г. Санкт-Петербург |
|
01 февраля 2020 г. |
Дело N А56-112062/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Коршачек Е.О.
при участии:
от заявителя: Пирожок С.С. по доверенности от 26.12.2019, Гарина В.Ю. по доверенности от 26.12.2019
от заинтересованного лица: Инсарова А.Ю. по доверенности от 01.06.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-36996/2019) ООО "Охранная организация "Скат-С" на решение суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 по делу N А56-112062/2019, принятое
по заявлению Отдела лицензионно-разрешительной работы (по Выборгскому району) Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
к ООО "Охранная организация "Скат-С"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Отдел лицензионно-разрешительной работы (по Выборгскому району) Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - заявитель, Отдел) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Скат-С" (далее - заинтересованное лицо, Общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 28.11.2019 Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обжаловало его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители Отдела их отклонили по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.10.2019 в ходе плановой выездной проверки юридического лица на основании распоряжения ЦЛРР Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области N 341 от 17.07.2019, вынесенного в соответствии с согласованным и утвержденным Прокуратурой Санкт-Петербурга ежегодным сводным планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, были осуществлены проверочные мероприятия в отношении общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Скат-С" (лицензия на осуществлении частной охранной деятельности серии ЧО N 037735 выдана Главным управлением Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, зарегистрирована под N 239 от 22.03.2000, сроком действия до 22.03.2023) было установлено, что ООО "ОО "Скат-С" осуществляет предпринимательскую деятельность (оказание частных охранных услуг) с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
1) в нарушение требований ч. 9 ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 2487-1) ООО "ОО "Скат-С" медицинские заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника не переданы в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган, выдавшие лицензию на осуществление частной охранной деятельности (согласно штатного расписания ООО "ОО "Скат-С", утвержденного приказом N31 от 28.12.2018, в Обществе исполняют обязанности охранников 15 работников, при этом на момент проверки документы представлены в отношении только 5 работников);
2) в нарушение требований ч. 9 ст. 12 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 2487-1) в ООО "ОО "Скат-С" частными охранниками не пройдено ежегодное медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника (согласно штатного расписания ООО "ОО "Скат-С", утвержденного приказом N31 от 28.12.2018, в Обществе исполняют обязанности охранников 15 работников, при этом на момент проверки документы представлены в отношении только 5 работников). В ходе проведения проверки генеральным директором ООО "ОО "Скат-С" были представлены медицинские заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а не медицинские освидетельствования на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника (копии медицинских заключений прилагаются);
3) в нарушение требований ч. 5 ст. 3, ч. 1 ст. 11.1 Закона РФ N 2487-1 в ООО "ОО "Скат-С" к осуществлению охранных услуг в виде охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию незаконно привлекается гражданка РФ Беляева О. Б., у которой отсутствует правовой статус частного охранника. Гражданка РФ Беляева О. Б. профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника не проходила и квалификационный экзамен не сдавала. Удостоверение частного охранника отсутствует (копии объяснения от 16.10.2019 Беляевой О. Б., копия протокола об административном правонарушении 78ЛРР004161019009236 от 16.10.2019, фотографии прилагаются);
4) в нарушение требований ч. 2 ст. 19 Закона РФ N 2487-1 работник ООО "ОО "Скат-С" Беляева О. Б. - диспетчер пульта центрального наблюдения, занимающаяся частной охранной деятельностью в ООО "ОО "Скат-С" в виде охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, не застрахована на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ею охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации за счет средств ООО "ОО "Скат-С" (копии штатного расписания ООО "ОО "Скат-С", утвержденного приказом N31 от 28.12.2018, объяснения от 16.10.2019 Беляевой О. Б., копия протокола об административном правонарушении 78ЛРР004161019009236 от 16.10.2019, договора N АЗО-00000130 коллективного страхования физических лиц от несчастных случаев и страховых сертификатов к договору прилагаются);
5) в нарушение требований ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; ч. 3 ст. 3, ст. 11.2 Закона РФ N2487-1; подпунктов "а" пункта 4 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Положение о лицензировании), у ООО "ОО "Скат-С" не соблюдены лицензионные требования при осуществлении предпринимательской деятельности в виде охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, а именно: у ООО "ОО "Скат-С" на момент проведения проверки заключено более 300 договоров об охране объекта техническими средствами охраны (согласно реестра договоров), при этом отсутствует служебное огнестрельное оружие (копии РХИ ООО "ОО "Скат-С" от 19.10.2018 N 0155949 со списком номерного учета оружия; информационного письма ООО "ОО "Скат-С" исх. N 40-С от 07.03.2019, информационного письма ООО "ОО "Скат-С" исх. 38-С от 04.03.2019; заявление ООО "ОО "Скат-С" исх. N 39-С от 04.03.2019; квитанции N 124 от 04.03.2019; накладной N 15 от 25.02.2019 о сдачи оружия на временное хранение).
16.10.2019 на объекте, в месте осуществления охранной деятельности ООО "ОО "Скат-С" было осуществлено нажатие кнопки тревожной сигнализации. На указанный тревожный сигнал прибыл сотрудник ООО "ОО "Скат-С" охранник Банаков А. М. на автотранспорте с информационными надписями "Скат-С", "Выезд по сигналу тревоги" (копии объяснения охранника Банакова А. М. от 16.10.2019; фотографии документов охранника Банакова А. М., прибывшего автотранспортного средства ООО "ОО "Скат-С", и форменной одежды охранника Банакова А. М). Также в местах осуществления охранной деятельности ООО "ОО "Скат-С" на территории Калининского района г. Санкт-Петербурга 16.10.2019 должностным лицом ОЛРР (по Калининскому району) Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области были осуществлены нажатия кнопок тревожной сигнализации. Согласно направленной информации от 16.10.2019 исх. 317/9/476 на ряд объектов по тревожному сигналу никто не приехал, при этом заказчики (представители заказчика) подтвердили наличие договорных отношений с ООО "ОО "Скат-С".
На перечисленных в письме объектах имеются информационные таблички о том, что данные объекты находятся под охраной ООО "ОО "Скат-С". На объект, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Комиссара Смирнова, д. 5/7, корп. 1, лит. А, пом. 10-Н, по тревожному сигналу прибыл сотрудник ООО "ОО "Скат-С" охранник Банаков А. М. на автотранспорте с информационными надписями "Скат-С", "Выезд по сигналу тревоги" (копия письма от 16.10.2019 исх. 317/9/476).
В ходе проверки места осуществления деятельности ООО "Рената", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, В. О., 18-я линия, д. 21, было установлено, что выезд на тревожный сигнал осуществлен соисполнителем ООО "ОО "Летучий Голландец", на основании соглашения б/н к договору N 12/18-В от 05.05.2018, заключенного 20.09.2019. При этом условием дополнительного соглашения предусмотрено, что "Заказчик подтверждает своё согласие на привлечение Исполнителем-1 (ООО "ОО "Скат-С") Исполнителя-2 (ООО "ОО "Летучий голландец") для оказания охранных услуг в случаях невозможности Исполнителя-1 непосредственно лично исполнить мероприятия по оказанию услуг охраны нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, В. О., 18-я линия, д. 21 (далее - Объект Заказчика)". По смыслу указанного положения привлечение Обществом к исполнению взятых на себя обязательств других охранных организаций является мерой исключительной и допускается только в условиях временной невозможности такого исполнения, а не на постоянной основе;
6) в нарушение требований ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 11.2 Закона РФ N 2487-1, подпункта "б" пункта 4 Положения о лицензировании, при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию (копии договоров об охране объекта техническими средствами охраны, акты выполненных работ по договорам) ООО "ОО "Скат-С" не соблюдено лицензионное требование, а именно: согласно штатного расписания на 2019 год, утвержденного приказом N 31 от 28.12.2018, в ООО "ОО "Скат-С" отсутствует дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы (копия штатного расписания ООО "ОО "Скат-С", утвержденного приказом N 31 от 28.12.2018, прилагается);
7) в нарушение требований ч. 1 ст. 16 Закона РФ N 2487-1, подпункта "б" пункта 8(1) Положения о лицензировании, п. 3 Правил приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности (Приложение N 13), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Правила), ООО "ОО "Скат-С" приобрело специальные средства (наручники БКС-1 - 2 шт., палка резиновая ПР-73 - 2 шт., бронежилет "Модуль 3 М" - 2 шт., шлем защитный "Сфера" - 2 шт.), не у поставщиков (продавцов), имеющих право на их продажу, а у общества с ограниченной ответственностью "Охранная организация "Мангуст" ИНН 7802497037, имеющего лицензию на осуществлении частной охранной деятельности, а не на осуществление торговли (торговых операций).
Согласно выписки из ЕГРЮЛ ООО "ОО "Мангуст" от 17.10.2019 операцию по продаже указанных специальных средств 19.06.2019 произвел генеральный директор ООО "ОО "Мангуст" Ященко И. М., с которым с 03.06.2019 решением Общего собрания учредителей ООО "ОО "Мангуст" были прекращены трудовые отношения.
14.06.2019 был назначен ликвидатор в ООО "ОО "Мангуст" ГРН 2197848268924 от 14.06.2019, который с этой даты получил право без доверенности действовать от имени юридического лица (копии товарной накладной N 539 от 19.06.2019, выписки из ЕГРЮЛ ООО "ОО "Мангуст" прилагаются);
8) в нарушение требований ч. 1 ст. 16 Закона РФ N 2487-1, подпункта "б" пункта 8(1) Положения о лицензировании, п. 4 Правил, в ООО "ОО "Скат-С" отсутствуют документы, подтверждающие приобретение указанной частной охранной организацией специальных средств (наручники нежность - 9 шт., палка резиновая ПУС-2-М - 8 шт., палка резиновая ПР -73 - 2 шт., бронежилет "Модуль 3 М" - 5 шт., шлем защитный - 5 шт.) (копии описи специальных средств от 19.06.2019, книги учета специальных средств; книги приема и выдачи специальных средств; журнала инструктажа сотрудников предприятия по мерам безопасности при обращении с оружием и специальными средствами прилагаются);
9) в нарушение требований ч. 2 ст. 9, ч. 4 ст. 12 Закона РФ N 2487-1, ООО "ОО "Скат-С" в ходе проверки не были представлены акты о выполнении работ по договорам (N 111/19 об охране объекта техническими средствами охраны ООО "ОО "Скат-С" от 01.06.2019 (акты выполненных работ за август, июль и июнь 2019 года не представлены); по договору N110/19 об охране объекта техническими средствами охраны ООО "ОО "Скат-С" от 01.06.2019 (акт выполненных работ не представлены) по договору N 109/19 об охране объекта техническими средствами охраны ООО "ОО "Скат-С" от 01.06.2019 (акты выполненных работ не представлены); по договору N 107/19 об охране объекта техническими средствами охраны ООО "ОО "Скат-С" от 01.06.2019 (акты выполненных работ не представлены); по договору N 87/19 об охране объекта техническими средствами охраны ООО "ОО "Скат-С" от 01.06.2019 (акты выполненных работ не представлены)) на оказание охранных услуг.
В нарушение вышеуказанных норм к заключенным ООО "ОО "Скат-С" договорам с клиентами на оказание охранных услуг не прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) в нарушение требований ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; ч. 4, п. 2 ч. 5 ст. 15.1. Закона РФ N2487-1; подпункта "б" пункта 2(1) Положения о лицензировании, учредитель ООО "ОО "Скат-С" Ларькова Сабина Александровна (выписка из ЕГРЮЛ ООО "ОО "Скат-С" от 16.10.2019) является учредителем в ООО "СКАТ-СЕРВИС" ИНН 7802318023 (выписка из ЕГРЮЛ ООО "СКАТ-СЕРВИС" от 16.10.2019); генеральным директором и учредителем в ООО "ЛИК" ИНН 7802229415 (выписка из ЕГРЮЛ ООО "ЛИК" от 16.10.2019); учредителем ООО ""Петербургская палата права" ИНН 7802450960 (выписка из ЕГРЮЛ ООО "Петербургская палата права" от 16.10.2019), в этой связи для учредителя (участника) Ларьковой Сабины Александровны частная охранная деятельность не является основным видом деятельности;
11) в нарушение требований ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; ст. ст. 3, 11.2, ч. 8 ст. 15.1 Закона РФ N2487-1; подпункта "в" пункта 2(1) Положения о лицензировании, руководитель ООО "ОО "Скат-С" - Ларьков Юрий Юрьевич (выписка из ЕГРЮЛ ООО "ОО "Скат-С") является учредителем ООО "Петербургская палата права", ООО "ЛИК и ООО "СКАТ-СЕРВИС".
Административным органом сделан вывод о том, что ООО "Охранная организация "Скат-С" допущено осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Должностным лицом управления 17.10.2019 составлен протокол об административном правонарушении АП-Юр 78ЛРР 004171019010008, согласно которому действия Общества квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены управлением в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Лицензионные требования при осуществлении услуг частной охранной деятельности установлены Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Положение).
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 года "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная охранная деятельность является одним из видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Лицензирующим органом по данному виду деятельности является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
На основании п. 32 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно статьи 11 Закона РФ N 2487-1 частная охранная деятельность является одним из видов деятельности на осуществление которой требуется лицензия.
Лицензирующим органом по данному виду деятельности является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности.
Статьей 11.2 Закона РФ N 2487-1 установлено, что Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона.
Положение о лицензировании определяет порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой организациями, специально учрежденными для оказания услуг, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона РФ N 2487-1, а также перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг.
В силу требований ч. 3 ст. 3 Закона РФ N 2487-1 в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
В соответствии ч. 9 ст. 12 Закона РФ N 2487-1 частные охранники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.
Медицинские заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника передаются частной охранной организацией в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган, выдавшие лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
В силу ч. 5 ст. 3 Закона РФ N 2487-1 физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 11.1. Закона РФ N 2487-1 право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.
Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом.
Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
Законодатель в ч. 2 ст. 19 Закона РФ N 2487-1 установил требование, согласно которому граждане, занимающиеся частной охранной деятельностью, подлежат страхованию на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное страхование граждан, занимающихся частной охранной деятельностью, осуществляется за счет средств соответствующей охранной организации и включается в состав ее затрат.
В п. 4 Положения о лицензировании установлено, что лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию дополнительно к лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 2(1) настоящего Положения, являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) служебного огнестрельного оружия и специальных средств, за исключением юридических лиц, зарегистрированных и (или) расположенных на территориях закрытых административно-территориальных образований;
б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы;
в) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалиста по обслуживанию технических средств охраны со стажем работы по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам не менее 1 года;
г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) транспортных средств, а в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки, - наличие согласования с органами внутренних дел в установленном порядке;
д) наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции по принятию мер реагирования на сигнальную информацию, связи с дежурным подразделением охранной организации и соответствующими дежурными частями органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
е) использование работниками лицензиата при осуществлении охранных функций по принятию соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию специальных средств пассивной защиты (жилеты и шлемы защитные).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона РФ N 2487-1 определено, что в ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации. Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.
Согласно пункту 3 Правил приобретение специальных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации у поставщиков (продавцов), имеющих право на их продажу.
В соответствии с пунктом 4 Правил документы, подтверждающие приобретение частной охранной организацией специальных средств, хранятся до принятия ее руководителем решения об их уничтожении, продаже (передаче).
В силу подпункта "б" пункта 8(1) грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности являются нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации оружия и (или) специальных средств при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 9 Закона РФ N 2487-1 частный детектив обязан заключить с каждым из своих заказчиков договор на оказание сыскных услуг в письменной форме, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок ее определения.
Договор на оказание сыскных услуг и акт о выполнении работ подлежат хранению в течение пяти лет.
В ч. 3 ст. 12 Закона РФ N 2487-1 установлено, что заключение охранными организациями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона, при этом к договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 15.1. Закона РФ N 2487-1 Частная охранная организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной. Для учредителя (участника) частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным. Право учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при наличии достаточных оснований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Филиалы частной охранной организации могут создаваться только в том субъекте Российской Федерации, на территории которого частная охранная организация зарегистрирована.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1. Закона РФ N 2487-1 учредителями (участниками) частной охранной организации не могут являться физические и (или) юридические лица, не соответствующие требованиям, указанным в части четвертой настоящей статьи.
В соответствии с ч. 8 ст. 15.1. Закона РФ N 2487-1 Руководитель частной охранной организации не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Таким образом, невыполнение вышеуказанных требований является правонарушением, предусмотренным частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с п. 103 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 8.37, статьи 14.1 (в части соблюдения требований законодательства об оружии, частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности), 14.2 (в части соблюдения требований законодательства об оружии), статьей 14.15 (в части нарушения правил продажи оружия и патронов к нему), статьями 17.7, 17.9, частями 1 и 6 статьи 19.3, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1, 8, 8.1, 12-14, 27 и 28 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 19.13, 19.20, частями 2, 4.2 и 6 статьи 20.8, статьями 20.9, 20.13, 20.15, статьей 20.17 (в отношении объектов, охраняемых войсками национальной гвардии Российской Федерации), статьями 20.18, 20.19, частью 2 статьи 20.23, статьей 20.24, частью 1 статьи 20.25, статьями 20.30, 20.34 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица войск национальной гвардии Российской Федерации.
Учитывая изложенное, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Обществом лицензионных требований и условий, а равно принятии необходимых мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Поскольку совершенное Общество правонарушение относятся к грубым нарушениям лицензирования конкретного вида деятельности, то оснований для иной квалификации у суда не имеется.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе и соблюдение установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства и характер совершенного правонарушения, отсутствие исключительности, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.11.2019 по делу N А56-112062/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-112062/2019
Истец: Отдел лицензионно-разрешительной работы (по Выборгскому району) Главного управления Росгвардии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Ответчик: ООО "Охранная организация"Скат-С"
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5789/20
01.02.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-36996/19
28.11.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-112062/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-112062/19