коэффициент равный 1,5, удовлетворив уточненные исковые требования о взыскании основного долга за период с 01.09.2018 по 30.06.2019 по адресам: Тамбовская область, г. Котовск, ул. Котовского, д. 43, ул. Гаврилова, д. 16, в сумме 13 999,66 руб. в полном объеме.
В связи с просрочкой оплаты потребленного ресурса на содержание общедомого имущества в МКД, истцом в соответствии с п. 6.3 ст. 13 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" за период с 16.10.2018 по 19.09.2019 начислены пени в сумме 2 482,19 руб. (с учетом уточнения).
В соответствии со ст. 12 ГК РФ взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного права.
В силу п. 1 ст. 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с п. 1 статьи 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 1 ст. 332 ГК РФ, кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с п. 6.3 ст. 13 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно уточненному расчету истца, размер пени за период с 16.10.2018 по 19.09.2019 равен 2 482,19 руб. (с учетом уточнения).
Представленный расчет неустойки проверен судом и признан арифметически верным.
Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за нарушение сроков оплаты до момента фактического исполнения обязательства.
Пунктом 65 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" предусмотрено, что, по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).
Таким образом, требование истца о взыскании неустойки за период с 20.09.2019 по день фактической оплаты долга, является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд области пришел к правильному выводу об удовлетворении уточненных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом вышеизложенного, нельзя признать состоятельными, поскольку они фактически сводятся к повторению обоснованно отклоненных судом первой инстанции доводов и не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта.
Довод дополнений к апелляционной жалобе относительно неправильного распределения бремени доказывания основан на неверном толковании требований ст. 65 АПК РФ.
Довод апелляционной жалобы ООО УК "КЖК" о необоснованном отказе судом первой инстанции в удовлетворении ходатайства ответчика о переходе к рассмотрению настоящего дела по общим правилам искового производства, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как оснований для перехода из материалов дела не усматривается.
При принятии решения судом области не был нарушен порядок и сроки рассмотрения дела в упрощенном производстве, обеспечена возможность своевременно заявить свои доводы и возражения.
Расчет задолженности и неустойки произведен истцом в соответствии с нормами действующего законодательства, проверен судом и признан обоснованным и арифметически верным. Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
Представленные ответчиком в арбитражный суд апелляционной инстанции в качестве новых доказательств копии протоколов внеочередных общих собраний собственников помещений в МКД от 24.07.2018 и 13.07.2018, письма от 31.10.2018 N 387, расчет стоимости ГВС на СОИ не принимаются судом с учетом положений части 2 статьи 272.1 АПК РФ, а также абзаца 2 пункта 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, а также существенного нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.10.2019 (резолютивная часть от 14.10.2019) по делу N А64-7015/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Котовская жилищная компания" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.М. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7015/2019
Истец: ООО "Компьюлинк инфраструктура ТО"
Ответчик: ООО УК "Котовская жилищная компания"