г. Москва |
|
03 февраля 2020 г. |
Дело N А41-51043/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Панкратьевой Н.А., Хомякова Э.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Искендеровой Я.Г.,
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "ПКФ Виктория-5" (ИНН 5042025750, ОГРН 1025005335080) - Трусов С.С. представитель по доверенности от 21.02.2018 года, Шестов А.В. представитель по доверенности от 27.01.2020 года,
от заинтересованного лица Администрации городского округа Балашиха Московской области (ИНН 5001106672, ОГРН 1165001050026) - Макарова О.А. представитель по доверенности от 31.12.2019 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Балашиха Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2019года по делу N А41-51043/19, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ПКФ Виктория-5" к Администрации городского округа Балашиха Московской области о признании незаконными отказов, изложенных в уведомлениях от 06.05.2019, в переводе нежилых помещений NN 571-604, расположенных по адресу: Московская область, г. Балашиха, пр-т Ленина, д. 72, в жилые; об обязании администрации совершить действия по переводу спорных нежилых помещений в жилые,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПКФ Виктория-5" (далее - ООО "ПКФ Виктория-5" ) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Балашиха Московской области (далее - Администрация) о признании незаконными отказов, изложенных в уведомлениях от 06.05.2019, в переводе нежилых помещений N N 571-604, расположенных по адресу: Московская область, г. Балашиха, пр-т Ленина, д. 72, в жилые; об обязании администрации совершить действия по переводу спорных нежилых помещений в жилые.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2019 года заявленные требования удовлетворены. (т. 4 л.д. 76-80).
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация городского округа Балашиха Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Администрации городского округа Балашиха Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Общества с ограниченной ответственностью "ПКФ Виктория-5" возражали против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ПКФ Виктория-5" являлось застройщиком многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, г. Балашиха, пр-т Ленина, д. 72. В указанном доме обществу на праве собственности принадлежат 34 нежилых помещения N N 571-604, расположенных на техническом этаже.
26 марта 2019 года общество обратилось в администрацию заявлением о переводе указанных нежилых помещений в жилые, приложив документы, необходимые, для перевода нежилых помещений в жилые.
29 марта 2019 года от администрации поступили уведомления с решениями об отказе в переводе нежилых помещений в жилые.
Полагая, что отказы администрации незаконны, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Таким образом, названной нормой предусмотрено оспаривание не только ненормативных правовых актов, но и любых иных решений публичных органов, а также их действий (бездействия) не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемых ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс, Кодекс) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 23 Жилищного кодекса решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 23 Кодекса документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии со статьей 23 Кодекса возложена на заявителя.
Часть 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает перечень документов, необходимых при переводе жилого помещения в нежилое помещение, которые собственник соответствующего помещения должен представить в орган, осуществляющий такой перевод, а именно: для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2)правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Согласно части 2.1 статьи 23 Жилищного кодекса заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 статьи 23 Кодекса, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 23 Кодекса.
Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе: 1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
Согласно части 5 статьи 23 Жилищного кодекса орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 статьи 23 Кодекса решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24 Жилищного кодекса отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, 26 марта 2019 года ООО "ПКФ Виктория-5" обратилось к Администрации городского округа Балашиха Московской области с заявлением о переводе нежилых помещений нежилых помещений N N 571-604 расположенных, по адресу: Московская область, г. Балашиха, пр-т Ленина, д. 72, в жилые помещения, к которому были приложены: копии выписок из Единого государственного реестра недвижимости; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU50-01-9211-2017 от 25.09.2017; копии технических паспортов на нежилые помещения; поэтажный план дома на уровне 17-го этажа с экспликацией помещений; поэтажный план дома на уровне 18-го этажа с экспликацией помещений; проект перепланировки и переустройства нежилых помещений в жилые NN 571-604; экспертное заключение ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области"; заявление ООО "ПКФ "Виктория-5" от 29.12.2017; заявление ООО "ПКФ "Виктория-5" от 28.12.2017; выписка из электронного журнала обращений от 29.12.2017; письмо исх. N 100 от 22.01.2018; письмо администрации городского округа Балашиха N М503-9151425598-10171222 с уведомлением от 08.02.2018; письмо Администрации городского округа Балашиха N М503-9151425598-13060743 с уведомлением от 25.05.2018; выписка из электронного журнала обращений от 17.05.2018; письмо ООО "ПКФ "Виктория-5" N 1005 от 23.07.2018; письмо Администрации городского округа Балашиха N 1-вх-1403918 от 06.08.2018.
Таким образом, заявителем были представлены все предусмотренные частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации документы, необходимые при переводе жилого помещения в нежилое помещение, в том числе: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение; план переводимого помещения с его техническим описанием; поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что для перепланировки и переустройства нежилых помещений необходимо согласие жителей дома, подлежат отклонению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в процессе строительства дома застройщиком была проведена корректировка проектной документации в части увеличения высоты верхнего теплого технического этажа на отметке 51,000 м до 2,7 м (от уровня чистого пола до потолка, для возможности использования его как нежилого помещения для размещения мастерских художников), внесены изменения в разделы ПЗ, АР, КР проектной документации и получено положительное заключение Негосударственной экспертизы ООО "Экспертстройинжиниринг" N 50-2-1-2-0325-16 от 27.12.2016.
На основании положительного заключения, Министерство строительного комплекса Московской области выдало новое разрешение на строительство N RU50-01-8079-2017 от 10.05.2017, из которого следует, что помещения верхнего этажа на отметке 51,000 м являются нежилыми помещениями для возможности размещения мастерских художников.
В последующем обществом было получено заключение Главгосстройнадзора Московской области N 09-08-054900-9-01 от 31.08.2017, подтверждающее соответствие жилого дома требованиям действующих технических регламентов, нормативных правовых актов и проектной документации и 25.09.2017 дом был введен в эксплуатацию.
Согласно указанным документам нежилые помещения на верхнем этаже были указаны в проекте строительства дома и принимались в эксплуатацию.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с частью 4 статьи 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается только в том случае, если такое помещение:
- не отвечает установленным требованиям (требования к жилым помещениям установлены разделом 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47);
- отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям;
- право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Нежилые помещения, принадлежащие обществу на праве собственности, не являются в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации местами общего пользования и не принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома.
Поскольку перепланировка помещений при переводе их из нежилых в жилые не производилась, в связи с тем, что планировка уже была предусмотрена и выполнена согласно проектной документации, а перевод нежилых помещений в жилые не уменьшает и не увеличивает размер общего имущества в многоквартирном доме, то согласие всех собственников помещений в данном доме не требуется.
Таким образом, перевод нежилых помещений в жилые не предусматривает изменения ни объекта, ни режима использования части земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, то есть перевод не предусматривает необходимость в разрушении части несущей стены, установки отдельного входа в помещения и оборудования крыльца, в связи чем права участников долевой собственности, предусмотренные статьей 40 Жилищного кодекса Российской Федерации не нарушаются, и их согласие на перевод не требуется.
Кроме того, в материалах дела содержится экспертное заключения N 127-9-5 от 08.05.2018 года, выполненного ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области согласно которому, материалы проекта перепланировки и переустройства нежилых помещений в жилые N N 571-604 по адресу: Московская область, г. Балашиха, проспект Ленина, д.72 соответствуют требованиям следующей нормативной документации: - глава IV п.4.7; глава V п. 5.1. ; глава VIII п. 8.1.1. и глава IX п.9.1. СанГТиН 2.1.2.264510 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Таким образом, спорные нежилые помещения отвечают требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", переводимые нежилые помещения не обременены правами третьих лиц.
Поскольку общество представило в администрацию все необходимые для перевода нежилых помещений в жилые документы, предусмотренные частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности, апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции о том, что отказ администрации в переводе нежилых помещений в жилые является незаконным и нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 ноября 2019года по делу N А41-51043/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-51043/2019
Истец: ООО "ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "ВИКТОРИЯ-5"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА