г. Чита |
|
3 февраля 2020 г. |
Дело N А19-23010/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.В. Басаева, Н.В. Ломако, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2019 года по делу N А19-23010/2019 по заявлению Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966) о признании незаконным и отмене постановления N 038/436/19 от 27.08.2019,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, Колгановой Ольги Витальевны (666216, Иркутская область, Качугский район, п. Никилей): не было
установил:
Заявитель, открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОАО "ИЭСК"), обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области об отмене постановления N 038/436/19 от 27.08.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 038/04/9.21-400/2019.
Решением суда первой инстанции от 03.12.2019 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции не принял во внимание, что общество приняло все надлежащие меры для соблюдения порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям и в нарушении этих правил нет вины общества.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 18.12.2019.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Постановлением N 038/436/19 от 27.08.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 038/04/9.21-400/2019 Иркутским УФАС России ОАО "ИЭСК" признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем ему назначено наказание в размере 300 000 руб. с учетом положения 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1, л. 10).
Диспозиция ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Диспозиция ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектами ответственности по данной статье являются субъекты естественной монополии, собственники или иные законные владельцы, в частности объекты электросетевого хозяйства.
Материалами дела подтверждается, что общество владеет на законном основании объектами электросетевого хозяйства и осуществляет деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Объектом посягательства данного правонарушения являются правоотношения в области электроэнергетики.
Объективная сторона данного правонарушения состоит, в том числе в нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Объективная сторона правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит, в том числе, в повторном нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861, определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 Ю5-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер, Указанный договор является публичным.
Согласно пункту 6 названных Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения определены сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям. Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для физических лиц, подавших заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, используемых для бытовых нужд, максимальной мощностью до 15 кВт включительно, составляет 6 месяцев при условии, что расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Нарушение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям составляющим 6 месяцев образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установил суд первой инстанции, Колганова О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 38:06:100922:3770, расположенного: Иркутская область, Иркутский район, д. Куда, ул. Можайская, 6, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств непосредственно к сетям ОАО "ИЭСК" 18.09.2018 Колгановой О.В. была подана заявка (вх.N 6643) на осуществление технологического присоединения бытовых и энергопринимающих устройств, с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), в точке присоединения: вводное распределительное устройство (ВРУ), расположенные (будут располагаться): Иркутская область, Иркутский район, д. Куда, ул. Можайская, 6. (т.1, л. 61).
15.10.2018 между ОАО "ИЭСК" и Колгановой О.В. заключен договор N 2753/18- ВЭС об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с 8 учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (т.1, л. 74).
В приложении к договору N 2753/18-ВЭС от 15.10.2018 стороны согласовали Технические условия для присоединения к электрическим сетям, в которых определили перечень и объем обязательств для каждой из сторон (т. 1, л. 77).
Техническими условиями по договору N 2753/18-ВЭС от 15.10.2018 предусмотрено, что сетевая организация, в том числе осуществляет строительство ВЛ 10/0,4 кВ с КТП 10/0,4 кВ.
Согласно п. 5 договора N 2753/18-ВЭС от 15.10.2018 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения данного договора, т.е. до 15.04.2019.
Срок осуществления ОАО "ИЭСК" выполнения мероприятий об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства по договору N 2753/18-ВЭС от 15.10.2018 истек 15.04.2019, условия о технологическом присоединении сетей с энергоприборами потребителя, обществом не исполнены.
Указанное, по мнению суда апелляционной инстанции, свидетельствует о наличии в действиях общества события и объективной стороны правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2).
Общество в подтверждение отсутствия в его действиях вины, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, указывает в апелляционной жалобе следующее:
29.08.2018 потепление ТР в ОКС
30.08.2018 поступление ТР в ГЗИО
30.09.2018 подготовка объемов и разработка смет для проведения закупки
30.10.2018 подготовка закупочной документации
12.11.2018 проведение закупки
14.11.2018 оформление Протокола по результатам закупки, подготовка и заключение договора на выполнение комплекса работ по получению Разрешений на строительство 229-ВЭС-2018 от 18.01.2019 с ООО "Базис"
27.09.2018 обращение в Службу ЦСН
07.11.2018 Получение положительного заключения от Службы ЦСН
21.03.2019 Подготовка Схемы расположения земельного участка и направление в Министерство имущественных отношений Иркутской области.
Суд апелляционной инстанции, оценив указанное, не усматривает, что указанное свидетельствует о принятии обществом всех надлежащих условий о надлежащем исполнении порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям в рамках договора N 2753/18-ВЭС от 15.10.2018.
То обстоятельство, что контрагенты общества не исполнили принятые на себя обязательства по договорам строительства и т.п. не свидетельствует о принятии обществом всех мер направленных на соблюдение порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Доказательств, что нарушение обществом порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям обусловлено чрезвычайными или непреодолимыми обстоятельствами в дело не представлено.
Доказательств, что нарушение порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям произошло в результате неправомерных действий потребителя в материалы дела не представлено.
Учитывая, что повторность совершения однородного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.01.2018 по делу N А19-17768/2017, постановление антимонопольного органа признано законным в полном объеме (штраф оплачен 07.09.2018), с соблюдением положений ст. 4.3, 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения предусмотренного ч. 2 ст.9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Размер санкции определен обществу в размере, менее минимального размера административного штрафа установленного ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений ч. 1, 3, 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "03" декабря 2019 года по делу N А19-23010/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-23010/2019
Истец: ОАО "Иркутская электросетевая компания "ИЭСК" в лице филиала "ИЭСК" "Восточные электрические сети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Колганова Ольга Витальевна