город Воронеж |
|
28 января 2020 г. |
Дело N А64-518/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Рязанской и Тамбовской областям на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.10.2019 по делу N А64-518/2019 (судья Плахотников М.А.), принятого по заявлению акционерного общества "Экоойл" (ОГРН 1066829046525, ИНН 6829020539) о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (ОГРН 1086229000318, ИНН 6229060674) о назначении административного наказания N 003/19-В от 10.01.2019,
третье лицо: управление Роспотребнадзора по Тамбовской области,
при участии:
от акционерного общества "Экоойл": Мордасова Л.А., представитель по доверенности от 26.04.2019 N 68АА117654 сроком на десять лет;
от управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Рязанской и Тамбовской областям: Кунина О.А., представитель по доверенности N УФС-Н-6764/19 от 26.09.2019, представлен диплом о высшем юридическом образовании;
от управления Роспотребнадзора по Тамбовской области - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество мясоперерабатывающий комбинат "Максимовский" (далее - АО МПК "Максимовский", общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям (далее - управление Россельхознадзора, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 10.01.2019 N 003/19-В.
Определением от 03.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено управление Роспотребнадзора по Тамбовской области.
По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц 10.04.2019 АО МПК "Максимовский" изменило наименование на акционерное общество "Экоойл" (далее - АО "Экоойл")
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.10.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление Россельхознадзора обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит отменить решение суда первой инстанции.
Указывает на наличие в материалах дела доказательств совершения вменяемого административного правонарушения, отбор проб происходил в присутствии представителя общества, отобранные на пробу образцы пронумерованы и опломбированы, представитель отказалась от хранения контрольного образца проб, что подтверждается актом от 11.07.2018.
АО "Экоойл" в представленном письменном отзыве возразило против доводов апелляционной жалобы, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель АО "Экоойл" возразил против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Письмом от 15.06.2018 N УФС-КХ-1026/18 управление уведомило АО МПК "Максимовский" о введении в АО МПК "Максимовский" режима усиленного лабораторного контроля по выявленной группе риска, т.е. на наличие антибиотиков тетрациклиновой группы.
В рамках усиленного лабораторного контроля и пищевого мониторинга в ходе исполнения приказа МСХ РСХН N 1304 от 28.12.2017 управлением Россельхознадзора в период с 07.07.2018 по 08.08.2018 отобраны 10 производственных партий, выработанных АО МПК "Максимовский" и направлены для проведения исследований в ФГБУ "Белгородская межобластная ветеринарная лаборатория".
В том числе 11.07.2018 на территории АО МПК "Максимовский", расположенного по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, Трегуляевская ул., д. 78, в присутствии начальника отдела производства АО МПК "Максимовский" Вихаревой О.В. осуществлен отбор проб продукции - сосиски "Любительские" категории Б ГОСТ 52196-2011 (производитель АО МПК "Максимовский"), размер партии 112,3 кг / 112, со сроком годности - 16.07.2018, и датой изготовления 11.07.2018.
Указанная продукция отобрана в количестве 1 пробы/0,54 кг, пронумерована, опломбирована (опечатана) 32920139 и также направлена в ФГБУ "Белгородская МВЛ" на предмет исследования: тетрациклиновая крупа (ВЭЖХ МС/МС).
Об отборе проб (образцов) составлен акт от 11.07.2018. Также в указанном акте имеется отметка об отказе в графе "Сведения о контрольных образцах".
Согласно поступившему протоколу испытаний ФГБУ "Белгородская МВЛ" от 24.08.2018 N П18/09768 исследований продукции обнаружено наличие антибиотиков тетрациклиновой группы - 43.0 мкг/кг, в норме допускается менее 10,0 мкг/кг, что не соответствует требованиям ТР ТС 034/2013 "О безопасности мяса и мясной продукции", принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 68, а также "Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)", утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 229.
В связи с выявленными нарушениями управлением Россельхознадзора в адрес АО МПК "Максимоский" направлено уведомление от 20.12.2018 N УФС-КХ-2817/18 о необходимости явки уполномоченного представителя 28.12.2018 для дачи объяснений по факту нарушений, а также для подписания протокола об административном правонарушении.
Указанное уведомление получено предприятием 21.12.2018, что подтверждается отметкой в вручении.
28.12.2018 управлением Россельхознадзора с участием законного представителя общества Максимова С.В. и защитника общества по доверенности от 04.06.2018 N 68АА1051620 Мордасовой Л.А. в отношении АО МПК "Максимовский" был составлен протокол N 225/18-В об административном правонарушении.
В соответствии с протоколом административный орган усмотрел в действиях общества нарушение п. 12, 13 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) и п. 1 ст. 7 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", выразившихся в превышении нормы содержания в продукции антибиотиков тетрациклиновой группы (обнаружено 43 мкг/кг, вместо допущенных менее 10 мкг/кг).
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Определением от 28.12.2018 рассмотрение дела о данном административном правонарушении назначено на 10.01.2019. Копия протокола N 225/18-В о 28.12.2018 и определения от 28.12.2018 получены обществом, что подтверждается отметками в получении.
Постановлением управления Россельхознадзора от 10.01.2019 N 003/19-В АО МПК "Максимовский" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Копии указанного постановления получена обществом 19.01.2019, что подтверждается уведомлением о вручении почтовой корреспонденции.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за те же действия, что предусмотрены частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В соответствии с санкцией ч. 2 ст. 14.43 Кодекса, указанные действия влекут наложение административного штрафа, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Субъективная сторона характеризуется виной.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Закона N 184-ФЗ технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или Федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Технический регламент ТР ТС 034/2013 устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Объектами технического регулирования Технического регламента ТР ТС 034/2013 являются, в том числе, продукты убоя и мясная продукция, мясо, субпродукты.
В соответствии с п. 13,12 ТР ТС 034/2013 продукты убоя и мясная продукция, находящиеся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должны быть безопасны. Не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, в том числе продуктов убоя и мясной продукции с истекшим сроком годности.
В соответствии с пунктом 89 Технического регламента ТР ТС 034/2013 процессы хранения, перевозки и реализации продуктов убоя и мясной продукции должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Согласно п. 1 ст. 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Протоколом об административном нарушении обществу вменяются нарушения положения п. 12,13 ТР ТС 034/2013 и п. 1 ст. 7 ТР ТС 021/2011, вместе с тем, как обосновано указал суд области, согласно акту отбора проб (образцов) от 11.07.2018 дата окончания срока годности продукции указана 16.07.2018, таким образом нарушения в части выпуска продукции за пределами срока годности не имеют места, в связи с чем не могут быть квалифицированы судом в качестве правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Судом установлено, что отбор проб - сосиски "Любительские" категории Б ГОСТ Р 52196-2011 в период с 07.07.2018 по 08.08.2018 производился согласно ГОСТ 9792-73 "Колбасные изделия и продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц. Правила приемки и методы отбора проб", который распространяется на фаршированные, варено-копченые, полукопченые, вареные, сырокопченые, сырые, ливерные и кровяные колбасы, мясные хлеба, сосиски, сардельки, продукты из свинины, баранины, говядины и мяса других видов убойных животных и птиц (вареные, варено-копченые, копчено-запеченные, запеченные, жареные и сырокопченые), бекон соленый в полутушах, а также зельцы, студни, холодец и паштеты и устанавливает правила приемки и методы отбора проб для определения основных показателей.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" утвержден Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011), а также Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (TP ТС 021/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, где непосредственно в пункте 77 и пункте 426 вышеуказанных Перечней включен ГОСТ 9792-73, в соответствии с которым и был выполнен отбор пробы сосисок "Любительских" категории Б ГОСТ Р 52196-2011.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2014 N 81 утвержден Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, где в пункте 114 обозначен ГОСТ 9792-73.
Пробы, в том числе и образец, отобранный 11.07.2018, направлены в Испытательный центр ФГБУ "Белгородская", который аккредитован в национальном органе аккредитации Росаккредитация - аттестат аккредитации N РОСС RU. 0001.21ПЛ37.
Вместе с тем, в нарушение п. 20 Решения Совета Евразийской экономической комиссии 10.11.2017 N 80 "Об утверждении Правил организации проведения лабораторных исследований (испытаний) (далее - Правила N 80) 11.07.2018 не был сформирован контрольный образец пробы отбираемой продукции.
Согласно пункту 20 Правил N 80 при осуществлении ветеринарного контроля (надзора)" при отборе проб (образцов) формируются контрольные пробы (образцы) (за исключением проб (образцов), предназначенных для диагностики заразных болезней животных).
В соответствии с пунктом 22 Правил хранение и транспортировка в лабораторию (центр) проб (образцов), в том числе контрольных проб (образцов), предназначенных для проведения лабораторных исследований (испытаний) или для ответственного хранения, осуществляются в соответствии с требованиями международных договоров и актов, составляющих право Союза (в том числе в соответствии с перечнями стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов Союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования), а в случае отсутствия в стандартах требований к транспортировке - в соответствии с законодательством государств-членов при соблюдении условий, исключающих возможность подмены, порчи, контаминации, нецелевой (случайной) дефростации проб (образцов) и воздействия факторов, которые могут повлиять на результаты лабораторных исследований (испытаний).
При хранении и транспортировке проб (образцов) пищевой продукции и кормов необходимо соблюдать параметры температуры и влажности в соответствии с условиями, установленными производителем, а также соблюдать продолжительность транспортировки проб (образцов) до начала проведения лабораторных исследований (испытаний).
Пробы (образцы), представляющие потенциальную биологическую опасность, должны транспортироваться способами, исключающими распространение возбудителей заразных болезней животных. Пробы (образцы) должны храниться в лаборатории (центре) до завершения необходимых исследований (испытаний) и выдачи результатов лабораторных исследований (испытаний) в соответствии с процедурой обращения с пробами (образцами), принятой в лаборатории (центре).
Контрольные пробы (образцы) должны храниться в лаборатории (центре) или ином месте с соблюдением требований к условиям хранения и идентификации контрольных проб (образцов), установленных законодательством государств-членов, до истечения срока годности товара, подлежащего ветеринарному контролю (надзору), но не более 3 месяцев с даты извещения заинтересованных лиц о результатах лабораторных исследований (испытаний).
Наряду с этим, пунктом 128 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 N 94 "О Положении о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору)" предусмотрено, что в случае установления несоответствия образца требованиям Таможенного союза лаборатория должна сохранять контрольные пробы до истечения срока использования данной партии подконтрольного товара, но не более чем в течение 3 месяцев после извещения заинтересованных лиц о результатах лабораторных исследований.
Таким образом, отказ представителя общества Вихаревой О.В., от хранения контрольного образца, не освобождает административный орган от соблюдения требования отбора образцов и работы с отобранными образцами, поскольку их хранение должна обеспечивать лаборатория.
При этом ссылка суда на положения Методических указаний по отбору проб пищевой продукции животного и растительного происхождения, кормов, кормовых добавок с целью лабораторного контроля их качества и безопасности", утвержденных Россельхознадзором 21.05.2009 и утративших силу на момент отбора образцов в июле 2018 года, не свидетельствует о принятии необоснованного решения, в том числе с учетом положений Письма Россельхознадзора от 08.08.2012 N ФС-ЕН-2/10267 "Об отборе проб (образцов) от подконтрольных товаров для проведения лабораторных исследований в испытательных центрах (лабораториях)" и Рекомендаций по отбору проб (образцов) от различной продукции, являющихся приложением к нему.
При указанных обстоятельствах суд области пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом не доказано наличие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Приведенным сторонами доводам дана правильная оценка.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу данного лица.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что вина АО "Экоойл" в совершении вменяемого правонарушения, а также событие вменяемого правонарушения административным органом должным образом не доказаны.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу
Таким образом, решение суда первой инстанции является верным.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не усматривается.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.10.2019 по делу N А64-518/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-518/2019
Истец: ОАО МПК "Максимовский"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской области
Третье лицо: Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2021 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1793/20
26.04.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7534/19
01.02.2021 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-518/19
12.08.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1793/20
28.01.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7534/19
01.11.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7534/19
10.10.2019 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-518/19