г. Москва |
|
29 января 2024 г. |
Дело N А41-59962/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи : Семушкиной В.Н.,
судей Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Алешкевич В.М.,
при участии в судебном заседании:
от АО "Совхоз имени Ленина" - Никитина А.Н. по дов. от 10.01.2024, паспорт, диплом,
от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области - Максимова Т.А. по дов. от 09.01.2024, паспорт, диплом.
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к АО "Совхоз имени Ленина" с требованиями, исходя из принятых судом уточнений и отказов от части требований:
- изъять для нужд Российской Федерации: земельный участок, общей площадью 925 кв.м, входящий в состав земельного участка, кадастровый номер: 50:21:0040102:302 площадью 7889 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, общая площадь: 10000 кв.м, кадастровый номер 50:21:0000000:36128, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н. Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина, вблизи д. Апаринки;
земельный участок, общей площадью 661 кв.м, образованный из земельного участка, кадастровый номер: 50:21:0040102:299 площадью 37750 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, общая площадь 45170 кв.м, кадастровый номер 50:21:0000000:38513, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н. Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина;
земельный участок, общей площадью 3 кв.м, образованный из земельного участка, кадастровый номер: 50:21:0040102:299 площадью 37750 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, общая площадь: 45170 кв.м, кадастровый номер: 50:21:0000000:38513, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н. Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина;
земельный участок, общей площадью 4736 кв.м, образованный из земельного участка, кадастровый номер: 50:21:0040102:299 площадью 37750 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, общая площадь: 45170 кв.м, кадастровый номер: 50:21:0000000:38513, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н. Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина.
Установить, что итоговый размер возмещения рыночной стоимости составляет 24127467 руб.:
рыночная стоимость земельного участка площадью 925 кв.м составляет 3344800 руб.,
величина убытков, причиненных правообладателю изъятием земельного участка площадью 925 кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0040102:302 площадью 7889 кв. м, составляет 60967 руб.,
рыночная стоимость земельного участка площадью 661 кв.м, составляет 2523698 руб.,
рыночная стоимость земельного участка площадью 3 кв.м составляет 11454 руб.,
рыночная стоимость земельного участка площадью 4736 кв.м, составляет 18082048 руб.
величина убытков, причиненных правообладателю изъятием частей земельного участка площадью 661 кв.м, 3 кв.м, 4736 кв. м, образованных из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0040102:299, площадью 37750, образованного из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0000000:38513, общей площадью 45170 кв.м, составляет 104500 руб
Установить, что решение суда является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности ЗАО "Совхоз им. Ленина" и возникновения права собственности Московской области на:
земельный участок, общей площадью 925 кв.м, входящий в состав земельного участка, кадастровый номер: 50:21:0040102:302 площадью 7889 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, общая площадь: 10000 кв.м, кадастровый номер 50:21:0000000:36128, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н. Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина, вблизи д. Апаринки;
земельный участок, общей площадью 661 кв.м, образованный из земельного участка, кадастровый номер: 50:21:0040102:299 площадью 37750 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, общая площадь 45170 кв.м, кадастровый номер 50:21:0000000:38513, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н. Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина;
земельный участок, общей площадью 3 кв.м, образованный из земельного участка, кадастровый номер: 50:21:0040102:299 площадью 37750 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, общая площадь 45170 кв.м, кадастровый номер: 50:21:0000000:38513, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н. Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина;
земельный участок, общей площадью 4736 кв.м, образованный из земельного участка, кадастровый номер: 50:21:0040102:299 площадью 37750 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, общая площадь: 45170 кв.м, кадастровый номер: 50:21:0000000:38513, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н. Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина.
Определением от 19.10.2023 суд выделил в отдельное производство требование Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области об установлении размера возмещения за изымаемые земельные участки, образованные из земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0000000:36128, 50:21:0000000:38513, в виде упущенной выгоды и прочих убытков.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.10.2023, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Совхоз имени Ленина" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 19.10.2023 и вынести по делу новое решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в не рассмотрении заявленного ответчиком ходатайства о назначении по делу дополнительной судебной экспертизы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 31.07.2020 N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 N 782/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса" на 2017-2026 годы", постановлением Правительства Московской области от 25.02.2014 N 88/5 "Об утверждении проекта планировки территории для реконструкции Каширского шоссе на участке км 0-км 4,4 в Ленинском городском округе Московской области", постановлением Правительства Московской области от 18.05.2018 N 315/16 "О внесении изменения в проект планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - Каширского шоссе на участке км 0-км 4,4 в Ленинском муниципальном районе Московской области", постановлением Правительства Московской области от 30.12.2019 N 1075/44 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 25.02.2014 N 88/5 "Об утверждении проекта планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - Каширского шоссе на участке км 0-км 4,4 в Ленинском муниципальном районе Московской области", распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 19.01.2022 N 15-Р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", распоряжением Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 19.01.2022 N 17-Р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", решением Градостроительного совета Московской области от 29.12.2021 N 50, Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области приняты распоряжения Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области от 28.01.2022 N 47-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области", от 31.01.2022 N 63-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области", согласно которым подлежат изъятию:
земельный участок, общей площадью 925 кв.м, входящий в состав земельного участка, кадастровый номер: 50:21:0040102:302 площадью 7889 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, общая площадь: 10000 кв.м, кадастровый номер: 50:21:0000000:36128, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н. Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина, вблизи д. Апаринки;
земельный участок, общей площадью 661 кв.м, образованный из земельного участка, кадастровый номер: 50:21:0040102:299 площадью 37750 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, общая площадь 45170 кв.м, кадастровый номер: 50:21:0000000:38513, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н. Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина;
земельный участок, общей площадью 3 кв.м, образованный из земельного участка, кадастровый номер: 50:21:0040102:299 площадью 37750 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, общая площадь: 45170 кв.м, кадастровый номер: 50:21:0000000:38513, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н. Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина;
земельный участок, общей площадью 4736 кв.м, образованный из земельного участка, кадастровый номер: 50:21:0040102:299 площадью 37750 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, общая площадь: 45170 кв.м, кадастровый номер: 50:21:0000000:38513, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н. Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина.
Согласно Отчету от 13.04.2022 N 1-170/22 об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 925 кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0040102:302, подготовленному ГБУ МО "Московское областное БТИ", с учетом величины убытков составляет 3405767 руб., в том числе: рыночная стоимость земельного участка площадью 925 кв.м, составляет 3444800 руб., величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объекта недвижимого имущества, составляет 60967 руб.
Согласно Отчету от 22.04.2022 N 1-195/22 об оценке рыночной стоимости частей земельного участка площадью 661 кв.м, 3 кв.м, 4 736 кв.м, образованных из земельного участка с кадастровым номером: 50:21:0040102:299, подготовленному ГБУ МО "Московское областное БТИ", с учетом величины убытков составляет 20721700 руб., в том числе: рыночная стоимость земельного участка площадью 661 кв.м, составляет 2523698 руб., рыночная стоимость земельного участка площадью 3 кв.м, составляет 11454 руб., рыночная стоимость земельного участка площадью 4736 кв.м, составляет 18082048 руб., величина убытков, причиненных правообладателю изъятием объектов недвижимого имущества, составляет 104500 руб.
В связи с тем, что в досудебном порядке ответчик не подписал соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования об изъятии, суд первой инстанции руководствовался заключением эксперта от 19.09.2023 N 6, которым установлен размер возмещения рыночной стоимости изымаемых земельных участков.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральным органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
В силу положений пункта 2 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Согласно части 1 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в т.ч. для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В пункте 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с принудительным изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа (статьи 49, 63 Земельного кодекса и статья 279 Гражданского кодекса), арбитражным судам следует иметь в виду, что принудительное изъятие земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии с положениями части 1 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 ЗК РФ (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 56.10 ЗК РФ), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Статьей 281 ГК РФ установлено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
В соответствии со статьей 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
В соответствии с пунктом 6 статьи 279 ГК РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Порядок изъятия земельных участков для государственных нужд установлен Федеральным законом от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ)
Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области является уполномоченным органом исполнительной власти Московской области, принимающим решение об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд Московской области в целях строительства (реконструкции) автомобильной дороги регионального значения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ в целях принятия решения об изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд для размещения объектов федерального значения или регионального значения орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, осуществляет выявление лиц в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 15 ст. 9 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ после принятия Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области распоряжения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд Московской области в течение семи дней копия указанного распоряжения направляется правообладателю изымаемого недвижимого имущества заказным письмом с уведомлением о вручении. Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении, об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма или со дня направления письма на электронную почту.
Порядок возмещения убытков, причиняемых изъятием объектов недвижимого имущества для государственных нужд, определен статьей 13 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ, согласно которому после принятия решения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях строительства (реконструкции) автомобильной дороги проводится оценка рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и убытков, причиняемых изъятием для государственных нужд Московской области.
Выкупная стоимость изымаемого недвижимого имущества определяется по результатам оценки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", по заказу Министерства имущественных отношений Московской области на основании принятого распоряжения об изъятии объектов недвижимого имущества для государственных нужд Московской области.
При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных нужд, также не будет возмещена.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ собственнику или правообладателю недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества, направляется заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае если в целях изъятия недвижимого имущества осуществляется образование земельного участка либо изменение или уточнение его границ в соответствии с частью 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества прилагаются кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе представить в орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, свои предложения к проекту соглашения об изъятии недвижимого имущества, в том числе предложения об изменении рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых таким изъятием. К предложениям об увеличении рыночной стоимости недвижимого имущества и (или) размера убытков, причиняемых изъятием недвижимого имущества, должны быть приложены обосновывающие это увеличение документы. В случае признания указанных предложений обоснованными орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, дорабатывает проект соглашения об изъятии недвижимого имущества и направляет этот проект правообладателю изымаемого недвижимого имущества.
Согласно п. 12 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ в случае несогласия собственника или правообладателя недвижимого имущества с размером возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) причиненных изъятием недвижимого имущества убытков, содержащимся в отчете об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, собственник или правообладатель недвижимого имущества вправе оспорить в судебном порядке этот отчет.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ в случае, если в течение трех месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества указанное соглашение не заключено, орган исполнительной власти, принявший решение об изъятии недвижимого имущества, вправе обратиться в суд с заявлением о принудительном изъятии такого имущества.
При этом согласно ст. 9 Федерального закона от 31.07.2020 N 154-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры и если по истечении сорока пяти дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с земельным законодательством проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладатель изымаемой недвижимости не представил подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости.
Судом установлено, что процедура изъятия объектов недвижимого имущества Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области соблюдена, с момента получения проектов соглашений об изъятии и предъявления исковых требований соглашение об изъятии между сторонами не заключено, действий, в том числе ответчиком не предпринято, с учетом сроков рассмотрения настоящего дела, оснований для оставления исковых требований без рассмотрения не имеется.
Согласно пунктам 5 и 7 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.
Согласно правовой позиции сформированной в пункте 8 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.
В настоящее время пунктом 5 статьи 56.8 ЗК РФ установлено, что в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.
В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об изымаемом земельном участке, для целей изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в том числе для проведения оценки рыночной стоимости изымаемого земельного участка, видом его разрешенного использования признается вид разрешенного использования, соответствующий цели предоставления такого земельного участка, указанной в документе, подтверждающем право на такой земельный участок, либо в случае отсутствия данного документа вид разрешенного использования, соответствующий назначению расположенных на таком земельном участке объектов недвижимого имущества (пункт 10 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ)
Возражая против удовлетворения требований, ответчик заявил о несогласии с размером предложенного возмещения.
Определением Арбитражного суда Московской области от 18.08.2023 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Консалтинговая группа "Ирвикон", эксперту Гармашу Г.Ю.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы:
1) Определить в порядке части 4 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации рыночную стоимость изымаемых для государственных нужд земельных участков на дату проведения экспертизы:
- земельный участок, общей площадью 925 кв.м, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером 50:21:0040102:302 площадью 7889 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли много специального назначения, вид разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, общая площадь: 45170 кв.м, кадастровый номер 50:21:0000000:36128, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина, вблизи д. Апаринки;
- земельный участок, общей площадью 661 кв.м, образованный из земельного участка, кадастровый номер 50:21:00401102:299 площадью 37750 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли много специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, общая площадь: 45170 кв.м, кадастровый номер: 50:21:0000000:38513, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина;
- земельный участок, общей площадью 3 кв.м, образованный из земельного участка, кадастровый номер 50:21:00401102:299 площадью 37750 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли много специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, общая площадь: 45170 кв.м, кадастровый номер: 50:21:0000000:38513, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина;
- земельный участок, общей площадью 4736 кв.м, образованный из земельного участка, кадастровый номер 50:21:00401102:299 площадью 37750 кв. м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли много специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, общая площадь: 45170 кв.м, кадастровый номер: 50:21:0000000:38513, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина.
2) Определить в порядке статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер убытков и упущенной выгоды в связи с изъятием для государственных нужд земельных участков на дату проведения судебной экспертизы:
- земельный участок, общей площадью 925 кв.м, входящий в состав земельного участка с кадастровым номером 50:21:0040102:302 площадью 7889 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли много специального назначения, вид разрешенного использования: объекты придорожного сервиса, общая площадь: 45170 кв.м, кадастровый номер 50:21:0000000:36128, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина, вблизи д. Апаринки;
- земельный участок, общей площадью 661 кв.м, образованный из земельного участка, кадастровый номер 50:21:00401102:299 площадью 37750 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли много специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, общая площадь: 45170 кв.м, кадастровый номер: 50:21:0000000:38513, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина;
- земельный участок, общей площадью 3 кв.м, образованный из земельного участка, кадастровый номер 50:21:00401102:299 площадью 37750 кв. м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли много специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, общая площадь: 45170 кв.м, кадастровый номер: 50:21:0000000:38513, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина;
- земельный участок, общей площадью 4736 кв. м, образованный из земельного участка, кадастровый номер 50:21:00401102:299 площадью 37750 кв.м, образованный из земельного участка, категория земель: земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли много специального назначения, вид разрешенного использования: под строительство холодильно-складского комплекса, предназначенного для хранения продовольственных товаров, общая площадь: 45170 кв.м, кадастровый номер: 50:21:0000000:38513, адрес (местонахождение) объекта: Московская обл., р-н Ленинский, с.п. Совхоз им. Ленина.
Согласно поступившему заключению эксперта от 19.09.2023 N 6, рыночная стоимость земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 50:21:0040102:302, площадью 925 кв.м составляет 4665052 руб., величина убытков, причиненных правообладателю - 62000 руб., рыночная стоимость земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 50:21:00401102:299, площадью 661 кв.м - 3269766 руб., земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 50:21:00401102:299, площадью 3 кв.м - 14826 руб., земельного участка, образованного из земельного участка с кадастровым номером 50:21:00401102:299, площадью 4736 кв.м - 23573052 руб., величина убытков, причиненных правообладателю в связи с изъятием частей земельного участка с кадастровым номером 50:21:00401102:299 - 106333 руб. или 35444 руб. на каждую часть.
Заключение эксперта от 19.09.2023 N 6, подготовленное ООО "Консалтинговая группа "Ирвикон", является надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами. Заключение содержит подробное описание проведенных исследований, у суда отсутствуют основания сомневаться в достоверности и объективности выводов, изложенных в отчете. Отчет является полным и обоснованным, противоречий в выводах, иных обстоятельств, вызывающих сомнения в достоверности проведенной оценки, не имеется.
Допустимых доказательств того, что экспертное заключение, составленное по результатам назначенной судом экспертизы, не соответствует требованиям действующего законодательства, а равно, что заключение содержит недостоверные выводы, и выбранные экспертом способы и методы оценки привели к неправильным выводам, суду не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что экспертом определен размер упущенной выгоды и убытков, причиненных досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами, равным 0 руб., поскольку в материалы дела и на экспертизу ответчиком не представлены доказательств наличия обязательств перед третьими лицами в отношении изымаемого имущества.
Поскольку договор аренды частей земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0000000:36128, 50:21:0000000:38513 представлен ответчиком в материалы дела после назначения и проведения судебной оценочной экспертизы, принимая во внимание сроки рассмотрения настоящего дела, в целях обеспечения баланса интересов сторон, в частности в целях обеспечения реализации истцом проекта по строительству объектов дорожного транспорта, суд первой инстанции выделил в отдельное производство требование об установлении размера возмещения за изымаемые земельные участки в виде упущенной выгоды и прочих убытков, в рамках которого будет разрешен вопрос о доплате возмещения в том числе по результатам оценочной экспертизы в соответствующей части.
По указанным основаниям апелляционным судом отклоняется довод заявителя апелляционной жалобы о не рассмотрении судом первой инстанции ходатайства о назначении по делу дополнительной экспертизы.
Иных доводов о несогласии с решением суда апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении требования об изъятии с установлением размера возмещения стоимости, исходя из стоимости и размера убытков, установленных заключением эксперта от 19.09.2023 N 6, подготовленным ООО "Консалтинговая группа "Ирвикон".
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решение суда является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
При этом статьей 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд (часть 1).
Одновременно с документом, указанным в части 1 настоящей статьи, для государственной регистрации прав представляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд не установлено иное (часть 2).
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (часть 3).
Следовательно, осуществление государственной регистрации прекращения прав правообладателя изымаемого земельного участка (части земельного участка) и переход прав на такой участок (часть) при предоставлении на государственную регистрацию доказательств перечисления правообладателю возмещения за принудительное изъятие представляет собой дополнительную гарантию прав правообладателя изымаемого объекта. Иной порядок перехода прав на изымаемый земельный участок приведет к лишению правообладателя имущества - как в натуре, так и в денежном выражении (равноценное возмещение), что в силу прямого указания закона не допустимо.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.10.2023 по делу N А41-59962/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.А Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-59962/2022
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКОВСКОЙОБЛАСТИ
Ответчик: ЗАО "СОВХОЗ ИМЕНИ ЛЕНИНА"