г. Хабаровск |
|
06 февраля 2020 г. |
А04-6545/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пичининой И.Е.
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от УФНС России: Нейман А.Е., представитель по доверенности от 24.05.2019
В Шестой Арбитражный Апелляционный суд явились:
от конкурсного управляющего АО "19 ЦАРЗ" Юсупова Азата Моратовича: Головков С.П., представитель по доверенности от 09.01.2020
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "19 центральный автомобильный ремонтный завод" в лице конкурсного управляющего Юсупова Азата Маратовича
на определение от 14.11.2019
по делу N А04-6545/2017
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Администрации города Белогорска (ИНН 2804004986, ОГРН
1022800711647)
об исключении имущества из конкурсной массы должника,
и по заявлению конкурсного управляющего Юсупова Азата Моратовича
о разрешении разногласий,
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) акционерного общества "19 центральный автомобильный ремонтный завод" (ИНН 2804013941, ОГРН 1092804000310)
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Амурской области обратилось акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее АО "Оборонэнергосбыт", заявитель) с заявлением к акционерному обществу "19 центральный автомобильный ремонтный завод" (далее - АО "19 ЦАРЗ", должник) о признании несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Определением Арбитражного суда Амурской области от 28.07.2017 заявление принято к производству, назначено судебное заседание. Этим же определением к участию в деле привлечена Федеральная налоговая служба в лице Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 01.12.2017 в отношении АО "19 ЦАРЗ" введена процедура, применяемая в деле о несостоятельности (банкротстве), - наблюдение, временным управляющим утвержден Синютин Евгений Владиславович.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 26.03.2018 к участию в деле о банкротстве привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 31.05.2018 (резолютивная часть от 30.05.2018) в отношении должника введена процедура, применяемая в деле о несостоятельности (банкротстве), - конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Синютин Евгений Владиславович.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 30.04.2019 арбитражный управляющий Синютин Е.В. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве) АО "19 ЦАРЗ".
Определением Арбитражного суда Амурской области от 28.05.2019 конкурсным управляющим АО "19 ЦАРЗ" утвержден Юсупов Азат Моратович.
27.08.2019 в Арбитражный суд Амурской области обратилась Администрация города Белогорска с заявлением об исключении из конкурсной массы должника помещения с кадастровым номером 28:02:000310:394, расположенного по адресу: Амурская область, г.Белогорск, ул. Кирова, д. 253.
05.09.2019 в Арбитражный суд Амурской области поступило заявление конкурсного управляющего АО "19 ЦАРЗ" Юсупова А.М. о разрешении разногласий, возникших между участвующими в деле о несостоятельности (банкротстве) должника лицами, по вопросу передачи помещения с кадастровым номером 28:02:000310:394, расположенного по адресу: Амурская область, г.Белогорск, ул. Кирова, д. 253, в пользу Администрации г.Белогорска или его реализации в установленном Законом о банкротстве порядке.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 05.09.2019 заявление Администрации города Белогорска (от 27.08.2019 вх. N 35941) и заявление конкурсного управляющего акционерного общества "19 центральный автомобильный ремонтный завод" Юсупова А.М. (от 05.09.2019 вх. N 37347) объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 14.11.2019 помещение с кадастровым номером 28:02:000310:394, расположенное по адресу: Амурская область, г. Белогорск, ул. Кирова, 253, исключено из конкурсной массы должника, на конкурсного управляющего возложена обязанность передать имущество в пользу Администрации г. Белогорска.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий Юсупов А.М. обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции об отнесении спорного имущества к жилым помещениям ввиду отсутствия правового статуса и доказательств того, что данные помещения относятся к категории "жилых", согласно жилищному законодательству. Также заявитель считает, что акты обследования жилых помещений составлены с нарушением закона и являются недопустимыми доказательствами. Приводит доводы о том, что спорные помещения расположены на территории, где осуществляется производство, имеются перебои с поставками коммунальных ресурсов, что не позволяет сделать вывод о том, что спорное имущество является надлежащим для проживания граждан. Считает, что требование по передаче имущества должника муниципальному образованию, как жилой фонд, причинит вред имущественным правам и законным интересам кредиторов, при том, что соблюдение прав граждан и обеспечение их жильём отнесено к полномочиям администрации и соответствующее бремя не может быть перенесено на кредиторов должника.
Управление ФНС России по Амурской области в отзыве на апелляционную жалобу выразило согласие с доводами заявителя, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация города Белогорска против доводов заявителя возражает, считает судебный акт законным и обоснованным, не подлежащим отмене либо изменению.
В судебном заседании представители конкурсного управляющего поддержали апелляционную жалобу, настаивая на её удовлетворении.
Представитель ФНС РФ выразил согласие с апелляционной жалобой, полагая определение суда подлежащим отмене по изложенным в жалобе основаниям.
Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с главой 34 АПК РФ.
В соответствии со статьёй 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Статьей 131 Закона о банкротстве установлено, что все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество (пункт 2 статьи 131 Закона о банкротстве).
Перечень имущества должника, не подлежащего включению в конкурсную массу, определен в статье 132 Закона о банкротстве.
Социально значимые объекты в составе конкурсной массы подлежат реализации в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве, а в случае не реализации такие социально значимые объекты подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления. При этом жилищный фонд социального использования передается собственнику жилищного фонда (вне зависимости от того, является ли этот собственник муниципальным образованием, субъектом РФ, Российской Федерацией или частным лицом), минуя процедуру реализации на торгах.
В случае если жилищный фонд не является фондом социального использования, соответственно он не подлежит передаче собственнику в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 5 статьи 132 Закона о банкротстве, а реализуется на общих основаниях в составе иного имущества должника на торгах в соответствии со статьей 110 Закона о банкротстве. Если жилищный фонд является фондом социального использования, он подлежит передаче тому собственнику, в чьей собственности он находится (муниципальному образованию только в том случае, если именно муниципальное образование является его собственником).
Согласно пункту 6 статьи 132 Закона о банкротстве передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 статьи 132 Закона о банкротстве, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 39 постановления от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", судам при применении данной нормы следует учитывать, что указанное определение принимается только при наличии разногласий между конкурсным управляющим и собственником жилищного фонда или при отказе последнего принять упомянутое имущество.
То есть, невозможность реализации имущества должника, являющегося социально значимым, влечет необходимость его передачи в муниципальную собственность вне зависимости от наличия или отсутствия каких либо возражений со стороны муниципалитета (конкурсного управляющего).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории муниципального образования город Белогорск расположено нежилое здание административно-хозяйственного корпуса, по адресу: г.Белогорск, ул. Кирова, 253 (кадастровый номер 28:02:000310:300). После проведения технической инвентаризации указанное здание разделено на четыре отдельных нежилых помещения, которые зарегистрированы в управлении Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии как собственность АО "19 Центральный автомобильный ремонтный завод" (входящего в состав Министерства обороны РФ).
В одном из помещений с кадастровым номером 28:02:000310:394 по указанному выше адресу проживают граждане, с которыми руководством завода, начиная с 80-х - 90-х годов, заключались договоры аренды нежилого помещения, но фактически помещения использовались и используются гражданами как жилые. Общее количество проживающих граждан - 39 человек, из которых 6 несовершеннолетние дети. Ряд граждан имеют в занимаемых помещениях регистрацию по месту жительства.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости помещение с кадастровым номером 28:02:000310:394, расположенное по адресу: г.Белогорск, ул. Кирова, 253, является нежилым, имеет три этажа и подвал, общая площадь здания составляет 1 808,6 кв.м, кадастровая стоимость - 47 603 925,49 руб.
В сентябре 2018 года в адрес Администрации г. Белогорск поступило письмо от конкурсного управляющего АО "19 ЦАРЗ" Синютина Е.В. о том, что по состоянию на 05.09.2018 конкурс по продаже имущества не организован, производится оценка имущества должника. Кроме того, управляющий указал, что поскольку в здании по ул. Кирова, д.253 проживают люди, то оно является социально значимым объектом.
Начиная с 2017 года и по настоящее время в адрес Главы муниципального образования г. Белогорск поступают обращения от граждан, проживающих по указанному выше адресу. Суть обращений: отключение электро- и теплоэнергии, неудовлетворительные условия проживания, перспектива выселения.
Муниципальное образование г. Белогорск неоднократно направляло в адрес АО "19 ЦАРЗ" согласие на принятие в муниципальную собственность помещения, расположенного по ул. Кирова, 253.
Водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение здания по ул. Кирова, д. 253 производится от центральных сетей города. Этому способствовала позиция Администрации города, которую руководство завода поставило перед фактом неспособности организовать прохождение отопительного сезона. В сентябре 2017 года МУП "Горэнерго" произвело внеплановое (срочное) подключение объекта, по адресу: ул. Кирова, д.253 к муниципальной котельной "Южная", с гражданами, проживающими по указанному адресу, заключены договоры теплоснабжения. На указанное мероприятие затрачены средства местного и областного бюджетов в размере 39 438,35 рублей и 749 336,25 рублей соответственно.
Кроме того, прокуратура г. Белогорск указывала Администрации г. Белогорск на необходимость принятия мер по обеспечению теплоснабжения здания по ул. Кирова, д.253, в связи с тем, что данное помещение используется для проживания граждан. Также прокурором г. Белогорск указывалось на необходимость осуществления мероприятий по передаче указанного объекта в муниципальную собственность.
Как следует из ответа конкурсного управляющего АО "ЦАРЗ" Синютина Е.В. от 05.09.2018 на запрос Военной прокуратуры Белогорского гарнизона, нормами Закона о банкротстве определен порядок передачи социально-значимых объектов в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления (статья 132). Передаче социально-значимых объектов предшествует конкурс (торги в форме конкурса) по продаже данного имущества, и только после того, как имущество не продано, то оно передается в собственность соответствующего муниципального образования.
Поскольку на сегодняшний день конкурс не организован (до настоящего времени производится оценка имущества должника), то передача имущества в муниципальную собственность состояться не может. Кроме того, поскольку в данном здании зарегистрированы граждане и проживают в нем, то оно является социально значимым и в соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данными в пункте 39 Постановления от 23.07.2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", согласно пункту 6 статьи 132 Закона о банкротстве передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 этой статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий - на основании определения суда в сроки, предусмотренные таким определением. Таким образом, перевод здания, расположенного по адресу г. Белогорск, ул. Кирова, д. 253, в жилое не требуется.
Из письма конкурсного управляющего АО "ЦАРЗ" Синютина Е.В. от 22.11.2018 в адрес Администрации муниципального образования г.Белогорск следует, что на балансе организации банкрота числится объект: здание административно-бытового корпуса, приспособленное под общежитие, расположенное по адресу: г. Белогорск, ул. Кирова, д. 253, в котором в настоящий момент проживают граждане, имеющие регистрацию в нем (8 семей, 13 человек, в том числе 1 несовершеннолетний), а также проживающие на основании договоров аренды (18 семей, 30 человек). В настоящий момент в отношении АО "19 ЦАРЗ" введено частичное ограничение подачи электроэнергии в здания АО "19 ЦАРЗ".
В адрес конкурсного управляющего поступило предложение от Муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений Администрации г. Белогорск", в лице председателя Саржевского Дмитрия Валериевича о заключении Договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом. Заключение данного договора в процедуре конкурсного производства невозможно, поскольку здание является конкурсной массой. В ответ на это конкурсным управляющим предложено рассмотреть вопрос о передаче здания в управление управляющей организации, находящейся в Белогорске, во избежание ситуации оставления людей без света и воды, договор направлен по электронной почте 31.10.2018, однако до настоящего времени ответ в адрес конкурсного управляющего не поступал. Поскольку исходя из данных о прогнозе погоды температура воздуха в г.Белогорске в настоящее время минусовая и в ближайшее время потепления не предвидится, просьба в кратчайшие сроки сообщить о принятом решении.
В 2019 году МКУ "Комитет имущественных отношений Администрации г.Белогорск" в адрес конкурсного управляющего были направлены договоры на передачу помещения в пользование муниципального образования, однако от руководства АО "19 ЦАРЗ" последовал отказ в подписании договоров.
04 июля 2019 г. состоялось собрание кредиторов АО "19 ЦАРЗ", на повестку дня был вынесен вопрос о передаче недвижимого имущества АО "19 ЦАРЗ" в Администрацию города Белогорск, кредиторами принято решение против передачи данного помещения в муниципальную собственность.
09 июля 2019 г. в адрес конкурсного управляющего АО "19 ЦАРЗ" А.М. Юсупова направлено очередное письмо с предложением о передаче в собственность муниципального образования г. Белогорск здания по ул. Кирова, д.253.
16 июля 2019 г. получен отказ конкурсного управляющего АО "19 ЦАРЗ" А.М. Юсупова от передачи в муниципальную собственность здания по ул. Кирова, д.253, при этом муниципалитету предложено самостоятельно решать вопрос с обеспечением граждан жилыми помещениями.
На сегодняшний день торги по продаже имущества - здания общежития, расположенного по ул. Кирова, д. 253 в г.Белогорске, не проведены.
Учитывая, что спорное имущество является социально значимым, на сегодняшний день не продано, имеется необходимость его передачи в муниципальную собственность, поскольку, находясь в процедуре принудительной ликвидации, неплатежеспособный должник утратил возможность исполнять обязанность по содержанию социально значимого объекта, что может повлечь существенное ухудшение его состояния и риск наступления неблагоприятных последствий для граждан, проживающих по ул. Кирова, д.253, Администрация г.Белогорска обратилась в арбитражный суд с заявлением об исключении из конкурсной массы АО "19 ЦАРЗ" здания, расположенного по адресу: г.Белогорск, ул. Кирова, 253, и обязании конкурсного управляющего должником передать социально-значимый объект в собственность муниципального образования г.Белогорск.
Конкурсный управляющий АО "19 ЦАРЗ" Юсупов А.М. обратился в суд с заявлением о разрешении разногласий, возникших между участвующими в деле о несостоятельности (банкротстве) должника лицами, по вопросу передачи помещения с кадастровым номером 28:02:000310:394, расположенного по адресу: Амурская область, г.Белогорск, ул. Кирова, д. 253, в пользу Администрации г.Белогорска или его реализации в установленном Законом о банкротстве порядке.
Руководствуясь пунктами 4, 4.1, 5 статьи 132, статьями 110, 139 Закона о банкротстве, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что спорное имущество должника является социально значимым жилым фондом, что является основанием для исключения имущества из конкурсной массы должника и его передачи муниципальному образованию.
Доводы апелляционной жалобы и отзыва налогового органа сводятся к несогласию с выводами суда ввиду того, что указанные помещения имеют статус нежилых помещений, не предназначены для проживания граждан, а также имеются перебои с поставками коммунальных ресурсов (электроэнергии и теплоснабжения), в связи с чем, указанное имущество не подпадает под критерии социально значимого жилого фонда и должно быть реализовано с торгов в соответствии с пунктами 4, 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве.
Исходя из положений статей 19 и 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования представляет собой совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. К жилищному фонду относится и специализированный жилищный фонд, в том числе жилые помещения в общежитиях.
Пунктом 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен запрет на отчуждение, передачу в аренду, в наем специализированных жилых помещений.
Таким образом, в силу статей 19 и 92 Жилищного кодекса Российской Федерации общежитие относится к специализированному жилищному фонду и подлежит передаче в муниципальную собственность в соответствии с положениями статьи 132 Закона о банкротстве.
Из представленного письма МКУ "Комитет имущественных отношений Администрации города Белогорска" от 09.08.2019 N 4298 следует, что во исполнение решений, принятых на рабочем совещании, состоявшемся 30.07.2019 в министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области, по вопросу решения проблемы 26 семей, проживающих в здании по адресу: г. Белогорск, ул. Кирова, 253, и принадлежащем предприятию банкроту АО "19 Центральный автомобильный ремонтный завод", направляется следующая информация.
Согласно представленным сведениям о гражданах, проживающих в здании, проведен соответствующий анализ, по результатам которого выявлено:
- граждане проживают в 23 помещениях здания, из них: в 20 помещениях проживают на основании договоров аренды нежилого помещения от 01.10.2018 сроком по 01.06.2019, в 3 помещениях проживают без договоров на основании личных заявлений;
- общее количество проживающих граждан - 39 (список граждан прилагается), из них 15 - одиноко проживающие; 8 семей, в составе которых - 18 совершеннолетние граждане и 6 несовершеннолетние дети.
Данные граждане в установленном законодательством порядке малоимущими не признаны, и на учете нуждающихся в жилом помещении в органах местного самоуправления города Белогорск не состоят.
Из материалов дела также следует, что между АО "19 ЦАРЗ" (Арендодатель) и гражданами (Арендаторами) были заключены договоры аренды нежилого помещения, по условиям которых за плату во временное пользование предоставлены нежилые помещения в общежитии, расположенном по адресу: г.Белогорск, ул. Кирова, 253:
1. Подопригора Виктором Владимировичем - помещение общей площадью 22,9 кв.м;
2. Пильтяй Татьяной Владимировной - помещение общей площадью 54,3 кв.м;
3. Кондратюк Татьяной Алексеевной - помещение общей площадью 35,82 кв.м;
4. Грановой Людмилой Григорьевной - помещение общей площадью 38,3 кв.м;
5. Анисимовым Эдуардом Юрьевичем - помещение общей площадью 57,4 кв.м;
6. Беловой Натальей Васильевной - помещение общей площадью 23,1 кв.м;
7. Тамоновой Еленой Геннадьевной - помещение общей площадью 43 кв.м;
8. Тамоновым Игорем Александровичем - помещение общей площадью 22,3 кв.м;
9. Бганцовым Сергеем Николаевичем - помещение общей площадью 53,8 кв.м;
10. Лукьяновой Натальей Вячеславовной - помещение общей площадью 37,2 кв.м;
11. Степаненко Татьяной Викторовной - помещение общей площадью 42,8 кв.м;
12. Зиновьевой Людмилой Викторовной - помещение общей площадью 28,3 кв.м;
13. Носовой Ольгой Викторовной - помещение общей площадью 21,56 кв.м;
14. Древаль Еленой Леонидовной - помещение общей площадью 21,56 кв.м;
15. Балыкиным Александром Сергеевичем - помещение общей площадью 24,08 кв.м;
16. Жилкиной Натальей Михайловной - помещение общей площадью 23,18 кв.м;
17. Михалутиным Александром Владимировичем - помещение площадью 38,48 кв.м;
18. Кокотовым Сергеем Владимировичем - помещение общей площадью 22,58 кв.м;
19. Федерко Надеждой Николаевной - помещение общей площадью 52,38 кв.м;
20. Гавриловым Иваном Ивановичем - помещение общей площадью 23,7 кв.м;
21. Рубанченко Еленой Валерьевной - помещение общей площадью 29,25 кв.м;
22. Бойчук Натальей Александровной - помещение общей площадью 30,21 кв.м.
Согласно Ответу межмуниципального отдела МВД РФ "Белогорский" (на запрос N 3239 от 27.06.2019) в настоящее время по адресно-справочным учетам отдела по вопросам миграции по адресу: г.Белогорск, ул. Кирова, 253 (общежитие) значатся зарегистрированными следующие граждане: Гранова Л.Г. (с 03.07.2009), Анисимов Э.Ю. (с 13.07.1999), Анисимова В.Э. (с 16.05.2013), Анисимова Е.Л. (с 12.11.1998), Анисимова Е.Э., Бганцов С.Н. (с 31.08.1990), Бганцов Д.С. (с 01.03.1993), Бганцова Е.Н. (с 24.08.1993), Тамонова Е.Г. (с 13.05.1992), Тамонов И.А. (с 19.12.2006), Лукьянова Н.В. (с 18.10.1996), Михалутин А.В. (с 04.06.1993). Данная информация также подтверждается копиями паспортов вышеуказанных граждан.
Кроме того, в материалах дела имеется ответ Межмуниципального отдела МВД РФ "Белогорский" (исх. N 35/29/6), направленный по определению суда от 13.09.2019, содержащий сведения о зарегистрированных по адресу: г.Белогорск, ул. Кирова, 253 гражданах, согласно имеющихся учетов ОВМ МО МВД России "Белогорский", из которого следует, что Панченко Д.С., Панченко Е.А., Панченко В.Д. зарегистрированы по месту жительства с 24.04.2014, Киверчук А.А., Киверчук В.А., Киверчук Р.А. зарегистрированы по месту жительства с 29.06.2015, Буданов А.Ш., Буданова О.В. зарегистрированы по месту жительства с 20.05.2016.
В материалы дела также представлены Договоры теплоснабжения, заключенные между ООО "Городские энергетические сети" и вышеперечисленными гражданами, по условиям которых ресурсоснабжающая организация подает потребителю, а потребитель принимает и оплачивает тепловую энергию/теплоноситель для нужд жилого/используемого в качестве жилого помещения, занимаемого потребителем на основании договоров аренды по адресу: г.Белогорск, ул. Кирова 253, с указанием номеров комнат и занимаемой площади.
Начиная с 27.07.2017 от управляющего директора АО "19 ЦАРЗ" Попова А.Ф., от Прокуратуры г.Белогорска поступали письма о том, что на котельной, отапливающей общежитие, в котором проживают 27 семей (47 человек, из них два инвалида и 13 детей дошкольного и школьного возраста), отсутствует топливо, не проводится подготовка оборудования котельной к предстоящему отопительному сезону, в связи с чем Администрацией города Белогорска было принято решение о подключении данного общежития к сетям котельной "Южная" МУП "Городские энергетические сети".
Кроме того, 06.10.2017 между МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск" и ООО "Демос" заключен муниципальный контракт на выполнение неотложных работ по ремонту сетей от котельной "Южная" до общежития АО "19 ЦАРЗ", цена контракта составляет 788 744,60 руб.
Актами обследования жилых помещений общежития, подписанными комиссией в составе пяти человек, в том числе: председателя МКУ "Комитет имущественных отношений Администрации г.Белогорск", начальника МКУ "Правовое управление Администрации г.Белогорск", специалистами отдела жилищных отношений МКУ "Комитет имущественных отношений Администрации г.Белогорск"; а также фотоматериалами подтверждается тот факт, что данные помещения являются благоустроенными, имеющими все необходимые условия для проживания граждан, в частности: для отдыха, учебы детей, приготовления пищи и прочие.
Возражая против указанных актов, представленных в качестве доказательств фактического использования помещений в качестве жилых, конкурсный управляющий ссылается, что данные акты получены с нарушением законодательства, без разрешения собственника и его участия в силу ч. 3 ст. 64 АПК РФ.
Вместе с тем, апелляционной коллегией не установлено нарушений при сборе соответствующих доказательств, так как доступ в помещения осуществлялся органами местного самоуправления при участии арендаторов помещений, проживающих в спорных квартирах.
Представленные акты соответствуют требованиям статей 67, 68 АПК РФ и признаются относимыми и допустимыми для установления объективных обстоятельств обособленного спора.
Таким образом, исходя из представленных в материалы дело доказательств следует, что спорные помещения фактически, в течение длительного времени использовались в качестве места проживания физических лиц, передавались под условиями договоров аренды нежилых помещений, на учёт в качестве жилых помещений не ставились.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).
В свою очередь, предполагая добросовестное поведение от владельцев частного жилого фонда при реализации в условиях рыночных отношений в силу положений статьи 10 ГК РФ, законодательство также предполагает установление гарантий участников жилищных отношений применительно к статьям 3, 4 ЖК РФ, при котором, собственники недвижимого имущества, относящегося и используемого в качестве жилых помещений производят регистрацию и соответствующий учёт имущества в качестве частного жилого фонда в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации".
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713, местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Из материалов дела следует, что граждане, проживающие в спорных помещениях, были зарегистрированы в указанных помещениях как в месте жительства, фактически проживали в них и рассчитывали на гарантии, предусмотренные статьёй 40 Конституции Российской Федерации, статями 3, 4 ЖК РФ, ожидая от должника, государственных и муниципальных органов в период пользования спорного помещения действий по исполнению обязанностей для регистрации и учёту спорных помещений в качестве жилых.
При этом, проживающими лицами обязанности нанимателя жилого помещения соблюдались, в частности, вносились денежные средства в счет оплаты за проживание, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам.
Внесение гражданами денежных средств за проживание в общежитии подтверждается также отчетом конкурсного управляющего Синютина Е.В. о своей деятельности по состоянию на 20.11.2018, в котором содержится информация о внесении в кассу АО "19 ЦАРЗ" от физических лиц денежных средств в сумме 352 465,32 руб.; отчетом конкурсного управляющего АО "19 ЦАРЗ" Юсупова А.М. об использовании денежных средств по состоянию на 18.09.2019, из которого следует, что физическими лицами в кассу внесена оплата за проживание в общежитии в общей сумме 127 376,6 руб.
При этом, исходя из сложившихся правоотношений, следует, что самим должником в предбанкротный период, равно как и временным управляющим, а позднее - и конкурсным управляющим должника - Синютиным Е.В. признавались права граждан как участников жилищных правоотношений, принималась плата за проживание. Также органами муниципальной власти при обеспечении здания коммунальными ресурсами производились действия, свидетельствующие о признании права на жильё указанных лиц в спорных помещениях, органами государственной власти производилась регистрация и учёт граждан в качестве проживающих в спорных помещениях.
Таким образом, непринятие должником мер к учёту спорных помещений в качестве жилых, которые фактически подпадают под законодательно определённые характеристики жилых объектов и расценивались участниками правоотношений и органами муниципальной и государственной власти в качестве жилых, не может повлечь за собой негативные последствия для лиц, со своей стороны добросовестно реализовывавших своё право на жильё и вступавших в правоотношения с целью проживания в спорных помещениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, регулирование прав на жилое помещение должно осуществляться на основе баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников соответствующих правоотношений; в тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь имеют другие, помимо собственника, лица, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении иных лиц, как и обеспечение взаимного учета их интересов, зависит от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора, то есть не исключается необходимость учета особенностей конкретных жизненных ситуаций при разрешении соответствующих гражданских дел (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. N 6-П, от 8 июня 2010 г. N 13-П и определение этого же суда от 3 ноября 2006 г. N 455-О).
Кроме того, часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства.
Согласно преамбуле Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г., ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.
В силу положений статьи 3 Конвенции ООН "О правах ребенка", одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (пункт 1 статьи 27 Конвенции).
Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных этим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних детей, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Таким образом, исходя из приоритета прав на жилище совершеннолетних граждан, добросовестно реализовывавших свои права при вступлении в правоотношений с должником, а также учитывая законные права и интересы проживающих с ними несовершеннолетних лиц, отсутствие формальной регистрации и учёта спорных помещений в качестве жилых не может влечь для указанных лиц негативные последствия.
В связи с чем, апелляционная коллегия, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, соглашается с выводами суда первой инстанции, что спорное имущество по своему характеру является частью жилого фонда и обеспечивает права и гарантии граждан на жильё, в связи с чем, относится к социально-значимому жилому фонду.
При этом, апелляционной коллегией учитывается, что осложнение поставки коммунальных ресурсов в спорные жилые помещения, на что ссылается конкурсный управляющий должника, обусловлено невозможностью должника как собственника здания исполнять обязанности по содержанию имущества в надлежащем состоянии в соответствии с требованиями статьи 210 ГК РФ.
Возражения конкурсного управляющего и УФНС России по Амурской области фактически сводятся к несогласию с оценкой характера правоотношений, сложившихся между гражданами и должником за длительный период времени, производя оценку спорных помещений по формальным признакам регистрационного учёта, без оценки фактического назначения помещений, характера их использования, поведения сторон. Ввиду чего, указанные доводы подлежат отклонению, как противоречащие действующему законодательству и правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации.
При этом апелляционная коллегия учитывает, что положения статьи 132 Закона о банкротстве предполагают скорейшее достижение целей банкротства собственника путём реализации имущества при одновременной охране прав и законных интересов неопределённого круга лиц, являющихся пользователями социально значимого имущества.
В свою очередь, формальный перевод помещений в статус жилых может быть произведён и после их передачи собственнику жилого фонда, что согласуется с разъяснениями в пункте 39 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60.
Таким образом, доводам заявителя жалобы была дана надлежащая и правомерная оценка судом первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судебный акт является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены (изменения) определения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Приостановление исполнения обжалуемого определения подлежит отмене в соответствии со ст. 265.1 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 265.1, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение от 14.11.2019 по делу N А04-6545/2017 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебного акта, принятое определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение одного месяца со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Е. Пичинина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6545/2017
Должник: АО "19 центральный автомобильный ремонтный завод"
Кредитор: АО "Оборонэнергосбыт"
Третье лицо: АО "19 Центральный автомобильный ремонтный завод", АО Спецремонт, Временный управляющий Синютин Е.В., Министерство обороны РФ, АО "Спецремонт", Министерство промышленности и торговли РФ, ПАО "Дальневосточная энергетическая компания", Пенсионный Фонд России, ПФР, Синютин Е.В., Синютин Евгений Владиславович, Союз АУ "СРО СС", СРО "ААУ "Паритет", Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области, Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области, УФРС по Ам.обл., Фонд социального страхования по Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2021 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6094/20
15.12.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5257/20
01.12.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5614/20
25.11.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4990/20
21.10.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4542/20
13.10.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4197/20
21.05.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1014/20
06.02.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7820/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Амурской области N А04-6545/17
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Амурской области N А04-6545/17
15.10.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4768/19
13.08.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2739/19
22.02.2019 Определение Арбитражного суда Амурской области N А04-6545/17
31.05.2018 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-6545/17
05.02.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7438/17
01.12.2017 Определение Арбитражного суда Амурской области N А04-6545/17