г. Тула |
|
5 февраля 2020 г. |
Дело N А68-3514/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.01.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.02.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от заявителя - индивидуального предпринимателя Петренко Федора Борисовича - Петренко Ф.Б. (выписка, паспорт), заинтересованного лица - министерства природных ресурсов и экологии Тульской области - Степановой Н.М. (доверенность от 07.06.2019 N 46-д), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Петренко Федора Борисовича на решение Арбитражного суда Тульской области от 20.08.2019 по делу N А68-3514/2019 (судья Рыжикова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Петренко Федор Борисович (Тульская область, г. Новомосковск, ОГРНИП 304714927200182, ИНН 711602565686) (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным приказа министерства природных ресурсов и экологии Тульской области (г. Тула, ИНН 7107096442, ОГРН 1067107022795) (далее - ответчик, министерство) от 06.03.2019 N 145-о о прекращении действия лицензии от 10.04.2006 ТУЛ 05010 ТЭ на право пользования недрами, выданной ИП Петренко Ф.Б.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 20.08.2019 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ИП Петренко Ф.Б. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство природных ресурсов и экологии Тульской области просит в ее удовлетворении отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ИП Петренко Ф.Б. от 10.04.2006 выдана лицензия N ТУЛ 05010 ТЭ (зарегистрирована 10.04.2006) на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - разработка Новомосковского месторождения кирпичных суглинков (участок разведки 1960 года и 1978-79 годов западная часть).
Участок недр расположен в 3 км к югу от г. Новомосковска и в 4 км к востоку от г. Узловая в Узловском районе Тульской области.
Участок недр Новомосковского месторождения имеет статус предварительного горного отвода.
Горный отвод в предварительных границах площадью 190,4 га предоставлен администрацией МО "Узловской район Тульской области" и зарегистрирован управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тульской области от 28.10.2005.
Границы горного отвода согласованы Приокским управлением Ростехнадзора площадью 190,4 га.
На основании письма Тульской природоохранной прокуратуры от 16.10.2018 N 66ж-2018 министерство природных ресурсов и экологи Тульской области приняло участие в проведении проверки прокуратурой, в рамках которой было произведено обследование территории, предоставленной ИП Петренко Ф.Б.
В ходе обследования установлено, что заявителем ведется работа по добыче природных ресурсов, работает техника, ведется погрузка добытых полезных ископаемых.
Одновременно были зафиксированы отработанные выработки с присутствием обводненной толщи.
Согласно пункту 4.3 условий к лицензии, разработка участка недр должна производиться в контурах утвержденных запасов, горного и земельного отводов, оформленных в соответствии с действующим законодательством.
В 2006 году ИП Петренко Ф.Б. составлен рабочий проект на разработку участка и получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В 2011 году Приокским Управлением Ростехнадзора согласовано дополнение к рабочему проекту (дополнение от 2009 года) разработки и рекультивации карьера кирпичных суглинков Новомосковского месторождения.
Документы, подтверждающие согласование дополнения к рабочему проекту разработки и рекультивации карьера кирпичных суглинков Новомосковского месторождения в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", отсутствуют.
Уточненные границы горного отвода не включены в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Помимо отсутствия согласования необходимой документации выявлены отклонения от исполнения плана рабочего проекта, такие как добыча природных ресурсов на момент осмотра (18.10.2018), несмотря на сезонный режим карьера с мая по сентябрь.
Также добыча осуществлялась техникой, не предусмотренной техническим проектом, был нарушен порядок работ по снятию и хранению почвенного слоя.
Постановлением министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 05.12.2018 N 157/18 ИП Петренко Ф.Б. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении к административной ответственности заявителем не обжаловалось.
Несоблюдение ИП Петренко Ф.Б. условий, установленных лицензией на право пользования недрами и отдельных требований технического проекта, также отмечены в письме Тульской природоохранной прокуратуры от 12.11.2018 N 66ж-2018.
Приказом от 04.12.2018 N 935-О "О приостановлении права пользования недрами ИП Петренко Ф.Б." министерство природных ресурсов и экологии Тульской области приостановило право пользования недрами по лицензии N ТУЛ 05010 ТЭ, запретило ИП Петренко Ф.Б. добычу кирпичных суглинков и иные виды работ по пользованию недрами на Новомосковском месторождении кирпичных суглинков в Узловском районе Тульской области.
Основанием для принятия решения послужило невыполнение недропользователем существенных условий пользования недрами, а именно:
- уточненные границы горного отвода не оформлены в соответствии с действующим законодательством, а именно: не включены в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части (пункт 4.3 условий пользования недрами - приложение N 7 к лицензии от 10.04.2006 N ТУЛ 05010 ТЭ, статья 7, пункт 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах");
- разработка месторождения ведется с нарушением требований технического проекта, а именно: в части применения недропользователем техники при проведении добычных работ, хранения почвенно-растительного слоя (пород вскрыши), режима работы карьера.
Отсутствует согласование проектной документации "Дополнения к рабочему проекту разработки и рекультивации карьера кирпичных суглинков Новомосковского месторождения (2009) с федеральным органом управления государственным фондом недр (пункт 8.1, абзаца 3 раздела 10 условий пользования недрами приложение N 7 к лицензии от 10.04.2006 N ТУЛ 05010 ТЭ, пункты 2, 7, 10 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах").
Данный приказ заявителем не обжаловался.
В целях устранения выявленных нарушений министерство направила предпринимателю Петренко Ф.Б. письмом от 04.12.2018 N 24-01-15/8958 уведомление о допущенных нарушениях.
ИП Петренко Ф. Б. предупрежден о том, что в случае невыполнения существенных условий лицензионного соглашения по истечение трех месяцев со дня получения уведомления, право пользования недрами по лицензии N ТУЛ 05010 ТЭ будет прекращено.
Уведомление получено ИП Петренко Ф.Б. 05.12.2018.
Поскольку выявленные нарушения не были устранены, приказом от 06.03.2019 N 145-о "О прекращении права пользования недрами ИП Петренко Ф.Б." министерство природных ресурсов и экологии Тульской области досрочно прекратило право пользования недрами по лицензии от 10.04.2006 N ТУЛ 05010 ТЭ.
ИП Петренко Ф.Б. направил в адрес министерства заявление от 28.02.2019 о предоставлении документов во исполнение приказа о приостановлении лицензии, в котором просил согласовать прилагаемые дополнения к рабочему проекту.
По результатам рассмотрения указанного заявления министерство направило в адрес ИП Петренко Ф.Б. письма от 21.03.2019 N 24-01-15/2023, от 26.03.2019 N 24-01-15/2144, в которых указало на факт прекращения лицензии.
Полагая, что приказ министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 06.03.2019 N 145-о "О прекращении права пользования недрами ИП Петренко Ф.Б." не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы индивидуального предпринимателя, ИП Петренко Ф.Б. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1, Закон о недрах) недра предоставляются в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Согласно статье 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами", установлено, что недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязанность по его исполнению.
В статье 7 Закона о недрах предусмотрено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользования недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.
После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
В пунктах 4, 5 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной приказом МПР РФ от 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором РФ от 31.12.1997 N 58, предусмотрено, что при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора.
Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение.
В соответствии с 56 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 N 13, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, министерство оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Как отмечено выше, предварительные границы горного отвода, согласно положениям статьи 7 Закона о недрах, устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.
После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливает Правительство Российской Федерации (часть 8 статьи 7 Закона о недрах).
Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 N 770, в соответствии с пунктом 2 которых документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются: горноотводный акт и графические приложения, в которые включаются план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода и разрезы участка недр, составленные по форме, установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее соответственно документация, орган государственного горного надзора).
В соответствии с подпункту "б" пункта 3 Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, документация оформляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся вопросы регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (далее - органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), - в отношении участков недр местного значения, за исключением участков недр, указанных в подпункте "а" настоящего пункта.
Согласно статье 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Указанные в части 1 настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Пунктом 5 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, предусмотрено, что проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (далее - документация по участкам недр местного значения), до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее - комиссия).
Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган.
Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 61 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 N 13, министерство согласовывает технические проекты разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения и в силу положений пункта 66 Положения, в случаях установленных Правительством Российской Федерации, оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода 4 (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Проанализировав положения статей 11, 12 и 20 Закона о недрах, суд первой инстанции сделал обоснованное заключение о том, что все условия, указанные в лицензии, а также в иных приложениях, являющихся ее составной частью, и определяющих основные условия пользования недрами в установленный срок, являются существенными условиями.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечивать соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона).
В силу части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ИП Петренко Ф.Б. в соответствии с лицензией N ТУЛ 05010 ТЭ, зарегистрированной 10.04.2006, предоставлено право пользование недрами с целевым назначением и видами работ - разработка Новомосковского месторождения кирпичных суглинков (участок разведки 1960 года и 1978-79 годов западная часть).
Участок недр расположен в 3 км к югу от г. Новомосковска и в 4 км к востоку от г. Узловая в Узловском районе Тульской области.
Согласно пункту 4.3 условий к лицензии (приложение N 3) разработка участка недр должна производиться в контурах утвержденных запасов, горного и земельного отводов, оформленных в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, в 2006 году ИП Петренко Ф.Б. был составлен рабочий проект на разработку участка и получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В 2011 году Приокским Управлением Ростехнадзора согласованно дополнение к рабочему проекту (дополнение от 2009 года) разработки и рекультивации карьера кирпичных суглинков Новомосковского месторождения.
В то же время документов, подтверждающих согласование дополнения к рабочему проекту разработки и рекультивации карьера кирпичных суглинков Новомосковского месторождения в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах, материалы дела не содержат.
Уточненные границы горного отвода не включены в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Помимо отсутствия согласования необходимой документации, выявлены отклонения от исполнения плана рабочего проекта, такие как добыча природных ресурсов на момент осмотра (18.10.2018), несмотря на сезонный режим карьера с мая по сентябрь.
Также добыча осуществлялась техникой, не предусмотренной техническим проектом; нарушен порядок работ по снятию и хранению почвенного слоя.
Постановлением министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 05.12.2018 N 157/18 ИП Петренко Ф.Б. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, которое заявителем не оспорено.
Доказательств обратного заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
В статье 21 Закона о недрах определено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
В данном случае, как установлено судом, следует из материалов дела и не опровергнуто ИП Петренко Ф.Б., в установленный в уведомлении министерства от 04.12.2018 срок выявленные нарушения, выразившиеся, в том числе, в отсутствии уточненных границ горного отвода (пункта 4.3), устранены не были.
Между тем, как справедливо указано судом первой инстанции с учетом положений статьи 22, части 1 статьи 23.2 Закона о недрах, пользователь не вправе вести работы на участке недр без оформления в установленном порядке уточненных границ горного отвода.
Пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Поскольку ИП Петренко Ф. Б. не исполнил существенное условие лицензии (не оформил уточненные границы горного отвода в соответствии с действующим законодательством), то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что министерство природных ресурсов и экологии Тульской области, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, приказом N 145-о с соблюдением установленной процедуры, правомерно досрочно прекратило право предпринимателя на пользование недрами.
При этом судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что наличие объективных, не зависящих от предпринимателя и находящихся вне сферы его контроля причин, препятствующих исполнению лицензионных обязательств, не установлено и материалами дела не подтверждено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным довод ИП Петренко Ф.Б., о том, что правовых оснований для применения исключительной меры в виде прекращения действия лицензии не имеется.
Довод заявителя о том, что ранее при проверке в 2013 году указанное нарушение не было выявлено, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не опровергает наличие факта данного нарушения и его неустранения в установленный министерством срок.
При этом судом справедливо учтено, что у предпринимателя имелась возможность для соблюдения требований законодательства о недрах, и при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от заявителя, последний обязан был устранить выявленные нарушения в установленный срок, что им не было сделано.
Довод заявителя, продублированный в апелляционной жалобе, о том, что изменения, внесенные в статью 23.2 Закона о недрах в части разработки и согласования технических проектов не могут быть применены в рассматриваемом случае, поскольку технический (рабочий) проект разработки месторождения был подготовлен им и прошел экологическую экспертизу и экспертизу промышленной безопасности еще в 2006 году, правомерно отклонен судом первой инстанции, как основанный на ошибочном толковании норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
При этом судом обоснованно учтено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Согласно пункту 7 статьи 49 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения Правительством Российской Федерации порядка, предусмотренного частью третьей статьи 23.2 Закона, при подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на осуществление работ, связанных с пользованием участками недр, применяются нормативные правовые акты и нормативные технические документы, действующие на день вступления в силу данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5.3.13 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых осуществляет Федеральное агентство по недропользованию.
Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 указанного Положения).
Следовательно, по справедливому суждению суда, вопреки доводам жалобы, обращаясь в Управление Ростехнадзора с заявлением о выдаче документов, определяющих уточненные границы горного отвода, ИП Петренко Ф.Б. должен был согласовать технический проект с органами Федерального агентства по недропользованию.
Между тем, доказательств согласования проекта в указанном порядке, материалы дела не содержат.
При этом судом первой инстанции также правомерно учтены правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определениях от 07.05.2015 N 305-КГ14-6820, от 21.08.2015 N 305-КГ15-10458, о том, что в силу положений статей 20, 21 Закона о недрах единственным возможным последствием неустранения нарушений, указанных в уведомлении, является досрочное прекращение права пользования недрами.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 07.10.2011 N 13 (далее - Положение), министерство природных ресурсов и экологии Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление и контроль в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, обеспечения экологической и радиационной безопасности на территории области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами и распоряжениями губернатора Тульской области, постановлениями и распоряжениями правительства Тульской области, деятельность в этих сферах иных органов исполнительной власти Тульской области.
Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области в области охраны окружающей среды, экологической экспертизы, в сфере водных отношений и недропользования.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 4 Положения министерство природных ресурсов и экологии Тульской области осуществляет в установленном порядке оформление, государственную регистрацию, выдачу, хранение и учет лицензий на пользование участками недр местного значения, внесение изменений и дополнений в выданные лицензии, а также их переоформление.
Подпунктами 5, 10 пункта 5 Положения предусмотрено право министерства природных ресурсов и экологии Тульской области применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации; обращаться в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу части 3 статьи 5 Закона Тульской области от 02.02.1998 N 78-ЗТО "О недропользовании" перечень полномочий органа исполнительной власти области, уполномоченного в сфере недропользования, не является закрытым.
Статьей 20 Закона N 2395-1 предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Проанализировав вышеприведенные нормативные положения во взаимосвязи, суд первой инстанции сделал обоснованное заключение о том, что министерство природных ресурсов и экологии Тульской области является правомочным органом на досрочное прекращение, приостановление или ограничение пользования недрами при наличии негативных условий (нарушение недропользователем существенных условий лицензии).
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приказ министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 06.03.2019 N 145-о "О прекращении права пользования недрами ИП Петренко Ф.Б." является законным, соответствует положениям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 20.08.2019 по делу N А68-3514/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Петренко Федора Борисовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-3514/2019
Истец: Петренко Федор Борисович
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области