г. Челябинск |
|
04 февраля 2020 г. |
Дело N А76-3357/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Скобелкина А.П., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело N А76-3357/2018 Арбитражного суда Челябинской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК МАТРИКС" к Главному управлению лесами Челябинской области, Челябинскому областному бюджетному управлению "Кушакское лесничество", об оспаривании постановления о назначении административного наказания N1 от 25.01.2018.
Общество с ограниченной ответственностью "СК Матрикс" (далее -заявитель, ООО "СК Матрикс", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению лесами Челябинской области (далее - административный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания N 1 от 25.01.2018 о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.05.2018 (резолютивная часть решения объявлена 22.05.2018) в удовлетворении требований отказано.
ООО "СК Матрикс" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО "СК Матрикс" ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что судом не установлено наличие события административного правонарушения и виновность общества в административном правонарушении.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 суд перешел к рассмотрению дела N А76-3357/2018 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи с наличием основания, предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с принятием судом решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле. Этим же определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2018 суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Челябинское областное бюджетное управление "Кунашакское лесничество".
При этом суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в июне 2017 года Челябинским областным бюджетным управление "Кунашакское лесничество" (далее - ЧОБУ "Кунашакское лесничество" проведено плановое патрулирование территории Кунашакского участкового лесничества.
В ходе планового патрулирования обнаружено, что в квартале N 129 часть выделов 58,116 Кунашакского участкового лесничества ЧОБУ "Кунашакское лесничество" на берегу озера Калды Кунашакского района в период 2001-2017 годов, в отсутствие разрешительных документов ООО "СК Матрикс", на территории арендованных участков использовало лесной участок для возведения построек и осуществления коммерческой деятельности посредством организации на данных земельных участках базы отдыха "КоксоХимМонтаж" общей площадью 2,9335 га., тем самым ООО "СК Матрикс" совершило самовольное использование лесного участка для возведения построек (строительства) и других целей без специального разрешения на использование указанного участка, чем причинил ущерб лесам на общую сумму 965 635 руб. 25.01.2018 старшим государственным инспектором в лесничествах и лесопарках Челябинской области по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в присутствии представителя общества Бондаревич О.В., действующей по генеральной доверенности от 02.02.2016, вынесено постановление N1 о привлечении ООО "СК Матрикс" к административной ответственности по статьи 7.9 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.
Между тем, разрешая спор по существу, суд первой инстанции не рассмотрел вопрос о необходимости привлечения к участию в деле ЧОБУ "Кунашакское лесничество", права и интересы которого непосредственно могли или могут быть затронуты судебным актом по настоящему делу с учетом предмета и характера спора, обстоятельств, подлежащих выяснению и оценке.
В силу условий части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Применительно к рассматриваемой ситуации, исходя из условий пункта
39 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, помимо случаев, предусмотренных частью 1
настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе
составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской ли Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье.
Из протокола об административном правонарушении от 11.01.2018 N 21/11 и постановления от 25.01.2018 N 1 следует, что они составлены государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Челябинской области Асадуллиной З.И. и старшим государственным инспектором в лесничествах и лесопарках Челябинской области Жалиловым В.Н. Асадуллина З.И. и Жалилов В.Н. являются сотрудниками ЧОБУ "Кунашакское лесничество", что подтверждается представленными копиями приказов N К-65 от 06.12.2011, N 41 от 19.06.2017.
С учетом указанных разъяснений и принимая во внимание характер рассматриваемых требований, судебным актом по настоящему делу могут быть затронуты, в том числе права и законные интересы ЧОБУ "Кунашакское лесничество", как органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.
Таким образом, участие данного лица в рассмотрении настоящего дела признано судом апелляционной инстанции необходимым условием для обеспечения всесторонности и полноты рассмотрения спора.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене (п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ). Дело рассматривается по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2018 (резолютивная часть определения объявлена 03.10.2018) производство по делу N А76-3357/2018 приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу NА76-21539/2018.
Протокольным определением суда от 28.01.2020 на основании статьи 146 АПК РФ производство по рассмотрению дела возобновлено. Суд принял во внимание, что дело N А76-21539/2018 находится в производстве суда первой инстанции с 07.08.2018, определением суда первой инстанции от 07.11.2018 производство по делу приостановлено, до настоящего времени не возобновлено, с учетом необходимости осуществления судопроизводства в разумные сроки (часть 1 статьи 6.1 АПК РФ) посчитал возможным возобновить производство по настоящему делу.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, проверив уведомление указанных лиц о времени и месте рассмотрения, с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также в отсутствие письменных возражений лиц, участвующих в деле, против рассмотрения по существу, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства на 28.01.2020.
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав и оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в июне 2017 года в ходе планового патрулирования территории Кунашакского участкового лесничества ЧОБУ "Кунашакское лесничество" заместителем государственного лесного инспектора лесничествах и лесопарках Челябинской области Зубаировым В.Р. было обнаружено, что в квартале N 129 часть выделов 58,116 Кунашакского участкового лесничества ЧОБУ "Кунашакское лесничество" на берегу озера Калды Кунашакского района в период 2001-2017 годов, в отсутствие разрешительных документов ООО "СК Матрикс" на территории арендованных участков использовало лесной участок для возведения построек и осуществления коммерческой деятельности посредством организации на данных земельных участках базы отдыха "КоксоХимМонтаж" общей площадью 2,9335 га., тем самым ООО "СК Матрикс" совершил самовольное использование лесного участка для возведения построек (строительства) и других целей без специального разрешения на использование указанного участка, чем причинил ущерб лесам на общую сумму 965 635 руб.
11.01.2018 государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Челябинской области составлен акт о нарушении лесного законодательства (лесонарушении) N 1031/1 (л.д.34).
Уведомлением от 27.12.2017 N 328 общество приглашалось 11.01.2018 для составления протокола об административном правонарушении. Письмо получено ООО "СК Матрикс" 11.01.2018 (л.д.31-32).
По факту выявленного нарушения 11.01.2018 государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Челябинской области в отношении ООО "СК Матрикс" в присутствии представителя Бондаревич О.В., действующей по генеральной доверенности от 02.02.2016, составлен протокол N 21/11 об административном правонарушении по статье 7.9 КоАП РФ (л.д.33).
25.01.2018 государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Челябинской области по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в присутствии представителя общества Бондаревич О.В., действующей по генеральной доверенности от 02.02.2016, вынесено постановление N 1 о привлечении заявителя к административной ответственности по статьи 7.9 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. (л.д.35-38).
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении. В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии со статьёй 7.9 КоАП РФ, самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения является право государственной собственности на леса, а также право лиц, получивших лесные участки в аренду, безвозмездное постоянное (бессрочное) пользование. Сфера действия статьи охватывает деятельность не только лесопользователей, но и иных лиц, которые ведут хозяйственные работы.
Предметом правонарушения являются лесные участки, права пользования ими.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определены с учетом общих положений о проведении лесоустройства, о проектировании лесных участков, включенный в государственный земельный кадастр в результате их государственного кадастрового учета. Объективная сторона данного правонарушения выражается в:
- самовольном занятии лесных участков, т.е. активных действиях, состоящих в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени, других условий. В частности, оно может состоять в эксплуатации ресурсов, удалении лиц, имеющих право там находиться, и т.п.;
- использовании лесного участка без специальных разрешений, т.е. в активных действиях, нарушающих установленные правила использования лесных участков, например в неразрешенном проведении работ по корчеванию; по строительству, т.е. возведению, сооружению (из имеющихся на месте или специально привезенных материалов) жилых построек, сараев, сторожек, сушилен и проч., дорог путем укладывания плит, насыпки гравия, щебня и т.п.; устройству открытых и закрытых складов и т.п..
Исходя из положений статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения (часть 1). Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и названного Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (часть 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации).
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации (статья 9 ЛК РФ в редакции, действовавшей в спорный период).
В силу статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса (часть 1); порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен в статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные, участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;
3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Согласно части 2 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Из материалов дела следует, лесной участок, расположенный в квартале 129 части выделов 58, 116 Кунашакского участкового лесничества ЧОБУ "Кунашакское лесничество" является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 74 АВ 890039 от 21.05.2010, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17.10.2017 с кадастровым номером 74:13:0703005:74 (л.д.22-23, 27-30).
Как видно из схематического чертежа, общество разместило строения на территории лесного фонда. Данное обстоятельство также подтверждается и схемой взаимного расположения земельных участков, представленной административным органом. Схема подписана кадастровым инженером Гузко М.Б. с проставлением печати.
План земель, предоставленных в пользование Челябинскому СМУ треста "Коксохиммонтаж" от 13.03.1969, не содержит сведений о том, какие конкретно земли передаются: лесного или иного фонда.
В свою очередь, ООО "СК Матрикс" каких-либо доказательств о том, что оно правомерно пользуется указанным лесным участком, в материалы дела не представило.
Как следует из материалов дела, 17.10.2017 спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 74:13:0703005:74. Согласно выписке из единого реестра недвижимости от 17.10.2017 категория земельного участка - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для осуществления рекреационной деятельности.
При этом при обращении ООО СК "Матрикс" 13.07.2017 в Главное управление лесами Челябинской области с запросом о необходимости заключения договора аренды спорного земельного участка заявителем получен отказ от 27.07.2017 N 5924 в предоставлении в аренду обществу. Основанием для отказ явился тот факт, что испрашиваемый земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов, и в соответствии с положениями статьи 72, 73 Лесного кодекса Российской Федерации может быть предоставлен только после государственного кадастрового учета и по результатам проведения торгов на право заключение договора аренды.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наличие в действиях (бездействии) заявителя вины исследовано и установлено административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что нашло отражение в оспоренном постановлении.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания его малозначительным.
При указанных обстоятельствах требование ООО СК "Матрикс" о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 1 от 25.01.2018 о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.05.2018 по делу
N А76-3357/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-3357/2018
Истец: ООО "СК МАТРИКС"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Челябинское областное бюджетное управление "Кушакское лесничество"