г. Челябинск |
|
29 января 2024 г. |
Дело N А76-9748/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Корсаковой М.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.11.2023 по делу N А76-9748/2023.
В судебном заседании принял участие представитель:
Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску - Каримов С.Ф. (доверенность от 15.08.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домоуправ-Стандарт" (далее - заявитель, ООО "УК "Домоуправ-Стандарт", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску (далее - заинтересованное лицо, Управление), о признании недействительным решения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации, выраженного в ответе исх. N 3/226609197419 от 08.12.2022, об обязании отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску устранить допущенные нарушения права и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домоуправ-стандарт" путем предоставления информации на основании запроса исх. N 304 от 16.11.2022 о гражданах, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания в квартирах следующих многоквартирных домов:
г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 38;
г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 38А;
г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 40;
г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 132А;
г. Челябинск, ул. Салавата Юлаева, д. 23;
г. Челябинск, ул. Салавата Юлаева, д. 29;
г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 42;
г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 44;
г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 37А;
г. Челябинск, ул. 40-летия Победы, д. 38;
г. Челябинск, ул. 40-летия Победы, д. 38Б;
г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 134;
г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д. 21;
г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д. 21 А;
г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 33;
г. Челябинск, ул. 40-летия Победы, д. 40А;
г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 110:
г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 116.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску, изложенное в ответе исх. 3/226609197419 от 08.12.2022. Суд обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем предоставления информации на основании запроса исх. N 304 от 16.11.2022 г. о гражданах, зарегистрированных по месту жительства и по месту пребывания в квартирах следующих многоквартирных домов: г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 38; г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 38А; г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 40; г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных д. 132 А; г. Челябинск, ул. Салавата Юлаева, д. 23, г. Челябинск, ул. Салавата Юлаева д. 29, г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 42, г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 44, г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 37А, г. Челябинск, ул. 40-летия Победы, д. 38; г. Челябинск, ул. 40-летия Победы, д. 38 Б; г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 134; г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д. 21; г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, д. 21 А; г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 33; г. Челябинск, ул. 40-летия Победы, д. 40 А; г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 110, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 116. Распределены расходы по уплате государственной пошлины.
Управление, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в силу законодательства о персональных данных оператор персональных данных не вправе раскрывать третьим лицам и распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Решением могут быть затронуты права и интересы третьих лиц, не являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, поскольку запрашиваемые данные могут быть предоставлены и не о собственниках жилых помещений, учитывая, что управляющая компания договор заключает только с собственником помещений. Межведомственное взаимодействие урегулировано нормами Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства". Управление обязано размещать в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) только количественный показатель зарегистрированных в жилых помещениях многоквартирных домов по месту пребывания и по месту жительства граждан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заявителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая компания "Домоуправ-Стандарт" в соответствии с выданной Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N Л045-0148-74/00139936 от 31 марта 2022 г., на основании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах осуществляет управление следующими многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Челябинск, ул. Чичерина, д. 38; д. 38А; д. 40; ул. Братьев Кашириных, д. 132А; ул. Салавата Юлаева, д. 23; д. 29; ул. Чичерина, д. 42; д. 44; д. 37А; ул. 40-летия Победы, д. 38; д. 38Б; ул. Братьев Кашириных, д. 134; ул. 250-летия Челябинска, д. 21; ул. 250-летия Челябинска, д. 21А; ул. Чичерина, д. 33; ул. 40-летия Победы, д. 40А; ул. Братьев Кашириных, д. 110; д. 116.
В целях получения необходимой информации о собственниках и пользователях жилых помещений в многоквартирных домах истец обратился к ответчику с заявлением исх. N 304 от 16.11.2022 (л.д. 14).
Ответчик 08.12.2022 (л.д. 15) направил истцу ответ исх.N 3/226609197419, указав, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами адресно-справочные учеты МВД России формируются по установочным данным граждан (фамилия, имя, отчество), а не по месту регистрации, кроме того, в настоящее время в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере миграции ведение и хранение адресных учетов жилых помещений, сведений о собственниках и лицах, зарегистрированных в жилых помещениях и предоставление указанных сведений на органы внутренних дел не возложено.
Не согласившись с ответом Управления, ООО "УК "Домоуправ-Стандарт" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что осуществляя деятельность по управлению многоквартирными домами на основании соответствующих договоров управления и лицензии, заявитель является оператором персональных данных, поскольку в силу действующего жилищного законодательства он имеет право и обязан осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирными домами, обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.
Заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператором персональных данных является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными (пункт 2 статьи 3 Закон N 152-ФЗ).
Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ).
При этом названной нормой допускается возможность обработки персональных данных в отсутствие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, в том числе в случае если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, а также если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Частями 4, 5 статьи 6 Закона N 152-ФЗ установлено, что лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в число которых входит управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 11 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса.
В силу своих полномочий по управлению многоквартирным домом управляющая организация ведет реестр собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, сбор, обновление и хранение информации о нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных (пункт 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416).
Организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, предоставляет ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида, собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо (пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
При этом в силу абзаца 19 пункта 6 Правил N 354 предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.
Таким образом, осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом, ООО "УК "Домоуправ-Стандарт" является оператором персональных данных, поскольку в силу действующего жилищного законодательства оно имеет право и обязано осуществлять сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также осуществлять обработку полученных персональных данных в целях управления многоквартирным домом обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг гражданам.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.07.2018 N 1810-О указано на то, что пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ, допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе, по предоставлению коммунальных услуг.
В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 17 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (далее - Закон о полиции, Закон N 3-ФЗ) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 17 Закона N 3-ФЗ информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1 предусмотрено, что в целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части 7 статьи 17 Закона о полиции обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
В силу положений части 8 статьи 9 Закона N 152-ФЗ персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 названного Федерального закона.
Пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ в числе случаев обработки персональных данных устанавливает обработку персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 6 и пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства должна размещаться информация о количестве зарегистрированных в жилых помещениях по месту пребывания и по месту жительства граждан. Обязанность по размещению информации в указанной системе возлагается на территориальный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску является территориальным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции на поднадзорной территории.
Таким образом, обязанность по внесению запрашиваемых сведений в ГИС ЖКХ, равно как и по предоставлению указанных сведений возложена на органы миграционного учета (в состав Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску входит отделение по вопросам миграции).
С учетом изложенного, у ООО "УК "Домоуправ-Стандарт", как у управляющей организации многоквартирными домами, должны быть сведения, позволяющие идентифицировать собственников/нанимателей помещений в многоквартирных домах, а также сведения, необходимые для осуществления ООО "УК "Домоуправ-Стандарт" своей уставной деятельности, в частности, исполнения условий договора управления, а также предоставления информации ресурсоснабжающим организациям в целях реализации защиты прав по получению платы за оказанные услуги, соответственно, заявитель имеет право запрашивать и получать сведения, которые являются персональными данными физических лиц.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.11.2023 по делу N А76-9748/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
М.В. Корсакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9748/2023
Истец: ООО "УК "Домоуправ-Стандарт"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ГОРОДУ ЧЕЛЯБИНСКУ